На 13 июля в Анкаре намечено официальное подписание межгосударственного соглашения о начале строительства газопровода NABUCCO. Подписание такого соглашения, как утверждает агентство Reuters со ссылкой на министра экономики Румынии, планировалось на первые числа июля. Однако его пришлось перенести из-за блиц-визита в Баку президента России Дмитрия Медведева, когда между Россией и Азербайджаном была достигнута договоренность о поставках газа с базового для NABUCCO месторождения "Шах-Дениз-2". Как заявил в ходе этой встречи президент Азербайджана Ильхам Алиев, "будут наращиваться объемы поставок газа в Россию по мере роста добычи".

"Газпром" стал приоритетным покупателем азербайджанского газа. Для России этот вопрос приобретает особую остроту в контексте политики Европы по диверсификации поставщиков энергоресурсов, что выразилось в поступательном воплощении замысла по реализации альтернативного газопровода NABUCCO, так и активизировавшихся переговорах по карабахскому урегулированию.

В этой связи многие европейские эксперты предполагали, что "на Кавказе готовится большой размен": Баку или пытается подключить Москву к проекту NABUCCO, либо от неё "откупиться", чтобы с опорой на дополнительные запасы газа, сыграть в параллельную игру. Теоретически такие суждения имели право на жизнь. Сегодня в интервью Российскому телевидению Ильхам Алиев прямо сказал, что, хотя Азербайджан не будет инвестировать в NABUCCO, он вовсе не отказывается обсудить условия поставок своего газа в будущую трубу NABUCCO. Еще в мае 2008 года, когда ряд стран подписывали с Россией договоры о своем присоединении к проекту газопровода "Южный поток", Турция, получив такое же приглашение, призвала и Россию присоединиться к проекту NABUCCO. Более того, недавно Азербайджан наряду с Египтом, Турцией и Грузией подписал Декларацию по NABUCCO, тогда как Казахстан, Узбекистан и Туркмения отказались ставить свои подписи под этим документом.

В первых числах июля в Москве с рабочими визитами побывали сразу два турецких министра - иностранных дел Ахмед Давитоглу и энергетики Танер Йылдыз. Москва вновь подтвердила приглашение Анкаре принять участие в строительстве "Южного потока" "на любых условиях, о каких она сможет договориться с оператором проекта". Однако согласие Турции на участие в российском проекте могло по сути означать срыв уже готового к подписанию соглашения по NABUCCO.

Определенная ясность в этой интриге наступила чуть позже. Как сообщила турецкая газета Huriyyet, после московских переговоров министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что "Азербайджан никогда не отказывался от участия в NABUCCO, а то соглашение, которое подписал Азербайджан с Россией, "не помешает реализации NABUCCO, так как газ России будет продаваться из других источников". "Мы ждем освоения второй стадии месторождения "Шах-Дениз", которая планируется к 2015-2016 году", - уточнил министр.

В свою очередь, с заявлением выступил пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина (кстати, побывавший на дипломатической службе в Турции). По его словам, вряд ли можно говорить о том, что в перспективе газопроводы "Южный поток" и NABUCCO могут стать единой структурой: "Какой из проектов наиболее экономически целесообразен, какой из проектов более выгоден, какой из проектов более жизнеспособен - это покажет время, и покажут многие факторы".

Но это только часть интриги. Представитель Еврокомиссии Ферран Таррадельяс Эспуни, сообщая о подготовке к подписанию соглашения по NABUCCO, заявлял о готовности поставить свои подписи под этим документом "12 стран-участниц проекта". Но он не перечислил эти страны: "Я не могу комментировать содержание соглашения. Единственное, что могу сказать - его согласовали 11 стран, через которые будет пролегать NABUCCO, а также Турция".

В то же время, по сообщениям других агентств, речь идет пока только о пяти странах - Турции, Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии. Точнее, о шести пайщиках-концернах: австрийском OMV, венгерском MOL, румынском Transgaz, болгарском Bulgargaz, турецком Botas и германском RWE. Неслучайно турецкая газета Akşam пишет о возможном переносе подписания уже объявленного соглашения по NABUCCO.

Проект, оцениваемый в 7,9 миллиарда долларов, предполагает транспортировку природного газа из Каспийского бассейна в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Более того, его пытаются включить в систему уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум.

Главная проблема NABUCCO - отсутствие сырьевой базы. Среди потенциальных источников энергоносителей для проекта называют Азербайджан, Туркмению, Узбекистан, Иран и Ирак. США выступают против участия Ирана, в то же время поддерживают идею транспортировки газа в Европу из Ирака. Поэтому с учетом потенциального выхода из игры прикаспийских стран, Турция, возможно, именно поэтому и не желает отказываться от участия в NABUCCO.

Это - во-первых. Во-вторых, за участие в NABUCCO Анкаре обещано вступление в ЕС. Недавно эту идею поддержал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд, который аргументировал необходимость принять Турцию в ряды ЕС тем, что "Анкара может стать важным транзитным путем для углеводородов с Ближнего Востока и Центральной Азии".

Поэтому заявление Танер Йылдыза о том, что Турция на кавказском направлении "готова подождать 2015-2016 года - до освоения второй стадии месторождения Шах-Дениз" - является логичным.