Администрацию Ленинградской области не удовлетворил проект строительства железнодорожной линии Лосево - Каменногорск, по которой должны пойти грузовые поезда, чтобы освободить направление Санкт-Петербург - Хельсинки для скоростного движения. Об этом пишет сегодня центральная железнодорожная газета РЖД - "Гудок".

"Дорога Лосево - Каменногорск протяжённостью около 65 км - часть проекта организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская у финской границы, - цитирует газета директора ФГУП "Единая группа заказчиков ФАЖТ" Валентин Томашевич. - Чтобы беспрепятственно пропускать пассажирские поезда, нужно перенести грузовое движение на отдельную линию. Она снимет негативное воздействие на окружающую среду, за счёт организации пригородного сообщения улучшит связь между Каменногорском и Сосново. Выборгский и Приозёрский районы получат дополнительные рабочие места. Только штат Октябрьской магистрали увеличится на 539 человек".

По линии Лосево - Каменногорск в порты Высоцк и Приморск должны пойти нефтеналивные и угольные грузы. Проект, который не удовлетворил администрацию Ленинградской области, разработали специалисты ООО "Научно-производственное объединение "ГеоМостПроект", выигравшего в мае открытый конкурс ФАЖТа. И это не первый проект, отвергнутый в области. Как ранее писал "Гудок", региональные власти уже мешали переносу грузового движения на линию Каменногорск - Выборг.

По словам председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре правительства Ленинградской области Леонида Теребнёва, вариант, предложенный "ГеоМостПроектом", отвергнут, поскольку в нём не соблюдены договорённости. По проекту линия в девяти местах пересекает автодороги местного и областного значения, но не предусмотрено строительство двух путепроводов в Выборге и технологических дорог. "Без них я не согласую ни один документ", - сказал Леонид Теребнёв.

По словам генерального директора "ГеоМостПроекта" Михаила Мелешева, вместо путепроводов планируются переезды. Но Леонид Теребнёв уверен, что переезды заблокируют движение автотранспорта. "Необходимо спроектировать путепроводы, чтобы ни один населённый пункт не оказался закрытым. Надо предусмотреть и строительство новых технологических дорог, чтобы не было такого результата, как в Вистино и Усть-Луге, где подрядчики используют местные трассы, возят песок с карьеров и дороги так разбиты, что невозможно организовать автобусное сообщение для населения", - объясняет он свою позицию. Кроме того, Леонид Теребнёв предлагает построить тоннели и путепроводы для миграции диких животных. Лишь после этого проект будет возможно согласовать с администрацией области.

"Нам предстоит долгий путь согласования трассы. Понятно, что будут проблемы: заказчик и подрядчик, например, уже составили график работы, по которому лесополосу на месте строительства надо начать вырубать в середине будущего года. Но мы будем отстаивать позицию Ленинградской области, добиваясь того, чтобы это была железная дорога нового типа", - пообещал Леонид Теребнёв.

Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков поручил создать рабочую группу, которая будет координировать работы по проектированию железнодорожной линии Лосево - Каменногорск. В неё войдут представители федеральных и региональных организаций, профильных комитетов областного правительства, надзорных органов, участвующих в проектировании и строительстве скоростной магистрали.

Между тем, по словам Михаила Мелешева, проект должен пройти главную государственную экспертизу уже в декабре. Он сказал, что авторы готовы заложить в проект строительство подъездных дорог там, где есть возможность, а также ремонт дорог Ленинградской области, которые будут определены как технологические. "Но с учётом сроков, поставленных госзаказчиком, некоторые работы в полном объёме делать нецелесообразно", - говорит Михаил Мелешев.

В департаменте капитального строительства ОАО "РЖД" уверены, что возникшие вопросы будут сняты в рабочем порядке. "Нет никаких оснований сомневаться, что проектирование и строительство пройдут на должном уровне. А то, что не предусмотрены оговорённые ранее технологические дороги и путепроводы, вполне объяснимо. При работах такого масштаба необходимые решения принимаются непосредственно в ходе проектирования, когда становятся известны все сопутствующие детали", - прокомментировал "Гудку" ситуацию начальник департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Алексей Тихонов.

На Октябрьской дороге ждут разрешения проблемы. "Мы свою часть работ по реконструкции существующего хода Санкт-Петербург - Бусловская выполнили, сейчас реконструкция этого участка находится на заключительном этапе. И для нас крайне важно наличие грузовой линии. Ведь запуск первых скоростных поездов планировался на будущий год. А это исключает грузовое движение", - сказал заместитель главного инженера Октябрьской магистрали Станислав Мешалкин.

Комитету по архитектуре и градостроительству Ленобласти предоставлялось четыре технико-экономических обоснования проекта грузового движения. Первый вариант подразумевал строительство третьего дополнительного пути, рассчитанного исключительно для скоростного пассажирского движения на уже существующем участке Санкт-Петербург - Выборг. Второй - прокладка новой линии Сосново - Житково. Грузовые составы в этом случае пошли бы по приозёрскому ходу до Сосново и далее по новой линии на Выборг. По третьему варианту грузовые перевозки отводились на Приморск и Высоцк. И четвёртый вариант, который и был утверждён, предполагал строительство нового железнодорожного участка Лосево - Каменногорск.