"Мировой финансовый кризис ударил по подписной кампании в Татарстане на второе полугодие 2009 года", - с таким сообщением выступила в официальных СМИ республики заместитель начальника отдела подписки ФГУП УПС "Татарстан почтасы" Лидия Николаева.

Как заявила Николаева ИА "Татар-информ", "несмотря на все усилия сотрудников "Татарстан почтасы" пока итоги подписки неутешительные". Кампания завершается уже 30 июня, но от подписки отказываются сейчас все - и физические лица, и организации. Что касается физических лиц, то последней надеждой почтовиков были пенсионеры, даже в трудные времена пытавшиеся заплатить за доставку одной - двух газет. Однако в нынешних условиях "это уже не спасает, а молодежь вообще ничего не читает, либо пользуется интернетом".

В отношении организаций, а конкретно - министерства культуры РТ, ранее всегда централизованно закупавшего республиканские СМИ для библиотечной сети, ситуация остается неопределенной: договор на второе полугодие 2009 года еще не подписан. И удастся ли его заключить до 30 июня, тоже неизвестно - у министерства нет денег.

Тревога чиновников из "Татарстан-почтасы" совершенно понятна. Однако, что касается причин провала подписной кампании, то прежде чем обвинять мировой финансовый кризис, можно было бы задуматься над более простыми вещами. По состоянию на 1 января 2009 года в Татарстане было зарегистрировано 968 печатных СМИ. И практически все они подконтрольны местным властям - на газетном рынке республики можно насчитать от силы десяток изданий, пытающихся донести до читателей объективную информацию, а не перепечатывать пресс-релизы различных ведомств и официальные сообщения того же агентства "Татар-информ".

Кроме того, в Татарии есть государственный монополист на медиа-рынке ОАО "Татмедиа", в которое входят 146 предприятий, в том числе 86 печатных СМИ с общим тиражом 464 тысячи экземпляров, 24 теле- и 13 радиокомпаний. В кризисный период политика "Татмедиа" приобрела свои особенности. Как заявил в марте генеральный директор Марат Муратов, он поставил задачу для всех СМИ холдинга - увеличить долю рекламы в доходах с 33 до 60%. Кроме того, со времен своего создания в 2003 году "Татмедиа" не скрывает своих главных целей - формировать "позитивный имидж республики".

Чем это оборачивается на самом деле, нетрудно увидеть - население республики, которое даже в самые трудные времена не отказывалось от информации (достаточно вспомнить читательский бум в начале 1990-х), начинает голосовать рублем за качество контента. Точнее, той макулатуры, в которой нет ничего, кроме рекламы, сводок пресс-служб и панегириков в адрес мудрого руководства. И в этом смысле дна у мирового финансового кризиса в Татарстане пока не видно.