Президент Башкирии Муртаза Рахимов, выступая сегодня, 11 июня, в ходе Второго съезда Ассамблеи народов Башкирии, который проходит в Уфе, заострил внимание на проблемах отсутствия эффективной национальной политики в России и призвал придерживаться принципов федерализма, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Жизнь не стоит на месте, решая одни проблемы межнациональных отношений, нам приходится сталкиваться со все новыми вызовами и задачами, - сказал Рахимов. - Сегодня в их числе: отстаивание культурной самобытности народов в условиях нарастания глобализации, повышение качества преподавания языков, противодействие попыткам искажения истории наших народов и роли их выдающихся деятелей. Важны адаптация к нашему сложившемуся многонациональному обществу представителей народов, которые раньше не населяли Башкортостан, развитие межрегионального сотрудничества в сфере национальной политики. Нужно отстаивать принципы федерализма во внутренней политике страны, эффективно бороться с проявлениями нигилистического отношения к правам народов, экстремистского национализма и шовинизма.

Опыт последних десятилетий показал, что мы способны без крайностей, в спокойной деловой атмосфере регулировать даже, на первый взгляд, острейшие национальные противоречия. Многие делегаты съезда Ассамблеи помнят, как в начале 90-х годов прошлого века эмоционально ставились вопросы образования, издания газет на национальных языках. Не хватало кадров, способных на высоком профессиональном уровне заниматься сохранением и развитием национальных традиций. Требовалось создание национально- культурных центров как стержня, вокруг которого могли сохраняться и развиваться своеобразные культуры народов, в течение долгого времени населяющих Башкортостан. Многое из того, что нами реализовано, двадцать лет назад казалось неосуществимым.

Кризис выявил многие проблемы в развитии реальных секторов экономики, которые были не так заметны в период благоприятной экономической конъюнктуры. В то же время сложилось понимание, что нам не хватает кадров, способных понимать проблемы и работать по-государственному. Умельцев положить в свой карман, а потом эти деньги растранжирить по всему миру оказалось более чем достаточно. Если для человека страна - это лишь место проживания, если его начинают убеждать, что его народ - это придуманная общность, которую не составит труда и поменять, то о каком патриотизме, о какой России мы с вами можем говорить? Складывается впечатление, что пока только в регионах серьезно занимаются национальной политикой. Работа с проявлениями национального экстремизма, расизма, нацизма поручена силовым структурам. А что они могут? Посадить, посчитать статистику. Не такой подход нужен сегодня. Мы должны реагировать не на последствия, а устранять предпосылки межэтнической розни.

В России этим занялось министерство образования, которое не нашло ничего лучшего как единым махом зарубить все позитивные достижения национального образования. При этом - не обращая внимания ни на нормы федеральной Конституции и принятые законы, ни на мнение общественности и регионов. В чем цель такого способа решения национального вопроса? Нас пытаются убедить, что региональный компонент плох, поскольку некачественно составлены учебные планы. А ряд деятелей даже заявляет, что региональный компонент мешает созданию единой российской общности. С такими подходами категорически нельзя согласиться! Если есть проблемы в методическом и кадровом обеспечении регионального компонента в образовании, то давайте решать их вместе. Пусть специалисты работают хоть круглые сутки, но в итоге выйдут на согласованные варианты, которые не вызовут ни у кого никаких опасений.

Как можно воспитывать уважение к представителям других народов, если демонстрировать ненужность знания их обычаев, языка, культурных достижений? Язык - душа народа. А нам заявляют, что его преподавание - это лишняя учебная нагрузка! Нельзя же все переводить в денежные знаки! Так мы вообще не сможем воспитывать детей в школах. Мы что, собираемся растить бездушных циников, у которых нет ничего святого?

Наша позиция по региональному компоненту продиктована желанием сохранить культурное многообразие Российской Федерации, прививать детям любовь к своему краю, к своему народу. Это продуманная и ответственная позиция. Да, ее отстаивать не просто, но мы и дальше неуклонно будем утверждать: национальный компонент в воспитании - это неотъемлемое право каждого россиянина, это достояние страны, наш долг перед потомками... Убежден, что общественное мнение поможет ликвидировать перекосы в образовательной политике на федеральном уровне.

