"Капитализм по-русски".

(Время_МН 20.05.03. А.Хохлов)

Тысяча уволенных горняков осталась без средств к существованию.

В середине мая в администрации Красноярского края собралась на заседание комиссия по соблюдению трудового законодательства, возглавляемая вице-губернатором Львом Кузнецовым. Поводом для разговора стала тяжелая ситуация в коллективе Березовского угольного разреза, которым владеет СУЭК - Сибирская угольно-энергетическая компания, входящая в финансово-промышленную группу МДМ. Как считают краевые власти, собственники крупнейшего в России топливного узла игнорируют социальные проблемы горняков и города Шарыпово в целом.

Президент СУЭК Олег Ми-севра еще в конце прошлого года объявил об "оптимизации" кадрового состава трех угольных разрезов, что в переводе на нормальный язык означает: коллективы будут безжалостно сокращены. Березовский принял на себя самый тяжелый удар: из трех с половиной тысяч работающих ушли уже 1100, и на днях увольняются еще 150 человек.

Чтобы амортизировать социальный стресс, менеджеры СУЭК несколько месяцев назад объявили о создании за счет своей фирмы так называемого стабилизационного фонда. Дело в том, что по Кодексу законов о труде уволенному по причине "оптимизации" два месяца должны платить пособие в размере среднемесячного заработка, который высчитывается за последний год. И вот на этой комиссии председатель профсоюзного комитета Березовского разреза Олег Исянов заявил, что процесс сокращения рабочих проходит с нарушениями. Большинству сокращенных работников до сих пор не выплачена обещанная компенсация.

Ему ответил управляющий филиалом СУЭК Александр Кузнецов: по его словам, задержка выплаты происходит по техническим причинам, так как "прогнозируемые расходы не были заложены в бюджет первого квартала".

Депутат Красноярского законодательного собрания, председатель комиссии по трудовым спорам Светлана Андронова сообщила корреспонденту "Времени МП", что из 20 запланированных Мисеврой миллионов рублей стабилизационный фонд выплатил только четверть суммы. А ситуация в Шарыпове, по мнению Светланы Михайловны, просто страшная. Людям, оставшимся без работы, не на что жить, они не могут даже уехать, чтобы поискать новое место работы. Пятьдесят березовских горняков обратились в суд с иском на угольных олигархов, однако пока ясных перспектив этим делам не видно.

Увы, и законодательная, и исполнительная ветви красноярской власти практически бессильны. Вице-губернатор Лев Кузнецов собирает надзорную комиссию регулярно, жестко требует соблюдения правовых норм, а тысяча бывших угольщиков на грани отчаяния. Как говорит Светлана Андронова, единственное, чего смогли добиться от СУЭКа, - графиков "реконструированной выплаты" компенсационных долгов. Между тем доходы топливных собственников исчисляются миллиардами рублей.

"Нет - повышению пенсий?".

(Труд. 20.05.03. В.Смирнов))

Пенсионеры города Шарыпово, что в Красноярском крае, готовят поход на краевую администрацию. Причина - в повышении пенсии. Как сообщает агентство "Пресс-Лайн", в городе 36 процентов жителей получают субсидии на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Но краевая надбавка вывела многих горожан из числа тех, кто имеет право на субсидию. Пенсионеры теперь должны будут за услуги ЖКХ платить намного больше. Вот пожилые люди и настроены весьма решительно, требуя от властей разрешить возникшую парадоксальную проблему.

"Против зла - сообща".

(Труд, 20.05.03. Л.Рак)

В Красноярском крае создан межрелигиозный совет, в который вошли главы традиционных конфессий. Среди них - управляющий Красноярско-Енисейской епархией Русской православной церкви архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, муфтий Духовного управления мусульман края Гаяз Фаткуллин и раввин Красноярска Беньямин Вагнер. Они решили объединить свои силы, чтобы совместно решать общие проблемы. Самая больная из них - рост числа религиозных сект. "Я не собираюсь оскорблять кого-либо, попавшего в секту, - говорил архиепископ Антоний, - но хочу обратить внимание на то, что такого рода секты запрещены и в Западной Европе, и в Америке, а у нас они имеют возможность проповедовать". Особое внимание участники совета обратили на общину Виссариона, которая уже много лет действует в Курагинском районе Красноярского края. Ее основателя, бывшего милиционера Сергея Торопа, провозгласившего себя "новым Христом", члены совета называли не иначе как Антихристом.

"Ты не прав, депутат!".

(Правда. 20.05.03)

Не так давно Законодательное собрание края приняло закон, по которому планка жилищно-коммунальных платежей поднята аж до 90 процентов. Надо сказать, что даже Москва не ожидала такой прыти. Не случайно это решение вызвало негодование красноярцев. Фракция коммунистов в местном парламенте потребовала созыва чрезвычайной сессии, на которой следует отменить грабительские тарифы. Если этого не случится, в крае начнется сбор подписей за отзыв депутатов Заксобрания, голосовавших за антинародное решение.

На митинге, который прошел как мощная акция протеста против "реформы", первый секретарь крайкома КПРФ Владислав Юрчик заявил, что, если власти не прислушаются к голосу разума, коммунисты вынуждены будут организовать более решительные действия людей, в частности, на перекрытие улиц, дорог и трасс. Это заявление поддержали участники прошедшего на днях пленума крайкома партии, определившего тактику дальнейшей борьбы.

"Нет смертельной реформе".

(Координационный Совет общественно-политической организации "Революционно-патриотический Союз Красноярья" "Красноярская газета" 20.05.03)

У АНТИНАРОДНОЙ ВЛАСТИ АРГУМЕНТАЦИЯ ОДНА: НЕТ ДЕНЕГ. НО ДЕНЬГИ В КРАЕ ЕСТЬ!

В Доме журналистов прошла пресс-конференция Революционно-патриотического Союза Красноярья по проведению народного референдума (опроса) по отмене решения Красноярского городского Совета от 14.01.2003, утвердившего повышение тарифов за ЖКХ до 90%.

Как известно, 14 января 2003 года Красноярским городским Советом было принято решение № В-137 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Красноярске и социальной защите населения", которое противоречит всем Федеральным законам и правительственным постановлениям, связанным с реформированием ЖКХ.

Федеральный закон о ЖКХ (1992 г.) и новый закон, принятый Государственной Думой - апрель 2003 г., предусматривают переход на 100% оплату услуг ЖКХ поэтапно, до 2008 года!

Кроме того, последний Федеральный закон о ЖКХ дает право органам местного самоуправления только один раз в год пересматривать цены на оплату жилья и тарифов на коммунальные услуги.

Депутаты городского Совета только за четыре месяца 2003 года дважды изменили тарифы!

В Указе президиума № 425 от 28.04.97 прямо заявляется о том, что надо работать над "уменьшением издержек производимых жилищно-коммунальных услуг и их рационализацией".

В этом же Указе говорится о том, что "повышать тарифы следует с учетом роста реальных доходов граждан".

Постановление правительства № 887 от 02.08.1999 требует "перед повышением тарифов - проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов".

Ни первое, ни второе, ни третье условие не были выполнены администрацией города перед принятием решения городским Советом об увеличении оплаты услуг ЖКХ до 90%.

В результате чего тарифы на холодное водоснабжение и канализацию увеличились в 6-7 раз, горячую воду - в три раза! Обоснования такого значительного увеличения нормативов нет. В целом квартплата возросла в 4-5 раз без всякого экономического обоснования и улучшения качества услуг!

