Судоремонтную базу завода "Красная Кузница" в Архангельске необходимо возрождать, к такому выводу склоняются специалисты, учитывая перспективу более широкого освоения Северного морского пути. Именно Архангельск может и должен стать центром судоремонта, так как все возможности для этого в этом городе имеются.

Необходимость возрождения крупного судоремонтного предприятия является достаточно очевидной - альтернативы ему попросту нет. На "Красной Кузнице" проводился ремонт судов многих типов, начиная от катеров и до крупных судов. На предприятии были доки, которым нет ни альтернативы, ни конкурентов. Государственная судоверфь на берегу реки Соломбалки была создана еще в 1693 году, именно с этого года в Архангельске стал производиться ремонт судов. Сейчас предприятие разделено на три фирмы, и большая часть его производственных помещений сдается в аренду. Это позволяет следить за производственными мощностями, но не позволяет их развивать и наращивать. Для того, чтобы Архангельск действительно стал судостроительным центром, нужно чтобы государство обратило на это внимание. Пока же получается, что ремонтировать суда выгоднее, то есть дешевле, за рубежом, нежели в России.

Актуальность мелкого и крупного судоремонта по-прежнему высока. Предприятие РЭБфлота не сможет полностью заменить "Красную кузницу" - для этого просто не хватит производственных мощностей и собственных доков. Северодвинск рассматривать как альтернативу гражданского судоремонта можно, но все-таки северодвинские предприятия - это, прежде всего, военная площадка. Поэтому вряд ли заказы на ремонт судов дедвейтом до 10 тысяч тонн будут существенной частью работы северодвинских предприятий. А ремонтироваться где-то нужно! Росморпорт - это 4 ледокола, Севгидромет - еще 2 судна, "Архангельской траловый флот" еще как минимум 4 траулера может ремонтировать в Архангельске. Есть и другие судовладельцы, которым также нужны услуги судоремонта.

Работающее ныне на арендуемых площадях "Красной кузницы" предприятие "Оптимист" занимает существенную долю на рынке этих услуг, но выкупить производственные мощности "Красной кузницы" оно не в силах. Причин тому несколько, но главная - зависимость финансового благополучия предприятия от государственных решений. Это предприятие было образовано не так давно и за 17 лет успело зарекомендовать себя, занять серьезную нишу в отрасли судоремонта. Предприятие может производить множество видов работ, и это не только судоремонт, но и даже разработка станков. Но из-за существующей государственной политики в части льгот судовладельцам предприятие может быть поставлено на грань выживания. Проблема с угрозой огромных единовременных выплат предприятиями судоремонтной отрасли до сих пор остается нерешенной, несмотря на то, что предприятия со всей страны неоднократно обращались в Минпромторг России, Правительство РФ и с Федеральное Собрание РФ.

Напомним, после выхода постановления Президиума Арбитражного суда ФР от 25 сентября 2007 года №4566/07 по всей стране налоговыми органами были приняты решения о повсеместном доначислении налога на добавленную стоимость предприятиям судоремонтной отрасли за три года. Неприятный казус случился еще на этапе принятия государственного решения об установлении льгот судовладельцам - им было позволено не платить НДС при проведении ремонтных работ в портах, но точно не было оговорено, касается ли это решение работ только на воде или также и ремонтных работ в доках на судоремонтных заводах, находящихся в портах. С 2002 года судоремонтные предприятия, находящиеся в портах, не взимали НДС, а налоговые органы ежегодно подтверждали правильность действий судоремонтников. Но теперь, после знакового решения суда, Федеральная налоговая служба стала считать применение льгот по отношению к ремонтным работам в доках неправомочным. А предприятиям, ранее не взимавшим НДС, предлагается сперва уплатить НДС за три последних года в государственную казну, а затем попытаться через суд истребовать его с тех предприятий, которые обращались за все эти годы к ним за услугами.

Вопрос о том, как помочь предприятиям судоремонтной отрасли будет рассматриваться Государственной Думой осенью, и если он не будет решен, то неизвестно, каковы будут последствия для отрасли в целом. "Может получиться так, что государство окажется не заинтересованно в развитии отрасли, раз одним махом поставит на грань банкротства тех, кто исправно перечислял налоги и готов это делать дальше", - считает генеральный директор ООО "Оптимист" Павел Герасимов. По его мнению, рассмотрение Госдумой этого вопроса будет ключевым для многих предприятий.

Тем временем судоходные компании находятся в ожидании полной ясности и не размещают заказы на ремонт флота на отечественных верфях. И до тех пор, пока ситуация не разрешится, так или иначе российская судоремонтная отрасль все равно будет терять клиентов, а бюджет - налоги. Выходов из этой ситуации есть два. Первый: применять нулевую ставку НДС ко всем видам ремонта судов, в том числе и военным, начиная с 2002 года. Это позволит предприятиям судоремонтной отрасли, в том числе и военно-промышленного комплекса, применять налоговые вычеты, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности предприятий даже в условиях финансового кризиса. Против этого решения высказывается Минфин РФ, мотивируя это тем, что сократятся доходы федерального бюджета. А второй выход заключается в том, чтобы признать, что для государства вполне нормально сначала предоставить судовладельцам льготу, а затем ее отнять и назначить крайними судоремонтные предприятия. Именно так будет выглядеть предоставление судоремонтникам рассрочек по выплате неожиданно возникших долгов перед государством, о возможном принятии которых уже говорит Минфин.

С точки зрения генерального директора ООО "Оптимист" Павла Герасимова, не нужно пускать вопрос на самотек. "Если сейчас забросить вопросы северов, то позже, когда государство снова обратит взор на Север, понадобится намного больше средств для возрождения предприятий, - говорит он. - Сейчас много говорится об освоении Арктики, о возрождении Северного морского пути. Именно в связи с этим нужно обратить внимание на инфраструктуру морской отрасли на Севере. В Архангельске есть мощности для развития, и "Оптимист" и "Красная кузница" ориентированы на северное судоходство. Государству нужно пользоваться этим для реализации общегосударственных целей и не ставить излишних препятствий на пути развития северных предприятий".