Виген Акопян: Ближний Восток в Закавказье

Гагра, 30 июня 2009, 22:39 — REGNUM  

Интенсивность армяно-азербайджанских и армяно-турецких контактов на высшем уровне свидетельствует о том, что процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также переговоры по нормализации отношений между Арменией и Турцией входят в решающую фазу.

Дата возможной развязки может наступить уже в октябре текущего года. К тому времени станет ясно, насколько Турция способна преодолеть давление Азербайджана и открыть границу с Арменией, насколько Азербайджан заинтересован в возврате части своих территорий при условии рассмотрения проблемы статуса Нагорного Карабаха в конструктивном русле, насколько Армения в состоянии удержать внутренний контроль и обеспечить параллельное течение этих двух процессов.

Показателем успеха или провала региональной стратегии примирения станет анонсированный визит президента Армении в Турцию или его отказ от такового. Глава Армении неоднократно и прямо заявлял, что готов пересечь армяно-турецкую границу. Конечно, в том случае, если граница будет к тому времени открыта.

События прошедшей недели ясно показали, что урегулирование нагорно-карабахской проблемы - проблема далеко не региональная, ее глубинные корни затрагивают и интересы США на евразийском континенте, и перспективы расширения влияния ЕС, и ближневосточную проблему, и безопасность Ирана, и военно-политическую безопасность России...

Нервозность сторон карабахского урегулирования нарастала с того самого момента, как статус-кво на Южном Кавказе был нарушен августовским вторжением Грузии в Южную Осетию и жестким военно-дипломатическим ответом России. Вмешательство Турции в переговорный процесс еще больше накалило страсти и стало причиной достаточно резкой азербайджано-турецкой полемики.

Факт подписания внешнеполитическими ведомствами Армении и Турции при посредничестве Швейцарии "дорожной карты" нормализации армяно-турецких отношений полностью изменил характер действий Баку, поскольку именно безоговорочная поддержка позиции Азербайджана со стороны Анкары и беспросветная блокада армяно-турецкой границы создавали предпосылки для длительного и мощного дипломатического и экономического давления на Армению. Разблокирование границы Армении с Турцией рушит многолетнюю стратегию удушения Армении, лишая Азербайджан лимита времени.

Попытки премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана сгладить ситуацию опровержением того совершенно очевидного факта, что в тексте армяно-турецкой "дорожной карты" нет упоминания об Азербайджане, его интересах и Карабахе, вряд ли могут восприниматься всерьез осведомленными политиками в Баку. "Дорожная карта" подписана, и она является документом, фигурирующим в плоскости турецко-американских отношений. Об этом прямо говорит новый министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу: "Взаимоотношения Турции и Армении не ограничиваются Южным Кавказом, но и оказывают влияние на турецко-американские отношения. Это неправильно - наши отношения с Арменией не должны отражаться на наших связях с США". Правильно это или нет, но факт остается фактом.

Активная позиция США в армяно-турецком примирении - очевидна, и с этим Анкаре придется считаться. Итак, развитие армяно-турецкого диалога протекает под усиленным вниманием США и ЕС - и "параллельно" (то есть, не пересекаясь) с процессом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Здесь важно отметить, что США совершенно осознанно разделяют эти две проблемы, поскольку в своем практическом значении для интересов США они никоим образом не взаимосвязаны. Возможность в кратчайшие сроки открыть железнодорожное сообщение между Турцией (страной НАТО, граничащей с Ираком и Ираном) и Арменией, Грузией и Азербайджаном (выход на Каспий и далее в Среднюю Азию и Афганистан) - задача оперативно-стратегическая, а урегулирование карабахской проблемы - политическая, связанная с общими требованиями безопасности на Южном Кавказе. Урегулирование армяно-турецких отношений обязательно повлечет за собой сдвиг в процессе карабахского урегулирования, тогда как их заморозка в среднесрочной перспективе могла привести только к новой войне.

Азербайджан оказался не готов к подобному обороту событий. Впрочем, не готов, скорее, эмоционально. Однако в Баку быстро сориентировались и поймали Турцию, что называется, на противоходе, давая понять, что не будут спокойно смотреть на то, как Анкара решает свои задачи, игнорируя или не в полной мере учитывая интересы своего действительно очень важного союзника. В ход была пущена тактика шантажа. Выход Баку на договоренности с "Газпромом" по поставкам газа (хотя он и пришелся на период спада потребления) ставит под сомнение перспективы загрузки газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, не говоря уже о более масштабных проектах, типа NABUCCO. В свою очередь, Россия, предложившая азербайджанской стороне закупить весь добываемый в Азербайджане газ по европейским ценам еще до кризиса, сегодня, когда возникли серьезнейшие проблемы с оплатой и реализацией газа, законтрактованного в Средней Азии, идет на газовые соглашения с Баку, прежде всего, исходя из долгосрочного политического расчета. Усиление российских позиций в Азербайджане, вне всякого сомнения, поставит в крайне сложные условия Грузию, которая сегодня практически полностью снабжается каспийским газом, а также сводит на нет любые проекты перекачки серьезных объемов газа из каспийского региона на Украину или сразу в Европу в обход России.