У антинародной власти аргументация одна: нет денег! Но деньги в крае есть! В своих предвыборных программах и губернатор А. Хлопонин, и мэр Пимашков говорили и писали о том, что деньги на ЖКХ они знают, где брать (мы даем вариант Хлопонина в приложении).

Навесив смертельный хомут ЖКХ на население края и города, губернатор А. Хлопонин стал лучшим губернатором России, а "Российский национальный Олимп" в номинации "Мэр города" наградил "За выдающийся вклад в развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации" П.И. Пимашкрва. Ну это уже какая-то аномалия в Российских наградах.

Страна занимает 1-ое место в мире по смертности (Красноярск- 6-ое место в России), 60-е место по уровню жизни (Красноярск - 34-е). За годы реформ без войны и репрессий умерло в России 21 млн. чел.!

И вот такой уровень жизни людей считается "выдающимся достижением"!?

По прогнозам демографов (Энциклопедия жизни от "АиФ") реформа ЖКХ унесет жизни 35 млн. россиян. А наши чиновники и большинство депутатов считают, что реформа ЖКХ населением одобрена.

Революционно-патриотический Союз Красноярья решил 19-20 мая провести опрос (Народный референдум) населения города по их отношению к решению городского Совета о повышении тарифов ЖКХ до 90%. Данные опроса мы доведем до депутатов городского Совета, администрации города и всего населения. Если жители города выскажут свое мнение за отмену решения городского Совета, то мы готовы, при их поддержке, осенью начать процедуру подготовки городского референдума. И кроме того, мы доведем до всех жителей города Красноярска результаты антинародных голосований всех депутатов городского Совета.

"Юрий Швыткин подставил блок".

("Комок" 20.05.03)

Боевой офицер Швыткин - не самый заметный из депутатов краевого Заксобрания. Был до недавнего времени. В блоке "За Лебедя" публичной политикой особенно не побалуешься, там Захаров есть, ему все: и цветы, и, так сказать, тернии. И молчаливая солидарность единомышленников.

Солидарность, однако, стала как-то размываться. Порой странно себя ведет Сергей Натаров. И даже в кулуарах называет себя лидером. Что для блока из пяти человек с уже имеющимся лидером несколько самонадеянно - это же не многомиллионная КПРФ, в конце концов. А теперь вот товарищ Швыткин категорически отказался голосовать за коллегу по блоку, товарища Шведова, на предмет включения последнего в депутатскую комиссию по проверке "Правопорядка". Терпенью танкиста бывает предел - Захаров созвал брифинг и заявил, что отныне Швыткина своим товарищем не считает и руки ему не подаст. Но, впрочем, это его личное мнение, и на соратников давить он не собирается. Все как в анекдоте про Сталина: "Па-моэму, товарыщы, это сумбур вмэсто музыки. А по-вашему? Висказывайтес, не стесняйтес". Так точно, товарищ Сталин, сумбур!

Ну, Захаров, конечно, не Сталин. Даже и не Лебедь. С уже состоявшимся практически уходом Швыткина и планируемым - Натарова, блок сокращается до пунктика. А за спиной яростного танкиста явственно маячат чьи-то уши. Большие и красные.

Впрочем, Швыткин тоже в гордом одиночестве не останется. Ему теперь прямая дорога из товарищей в господа.

"Петя пошел на митинг".

(Андрей Агафонов "Комок" 20.05.03)

А МИТЯ ПОШЕЛ НА СЕССИЮ ЗС

Здравствуй, Луис Альберто! Здравствуй, Марианна! Прощай, Луис Альберто! И тебе, Марианна, не кашлять! Краткое содержание предыдущих серии мыльной оперы под названием "Депутаты тоже плачут".

Итак, декабрь 2002 года. После бурных и продолжительных дебатов быстро и организованно депутаты Заксобрания края принимают бюджет на следующий год. Вместе со статьей 68, трактующей о повышении доли оплаты населением тарифов на ЖКУ до 90 процентов. Ключевая нота - "до". Местная исполнительная власть ограничена этими 90 процентами. Меньше денег можно взимать с населения, больше - нельзя.

Против принятия такого бюджета голосовали четыре человека. За - 35. Один воздержался.

Где-то с марта депутаты начинают понимать, что сделали что-то не то. Они (не все, конечно, а наиболее сознательная часть) начинают созывать сперва митинги, а затем сессии ЗС, требуя у себя отменить пресловутые девяносто. Хотя требования эти уместнее было бы предъявить исполнительной власти - ну там, мэру Красноярска, главам районов и так далее. Парадоксальным образом тех, кто настаивает на созыве очередной внеочередной сессии и отмене повышения, всякий раз оказывается больше, чем тех, кто впоследствии аналогично голосует. Ну, то есть это все равно как крикнуть: "Ребзя, айда Ивановых бить!", а прибежав на место предполагаемого побоища, либо тихо отсидеться в сторонке, либо вовсе на сторону Ивановых перебежать.

Очередное такое побоище запланировано на 28 мая. Под требованием его проведения подписалось аж двадцать депутатов. Это ровно в пять раз больше числа голосовавших против принятия бюджета, содержавшего статью 68.

Заранее можно предположить, что произойдет на самой сессии. Будут бурные прения, будут экономические обоснования, будут информационные сообщения о том, что народ "криком кричит" и что депутаты тоже "живые люди". Потом выйдет кто-нибудь спокойный и взвешенный и объяснит, почему не всегда прилично и полезно чесать там, где чешется. Особенно если чешется не у тебя, а у кого-то другого. И отмены повышения опять не состоится. С перевесом в один голос. Или по техническим причинам.

Забавно будет, если под следующим обращением подпишется, скажем, сорок депутатов из сорока двух. А решение вновь не примется.

Но предположим, что справедливость возьмет и восторжествует. Хорошо ли это будет?

Вот аргументы такого рода, что на каждое 10-процентное снижение нужно где-то взять миллиард-полтора рублей, не принимаются. Потому что на адресные субсидии, связанные с повышением тарифов, в бюджете предусмотрено 4 миллиарда. С копейками. Снижайте на 20 процентов долю оплаты и отменяйте субсидии - и еще пара миллиардов останется. И это еще не считая специальной помощи людям, "попавшим в сложную жизненную ситуацию", - десятки миллионов! И тоже в связи с повышением тарифов.

Выходит, дело не в бюджетном дефиците. А в чем же тогда?

По разным расчетам, под субсидии и помощь подпадает от 40 до 85 процентов населения Красноярского края. В самом Красноярске субсидии уже оформила половина семей, по данным городских властей. После отмены 90-процентной доли оплаты - и, соответственно, субсидий - они реально должны будут платить за квартиру больше, чем до отмены.

Больше, а не меньше.

Похоже, депутатам в любом случае предстоит принять непопулярное решение. Хотя, возможно, депутатам это видится как-то иначе. Например, отменить повышение, не отменяя субсидий. Но это же абсурд!

А что - не абсурд? Было объявлено о начале реформы ЖКХ. Реформа свелась к масштабному перераспределению средств населения - из карманов так называемого "среднего класса" (попросту бедных) в карманы "социально незащищенных" (попросту нищих). Система ЖКХ не получила ничего. Больше того - уровень собираемости упал, зарплата работникам коммуналки, без того мизерная, еще и задерживается. Денег не то что на обновление труб и капитальный ремонт - на текучку нет. О какой "реформе" до сих пор толкуют коммунисты на митингах и депутаты на сессиях - непонятно. Да еще и "грабительской". Кого конкретно ограбили, если по их же собственным финансовым документам получается, что народ в виде вспомоществования получил в разы больше, чем заплатил в виде квартплаты? Так, может быть, с документами что-то не в порядке? Или не все деньги дошли до потребителя? А куда же они девались тогда?

