Четвертые, заключительные публичные слушания по отчету правительства Красноярского края об исполнении регионального бюджета за 2008 год прошли в Назарово при большом стечении публики. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости 29 июня в пресс-службе Законодательного Собрания края, представители западной группы районов края благосклонно встретили доклады министров правительства края о том, каким был бюджет в прошлом году.

В слушаниях принимали участие первый заместитель председателя Законодательного Собрания края Валерий Семенов, заместитель председателя правительства Михаил Котюков, министры экономики, строительства, здравоохранения, образования, депутаты Законодательного собрания края, руководители Счетной палаты.

Министр финансов Михаил Котюков несколько изменил формат отчета. Поскольку технические данные по исполнению бюджета за 2008 год широко известны, министр заострил внимание на проблемах, которые возникли в конце прошлого года и будут оказывать влияние на бюджет нынешнего и 2010 годов. Главная проблема, которая может проявиться в ближайшее время, напрямую следует из успешного выполнения бюджета по доходам (122 989 971,7 тысяч рублей, с профицитом 5 651 831,6 тысяч). При резком снижении цен на сырье, предприятия продолжали исправно платить налоги, в том числе - авансом. Таким образом в бюджете оказалось около 10 млрд авансовых платежей, которые нужно возвращать, в той или иной форме.

Министр финансов также отметил, что с октября прошлого года начала расти налоговая задолженность предприятий, долги муниципальных образований, задолженность по заработной плате. Сами по себе долги не столь трагичны, однако тенденция настораживает. С одной стороны, в годы финансового благополучия основным источником доходов краевого бюджета был налог на прибыль. После того, как источник этот иссяк, ключевым стал налог на доходы физических лиц. Физические лица могут платить налоги, когда они получают зарплату. Очевидно, что сейчас и на федеральном, и на региональном уровне самой актуальной стала тема поддержания уровня доходов населения. Предприятия ориентируются на то, что долг по зарплате - первоочередной. Как идеология, это сомнений не вызывает, однако на практике подход должен быть избирательным. Если предприятие способно единовременно отдать все долги по зарплате, а после этого закрыться навсегда - это плохой способ решения проблем.

Заместитель председателя Счетной палаты Красноярского края Виктор Астраханцев представил заключение экспертов на отчет правительства. Характеризуя общеэкономическую ситуацию, которой заканчивался год предыдущий и начался нынешний, Астраханцев ограничился одним словом - "неопределенность". Отмечая положительные тенденции по основным бюджетным характеристикам, аудиторы Счетной палаты отметили не то чтобы недостатки, но системные тенденции, которые могут в дальнейшем сыграть негативную роль. В качестве ключевых можно назвать, например, отсутствие схемы территориального планирования - при том, что централизация средств на уровне края возрастает. Что, впрочем, есть отражение федеральной политик в сфере финансов. Как неизбежное следствие - у муниципальных образований нет особой надобности в развитии собственной доходной базы. Точно также, как и у дотационных регионов в России, которые в нынешнем году имеют даже значительные преимущества перед территориями-донорами, которые большинстве своем донорами быть перестали.

В плане совершенствования бюджетных отношений министр финансов отметил, что как раз районы и города западного округа являются лидерами, получая гранты как краевые, таки и федеральные. Ачинск, Назарово, Шарыпово, Боготол, Новоселово отмечены как наиболее эффективные территории в сфере управления финансами.

В целом отчет правительства об исполнении бюджета в 2008 году признан удовлетворительным, депутатам Законодательного Собрания предложено принять его на ближайшей сессии.