Закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") одобрили сенаторы 7 июля на 250-м заседании Совета Федерации, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Документом устанавливается, что учредителем "Автодора" выступает Российская Федерация, органами управления госкомпании являются наблюдательный совет, правление и председатель правления. Госкомпания создается в форме специального вида некоммерческой организации, основной целью которой является доверительное управление переданными ей автомобильными дорогами федерального значения.

Основными функциями "Автодора" являются, в частности, осуществление полномочий заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, в том числе капитальном, и содержании автомобильных дорог госкомпании и объектов дорожного сервиса за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников финансирования, а также согласование размещения объектов придорожной инфраструктуры в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог и размещение таких объектов. Кроме того, компания сможет распоряжаться земельными участками в полосах отвода принадлежащих ей дорог с правом извлечения дохода, причем, без возможности их отчуждения.

Всего предполагается передать госкомпании 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км - для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км - для приведения федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние и поэтапного их перевода в режим платной эксплуатации. Автомобильные дороги госкомпании, согласно документу, должны находиться в собственности РФ и не могут быть отчуждены в собственность третьих лиц.

Как сообщил заместитель председателя комитета Совфеда по промышленной политике Сергей Шатиров, госкомпания создается на основе доверительного управления и создаваемые ею автомобильные дороги не будут переходить в ее собственность, а останутся в федеральной собственности. Доходы, получаемые "Автодором", будут направляться только на содержание дорог. "Закон предусматривает беспрецедентно жесткий контроль за расходованием компанией бюджетных средств", - сказал сенатор. Он добавил, что все действия компании осуществляются под жестким контролем правительства. По мнению Шатирова, "Автодор" позволит привлечь в дорожную отрасль до 6 трлн рублей. На 1 бюджетный рубль, направляемый в компанию, можно привлечь до полутора рублей внебюджетных средств, отметил он.

Глава "Росавтодора", заместитель министра транспорта Олег Белозеров подчеркнул, что Минтранс будет участвовать в составлении и одобрении программ компании. Программы эти утверждаются только правительством РФ, что исключает коррупционность закона, заявил Белозеров. Он также отметил, что в "Автодор" будет передано порядка 6 тыс. км дорог, в то время как в "Росавтодоре" остается 44 тыс. км дорог. Эти 6 тыс. км передаваемых дорог будут платными, отметил замминистра. По его словам, мировое банковское сообщество высказывает интерес к российской инфраструктуре. Создание госкомпания явится механизмом по привлечению инвестиционных средств в развитие дорог и регионов, сказал Белозеров. Сенаторы выразили пожелание распространить антикоррупционные принципы, заложенные в законе, также на госкорпорации, создавая там наблюдательные советы и устанавливая подобный контроль за расходованием бюджетных средств.

Вместе с тем накануне комитет Совфеда по промышленной политике рекомендовал палате закон об "Автодоре" отклонить. По словам председателя комитета Валентина Завадникова, значимость дорожной сферы для российской экономики не вызывает сомнений, но у профильного комитета имеется к тексту закона ряд концептуальных замечаний. В частности, сказал он, "Автодор" предназначается для передачи государственных функций негосударственному субъекту вместе с государственным имуществом. "Это значит, что данная некоммерческая организация будет использована для дальнейшего разрушения государственных институтов и присвоения частными лицами государственных полномочий", - отметил Завадников.

Кроме того, по словам Завадникова, положения закона позволяют переводить любые, в том числе уже построенные и эксплуатируемые на бесплатной основе дороги в разряд платных. "Мы не поддерживаем это нововведение, поскольку считаем неправильным повторное взимание платы с граждан за проезд по дороге, построенной за счет уплаченных ими же налогов. Граждане не должны платить дважды за одни и те же дороги", - заявил глава профильного комитета.