Спикер Александр Усс в связи со всем этим предложил простую вещь. Начать реформу. В двух районах Красноярска для начала. Включить счетчики и узнать, завышены все-таки тарифы или нет. Понять, куда тратятся деньги конкретного жителя, заплаченные за конкретную услугу. Не платить, если услуга не оказана. А после этого делать выводы. Потому что иначе разговор беспредметный.

Он же несколько по другому поводу удивился и тому обстоятельству, что при наличии денег в бюджете мы почему-то предпочитаем тратить их не на повышение зарплаты и реформу ЖКХ, а на разного рода компенсации: "Если в крае нашлись деньги на выплату этих компенсаций, то не проще ли было не поднимать на такую высоту тарифы, не гонять людей по очередям за справками и не создавать весь этот ненужный ажиотаж?"

...И в ту же ночь уехал в Баден-Баден.

"Золотой ключик".

("Комок" 20.05.03)

Предстоящая избирательная кампания порадует нас радикальными идеями.

Норильский сценарий может повториться и на декабрьских выборах в Государственную думу. Овладевающая избирателями апатия мало-помалу выводит их за пределы влияния привычных политтехнологий. Ситуация классического привыкания: с каждым разом требуется увеличение дозы.

Загвоздка состоит в том, что идея, способная привлечь избирателя, должна служить своего рода золотым ключиком - одна идея, решающая махом все проблемы.

Таким "золотым ключиком" может стать идея образования Сибирской республики. Пакет этот не нов. Сибирская республика была образована Колчаком. Вновь о ней вспомнили в девяностые годы. Соответствующий проект был разработан Вячеславом Новиковым, председателем крайсовета при губернаторе Зубове. Проектом предусматривалось придание новому образованию статуса свободной экономической зоны с целью привлечения иностранных инвестиций, принятие гимна, герба, флага и другие атрибутов государственности, наличие собственных вооруженных сил. Обоснования понятные: Красноярский край, который должен был стать основой Сибирской республики, самодостаточен и от "союза" с Россией больше теряет, чем приобретает. В условиях, когда федеральный центр замыкает на себе все финансовые потоки, подобные центробежные процессы не могут быть остановлены.

Не случайно уже после того, как сменился губернатор, толки о Сибирской республике не только не стихли, а, напротив, усилились. Немало оснований к тому дали и активные действия губернатора Лебедя в рамках "Сибирского соглашения". Экс-губернатор Валерий Зубов на днях высказался о ежегодном послании президента Путина не без разочарования: "Главное - не то, что говорит президент, а то, как это реализуется в дальнейшем". Как реализуется в дальнейшем, мы в общих чертах знаем. Тем более что президентское послание достаточно ярко продемонстрировало отсутствие всяких перспектив у регионов: ведь, согласно содержанию послания, главным достижением российского правительства стало накопление огромного золотовалютного запаса за счет чрезвычайно удачной конъюнктуры цен на нефть. То есть опять ограблены регионы и богатеет центр. В этих условиях региональным лидерам или претендующим на роль таковых не остается ничего, кроме опоры на собственные силы в самом буквальном смысле. А вот насколько реализуем проект Сибирской республики, покажет только время.

"Тавтология".

(Юрий Чигишев "Комок" 20.05.03)

ПОЛИТИКИ О ПРОСТИТУЦИИ

Вчера депутаты хотели нравиться губернатору. Сегодня им хочется любви народа. Здорово все, великолепно. Л вот как с трубами быть! Которые текут и которые сгнили! Впрочем, какие там трубы. Тут жизнь кипит, в высоких сферах. Нечего в землю зарываться.

ИСКУССТВО НАМЕКА

И тут пришел Путин. Он всегда приходит неожиданно. И посылает в неожиданные места, хотя направление как-то так смутно известно. Вот на прошлой неделе наш всенародноизбранный обратился к народу. При сем событии присутствовал другой избранный, губернатор Хлопонин. Как всегда, интрига возникла. Она все время возникает - когда Путин говорит ни о чем, а его нужно комментировать, соблюдая сразу несколько условий: самому не выглядеть слишком глупо, президента не выставить в истинном свете и лояльность предъявить в полном объеме. Тем более - год нынче рубежный, решительный и судьбоносный.

Вроде бы Александр Геннадиевич довольно ловко выбрался из сложной ситуации - комментировать речь ни о чем. С его точки зрения, президент ситуацию контролирует и видит три угрозы для общества: экономическую, демографическую и слабость политической власти. Так оно и есть, тут Путин ничуть не погрешил против истины. Слабость политической власти можно было ощутить прямо не сходя с трибуны - послание свое он читал Федеральному Собранию. За время речи никто не засмеялся. Хотя поводы были. А вот насчет демографической проблемы - что-то непонятно. Что имел в виду Путин и как его понял Хлопонин? У нас все еще слишком много человечьих ресурсов или уже дефицит производительных сил?

ЕСТЬ СЛУХ

Хорошая традиция сложилась в нашем крае. Каждый вновь прибывший заказывает проверку недавно ушедших. Вот и в краевой избирательной комиссии заказали. Впрочем, и проверкой их сверху порадовали. Господин Вешняков, столь блестяще выиграв выборы для губернатора Красноярского края, оказался человеком упорным. Мало того что неправильный состав крайизбиркома был распущен и набран сугубо правильный. Сейчас деятельность комиссии будут проверять люди из контрольно-ревизионного управления ЦИК. Как будто обвинения в политической неблагонадежности мало.

Зато сейчас есть надежда, что никаких трений и недоразумений с ЦИКом у краевой избирательной комиссии не случится. Кандидатура председателя вызывает энтузиазм у всех без исключения значимых политических сил - что у "Норильского никеля", что у Кремля. У кого есть другое мнение - автоматически перестают считаться и значимыми, и силами. Как мы имели возможность убедиться, исход выборов решают не какие-то там избиратели, а вполне серьезные вменяемые люди. Их инструмент, крайизбирком, в надежных руках. Все уже отметили, что председатель крайизбиркома Константин Бочаров, милиционер и музыкант, очень органичен в новой ипостаси.

ЗАВИСТЬ?

Вы что думаете, сухой фонтан возле театра оперы и балета - это просто так, глупая выходка? Вряд ли. Политическое наверняка дело. О роли фонтанов в решении всех проблем было сказано уже немало, особенно прошлым летом. И вот такая провокация.

Правда, некоторые несознательные элементы пытаются принизить значение враждебной акции. Вроде бы "Водоканал" задолжал денег энергетикам. Которые сильно интересовались - отчего это муниципальное унитарное предприятие воздвигает такие сооружения, экономя на энергетиках и ремонте труб? И вроде бы их интерес натолкнулся на вполне закономерный отпор: один из руководителей "Водоканала", находясь в это время в Испании по делам канализации, советовал дурью не маяться, а то в "Красноярскэнерго" воду немедленно отключат. Энергетиков вроде бы удивило то обстоятельство, что скромные муниципальные служащие дают указания из-за границы, в то время как отъявленные олигархи и монополисты выпрашивают собственные же деньги.

О СВОЕМ

На прошлой неделе под опекой "Единой России" молодые политики Красноярска обсуждали всякие насущные вопросы. Надо отдать должное "единороссам": они таким образом задали тему дискуссии, что она всего касалась - и экономики, и свободного времени, и принципов партийного строительства, и трудоустройства, и законности. Ну да, о проституции спорили молодые политики. Как поставить эту важнейшую отрасль хозяйства на службу обществу, причем не только тем, кто и так пользуется, но и тем, кто в силу пола, возраста и финансового состояния остается на обочине половой жизни. Были рассмотрены аспекты и высказаны точки зрения.

