В прошлом году в Закавказье постоянно нарастали провокации вокруг Абхазии и Южной Осетии, но политические деятели в Москве и в Европе видели в них не более чем "сезонные стычки". Однако они переросли в полномасштабную войну, и даже последовавшее подписание двух мирных соглашений, при активном участии Евросоюза под председательством Франции, не улучшило положение в регионе: Россия отныне удерживает железной рукой обе республики, - Абхазию и Южную Осетию, - которые, по-видимому, с каждым прошедшим днем обнаруживают, до какой степени признание их независимости одной Москвой превращается в некую вассальную зависимость от желаний России.

Гнев грузин, вопреки ожиданиям Кремля, больше направлен против самой России, чем против президента Саакашвили, несмотря на мнение, широко разделяемое в стране, что глава государства очень плохо действовал в обстановке прошлогоднего кризиса. Россия, как не устают повторять в Москве, "достигла в Грузии всех своих целей" и не собирается никого трогать, но однако продолжает сохранять войска в непосредственной близости от Тбилиси, проявляя тем самым неуважение к собственной подписи под мирным договором. Что же касается Европейского Союза, который под председательством Франции сыграл ключевую роль в мирных переговорах с Москвой, то он, очевидно, не перестает наслаждаться своим новоприобретенным политическим весом и старается игнорировать прискорбную реальность: соглашения, подписанные с европейцами, Москвой совершенно не соблюдаются.

Российские войска до сих пор не вернулись на позиции, занимаемые до начала конфликта, они потворствовали осетинским ополченцам в проведении этнических чисток в отношении грузин, проживавших в Южной Осетии. Целые села были стерты с лица земли, и президент Кокойты неоднократно публично заявлял, что грузинам, находящимся на положении временно перемещенных лиц, никогда не позволят вернуться в Осетию. Это нисколько не смущает Россию, пренебрегающую своими международными обязанностями. Представители Москвы, громогласно критиковавшие не всегда успешные усилия Запада по обеспечению безопасности православных сербов в Косове, проявляют удивительную безучастность, когда речь идет о защите прав другого православного народа - грузин Абхазии и Южной Осетии.

Москва к тому же воспрепятствовала продолжению миссии ООН в Абхазии, воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН. Постоянный представитель России в Нью Йорке Виталий Чуркин заявил, что был вынужден так поступить поскольку "западные партнёры" не проявили ожидаемой Россией гибкости. Однако президент Багапш еще в апреле, в беседе с автором этих строк очень высоко оценил деятельность миссии ООН в Абхазии и безоговорочно высказался в пользу продолжения ее деятельности. По-видимому, его мнение все реже принимается во внимание в Москве. Теперь в Вене наступила очередь миссии ОБСЕ в Грузии, деятельность которой Москва стремится остановить, несмотря на усилия Греции - текущего председателя ОБСЕ - по сохранению этой миссии.

Многосторонние дипломатические усилия России могут лишить Грузию двух наиболее эффективных международных миссий. Какие же интересы преследует Россия, достигшая, как мы помним, "в Грузии всех своих целей", пытаясь довести Грузию до такого дипломатического и гуманитарного вакуума? Миссия наблюдателей Европейского союза скоро останется в этой стране одна-одинешенька и сможет патрулировать дозволенные Кремлем части де-факто "границы" с Южной Осетией, которую Европейский союз, заметим, не признает. Получается, Москва лишает европейских наблюдателей доступа в Южную Осетию и Абхазию, а Европа фактически соглашается со сложившейся ситуацией, хотя и считает её неприемлемой. Зачем России нужно воссоздавать такую взрывоопасную ситуацию в Грузии? Хочет ли она содействовать нестабильности этого региона? И если это так, какие цели она преследует на южном участке своей самой сложной и опасной границы? И если уж Россия неоднократно заявляла, что считает основным источником нестабильности в регионе президента Саакашвили, почему же она выступает за прекращение деятельности двух крупнейших международных миссий - ООН и ОБСЕ, присутствие которых является для него мощным сдерживающим фактором? И насколько случайно созданный усилиями России дипломатический вакуум вокруг Грузии совпал по времени с проведением крупнейших со времен Советского Союза военных учений?

Своими действиями Москва подрывает не только авторитет Николя Саркози, но также и престиж европейских институтов. Париж и Брюссель явно решили все пустить на самотёк, укрывшись за ширмой Женевских переговоров, на которых не происходит ничего, кроме переливания из пустого в порожнее, в то время как обстановка в Закавказье остается взрывоопасной. К сожалению, в таких обстоятельствах не нужно быть пророком, чтобы предположить, что политика умиротворения ценою такого дипломатического унижения не может не привести к новому кризису.

Ален Делетроз, вице-президент Крайсис Груп (Crisis Group) по европейским делам.