Эксперт: Архангельск обречен на то, чтобы стать крупным логистическим центром

Архангельск, 11 Июня 2009, 20:08 — REGNUM  В последние годы тема освоения месторождений шельфов северных морей становится все более актуальной, многие страны оспаривают права на тот или иной участок. Города же вступили в борьбу за право считаться центром освоения, за возможность развиваться именно в этом направлении. Архангельск не стал исключением в силу своего географического положения и исторических традиций. О том, каков же потенциал Архангельска в преддверии освоения Арктики, какова его роль в развитии Арктического региона, что необходимо сделать городу для того, чтобы превратиться в центр освоения, и о том, что уже сделано в этом направлении, корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с директором Информационного Баренц-центра Андреем Шалевым.

ИА REGNUM Новости: Андрей Александрович, что же представляет собой Архангельск в преддверии освоения Арктики, каков его потенциал?

А. Шалев: Если говорить о потенциале Архангельска, то он очевиден. Есть три основных его составляющих. Первое: ни один регион кроме нас не обладает такой мощной судостроительной и судоремонтной базой, какая есть в Северодвинске. Второе: ни у одного региона из тех, что географически приближены к Арктике, нет столь развитого университетского сектора. И третье: ни один из северных регионов не может похвастаться столь многосторонней транспортной инфраструктурой - морской и речной порты, железная дорога и автотрасса, крупнейшая на севере авиационная компания, тысячекилометровая речная магистраль. Однако основной проблемой является попытка города соперничать с Мурманском. Пора перестать молоть языком по поводу того, какой город является "столицей севера", "нефтяной столицей Арктики" и т. п. Следует иметь в виду, что освоение Штокмана и других шельфовых месторождений Арктики, если все пойдет по плану, будет крупнейшей площадкой индустриального развития в мире. Освоение арктических месторождений - это проект не регионального, а глобального масштаба, и только с этой точки зрения к этому нужно подходить. Объем инвестиций, технологии, логистика, квалификация управленческого и технического персонала - здесь все требует кооперации многих компаний, многих регионов и многих стран, и местечковые подходы, которыми часто грешит общественное мнение, и даже политическая элита Архангельской и Мурманской области - это смешно и неуместно.

ИА REGNUM Новости: Вы упомянули развитую транспортную инфраструктуру области. Каковы шансы Архангельска стать крупным логистическим центром? Есть ли такой потенциал у города?

А. Шалев: Архангельск просто обречен на то, чтобы стать крупным логистическим центром международного уровня. Он предназначен к этой миссии своим географическим положением и историей. Но перспективы Архангельска как логистического узла лежат в плоскости кооперации с другими регионами России. До 2015 года в европейской части страны будут развиваться в первую очередь Балтийские порты и Мурманск. А потом должен наступить черед Белкомура. Понятно, что проект Белкомур имеет смысл, только если в нем помимо Архангельской области будут участвовать Республика Коми и Пермская область. Их заинтересованность очевидна. Строительство магистрали УПУП (Урал Промышленный - Урал Полярный) должен привести к взрывному развитию Уральского промышленного узла. Угольщикам, металлургам, лесопромышленникам, производителям калийных удобрений Урала понадобится выход к морским портам, а ближайший порт - Архангельск. Но это еще не все: к востоку от Урала сибирские регионы пробивают строительство Северо-Сибирской железной магистрали, считая это своей стратегической задачей. Это такие гиганты как Томская область, Красноярский край, Иркутская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Севсиб также должен выйти на Архангельск и Мурманск. Соединение Белкомура с УПУП и Севсибом с естественным окончанием в виде глубоководного участка Архангельского порта на западе, а на востоке - БАМ и тихоокеанские порты - это мега-проект, в котором заинтересованы как минимум 7-8 субъектов Российской Федерации. В его свете особое звучание приобретает и проект Северного морского коридора под эгидой Европейского сообщества из Архангельска вдоль морского побережья Северной Норвегии в Западную Европу.

ИА REGNUM Новости: Давайте немного подробнее поговорим про университетский сектор. Какова сейчас в Архангельске система подготовки кадров? Что случится, если все-таки Северный федеральный университет не будет создан?