Надо отметить последовательность политических устремлений "Единой России". В прошлом году она брала под контроль зарплаты бюджетников. Сейчас вот и до личной жизни добралась. И ведь что еще характерно - эта сфера может стать настоящей кузницей кадров для политических партий, новым инструментом для реализации политических технологий. Да и проблему свободного времени решает.

"Пенициллином больше не пахнет".

(Геннадий Васильев "Комок" 20.05.03)

КРАСФАРМА" СВОРАЧИВАЕТ ЕГО ПРОИЗВОДСТВО

На фоне еще недавно звучавшей благостной информации о том, что на Красноярском заводе медпрепаратов (ОАО "Красфарма") все хорошо и будет еще лучше, сообщение о массовом сокращении кадров и свертывании производства лекарств пенициллиновой группы прозвучало диссонансом. Захотелось мстительно воскликнуть: "А мы что говорили три года назад!" Вышло и впрямь почти по прогнозам.

ОАО "Красфарма" входит в фармацевтический холдинг "Отечественные лекарства". Он образован в конце 90-х годов, окончательно сформировался в нынешнем виде три года назад. Крупные пакеты акций трех предприятий были объединены и переданы в собственность новой компании. ОАО "Отечественные лекарства" включает ОАО "Красфарма", ОАО "Новосибхимфарм", ОАО "Щелковский витаминный завод" и близкое по профилю ОАО "Курский завод медицинского стекла". Доля "Отечественных лекарств" на отечественном рынке медпрепаратов составляет около трех процентов, а вместе с тремя другими российскими холдингами они закрывают рынок примерно наполовину.

В конце 90-х - начале 2000-х годов холдинг входил в ФПГ, образованную банком "Российский кредит". История передачи красноярского завода этой московской группе жива и заслуживает того, чтобы о ней напомнить. До 1998 года предприятие контролировалось красноярскими бизнесменами, им покровительствовала тогдашний начальник Главного управления экономики Валентина Черезова. Интерес к заводу проявлял и Анатолий Быков, но тогдашние собственники не захотели с ним сотрудничать. Передел сфер влияния, последовавший после победы на губернаторских выборах Александра Лебедя, коснулся и "Красфармы". К власти на заводе пришла группа Евгения Калеева, сам он стал гендиректором. Но и Калееву не суждено было удержать контроль над "Красфармой". Последовало прямое вмешательство краевой власти.

В феврале 2000 года губернатор Лебедь обратился к акционерам завода с призывом добровольно продать холдингу "Отечественные лекарства" свои пакеты акций. Для нормального рынка ситуация абсурдна. Для нашего, к сожалению, нормальна. Под давлением власти красноярские акционеры сбросили свои акции, а "Отечественные лекарства" получили завод по цене миллион долларов. Депутат 30 Вячеслав Новиков сравнивал сумму с ценой элитной квартиры в центре Москвы. Автором этого сценария, как и многих других, связанных с дележом краевой собственности, выступал молодой губернаторский зам Святослав Петрушко - выходец из "Российского кредита".

Предполагались два абсолютно противоположных варианта развития событий: либо холдинг "Отечественные лекарства", укрепив свои позиции на рынке, станет развивать "Красфарму", либо окончательно ее похоронит. Предпочтение в прогнозах отдавалось второму варианту. Вышло среднее ближе к худшему.

По словам гендиректора завода Сергея Шкатова, новые собственники в начале 2000 года получили предприятие в печальном состоянии. Долги по зарплате в 16 млн рублей, при этом зарплата наполовину выплачивалась "натурой". Ежемесячный объем производства выражался суммой 30 млн рублей - мало. Огромная фискальная задолженность. УГОЛ падения продолжал увеличиваться. Новой команде удалось остановить процесс и добиться положительной динамики. Через полгода объем производства составлял уже - 147 млн. Завод сумел рассчитаться с банками, договориться с кредиторами, даже такими упорными, как "Красноярскэнерго". Главное - удалось отвоевать свою долю рынка.

Однако уже следующий год сильно подпортил вкус победы. В ноябре-декабре 2000 года завод продавал около 20 млн флаконов пенициллина, а в феврале 2001 года отгрузил всего 200 тысяч. Это стало следствием мощнейшего кризиса перепроизводства на фармацевтическом рынке. Почему об этом новые собственники не задумывались, большой вопрос. Возможно, из кризиса удалось бы выбраться, если бы не причины иного свойства.

Производственные мощности ОАО "Красфарма" построены в 1959 году. С той поры здесь ничего не менялось - ни в смысле технического оснащения, ни в технологии. Если производство готовых лекарственных форм несло бюджету предприятия прибыль, то синтез - то есть производство того же пенициллина, стрептомицина и пр. - оставался убыточным. В результате сложилась парадоксальная ситуация: Россию обогнали те страны, на территории которых предприятия по биосинтезу строили российские специалисты, - Китай, Индия... Они занимались технологией, а мы - нет. Удивительно ли, что сегодня один bou (специальная единица объема -0,67 кг) пенициллина на мировом рынке стоит 10-12 долларов, на той же "Красфарме" более 20 долларов. Конкурировать невозможно.

К сказанному можно добавить бездарную политику государства в фармацевтической сфере. Один пример. Три года назад в стране было зарегистрировано 98 торговых наименований одного и того же лекарства: парацетамол. Рынок не управляется, развивается стихийно и бесконтрольно. Даже Украина в части фармации - образец для России.

И все же от производства препаратов пенициллиновой группы на "Красфарме" отказались не сразу. По мнению Сергея Шкатова, биосинтез - вещь привлекательная и в перспективе экономически выгодная. Кроме того, пенициллин, если его производство сделать выгодным, - это выход на мировой рынок. Других российских производителей этой субстанции нет. К тому же, по мнению специалистов, в Красноярске наиболее подходящие условия для развития синтеза - географические, природные, экономические. Больше года ушло на изучение проблемы и поиски ее решения. Был разработан специальный инвестиционный проект, предполагавший серьезную модернизацию предприятия в этой части. Однако его реализацию пришлось отложить. При постоянном росте затрат цена продукции завода на рынке не меняется. Оборотные средства пополняли за счет банковских кредитов, привлеченных средств... Но настал момент, когда сумма обязательств по заимствованиям приблизилась к критической. Если финансировать еще и инвестиционный проект (он стоит порядка 15 млн долларов), завод может попросту обанкротиться.

Как сказал Сергей Шкатов, есть два возможных выхода: отложить реализацию проекта на пару лет, когда снова можно будет занимать деньги и вкладывать их, либо найти инвестора сегодня, но под другие условия. На "Красфарме" готовы выделить синтез в отдельное дочернее предприятие, не обремененное долгами, готовы поделиться акциями, взять инвестиционный кредит, который можно было бы возвращать из прибыли от реализации проекта. Но это - дело неизвестно какого времени.

Поэтому пока пришлось проект отложить. Это означает консервацию производства и увольнение части работающих. Точнее, речь идет о ликвидации 710 рабочих мест - они не все заняты. Часть работников может перейти (и уже переходит) "горизонтально", то есть заполняет вакансии в других цехах завода. Реально придется сократить 470 человек. 128 из них - пенсионеры.

