Лишь около 12-15% из 187 объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства в Ленинградской области, оказались затронуты волной частных инициатив по возрождению. Приватизация усадебных комплексов разрешена, но предприниматели и просто состоятельные люди не спешат это делать. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества памятников истории и культуры (ВООПиК), генеральный директор Фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис, в Тосненском районе Ленобласти из восьми усадеб-памятников живы три, реально возрождается только одна - Марьино. Год назад она перешла в частные руки.

Справка:

Марьино - родовое имение Строгановых-Голицыных, известное не только дворцово-парковым ансамблем, богатейшей коллекцией художественных произведений, книг и архивных документов, но и личностью владевшей имением Софьи Владимировны Строгановой, урожденной Голицыной, вдовы графа Строганова - героя войны 1812 года. В Санкт-Петербурге у нее был блестящий салон в Строгановском дворце, а имение в Марьине она сделала просто образцовым. Дворец в Марьине построен по проекту архитекторов Андрея Воронихина и Ивана Колодина, церковь в неоготическом стиле по проекту Петра Садовникова и Ивана Колодина. Парк проектировал Адам Менелас. В годы Великой Отечественной войны дворец пострадал - его центр был взорван, восстановительные работы шли с 1959 по 1965 год. Последним хозяином усадьбы был тосненский завод "Сокол", расположивший здесь профилакторий. Дворец ветшал, а парк пришел в запустение.

Новая владелица усадьбы Марьино Галина Степанова сейчас владеет не только домом, но и парком в 28 гектаров и собирается увеличить площадь владения до 50 га, чтобы в границы усадьбы вернулся весь пейзажный парк. Кроме того, по ее словам, готовится проект научной реставрации фасадов усадьбы, внутри здания сделан косметический ремонт, но предполагается реставрация части интерьеров, в подвальном помещении разместится музей. Восемь скульптур львов, украшающих дворец с 1821 года, планируется вскоре увезти на реставрацию. "Я не ставлю точных сроков, когда все это будет сделано, и не могу назвать точной суммы, которая потребуется", - отметила владелица. Галина Степанова также предпочла не разглашать источников поступления средств на возрождение усадьбы, отметив, что эти средства - "от собственного бизнеса, но в какой сфере, я говорить не буду".

Сейчас в западном крыле усадебного дома открыто 15 номеров для проживания разного уровня комфортности, зал для проведения торжеств, ведется реконструкция большой гостиной. Идут работы и в старинном парке - чистится Карпиев пруд перед дворцом, возрождаются уничтоженные каналы, реставрируется мост и каскад.

"У нас работают и волонтеры - студенты Сельскохозяйственной академии из Пушкина и ребята из стран Европы, - отмечает Степанова. - Мы уже готовы принимать не только постояльцев-отдыхающих, но и конференции, встречи, камерные фестивали искусств".

Хранитель дворца Вера Цалобанова показала журналистам предметы, найденные в результате раскопок и работ вокруг дворца: бронзовые детали мебели, керамическая утварь, фрагменты фарфорового сервиза, шведская пуговица - ровесница Столбовского мира. По словам хранительницы, недалеко отсюда швейцарский подданный в XIX столетии организовал сыроварню, сыр пользовался спросом даже в Санкт-Петербурге, в усадьбе работала земледельческая школа и была деревня для молодоженов - все это устроила Софья Строганова. "Мы бы хотели собрать в усадьбе копии всех архивных материалов, некогда хранившиеся здесь, - отмечает Целобанова. - Сейчас эти архивы разрознены и находятся в пятидесяти государственных и частных собраниях - от Москвы и Санкт-Петербурга до Львова и Парижа. Копии Марьинских альбомов из фондов Старого рисунка Государственного Русского музея уже прибыли в усадьбу".

"Судьба усадьбы Марьино - это счастливое исключение из правил", - считает Александр Марголис. Он называл целый ряд безвозвратно погибших усадеб - Котлы, Шапки и другие. "Прошло более пятнадцати лет с тех пор, как я проводил первый семинар для директоров музеев Ленинградской области, посвященный ее туристической привлекательности, - отметил Марголис, - и еще тогда говорил, что область вместе с Санкт-Петербургом могли бы стать самым привлекательным туристическим регионом Восточной Европы за счет своей уникальности. Рядом с Эрмитажем, мостами и белыми ночами блистательной Северной столицей можно увидеть средневековые крепости Ленобласти: единственная на территории России западноевропейская крепость - Выборгский замок, островная - Орешек, древняя столица Руси - Старая Ладога, созвездие фортификационного искусства - Ивангород и Копорье. Кроме того, тут есть замечательные дворянские гнезда - образцы дворцово-паркового искусства; можно устраивать водные туры, и не только на Валаам, но и задействовать маломерные суда, чтобы освоить реки Тосну, Лугу, Сясь, Пашу... Но пока все это остается только мечтами".