А. Шалев: Нет сомнения, что университетский сектор Архангельской области по своим качественным и количественным показателям сильнее любого из соседних регионов. Но только если рассматривать весь университетский сектор, а не каждый из ВУЗов в отдельности. По отдельности каждый из наших университетов может уступать по каким-то показателям тому же Петрозаводскому госуниверситету или Мурманскому техническому университету. Но вместе мы сильнее - это точно. Если мы используем это конкурентное преимущество и добьемся создания федерального университета на своей территории, будет прорыв в качестве высшего образования и науки, откроется инновационный путь развития. Если нет - трагедии не произойдет, будет трудный эволюционный путь, на котором некоторым ВУЗам грозит угасание. Но дело не только в том, чьи университеты лучше - Мурманские, Якутские или Архангельские. Тут надо понимать, что создание федерального университета - это решение геополитического порядка. 40 лет назад норвежцы приняли чисто волевое решение создать новый университет на своем Крайнем Севере - в депрессивной губернии Тромс, и это произошло накануне нефтяной эпохи, превратившей эту страну в одну из самых процветающих в мире. Сегодня университет Тромсё - один из самых передовых, и он ориентирован в своей образовательной и научной деятельности на Арктическую специфику, а Тромсё стал городом - форпостом норвежского освоения Арктики. С этой точки зрения, Архангельск тоже лучшее место для создания федерального университета, потому что правительство должно придерживаться стратегии выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, создавая в депрессивных территориях новые точки роста - это постулат федеральной региональной политики. Мурманск станет основной базой освоения Штокмана и вскоре получит мощнейший стимул для развития. Республика Коми - самодостаточный регион, в проекты на ее территории вкладываются и инвестиции Газпрома и средства федеральной инвестиционной программы. Почему не дать свой стимул развития Архангельску?

ИА REGNUM Новости: Итак, потенциал у Архангельска есть. Но что все же нужно для его эффективного использования?

А. Шалев: Сейчас у города есть три основных и взаимосвязанных вызова, на которые нужно срочно отвечать. Во-первых, у нас нет инвестиций для развития этого потенциала. Во-вторых, у нас нет квалифицированных управленцев, которые смогли бы превратить этот потенциал в действующий ресурс и осуществлять современное и эффективное управление этими ресурсами. И, в-третьих, мы самым тяжелейшим образом зависим от политической воли Москвы и имеем слишком мало рычагов и воли для воздействия на центр в наших интересах. Последний вызов в нынешней системе государственного устройства, на мой взгляд, является критическим, поскольку и объем инвестиций, направляемый в регион в виде, например, федеральных целевых программ, зависит от центрального правительства и президента, и лучшие управленцы также находятся в Москве. Из этих трех вызовов сегодня у нас есть реальная возможность ответить на третий: создание Северного федерального университета позволит осуществить прорыв в подготовке кадров, особенно если мы будем действовать в кооперации с крупнейшими университетами Баренцева региона. Но на это уйдут годы.

ИА REGNUM Новости: Понятно, что все действия по развитию города должны быть в контексте освоения арктических месторождений. А можно ли каким-то образом использовать для развития города и области тот факт, что поморы были первооткрывателями Арктики?

А. Шалев: Насчет того, кто был первооткрывателем Арктики, с нами могут поспорить многие народы, например те же норвежцы, но дело не в этом. Не важно, кто был первооткрывателем, важно, кто стал хозяином. Роберт Пири первым достиг Северного Полюса, но не отдавать же его Америке на этом основании. Наши предки когда-то действительно когда-то действительно были хозяевами в Арктике и обладали уникальной компетенцией в ее хозяйственном освоении. Но что это дает нам сегодня кроме некоторого морального удовлетворения? Мы же за какие-то 15-20 лет растеряли почти весь багаж, накапливавшийся столетиями. Может быть, нам лучше вспомнить советский опыт? Советский Союз сделал гигантский прорыв в освоении Арктики благодаря гигантским государственным инвестициям, политической воле руководства страны и эффективной идеологической кампании, благодаря которой папанинцы и челюскинцы были мегазвездами по любым меркам. А Архангельск без всяких ссылок на поморское наследие был центром освоения Арктики. Но о поморской странице в освоении Арктики все-таки нужно говорить. Это должно стать частью идеологической кампании в обоснование мощной государственной программы освоения Арктики.