Как рассказал первый заместитель губернатора Лев Кузнецов, администрация края тоже активно участвует в судьбе работников ОАО "Красфарма". От руководства завода ждут перспективного плана развития. Руководители администрации ведут переговоры о возможном трудоустройстве сокращенных с другими промышленными предприятиями. Потребность в химиках-технологах есть у "Красноярских волокон", они готовы принять 200-250 квалифицированных специалистов. Есть предложения от судоремонтного завода, других. Управление социальной защиты, служба занятости, управление промышленности мониторят предприятия, чтобы выяснить, где могут пригодиться рабочие руки. Лев Кузнецов публично заверил: ни один человек без работы не останется.

"Кто платит?".

(Юрий Владимиров "Комок" 20.05.03)

НЕЛЬЗЯ ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ ЧЕСТЬЮ И ДЕНЬГАМИ

Депутаты решили проверить фонд "правопорядок". На предмет рационального расходования средств. Их решение было воспринято как вызов всем силовым структурам. Кто-то вовремя вспомнил, что во времена генерала Лебедя очень большим спросом пользовалась "война с криминалом". А тут вообще сюжет - криминал объявил войну. То, что депутаты, вошедшие в комиссию, не вполне соответствуют образу "крестных отцов", легко было скорректировано. Они пошли не по доброй воле, но по приказу Анатолия Быкова. А что на этот счет думает сам Быков?

- Лично меня фонд "Правопорядок" абсолютно не беспокоит. У меня есть чем заниматься, своих проблем хватает. То, что создана депутатская комиссия по проверке деятельности фонда - так я в ее состав не вхожу. Туда вошли представители фактически всех фракций Законодательного собрания: "За Лебедя", коммунисты, "Наши", от нашего блока. Отчего вдруг рутинная депутатская проверка стала подаваться как политическое дело, да что там - как сведение личных счетов, мне не очень понятно.

Отношения с фондом у меня раньше были. Односторонние. Тогда, помните, ситуация с бюджетом была очень напряженная, и Красноярский алюминиевый завод помогал многим. В фонд "Правопорядок" отправляли деньги, куда их тратят, не интересовались. Сейчас таких отношений нет. И это мне кажется как раз естественным. Положение с бюджетом и краевым, и федеральным я бы не назвал критическим. Можно возвращаться к нормальному государственному подходу. Что имеется в виду? Правоохранительные органы могут иметь только одну задачу - стоять на страже закона. Защищать интересы государства. Мы ведь уже не раз сталкивались в разных сферах с такими противоречиями - есть профессиональный долг и есть возможность заработать. И люди выбирают между заработком и своим долгом.

- Сейчас получила хождение история с Татаренковым - как личный мотив для нелюбви Быкова к фонду...

- Как раз все наоборот. Вы помните эту историю - фонд "Правопорядок" финансировал доставку Татаренкова из Греции. Как свидетеля обвинения. Возможно, если бы этого не произошло, он по-прежнему сочинял бы свои стихи и истории. А тут привезли его - и он отказался от всех обвинений в мой адрес. Да благодарен я фонду за эту акцию. Не знаю, как это выглядит с точки зрения законности расходования средств, но мне лично это принесло большую пользу.

Вообще тут много странного. Учредители фонда - государственные структуры. Депутаты - государственные люди. Ситуация рабочая. Нет, сделали из нее какое-то представление, и что особенно неприятно - вмешался генерал Астахов. Для него как раз было бы благом, чтобы деятельность фонда была максимально прозрачной. Чтобы ни у кого не возникало вопросов - не бывает ли у нас заказных дел, чьи интересы защищают правоохранительные органы, и так далее. Вы что, считаете нормальным, когда любое сообщение о заведений уголовного дела в первую очередь интересует людей с точки зрения "кто заказывал?". И только потом -- виновен, не виновен, что сделал. Мне такая ситуация не кажется нормальной.

Мне на самом деле не понятны реальные причины этого скандала. Он ведь уже перешел все границы. Нарушаются права депутатов, которые закреплены законом. Дело пытаются представить как конфликт Законодательного собрания с правоохранительными органами. Нелепая постановка вопроса. Тут даже самый спокойный человек начнет думать - почему столько шума, может быть, есть что скрывать? Кому это пойдет на пользу, чей авторитет поднимет?

- Вам известны случаи, когда правоохранительные органы действовали в чьих-то интересах, помимо государства?

- Мне известны странные совпадения. Уголовные дела против меня начали возникать в тот период, когда нужно было захватить Красноярский алюминиевый завод. После того как все было сделано, интерес резко упал. Сейчас идет суд, и мне искренне жаль обвинение. Там настолько много ошибок, причем ошибок следствия, так все торопливо было сделано... Сейчас, когда ситуация спокойная, можно разобраться. Уж если студентов водят на заседания - чтобы учились находить ошибки следствия, о чем еще говорить.

Я считаю, что в правоохранительных органах большинство - честные и порядочные люди. Речь идет только о тех, кто занял некую коммерческую нишу, кто превратил это в бизнес. Всем ведь известны такие примеры. Пугает меня одно - при той зарплате, которую государство дает работникам правоохранительных органов, создается впечатление, заказное правосудие - это кому-то на руку. Сложно противостоять тем, у кого есть громадные деньги.

- Ваши отношения с генералом Петруниным?

- Сомневаюсь, что такие слова известны тем, кто решил использовать имя генерала в этой истории, но я могу дать слово - никогда Петрунин не получал никаких денег от меня. Тем более подарков и прочего. Вообще, это странная закономерность: генерала Петрунина пытаются обвинить в каких-то грехах, ломают карьеру. А в это время другой генерал, Колесников, который тоже очень известен в нашем крае, стремительно двигается вверх, сейчас - замгенерального прокурора, может, и МВД возглавит. Большей несправедливости трудно придумать.

"Нас спасает неисполнение законов".

(Юрий Чигишев "Комок" 20.05.03)

До того, как случились выборы мэра Норильска, мы беседовали с юристом Александром Глисковым, выдвинувшимся впоследствии кандидатом в мэры Норильска. За это время много чего произошло. Победителя с выборов сняли, проигравшие ушли сами. Если избиратели могут воспринимать это как издевательство, то для юриста, с научной точки зрения, такие выборы просто находка. Наш собеседник - едва не ставший мэром Норильска Александр ГЛИСКОВ.

- На выборах губернатора масса всякого народа, начиная с председателя ЦИК Вешнякова и заканчивая Путиным, доказывали, что в Норильске никаких нарушений не было. Сейчас все происходит с точностью до наоборот - бьются над тем, чтобы доказать, что нарушения выборного законодательства в Норильске носят массовый характер и результаты выборов подлежат всяческому сомнению. Как-то все нелогично.

- Что касается соотношения закона и того, что происходит на выборах. То, что происходило на выборах губернатора, оно, по сути, юридической оценки не получило. Крайизбирком, которым руководил Кострыкин, вообще устранился от контроля за выборами, и нарушения, которые были, которые всем известны, всячески игнорировал. Сложно вспомнить случай, чтобы крайизбирком реагировал на те нарушения, которые были. Даже когда суд указывал на необходимость принимать меры. Самый простой пример - с несколькими кандидатами, которые зарегистрировались позже установленного срока. Одного из них суд снимает и указывает, что с остальными нужно поступить аналогично. Ничего подобного не происходит. Кандидаты участвуют в кампании, агитируют за себя, против других - в результате итоги выборов искажаются. Это та ситуация, которая была на выборах губернатора. И то, что крайизбирком отменил результаты, - это была плохая мина при плохой игре. Мало того что слишком поздно спохватились, они даже оформить свою запоздалую любовь к закону не смогли.

