В Новороссийске в очередной раз возобновлена работа городской временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) по укреплению бюджетно-финансовой дисциплины. Новая власть взялась за старых должников бюджета с энтузиазмом и давно невиданной решительностью.

Никогда за годы существования в городе периодически умирающей и воскресающей ВЧК состав присутствующих на заседании не был столь впечатляющим - сразу несколько замов главы, первые лица практически всех силовых и финансовых структур.

Комиссия, состоящая в основном из новых чиновников, с любопытством смотрела на должников со стажем, а те - на комиссию. Первые строго спрашивали, вторые бодро обещали. Верилось, что теперь-то уж точно дело сдвинется с мертвой точки и миллионы рублей недоимки поступят в распоряжение города. И только у аккуратно посещающих подобные заседания начальника Федерального казначейства Владимира Гузенко и начальника ДФБК Любови Заритовской> в голосе слышался здоровый скепсис - уж столько раз все это было, а долги и ныне там.

Например, "Абрау-Дюрсо" вызывали на ковер то ли восемь, то ли десять раз. К чему пришли? Сегодня, оказывается, "Абрау" в Новороссийске стало аж четыре! Старое ЗАО "Агрофирма "Абрау-Дюрсо" (несколько шагов до банкротства), еще какое-то "Шато-Абрау", которое уже строит новый винзавод (ему кислород, говорят, перекрыли, потому что незаконно), недавно созданное КГУП (у него все затратное сельское хозяйство) и новое ЗАО (самый главный должник).

Разобраться во всем этом удивительном многообразии мудрено даже тем, кто пристально отслеживает всю ситуацию с самого начала. Похоже, заплутала и комиссия. Кто кому должен, кто будет отдавать, кто во всем виноват и за что спрашивать с очередного главы хозяйства?

На последнего - Федора Лянко, до марта возглавлявшего "Кубаньвино" и пользующегося в среде виноделов и виноторговцев большим уважением, надежды много. Он обещает хозяйству, поселку и городу немало. Суть программы - брать большие кредиты на оборотные средства, переоснащение, рекламные кампании и возрождать "родину советского шампанского".

Комиссия, заседание которой вел заместитель главы города по экономике Александр Метелица, не размякла от нарисованных перспектив и настояла на том, чтоб руководители Абрау взяли на себя конкретные обязательства по погашению долга перед бюджетом. Еще решили спросить с собственника КГУП - края, пусть поможет не политическими решениями, а материально, это же его предприятие, а также всячески способствовать объединению КГУП и ЗАО опять в единое предприятие.

Позиция старой и новой ВЧК по многим вопросам расходится принципиально. Раньше кураторы экономического направления были склонны считать, что с местными неплательщиками особо нервы портить не стоит, ведь в городскую казну они должны копейки, куда больше - краю и Федерации, там пусть и чешутся.

Сегодня отношение с точностью до наоборот - важно вернуть даже самую малость и нечего миндальничать, рычагов воздействия на непонятливых сколько угодно. В прошлые годы процедура банкротства была лучшим способом оздоровить предприятие, считалась чуть ли не подарком судьбы для лежачих производств. Теперь банкротством пугают, прекрасно отдавая себе отчет, что в нынешних экономических реалиях это верная смерть предприятия.

Именно банкротством пригрозили ОАО "Прибой". И вообще впервые по этому предприятию вопрос был поставлен довольно жестко: сделать завод сборщиком арендной платы и малым предприятием по выпуску непонятно кому нужных приборов - преступление.

Как сказал Александр Метелица, мало кто в городе обладает таким потенциалом. И судя по всему, никакого развития, никакого инвестора руководству предприятия не нужно, ему и так хорошо и тепло.

Еще более неожиданный поворот в разговоре сделал заместитель главы города Сергей Ечкалов. Он предложил рассмотреть целесообразность существования этого завода, который только место занимает, мешает городу развиваться и денег в казну не платит.

Не обещали пощады и строительному управлению, ремонтирующему объекты военно-морской базы. Долги у них приличные, к тому же близка перспектива акционирования. А схема, когда должник меняет вывеску и забывает об обязательствах, в Новороссийске давно обкатана. Хотели снять стружку и со знатного должника, каким является трест-12. Но выяснилось, что арбитражного управляющего банкрота, анапчанина Мусаэляна, распродающего богатое наследие предприятия, давно и безуспешно ищут. И когда найдут - неизвестно.