Правительство РФ намерено создать дополнительные механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, законопроект "О проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций) правительство внесло в Государственную думу РФ 17 июня. Законопроект предусматривает введение общепризнанных механизмов, основанных на институте "представителя владельцев облигаций" - он должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением эмитентом облигаций своих обязательств и институте "общего собрания владельцев облигаций", который направлен на выработку владельцами облигаций единого решения по вопросам, связанным с исполнением обязательств по облигациям.

Законопроект также предусматривает введение механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций. В частности, устанавливается процедура досрочного погашения облигаций как по усмотрению эмитента, так и по требованию владельцев облигаций.

Проект федерального закона определяет, что в решении о выпуске облигаций, предусматривающих возможность их досрочного погашения, должны быть определены сумма (порядок определения суммы), выплачиваемая по каждой облигации при досрочном погашении, а также порядок такого погашения. При этом устанавливаются требования в части определения суммы, выплачиваемой при досрочном погашении по усмотрению эмитента, а также при досрочном погашении по требованию владельцев облигаций в случаях, когда право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения возникает в силу закона.

Для того, чтобы исключить злоупотребления при досрочном погашении, а также обеспечения равенства прав всех владельцев облигаций при досрочном погашении облигаций закрепляется обязанность эмитента выплачивать соответствующие суммы только после окончания срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о досрочном погашении облигаций, а в случае невозможности исполнения в полном объеме обязательств, связанных с досрочным погашением облигаций, перед всеми владельцами облигаций, заявившими соответствующие требования, эмитент обязывается исполнять такие обязательства пропорционально заявленным требованиям. Такой подход, по мнению правительства, позволит исключить случаи, когда отдельные владельцы облигаций получают выплаты в полном объеме, в то время как остальные владельцы облигаций получают выплаты лишь частично, либо вообще не получают ничего.

Для обеспечения единого подхода в отношении всех владельцев облигаций законопроектом устанавливаются особенности предъявления владельцами облигаций самостоятельных требований к эмитенту в случаях, когда назначен (избран) представитель владельцев облигаций или по соответствующему вопросу принято решение общим собранием владельцев облигаций. Предлагается дифференцированный подход в части назначения (избрания) представителя владельцев облигаций в зависимости от того, является ли публичным размещение облигаций. Так, обязательным является назначение представителя владельцев облигаций только в случае публичного размещения облигаций (размещения облигаций путем открытой подписки). В иных случаях эмитент или владельцы облигаций сами вправе принять решение о целесообразности назначения (выбора) представителя владельцев облигаций.

Проектом федерального закона устанавливаются требования к лицам, осуществляющим функции представителя владельцев облигаций, порядок замены представителя облигаций и оплаты его услуг, а также определяются права и обязанности указанного лица, его ответственность перед владельцами облигаций. Поскольку в части облигаций с ипотечным покрытием функции, аналогичные функциям представителя владельцев облигаций, осуществляет специализированный депозитарий ипотечного покрытия, соответствующие положения законопроекта не распространяются на облигации с ипотечным покрытием.

В связи с введением института "общего собрания владельцев облигаций" законопроектом устанавливаются общие требования к порядку его подготовки, созыва и проведения. Так общее собрание владельцев облигаций может быть созвано эмитентом на основании его собственной инициативы, требования представителя владельцев облигаций, а также лица (лиц), являющегося владельцем не менее чем 10% находящихся в обращении облигаций.

Учитывая особый порядок учета прав на документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованных хранением, законопроектом предусматривается специальный порядок направления сообщения о проведении общего собрания владельцев облигаций и бюллетеней для голосования владельцам облигаций. Порядок предусматривает направление указанных документов владельцам облигаций через депозитарий, осуществляющий централизованное хранение указанных облигаций.

Решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. В случае принятия общим собранием владельцев облигаций соответствующего решения самостоятельные требования владельцев облигаций подлежат удовлетворению только в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом.

В связи с введением института "общего собрания владельцев облигаций" законопроектом вносятся необходимые изменения в нормы о порядке обращения взыскания на имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, и предъявления требований поручителю или гаранту по облигациям, исполнение обязательств по которым обеспечивается поручительством или гарантией.

Поскольку общее собрание владельцев облигаций вправе согласовать эмитенту изменения в решение о выпуске облигаций, которые позволят урегулировать возникшие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций, а также учитывая необходимость внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг в ряде иных случаев, проектом федерального закона вводится процедура внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг.

Проект федерального закона включает в себя также переходные положения, позволяющие в отдельных случаях применить нормы законопроекта к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Эти положения, в частности, позволят проводить общие собрания владельцев облигаций и при необходимости вносить изменения в решение о выпуске облигаций и в части облигаций, решение о выпуске которых зарегистрировано ранее - до введения законопроекта в действие.

В правительстве обеспокоены тем, что по мере увеличения количества эмитентов и выхода на рынок все новых заемщиков происходит снижение кредитного качества обращающихся на нем долговых ценных бумаг, что существенно увеличивает риски потенциальных дефолтов и неисполнения эмитентами обязательств перед владельцами облигаций. "Особенно остро этот вопрос может встать сейчас в связи с международным финансовым кризисом, следствием которого является утрата значительным числом российских компаний возможности рефинансирования", отмечается в пояснительной записке к законопроекту.