В Норильске была ситуация другая. Там и избирательная комиссия, и прокуратура достаточно активно реагировали на нарушения со стороны всех депутатов. В том числе двое кандидатов - Борисовец и Мельников - были сняты в судебном порядке. Вот это как раз нормальная ситуация. Можно сейчас спорить о том, сколько было нарушений, были ли они особо тяжкими, все ли сняты, кто нарушал закон, - но в смысле соблюдения законодательства это прогресс. Сегодняшнее законодательство при всем его несовершенстве позволяет наказывать тех кандидатов, те СМИ, которые нарушают закон.

- Чем точнее будет исполняться закон...

- Чем лучше будет работать избирательная комиссия, прокуратура, МВД, суд, тем меньше вероятность, что на выборах хоть кого-то будут избирать. Выборы будут заканчиваться тем, что побеждать станут вовсе не те, кто набрал большинство, либо вообще отменяться. Уже после Норильска отменили результаты выборов в Ноябрьске. Закон восторжествовал. Победителем стал не тот кандидат, который набрал большинство.

- Массовое самоубийство оставшихся кандидатов - это что такое, приступ благородства или указание "Норникеля"?

- Я уже говорил, еще до начала кампании, что кандидатом от "Норникеля" будет Мельников? Так он и набрал большинство - как все и предсказывали для кандидата от комбината. Вообще говоря, я не заметил, чтобы "Норникель" играл какую-то заметную роль на этих выборах. Был представитель городской власти - Шмаков. Был представитель оппозиции этой власти - Мельников. Внутригородская проблема, не требующая вмешательства извне.

- А как это снятие согласуется с законодательством о выборах?

- С точки зрения закона никаких проблем нет. Кандидат имеет право снять свою кандидатуру не позднее чем за три дня. Такое же право, как избирателю ходить или не ходить на выборы. В некоторых странах, кстати, есть ответственность за то, что избиратель не пришел на выборы. Что касается мотивов... Шмаков не хотел участвовать в безальтернативных выборах. Что касается меня и Фраймана, я считаю, нас просто незаконно включили в списки. Поскольку мы набрали меньше, чем проголосовало "против всех". Да и вообще - в мои планы не входило становиться мэром Норильска. В данном случае я действовал в сговоре с кандидатом Мельниковым и готовился к выборам в Государственную думу. Ничего здесь странного не вижу. Вот сейчас станем спорить с Кострыкиным. Он будет говорить о том, чтобы кандидаты, отказавшиеся от участия во втором туре, возместили затраты на выборы. А я стану это оспаривать в суде. В результате и он, и я станем двигаться к выборам в Думу. Технология.

- И деньги возвращать не собираетесь?

- Нет, это уже было бы слишком. Ситуация-то какая получается? Кандидаты ставятся перед выбором - либо ты становишься мэром, либо плати два миллиона. Очень хорошая демократия. Потом, с точки зрения права. Один из кандидатов нарушает закон, и его снимают с выборов. Остальных можно рассматривать как потерпевших. И вот с потерпевших начинают требовать деньги. Нет такой нормы ни в каком законе. В американской судебной практике был, правда, прецедент, когда преступник подал иск на возмещение морального ущерба.

- Не возникает ли впечатление, что все это как-то дико выглядит? Становись мэром или плати два миллиона, голосуй или проиграешь?

- Как раз это и закономерно. Абсурдный закон и должен порождать абсурдный результат. Если уж совсем серьезно говорить, нынешнее выборное законодательство при его полном и неукоснительном соблюдении всегда должно давать такой результат. Никто из кандидатов не имеет возможности вести кампанию без риска быть снятым. Буквальное применение закона исключает всякую возможность так называемой демократии, народного волеизъявления.

Что еще характерно: у нас все законы без исключения столь же абсурдны. И несут прямую угрозу обществу. Вот взять простои такой закон - о предоставлении жилых помещений для распития спиртных напитков. Давайте его в полном объеме реализуем, с привлечением всех силовых структур? Завтра половина города будет числиться преступниками - массовое распитие спиртных напитков в жилых помещениях. В рестораны у нас не так много людей ходит. Массовое - это два человека и более. То же самое относится к любому закону. Так что надо радоваться, что законы у нас не выполняются. Если бы неукоснительно и в полном объеме был исполнен хотя бы один закон, самый безобидный, последствия были бы примерно как от гражданской войны.

"Казенные миллионы".

("Городские новости" 20.05.03)

В прошлом году бюджет края от сдачи в аренду госимущества получил 54 миллиона рублей. В этом планируется пополнение казны на 68 миллионов. Та же тенденция наблюдается и при сдаче в аренду земли. Если в 2002 году в краевой бюджет поступило арендной платы за землю 154,69 млн рублей, то за четыре месяца 2003 года - уже 160 млн, и планируется, что ее размер составит около 400 млн рублей.

По мнению заместителя губернатора Вадима Медведева, для того чтобы сохранить статус арендной платы как одного из самых стабильных и устойчивых источников пополнения бюджета, необходимо совершенствовать арендные отношения, повышать их эффективность. "Возможно, для этого следует переходить к заключению договоров аренды на конкурсной основе, что позволяет сдавать госимущество по рыночной цене", - заявил заместитель губернатора на недавнем совещании по вопросам краевой собственности.

"Время реальных оценок".

("Красноярский рабочий" 20.05.03)

В краевой администрации прошло совещание по обсуждению взаимодействия оценочных, аудиторских фирм и страховых компаний при проведении приватизации государственного имущества.

Еще в 2001 году в краевом комитете по управлению госимуществом был создан отдел контроля за оценочной деятельностью, задачей которого является координация работы оценочных фирм и осуществление надзорных функций. В настоящее время в "Реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Красноярского края, имеющих лицензии на осуществление оценочной деятельности" числится 57 лицензиатов. Губернатор края указал на недопустимость недобросовестного отношения к деятельности, связанной с оценкой госимущества.

Она, считает Александр Хлопонин, должна жестко соответствовать фактической стоимости имущества. Чтобы гарантировать качество при проведении оценки объектов, являющихся краевой собственностью, отделом контроля за оценочной деятельностью разработано соответствующее положение. Оно предполагает создание конкурсной комиссии по отбору оценщиков. В состав комиссии войдут представители КУГИ, администрации края и Законодательного Собрания.

"Хватит плестись в хвосте".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 20.05.03)

Злободневная тема реформирования ЖКХ стала стержневой на прошедшей в Красноярске пресс-конференции председателя Законодательного Собрания края Александра Усса.

ЗАКОН ПЛОХ, НО ОН ЗАКОН. Около двух десятков депутатов подписались под требованием отменить 90-процентную планку оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Такая попытка предпринималась и на предыдущем заседании сессии, но тогда голосов было меньше. Теперь этот вопрос требует включить в повестку и постоянная комиссия по экономической политике и собственности. Как проголосуют депутаты, сегодня сказать трудно, ясно одно - заседание сессии 28 мая обещает быть жарким.

Надеюсь, закон о социальной защите населения в связи с реформированием ЖКХ отменен все же не будет. По моему мнению, депутаты должны дать администрации края до конца года поработать по принятой схеме. Затем у нас будет возможность оценить результаты, предъявить счет или оказать помощь, если что-то не получится. Другое дело, что время идет, а заметных сдвигов в работе ЖКХ пока не видно. Мне кажется, краевая администрация допустила организационные ошибки при проведении реформы. Ответственные за нее должностные лица вдруг занялись проблемами выплаты субсидий...

"ПОДОПЫТНЫЕ" ЖЭКИ. Между тем многие вещи можно и нужно было сделать. Я многократно пытался донести до своих коллег из краевой администрации очень простую идею. Если мы не можем реформировать ЖКХ в масштабах всего края, давайте создадим своего рода экспериментальную площадку, скажем, в моем избирательном округе (это Центральный и Железнодорожный районы Красноярска). С одной стороны, здесь есть новые дома, где установлены счетчики, которыми, как правило, жильцы не пользуются. С другой стороны, хватает и старых зданий, требующих ремонта.