ИА REGNUM Новости: Одна из территорий Архангельской области - Новая Земля - находится ближе всего к Штокманскому месторождению и другим, которые еще не начали осваивать. Должна ли Новая Земля быть в центре освоения, и какую ответственность накладывает это на Архангельскую область? К чему обязывает и что дает?

А. Шалев: Нужно понимать, что "ключи" от Новой Земли лежат не в Архангельске, а в Москве. Новая Земля всерьез рассматривалась специалистами в качестве варианта для создания нефтяного порта наряду с Мурманском, и эта тема до сих пор активно обсуждается экспертным сообществом (см. например авторитетный журнал "Нефть России" за февраль 2009 года). По сравнению с Мурманском, Новая Земля даже обладает серьезным преимуществом - близостью к месторождениям Западной Сибири и к Тимано-Печорской провинции. А от Штокмановского месторождения до Новой Земли расстояние в два раза меньше, чем до Мурманска. При этом характеристики ледового режима и глубины акватории у них сопоставимы. На Новой Земле - колоссальные запасы минеральных ресурсов. Потенциально архипелаг в перспективе может стать важнейшей базой для навигации по Северному морскому пути. Единственное препятствие - это слабо развитая инфраструктура и низкая транспортная доступность. Но главным является политический фактор, который перевешивает все остальные. Белушья губа, которую рассматривали в качестве наиболее приемлемого места для строительства нефтеналивного порта - это столица ядерного полигона, единственного в России. Рогачево - военный аэродром. Новая Земля - режимная зона, и это обстоятельство более других будет препятствовать вовлечению в хозяйственный оборот ее ресурсов. Насколько мне известно, администрация Архангельской области уже обращалась в прошлом году в правительство России с просьбой разрешить проведение геологических работ и получение лицензии по Павловскому месторождению свинца и цинка на Южном острове Новой Земли. Если бы министерство обороны пошло навстречу этой просьбе, то это стало бы знаковым событием.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.01.17
Злость Варшавы: Еврокомиссия встала на сторону «Газпрома»!
NB!
21.01.17
Туристический автобус сгорел в Италии: погибли 16 человек
NB!
21.01.17
«Распутинщина» — смертельный удар по престижу царской России
NB!
21.01.17
Власти Латвии кормят свой народ пропагандой, народ едет за едой в Россию
NB!
21.01.17
Трамп наносит первый удар по Ирану
NB!
21.01.17
Порты: Польша встала поперёк Шелкового пути
NB!
21.01.17
Подземный дворец коммунизма: погружение №1
NB!
21.01.17
Система управления погодой должна быть международной
NB!
21.01.17
Новый глава Пентагона скептически отозвался о налаживании отношений с РФ
NB!
21.01.17
В Турции состоится референдум по конституционной реформе
NB!
21.01.17
С сайта Белого дома удален раздел об изменении климата
NB!
21.01.17
«Ничто не вечно» — президент Гамбии согласился уйти
NB!
21.01.17
Всё решат без нас: чего боятся украинские политики
NB!
21.01.17
«В современной Европе нет юности и юношей». Парадокс русского западничества
NB!
21.01.17
США — Саудовская Аравия. Молчание ягнят
NB!
20.01.17
Египет, Сирия, Кавказ: апофеоз Кавказской войны
NB!
20.01.17
Как преследуют защитников усадьбы Кусково в Москве
NB!
20.01.17
Белый дом: США выйдут из Транстихоокеанского партнерства
NB!
20.01.17
Гендиректор Воронежского мехзавода уволился после аварии «Прогресса»
NB!
20.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 20 января
NB!
20.01.17
Борясь с «Северным потоком-2», Варшава стреляет себе в ногу
NB!
20.01.17
Госдума снова отказала «детям войны» в статусе и льготах: почему