Подобного рода непродуманные решения - результат невнимательного отношения к практике выстраивания межнациональных отношений в регионах страны. Где-то они развивается успешно, где-то опыт оказывается не столь позитивным. Но во всех случаях только благодаря пониманию на местах нужд и запросов представителей народов удается в целом по стране стабилизировать межэтнические отношения.

В условиях возрождения духовных традиций и ценностей, все более важную роль играют религиозные организации, традиционные конфессии. Усиливается их роль в решении нравственных проблем, воспитании молодежи, укреплении семьи, борьбы с социальными недугами.

Вместе с тем, диалог власти и конфессий пока еще далек от совершенства. Необходимо дальнейшее правовое регулирование взаимоотношений государства и религиозных объединений в сфере образования, воинской службы, культуры и других областях. Серьезную тревогу вызывает активизация организаций экстремистского толка на почве ксенофобии и национализма. Наша общая задача - общими усилиями противостоять этим угрозам.

В настоящее время недостаточно усилий только регионов для формирования единой государственной национальной политики. Необходимо активнее добиваться воссоздания дееспособного Министерства по делам национальностей на федеральном уровне. Только в этом случае национальная политика может стать системной, целенаправленной, сконцентрированной на укреплении общности всей многонациональной России.

Необходимо дальнейшее расширение научной базы, изучения истории и культуры народов, налаживание мониторинга межнациональных отношений. Здесь нужна встречная активность органов государственной власти, местного самоуправления и национально-культурных объединений.

Национальная политика - это тонкая вещь, где не должно быть всякого рода недомолвок и недоговоренностей. Она может быть признана успешной только тогда, когда происходит эволюционное развитие национальной жизни народов. С этой точки зрения, Башкортостан совершил рывок с момента обретения самостоятельности в составе Российской Федерации. Принятие законов и реализация государственных программ, открытие национальных школ и гимназий, выход на новый уровень в изучении родных языков, поддержка национальной культуры и СМИ - это и многое другое характеризует наше отношение к вопросам сохранения национального и культурного многообразия.

В то же время нам необходимо повысить качество преподавания языков, истории и культуры народов республики. Нельзя допускать самоуспокоения в этом деле. Каждый ребенок достоин такого педагога, который сможет заинтересовать его своим предметом, сформировать в нем качества настоящего россиянина и патриота своего народа, уважение к людям всех национальностей, искренний интерес к их культуре и традициям, толерантность, верность Родине.

Конституция России начинается словами - "мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов...". Они наполнены особым смыслом. И на всех уровнях власти необходимо последовательно следовать этим торжественным словам, не отступать от них ни по форме, ни по содержанию.

Федерализм как стиль мышления, как правовой принцип, как способ решения всех острых противоречий должен реализовываться в нашей стране неукоснительно. Убежден, что Республика Башкортостан, все народы, которые проживают в ней, придерживаются такой позиции. Мы последовательно будем отстаивать ее и категорически отвергаем любые попытки реанимации имперских, унитаристских подходов. Понятие Федерация для нас наполнено ясно изложенными конституционными основами. Еще раз возвращаюсь к этой теме только для тех, кто так и не хочет услышать, понять и усвоить: невозможно представить Россию без Башкортостана, как и Башкортостан без Российской Федерации! И так - с каждым нашим народом, с каждой республикой страны!

Мы все проблемы решаем исходя из этого, и нам не понятно, зачем еще надо сажать в республику контролеров и проверяющих. Сегодня число федеральных чиновников в республике в полтора раза больше, чем республиканских государственных служащих. Где эффективные подходы к государственным расходам, где стремление снизить административные барьеры? Есть конституционно обозначенное разделение полномочий. Руководитель региона получает одобрение Президента страны, по сути, он и должен быть здесь главным федеральным государственным служащим.