Можно взять два ЖЭКа, установить в подведомственных им домах счетчики, пусть даже на бюджетные деньги, создать конкурентную среду на рынке коммунальных услуг, объяснить жильцам, как им защищать свои права. Если "реформа в двух ЖЭКах" пойдет, мы опытным путем узнаем фактическое потребление воды, увидим, будут ли предлагать коммунальные услуги частные фирмы. К сожалению, даже шага в этом направлении не делается. И это при том, что все свои соображения я не раз высказывал на встречах с губернатором и его заместителями. О тех же экспериментальных площадках речь идет уже месяца два.

Эксперименты экспериментами, но одновременно нужно, на мой взгляд, немедленно заключать договоры между квартиросъемщиками и обслуживающими организациями, устанавливающие принципы взаимной ответственности. Люди должны знать, за что конкретно они платят деньги. Если услуги им оказывают несвоевременно или некачественно, за что тогда платить? Все это должно быть оговорено в типовых договорах. Неужели их так трудно разработать?

ХОЛДИНГ ДЛЯ ФПГ. В крае надо подумать о создании либо холдинга, либо акционерного общества с условным названием "Красноярские коммунальные системы". Чубайс нас сегодня агитирует вступать в "Коммунальные системы России". Получается, что он со своей командой самый умный, а мы все в крае управленческие импотенты. Если это не так, давайте создадим краевое предприятие, которое объединит службы, так или иначе задействованные в обслуживании населения. Тогда у нас будет единая управленческая политика, единые технические стандарты, появится возможность концентрировать финансовые ресурсы и привлекать деньги крупных ФПГ.

Почему мы должны отдавать свою "коммуналку" Чубайсу? Ведь он заберет ее задаром - за долги. Создадим холдинг - и пусть туда приходит хоть Чубайс, хоть "Норильский никель", хоть "Русский алюминий", хоть наш благодетель господин Мисевра. И пусть все они продемонстрируют в коммунальном бизнесе свое желание работать на благо Красноярского края или покажут, что их интересуют лишь наши ресурсы. Это бы позволило посадить за один стол руководителей крупных ФПГ и действительно объединить их усилия на пользу краю. Вот та площадка, на которой можно все это организовать, протестировать и сдвинуть дело с мертвой точки.

Причем речь не идет о появлении очередного монополиста - можно внутри этого холдинга создать конкурентную среду. Не думаю, что "Норильский никель" и "Русский алюминий" под влиянием общей работы вдруг навсегда сомкнутся в дружеских объятиях, чтобы создать монополию. У них достаточно проблем и противоречий. Все должно проходить под контролем власти, которая, если угодно, будет искусственно создавать конкурентную среду в рамках холдинга.

И СНОВА О КЭК. Мне кажется, нам стоит вернуться к предложению, которое высказывалось многими, в том числе и мною, два года назад - о создании Красноярской энергетической компании. КЭК стала бы альтернативным оператором на рынке электроэнергии. Реформа РАО "ЕЭС "России" практически предрешена, так чего же мы ждем? Или продавцом электроэнергии опять будет чужой дядя, или на этом рынке появится государственная или контролируемая государством компания, которая станет крупнейшим сбытовым партнером для всей коммунальной сети.

Идея создания КЭК теперь стала даже более актуальной, чем прежде. Сейчас энергетикам стало понятно - они не будут единственным оператором на этом рынке. Сегодня надо сделать главное - установить сетевые тарифы на передачу электроэнергии. Если это произойдет, такого рода операторов и продавцов возникнет очень много. И я уверен, что их появление приведет как раз не к повышению, а к снижению тарифов. В самом деле, почему на ФОРЭМ альтернативной компании продадут электроэнергию дороже, чем "Красэнерго"? Никаких серьезных аргументов против создания КЭК я не слышал. Более того, у рядовых энергетиков мнение по этому поводу было положительным.

Хотим мы этого или нет, рынок в сфере энергетики уже на пороге. Почему мы должны стоять в очереди последними? Нам сегодня нужно не плестись в хвосте, не говорить об абстрактных вещах, а делать конкретные организационные шаги, опережающие те процессы, которые происходят в стране.

"Перебежчик".

(Николай Вересов "Сегодняшняя газета" 20.05.03)

МЕЖДУ ДЕПУТАТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЗ БЛОКА "ЗА ЛЕБЕДЯ!" ПРОБЕЖАЛА ЧЕРНАЯ КОШКА

ДАВНЕНЬКО среди депутатского корпуса Красноярска и края не случалось громких расколов. То бишь многие, конечно, меняли политический лагерь, но делали это втихаря, не вынося сор из избы. Но депутаты-"лебединцы" не таковы. Они, по ироничному выражению лидера блока Игоря Захарова, "недалекие, но честные". Именно потому "захаровцы" не стали скрывать, что в их стройных рядах завелся перебежчик. Намедни Игорь Захаров распространил по красноярским СМИ открытое письмо, в котором назвал имя отщепенца - Юрий Швыткин, орденоносец и бывший командир красноярского ОМОНа.

Поведение бывшего омоновца давно уже изумляло внимательного наблюдателя. Чего стоят только его частые и пространные комментарии покушения на Игоря Захарова. В то время как остальные члены блока были весьма осторожны в версиях и предположениях, Швыткин направо и налево характеризовал это темное преступление как стопроцентную и однозначную бытовуху. И это при том, что в палате у раненого Захарова сам Швыткин не появился ни разу! В этом свете забавным и поучительным выглядит тот факт, что не так давно, когда в больницу попал верный "быковец" Сергей Блинов, Швыткин не только навестил коллегу в больничной палате, но и притащил ему... букет цветов! Что, по слухам, немало изумило и повеселило Сергея Геннадьевича.

Официальным же поводом для "развода" бывших однопартийцев послужил организованный Швыткиным подкоп под кресло руководителя фонда "Правопорядок" Евгения Кротова. В то время как фракция "За Лебедя!" дружно поддержала своего товарища, бывшего активиста "Чести и Родины" Кротова, Швыткин не только вошел в "антикротовскую" комиссию, но и, по слухам, метит на его место. При этом многие аналитики считают, что за информационной атакой на фонд "Правопорядок" стоит Анатолий Быков, вознамерившийся таким образом вернуть былое влияние на правоохранительную систему края. Таким образом, Швыткин фактически перешел в стан главного врага покойного генерал-губернатора. Этого "лебединцы" ему простить не смогли.

Есть еще одна сторона вопроса, которая придает поведению Швыткина не только неприятный политический душок, но и устойчивый аромат предательства. Дело в том, что путевку в политическую жизнь героическому полковнику милиции дал именно Евгений Кротов. Это он в свое время, когда формировались списки избирательного блока "За Лебедя!", предложил Лебедю и Захарову включить туда мало кому известного Швыткина. Дескать, боевой офицер, герой - кандидатура вполне проходная. Это он, Кротов, проиграв, как и Швыткин, выборы в своем одномандатном округе, добровольно уступил товарищу по блоку свое проходное место в избирательном списке.