В период правления Владимира Путина Россия заложила, а сегодня старается поддерживать инициативную энергетическую политику, прекрасно понимая, что это ключевой элемент влияния, прежде всего, на европейском континенте. В данном контексте даже просто экономическая нейтрализация Азербайджана, как важного поставщика и возможного транзитного звена между Средней Азией и Европой, - задача оперативно-стратегическая, а урегулирование карабахской проблемы - политическая, связанная с общими требованиями безопасности на Южном Кавказе.

После признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россия автоматически и логично перестала рассматривать возможность признания независимости Нагорного Карабаха в инициативном порядке. Стало очевидно, что позиции Москвы в процессе карабахского урегулирования становятся очень осторожными, а инициатива медленно, но верно, прицепом за армяно-турецкой повесткой, переходит к США и ЕС.

Текущая ситуация в переговорном процессе характеризуется чрезвычайно активной работой тройки посредников - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, нарастающей нервозностью Азербайджана, руководитель которого на днях вновь выступил с резкой милитаристской риторикой, а также активными дипломатическими маневрами Еревана. Азербайджан дает понять, что механизм разрешения проблемы, не укладывающийся в его интересы, может быть торпедирован, в том числе и путем возобновления военных действий. Такой подход в принципе противоречит как логике предложенной Турцией "Платформы стабильности и безопасности на Кавказе", так и желанию США как можно скорее добиться прорыва на кавказском направлении с опорой на Турцию. И наоборот, тактика запугивания играет на руку России, которая, будучи отягощенной проблемами с Грузией, предпочла бы держать карабахскую тему в стадии тихой заморозки, тем более в условиях, когда наличие проблемы открывает доступ на газовый рынок Азербайджана.

Таким образом, Азербайджан, может быть, неожиданно для самого себя, переключился с задачи сдерживания российского регионального влияния, опирающегося на Армению, на задачу сдерживания Турции, опирающейся на диалог с Арменией. А Армения также, может быть, неожиданно для себя обнаружила, что её диалог с Турцией автоматически приводит к углублению азербайджано-российского диалога, в том числе и по карабахской проблематике.

Немалое значение в процессе обозначения самостоятельной, самодостаточной и полноценной внешней политической линии Азербайджана был призван сыграть визит в Баку президента Израиля Шимона Переса. "Важно то, что Израиль не опасен. Мы слишком малы, чтобы кого-либо устрашать", заявил Перес в канун визита в Баку, позднее открыто поддержав тезис о территориальной целостности Азербайджана.

Однако, конечно, израильский президент немного слукавил. Стоит хотя бы проследить за теми тектоническими изменениями, которые повлек и еще повлечет за собой визит президента этой "слишком маленькой страны" в регион. Самым незначительным из них, наверное, останется отзыв посла Ирана из Азербайджана. За день до визита в Баку в прессе неожиданно появились откровенности посла Израиля в США Михаэля Орена о проблеме Геноцида армян в Османской Турции 1915 года: "Современные наблюдатели соглашаются с тем, что резня едва ли была связана с войной. Она представляла собой систематически спланированную и реализованную программу уничтожения целого народа. Несомненно, это событие явилось предтечей еврейского Геноцида, осуществленного нацистами 25 лет спустя. Турецкие солдаты превратили целые армянские деревни в реки крови, сжигали людей в горящих церквах или же просто выгоняли в пустыню, обрекая на смерть от жажды. К лету было убито 800.000 армян, бесчисленное количество было принудительно обращено в ислам", - неожиданно признается высокопоставленный израильский дипломат. В Ереване аплодируют этим знакам сопереживания и признания. Но как это может сказаться на деликатной задаче разрешения армяно-турецкой вражды - утверждать пока сложно. Хотя можно и предположить - негативно.

Взаимоотношения между Анкарой и Тель-Авивом в последнее время не отличаются особой теплотой. Стоит хотя бы вспомнить демарш премьер-министра Эрдогана на форуме в Давосе, когда он откровенно резко отчитал того же Переса. "Вы уничтожаете народ", - бросил в лицо Пересу Эрдоган, протестуя против операции Израиля в палестинском Секторе Газа. Многочисленные факты свидетельствуют и о том, что Израиль непосредственно воздействует на внутриполитическую ситуацию в Турции. В частности, в середине мая турецкие спецслужбы через арабский канал "Аль-Джазира" распространили сообщение о том, что израильская разведка "Моссад" имела четкое намерение убить турецкого премьер-министра.

