Первый заместитель главы администрации президента России Дмитрия Медведева, практический руководитель внутренней политики государства, Владислав Сурков посетил Башкирию, президент которой Муртаза Рахимов увенчал своё длительное противостояние внутренней политике федерального центра скандальным выступлением против федеративной практики и партии "Единая Россия" - единственным в последнее время инструментом легитимности власти президента Башкирии.

Таким образом, президент Башкирии, не создавший в республике системы преемственности власти, с трудом противостоящий обвинениям в клановости и семейственности в политике и экономике, скандалам в правоохранительных органах республики, рискованном заигрывании с радикальными националистами и прямом их использовании в борьбе против федерального центра, стал в центре внимания политического класса России. За судьбой Муртазы Рахимова следили все: победит его антифедеральная фронда - под вопросом окажется эффективность федералистской политики нового президента России Дмитрия Медведева, станет фактом новая победа, реванш старых региональных феодалов, создающих гремучую смесь конфликтного национализма и локального протекционизма. Проиграет - реальностью станет угроза "национальной карты" в Башкирии, где треть населения составляют башкиры, треть - татары, треть - русские.

Приезд Суркова в Башкирию снял многие вопросы: рука центра крепка, президент Башкирии добился к себе особого внимания, общественного конфликта нет. Антифедеральная фронда Рахимова, претендующая восстановить "личную унию" главы национальной республики и президента России, уничтожив инстанцию "партии власти" во главе с премьером Путиным, линия на "сдерживание" Рахимова силами молодых партократов "Единой России", - весь набор исходных позиций в политическом торге был реализован. Сурков лично зафиксировал его результат: Кремль простил Рахимова. Пока.

Локальные попытки башкирских партийцев Рахимова вытребовать у Суркова "крови" федерального партократа Андрея Исаева были резко пресечены, усилия антирахимовской оппозиции оседлать его конфликт с центром - также были публично аннигилированы Сурковым.

Это не значит, что Сурков перестал быть Сурковым, а Рахимов - Рахимовым. Это лишь говорит о том, что повестка дня дальнейших событий в Башкирии и сама судьба её президента будут определяться не в рамках политического торга, а в графике, который устанавливается в Москве.