По сути, сегодня "лебединцы" лишь расплачиваются за собственную кадровую политику да за неразборчивость в выборе соратников по "политическому окопу" в период жарких предвыборных войн. Ведь для того чтобы понять, что с этим человеком не все в порядке, достаточно было внимательно изучить его послужной список. Много вопросов вызывает уход Швыткина с должности командира СОБРа РУБОП в 1998 году. Тогда Швыткину, уже успевшему схлопотать предупреждение о неполном служебном соответствии за грубое нарушение принципов руководства подразделением, личный состав на офицерском собрании выразил недоверие. Офицеры отказались выполнять свои служебные обязанности до решения вопроса о снятии с должности их командира. В результате Швыткин был по-тихому переведен в учебный центр УВО, и инцидент был исчерпан.

Другой звоночек прозвенел для "лебединцев" уже после принятия полковника милиции в свои ряды. В декабре 2001 года, то бишь уже на финише избирательной кампании, в самую ее жаркую пору, двое бойцов красноярского ОМОНа, двигаясь на служебном микроавтобусе по трассе Канск - Красноярск, выехали на полосу встречного движения, где лоб в лоб столкнулись с "Тойотой". Один из них - старший прапорщик милиции Юрий Булатов - погиб на месте, скончался также и один из пассажиров встречной машины. Как выяснилось в результате проведенной служебной проверки, уставшие как черти милиционеры гоняли в Канск по приказу своего непосредственного начальника, который баллотировался по Канскому округу в депутаты ЗС. Фактически находясь на службе, они решали личные проблемы Швыткина. Получив в аэропорту Емельяново несколько ящиков агитационной продукции для своего непосредственного начальника, доставили их в Канск, где развезли по нескольким точкам, и только глубокой ночью отправились в обратный путь.

Конечно, не стоит целиком и полностью винить Швыткина в страшной трагедии, случившейся в ту ночь на московском тракте. Но вот то, что происходило дальше, уже никак нельзя назвать случайностью. Руководители ОМОНа, проявив беспринципность и непорядочность, с целью избежать ответственности предприняли попытки скрыть обстоятельства трагедии. В материалах служебной проверки есть показания вдовы погибшего прапорщика Булатова. Согласно им, командир красноярского ОМОНа заявился в дом к матери троих детей и принуждал ее дать показания, что ее муж с товарищем ездили не в Канск по его приказу, а по собственной инициативе в Тасеево за мясом. Дескать, в момент аварии ребята были пьяны, и он "прикрыл" их, а теперь она должна помочь ему избежать ответственности. На деле это означало бы, что, поскольку происшествие, повлекшее смерть милиционера, не было связано с выполнением им служебных обязанностей, семья погибшего лишалась пенсии и всех положенных по закону компенсаций.

Кроме того, было установлено, что в журнале учета выхода транспортных средств была фальсифицирована запись, касавшаяся разбившегося автомобиля: слово "Канск" в графе "пункт назначения" было затерто, а вместо него от руки было написано "Тасеево". Кто конкретно пошел на должностное преступление и фальсифицировал запись, установить не удалось, но в чьих интересах это было сделано, не вызывает сомнений. Если бы факт использования командиром ОМОНа служебного положения в личных целях, повлекшего столь тяжкие и непоправимые последствия, выплыл наружу, то закатилась бы не только его милицейская карьера - политическая стезя отныне для Швыткина тоже была бы заказана.

Бог его знает, какими усилиями удалось замять тот скандал и не выносить сор из избы. Выводы служебной проверки были однозначны: за грубое нарушение служебной дисциплины полковник Швыткин подлежит строгой дисциплинарной ответственности. Однако бравый омоновец был избран в Законодательное Собрание Красноярского края по избирательному списку "За Лебедя!" - Захаров с Кротовым постарались. Служба его в милиции на время выполнения им депутатских обязанностей была приостановлена, и никаких мер дисциплинарного воздействия к Швыткину применено не было. Но путь обратно в ОМОН ему теперь был заказан: боевые товарищи были в курсе поступка своего бывшего командира и, мягко говоря, его не одобрили. Настолько, что снова, как и в случае с СОБРом, видеть его в своих рядах категорически не желали. Оставалось делать политическую карьеру.

И это у Швыткина внезапно получилось! Секрет успеха бывшего омоновца на политическом поприще прост, как выеденное яйцо. Дело в том, что он очень удобный персонаж для того, чтобы давать журналистам разного рода комментарии. Во-первых, он постоянно сидит на одном месте - в своем депутатском кабинете в Сером доме - а потому доступен в любой момент. Во-вторых - герой-милиционер, прошедший не одну боевую кампанию, полный кавалер орденов Мужества (при этом как-то забывается, что, как командир боевого подразделения, представления на собственное награждение Швыткин писал сам). Вот и получается: только случись что по линии силовиков, сразу бегут к Швыткину. Теракт на Дубровке - комментарий дает бывший омоновец, юбилей милицейской службы - снова он поздравляет коллег, напали с ножом на Захарова - опять на экране знакомое лицо...

Думается, сам Юрий Николаевич в некоторый момент испытал, что называется, головокружение от успехов. И фактически перешел в другую фракцию, встав на сторону идеологических противников "лебединцев", что лидер блока Игорь Захаров расценил как прямое предательство. Больше того, по его мнению, нападки недавнего единомышленника на фонд "Правопорядок" имеют тот же самый смысл. "Я - офицер запаса российской армии, - своими обычными рублеными фразами комментирует произошедшее Захаров. - Если бы я начал публично хаять армию так, как это делает сегодня в отношении правоохранительных органов края полковник милиции Юрий Швыткин, то это однозначно было бы воспринято как предательство всей армейской системы в целом".

Впрочем, пусть правоохранительная система сама оценивает поступки своего офицера. А вот дальнейшая судьба политика Швыткина представляется отнюдь не безоблачной. Захаровская команда даже после смерти Лебедя была сильна своей сплоченностью. Они переживут уход одного из своей пятерки. Юрию Швыткину в одиночку будет выживать значительно труднее. И потому, что сам по себе, как политик он из себя мало что представляет. И вследствие того, что никто - ни его собственные избиратели, ни лидеры "другого" лагеря, куда он поспешил себя причислить, - не любят перебежчиков.

"Публичный реестр и нерадивые арендаторы".

("Сегодняшняя газета" 20.05.03)

Заместитель губернатора Вадим Медведев заявил о необходимости создания краевого публичного реестра государственного имущества. Это позволит создать условия для того, чтобы государственное имущество служило делу развития Красноярского края, и любой житель края мог взять в аренду краевую собственность. Пока же определенная информация о государственном имуществе есть, однако она недостаточно открыта и не в полной мере детализирована. То есть описаны крупные объекты собственности, а, например, информации "о том, сколько помещений мы можем сдать в аренду в том или ином здании, нет". Естественно, это тормозит развитие арендных отношений. От этого страдает краевой бюджет. В этом году в него заложено 68 миллионов рублей арендной платы. Это значительно выше, чем в прошлые годы. Так, в 1996 году от сдачи имущества в аренду бюджет края получил 2,5 миллиона, в 2000-м - 10 миллионов, 2001-м - 23,55, а в 2002-м - 54 миллиона.

Тем временем ККУГИ в 2003 году подал уже 34 иска по взысканию задолженности с нерадивых арендаторов. Комитет требует взыскания 1,5 миллионов рублей. Отметим, что за 2002 год было подано 174 иска. Сумма - 66 миллионов. Треть из них относится к арендаторам краевой собственности. Всего в первом квартале текущего года комитет добился 37 судебных решений на 37 миллионов рублей. Представители ККУГИ говорят, что, как правило, добиваются 100-процентных успехов в суде. Особенно велик психологический эффект. После начала процесса восьмая часть арендаторов платит по счетам до его завершения. Однако 24% исполнительных листов не реализуется. Причина - либо арендодателя нет по указанному адресу, либо у него отсутствует имущество.