При этом ссылка была сделана на "результаты расследования", которое было осуществлено в связи с деятельностью группировки "Эргенекон", обвиняемой в попытках совершить переворот и свергнуть правительство. О поддержке Израилем влиятельной сети "Эргенекон" сообщали и многие западные СМИ. В данном контексте симптоматична версия о причастности организации "Эргенекон" к убийству командующего ВВС и ПВО министерства обороны Азербайджана Раиля Рзаева. Как констатирует в этой связи эксперт Виктор Якубян, победа радикальной линии "Эргенекона" в Азербайджане и мощная дестабилизация ситуации на Кавказе будет иметь катастрофические последствия для правительства Эрдогана в Турции, поскольку приведет к резкому усилению влияния военных кругов. Отчасти и поэтому политическое руководство Турции пытается всячески нивелировать военный пыл сторон на Кавказе, идя на диалог с Арменией.

Таким образом, визит Переса в Азербайджан - не что иное, как сигнал правительству Турции о возможности Баку активно реагировать на возможные договоренности с Арменией в ущерб Азербайджану, в том числе путем глобальной дестабилизации обстановки в регионе и, вероятно, в самой Турции. В данную логику ложится и тот факт, что едва ли не главной темой переговоров Переса в Баку были вопросы сотрудничества в производстве и поставках оружия, в то время как почти вся сфера военного сотрудничества с Азербайджаном была монополизирована Турцией.

На фоне активного диалога Баку с Москвой и Тель-Авивом, по крайней мере, симптоматично выглядят визиты в Ереван президентов Сирии и Грузии. Приезд в Ереван Башара Асада 18 июня можно было бы считать чистой экзотикой, если бы не его однозначные и смелые заявления по актуальным проблемам. В частности, президент Сирии безоговорочно поддержал процесс армяно-турецкого примирения, более того, подчеркнул, что Дамаск готов "содействовать армяно-турецкому переговорному процессу". По карабахской проблематике Башар Асад выступил и вовсе сенсационно: "Мы уверены, что право на самоопределение народов, а также уважение международных решений и международного права, как и правовая воля, основанная на совместном убеждении в важности диалога, являются достаточной основой для мирного разрешения всех кризисов и конфликтов в мире", - заявил он.

Еще более показательным и острым был диссонанс, возникший после посещения Еревана президентом Грузии Михаилом Саакашвили и молниеносной поездкой президента России Дмитрия Медведева в Баку. В частности, одним из пунктов переговоров Саакашвили в Ереване была проблема открытия важнейшего для армяно-российского транзита КПП "Верхний Ларс" на грузино-российской границе. Очевидно, что эта проблема не может конструктивно обсуждаться без участия представителя России, поскольку, как минимум, имеет прямое отношение к задачам обеспечения безопасности на российском Юге. Более того, на фоне резкого обострения ситуации в Ингушетии (подрывные силы в которой не раз использовали территорию Грузии в качестве своей тыловой базы) очевидно, Москве хотелось бы интенсифицировать запуск "Верхнего Ларса" в самую последнюю очередь.

В Ереване это не могут не понимать... Так зачем же обсуждать этот вопрос с Саакашвили, который начисто лишен возможности диалога с Москвой? В ходе своего насыщенного визита Саакашвили отличился целым рядом антироссийских заявлений, самое характерное из которых было произнесено на его лекции в Ереванском государственном университете (ЕрГУ). "Российская машина плевать хотела на интересы армян", - нравоучительно заявил Саакашвили армянским студентам и профессорско-преподавательскому составу ЕрГУ. За этим последовало награждение президента Грузии государственной наградой Армении - "Орденом Чести". Откровенно говоря, ожидать иных речей от грузинского президента было бы наивно, а потому для армянской стороны, предоставившей трибуну для этих запрограммированных тезисов, не могла стать неожиданностью довольно резкая реакция Москвы по поводу описанных событий. С критикой в адрес Армении выступил практически весь заинтересованный проблемами Армении российский депутатский корпус. Можно, конечно, предположить, что армянская сторона стала жертвой излишней гостеприимности, однако напрашивается и другое предположение. Ереван четко сигнализирует Москве, что выбор между энергетическими приоритетами в Каспийском регионе и военно-политическим влиянием на Южном Кавказе - две различные цели, и они вряд ли могут быть достигнуты одновременно. Чем-то придется обязательно пожертвовать.

Совпавшие по срокам, но различные по политическому содержанию визиты ближневосточных и кавказских противников в Азербайджан и Армению знаменуют новую реальность на этой решающей стадии дипломатического сражения вокруг нагорно-карабахской проблемы. Исход этого сражения для Еревана и Баку может обозначать либо мир, либо новую войну, а для других государств, вовлеченных в этот процесс, либо достижение, либо утрату геополитических позиций. Хотелось бы, чтобы большие геополитические амбиции и умеренное политическое ремесло внешних игроков в этом горячем регионе вновь не привели бы к гибели невинных людей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
«Воздержитесь от поездок» — США предупредили Гватемалу о депортациях
NB!
23.02.17
Пушков о подготовке Порошенко к войне с Россией: «Масштаб не тот»