Эксперт: Судоремонтную базу завода "Красная Кузница" в Архангельске необходимо возрождать
Москва, 30 июня, 2009, 07:24 — ИА Регнум. Судоремонтную базу завода "Красная Кузница" в Архангельске необходимо возрождать, к такому выводу склоняются специалисты, учитывая перспективу более широкого освоения Северного морского пути. Именно Архангельск может и должен стать центром судоремонта, так как все возможности для этого в этом городе имеются.
Необходимость возрождения крупного судоремонтного предприятия является достаточно очевидной - альтернативы ему попросту нет. На "Красной Кузнице" проводился ремонт судов многих типов, начиная от катеров и до крупных судов. На предприятии были доки, которым нет ни альтернативы, ни конкурентов. Государственная судоверфь на берегу реки Соломбалки была создана еще в 1693 году, именно с этого года в Архангельске стал производиться ремонт судов. Сейчас предприятие разделено на три фирмы, и большая часть его производственных помещений сдается в аренду. Это позволяет следить за производственными мощностями, но не позволяет их развивать и наращивать. Для того, чтобы Архангельск действительно стал судостроительным центром, нужно чтобы государство обратило на это внимание. Пока же получается, что ремонтировать суда выгоднее, то есть дешевле, за рубежом, нежели в России.
Актуальность мелкого и крупного судоремонта по-прежнему высока. Предприятие РЭБфлота не сможет полностью заменить "Красную кузницу" - для этого просто не хватит производственных мощностей и собственных доков. Северодвинск рассматривать как альтернативу гражданского судоремонта можно, но все-таки северодвинские предприятия - это, прежде всего, военная площадка. Поэтому вряд ли заказы на ремонт судов дедвейтом до 10 тысяч тонн будут существенной частью работы северодвинских предприятий. А ремонтироваться где-то нужно!
Работающее ныне на арендуемых площадях "Красной кузницы" предприятие "Оптимист" занимает существенную долю на рынке этих услуг, но выкупить производственные мощности "Красной кузницы" оно не в силах. Причин тому несколько, но главная - зависимость финансового благополучия предприятия от государственных решений. Это предприятие было образовано не так давно и за 17 лет успело зарекомендовать себя, занять серьезную нишу в отрасли судоремонта. Предприятие может производить множество видов работ, и это не только судоремонт, но и даже разработка станков. Но из-за существующей государственной политики в части льгот судовладельцам предприятие может быть поставлено на грань выживания. Проблема с угрозой огромных единовременных выплат предприятиями судоремонтной отрасли до сих пор остается нерешенной, несмотря на то, что предприятия со всей страны неоднократно обращались в Минпромторг России,
Напомним, после выхода постановления Президиума Арбитражного суда ФР от 25 сентября 2007 года №4566/07 по всей стране налоговыми органами были приняты решения о повсеместном доначислении налога на добавленную стоимость предприятиям судоремонтной отрасли за три года. Неприятный казус случился еще на этапе принятия государственного решения об установлении льгот судовладельцам - им было позволено не платить НДС при проведении ремонтных работ в портах, но точно не было оговорено, касается ли это решение работ только на воде или также и ремонтных работ в доках на судоремонтных заводах, находящихся в портах. С 2002 года судоремонтные предприятия, находящиеся в портах, не взимали НДС, а налоговые органы ежегодно подтверждали правильность действий судоремонтников. Но теперь, после знакового решения суда, Федеральная налоговая служба стала считать применение льгот по отношению к ремонтным работам в доках неправомочным. А предприятиям, ранее не взимавшим НДС, предлагается сперва уплатить НДС за три последних года в государственную казну, а затем попытаться через суд истребовать его с тех предприятий, которые обращались за все эти годы к ним за услугами.
Вопрос о том, как помочь предприятиям судоремонтной отрасли будет рассматриваться
Тем временем судоходные компании находятся в ожидании полной ясности и не размещают заказы на ремонт флота на отечественных верфях. И до тех пор, пока ситуация не разрешится, так или иначе российская судоремонтная отрасль все равно будет терять клиентов, а бюджет - налоги. Выходов из этой ситуации есть два. Первый: применять нулевую ставку НДС ко всем видам ремонта судов, в том числе и военным, начиная с 2002 года. Это позволит предприятиям судоремонтной отрасли, в том числе и военно-промышленного комплекса, применять налоговые вычеты, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности предприятий даже в условиях финансового кризиса. Против этого решения высказывается Минфин РФ, мотивируя это тем, что сократятся доходы федерального бюджета. А второй выход заключается в том, чтобы признать, что для государства вполне нормально сначала предоставить судовладельцам льготу, а затем ее отнять и назначить крайними судоремонтные предприятия. Именно так будет выглядеть предоставление судоремонтникам рассрочек по выплате неожиданно возникших долгов перед государством, о возможном принятии которых уже говорит Минфин.
С точки зрения генерального директора ООО "Оптимист"