Первый зампред "Нафтогаза Украины": "В ЕС сами не знают, чего хотят... Вы понимаете, о чем я говорю?"

Киев, 6 Июля 2009, 13:11 — REGNUM  Первый заместитель председателя "Нафтогаза Украины" Игорь Диденко, в последние месяцы представляющий украинскую сторону на газовых переговорах в Москве и в Брюсселе, дал интервью "Независимой газете", которое издание публикует сегодня. Он, в частности, ответил на следующие вопросы:

Игорь Николаевич, в начале июля в "Газпроме" вы поднимали вопрос о пересмотре подписанных в январе соглашений о поставках и транзите газа?

Мы занимаемся усовершенствованием контрактов ежедневно. Некоторые дополнения уже подписаны, другие находятся в стадии подготовки. Мы не видим ничего сверхъестественного в этой планомерной работе. Речь идет не о переписывании январских соглашений, а о технической шлифовке отдельных положений документов.

Президент Виктор Ющенко сказал "НГ", что принцип симметричности, который следует ввести в газовой сфере межгосударственных отношений, предполагает дополнение контрактов пунктом о санкциях по отношению к российской стороне в случае уменьшения объемов транзита газа, ведь аналогичные штрафы за недобор законтрактованного газа предусмотрены. Вы обсуждали этот вопрос?

Первое: кто вам сказал, что для Украины в этом году нужно меньше газа, чем мы купим? Исходя из экономических и технологических расчетов, нам надо в этом году закупить не меньше 32 миллиардов кубометров газа. Мы закупим. Этот объем вписывается в количественные параметры соглашений, заключенных на 2009 год. В контрактах указан годовой объем покупки на уровне 41 миллиарда кубометров с возможностью некоторого уменьшения. На этом вопрос о штрафах, считаю, закрыт.

Второе. Сейчас "Нафтогаз" и "Газпром" ведут переговоры о том, чтобы зафиксировать объем транзита российского газа по территории Украины на уровне того объема потребления, который указан в контрактах российской компании с ее западными партнерами. Окончательное решение будет принято на уровне руководителей "Нафтогаза" и "Газпрома" Олега Дубины и Алексея Миллера, я же обсуждал вопрос с Александром Медведевым.

Вы понимаете, о чем я говорю? Западные компании подписали с "Газпромом" контракты, в которых зафиксировано минимальное количество покупки российского газа. Мы можем внести этот объем в соглашения о транзите...

Но ведь с начала года объем транзита уменьшился на 43% из-за снижения уровня потребления газа в Европе. Это означает, что "Нафтогаз" недополучает прибыль за транзит?

В последнее время "Газпром" вышел на уровень прокачки больше 300 миллионов кубометров газа в сутки в Европу. Если мы умножим 300 миллионов на 365, то увидим, что по итогам года объем транзита будет на экономически обоснованном уровне. Как российская сторона на всех уровнях признает, что уменьшение украинской стороной объемов покупки газа связано с объективной экономической ситуацией, точно так же мы понимаем, что есть объективная ситуация по объемам газа, который закупают у "Газпрома" европейские потребители и который транспортируется по украинской газотранспортной системе (ГТС).

Обсуждается ли на переговорах в Москве и в Брюсселе вопрос о том, что западные партнеры "Газпрома" могут покупать российский газ на украинско-российской границе, а не на западной границе Украины, как сейчас?

Этот вопрос рассматривался ранее, но решение зависит в первую очередь от "Газпрома" и его западных партнеров. Насколько я знаю, у них подписаны среднесрочные и долгосрочные контракты - до 2015-2020 годов. Схема продажи российского газа на западной границе Украины сложилась еще во времена СССР и по каким-то причинам сохранилась до сих пор. Если европейские покупатели инициируют пересмотр соглашений и доведут дело до внесения изменений в их контракты с "Газпромом", то технически мы готовы к такому решению. "Нафтогазу", по сути, все равно, принадлежит ли транзитный газ "Газпрому" или западным компаниям. Мы в любом случае готовы выступить абсолютно надежным транзитером газа.