Сегодня набирает обороты тенденция присылать людей, для которых наш край абсолютно неизвестен. Почему здесь нельзя найти таких же профессионалов - непонятно. Увлечение унитарными методами управления, как показала наша история, чревато неизбежными системными кризисами. Зачем нам эти потрясения? Нельзя такие вопросы пускать на самотек. Мы неоднократно инициировали встречи, научные конференции, обращения к руководителям страны и политических партий, в которых высказывали свою тревогу и готовность максимально содействовать процессу создания современной Концепции национальной политики.

Нам нужны не устаревшие схемы, а современные подходы, учитывающие объективные политические, экономические, социальные и культурные реалии. В научных и политических кругах утверждается неуместное противопоставление прав личности - правам наций. Это не соответствует международному праву. Считаю, России нужна разработка новой концепции национальной политики, поскольку документ 1996 года уже безнадежно устарел и не соответствует новым реалиям, в частности, некоторым положениям резолюций ООН и Европейских конвенций.

Современная национальная политика, основанная на международно-правовых стандартах, должна стать важнейшим инструментом оптимизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

В многонациональной Россия одной из главных их составляющих призвана быть эффективная языковая политика. Весь цивилизованный мир стремится сохранять многоязычие, гарантирует национальным меньшинствам право на изучение родных языков. Поэтому мы поддерживаем обращение Татарстана к федеральным властям по ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, по дальнейшему укреплению правовой основы сохранения и развития языков народов страны.

Нам сегодня необходимо серьезно усилить работу и по позиционированию нашей национальной политики в информационном пространстве. Складывается впечатление, что общероссийские СМИ вообще не занимаются национальной проблематикой. Где материалы о жизни тех или иных народов, об их прошлом и настоящем? Вам их трудно будет обнаружить. Сколько уже было заверений, что общенациональные телеканалы будут освещать жизнь регионов, но их интерес ограничивается только чрезвычайными происшествиями - природными катаклизмами, пожарами и т.д. Все думают только о каких-то рейтингах телепередач, объеме привлекаемой рекламы.

Как же можно укреплять единство многонационального народа России, если ее среднестатистический гражданин практически ничего не знает о народах, населяющих нашу необъятную Родину? Кто должен играть решающую роль в культурно-просветительской работе, воспитании подрастающего поколения в духе интернационализма? Конечно государство и его институты.

Бороться с негативными стереотипами восприятия по регионально-этническому признаку можно только активно приобщая россиян к культурам народов, которые населяют страну. Наряду с традиционными подходами в этой сфере - проведением праздников, фестивалей, демонстрацией телепрограмм - необходимы и новые формы. Это полномасштабное освоение пространства Интернета, создание возможности и в виртуальном формате показать красоту и многообразие национальных культур. Надо расширять практику работы обществ дружбы. Возрождать народные ремесла и промыслы.

Все больше становится новых этнических групп, которых раньше у нас не было. Этот процесс нельзя пускать на самотек. Каждый, кто приходит в наш дом, должен овладевать сложившейся здесь культурой межнационального взаимодействия, вносить свой созидательный вклад в развитие республики и быть открытым для общения со всеми народами и институтами власти. И поэтому мы рады тем, кто приходит с открытым сердцем, с дружеским настроем, с готовностью участвовать в созидательных процессах.

Российская Федерация - это историческая колыбель десятков народов, для которых земля предков является священным достоянием. Каждый из этих народов выстрадал и защитил свое право обустраивать свой край, знать и развивать свой язык, сохранять и обогащать свое культурное наследие.

Здесь мы всемерно поддерживаем стратегию руководства страны по дальнейшему развитию федерализма, совершенствованию деятельности Федерального Собрания, более оптимальному распределению полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Повышение уровня развития культур и сохранение традиций всех народов нашей общей Родины позволит нам преодолеть экономические и социальные проблемы, обеспечив надежный фундамент устойчивого общественного прогресса.

Наша история убедительно доказала, что только согласие между людьми разных национальностей, плодотворный диалог культур и религий, совместные усилия государственных и общественных институтов в этой области являются надежной основой нашего бытия, процветания и прогресса. Заложенный предками фундамент дружбы народов мы будем укреплять. Стратегия развития Башкортостана в ХХI веке немыслима без опоры на межнациональное и межконфессиональное согласие", - заявил Рахимов.