Проблема в том, что поступление денег от международного пула, организацией которого сейчас занимается Евросоюз, возможно только осенью, когда закачать необходимые объемы газа в хранилища будет технологически невозможно? Проблема в том, что каждый хочет эгоистически решить свои проблемы за счет кого-то другого... Я не уполномочен сообщать какие-либо иные сведения, кроме тех, которые содержаться в пресс-релизе по итогам состоявшихся 29 июня технических консультаций в Брюсселе. Кстати, консультации могут быть продолжены на этой неделе.

МВФ выдвигает украинской стороне такие же условия, как ЕС, - повышение внутренних цен на газ, четкое размежевание структурных единиц "Нафтогаза", в частности, дочерней структуры, занимающейся транзитом, - компании "Укртрансгаз"? Кстати, чего еще требует ЕС?

Об итогах переговоров с МВФ говорить преждевременно. А в ЕС сами не знают, чего хотят. Как говорят, не нужно пытаться быть святее Папы Римского... На сегодняшний день "Укртрансгаз" работает в режиме отдельного юридического лица, отдельного плательщика налогов со своим директором, печатью, главным бухгалтером и счетами в банках. Это полностью автономное предприятие. Мы с ним находимся в договорных отношениях. Мы утверждаем, что никаких проблем с прозрачностью, которой якобы не хватает с точки зрения ЕС, у нас нет.

Вот еще одно из требований - повысить цены на газ для населения до уровня импортных цен. Это вообще возможно в период кризиса в стране, где 14 миллионов - пенсионеры?

Некоторые украинские политики говорят о том, что часть проблем можно решить, повысив ставку транзита на транспортировку российского газа. Этот вопрос рассматривается?

Я вас прошу, давайте обойдемся без упоминания политиков. Они за наш с вами счет решают свои предвыборные задачи. Мы как хозяйствующий субъект не руководствуемся политическими лозунгами, а работаем в соответствии с подписанными документами. "Нафтогаз" не может внести изменения в контракты в одностороннем порядке, а только по согласию двух сторон. Между "Нафтогазом" и "Газпромом" ежедневно проходит по десять и больше сеансов связи. Кто-то у нас говорит о повышении тарифов, а нам предлагают понизить их: есть встречные аргументы. В целом так: повышение тарифов произойдет автоматически, потому что с 1 января 2010 года вступит в действие формула, по которой цены совершенно точно повысятся.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
В Брюсселе ждут Додона, чтоб показать ему «глубину отношений» Молдавии с ЕС
NB!
18.01.17
Румыния возмущена «неадекватностью» Додона и «дерзким» подарком Путина
NB!
18.01.17
Британские СМИ нашли доказательства подготовки США к войне с Россией
NB!
18.01.17
Генштаб ВС РФ: сирийская армия начала наступление в районе Пальмиры
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
Протесты в Москве: «Диалог — вопрос стабильности самой социальной системы»
NB!
18.01.17
«Без радикальных мер транспортные проблемы Москвы было не решить»
NB!
18.01.17
В Госдуме придумали, как увеличить число мужчин-учителей
NB!
18.01.17
«Нападение на Литву – не теоретическая угроза»
NB!
18.01.17
Итальянские полицейские забывали о штрафе, восхищаясь Путиным
NB!
18.01.17
Россия готова отменить «закон Димы Яковлева» — Матвиенко
NB!
18.01.17
Что московские власти будут делать без рейтинга Путина?
NB!
18.01.17
65% граждан считают Россию передовой и развитой страной: опрос
NB!
18.01.17
Государственная машина Казахстана по производству смыслов
NB!
18.01.17
В России выплачено 22,9 млрд рублей долгов по зарплате
NB!
18.01.17
Песков: Киев сам отказывается от Донбасса
NB!
18.01.17
Обама выпустил на свободу борца за независимость Пуэрто-Рико
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
2017 год. Будет ли положен предел экспансии Турции на Ближнем Востоке?
NB!
18.01.17
Армянский предвыборный пазл
NB!
18.01.17
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
NB!
18.01.17
Эволюция команды Сергея Собянина и московская предвыборная повестка