В Москве в Государственной третьяковской галерее 16 июня откроется масштабная экспозиция "Американские художники из Российской империи", сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Вкладу россиян в искусство США посвящен международный проект в Третьяковке с редким составом экспонатов - весь спектр художников нескольких поколений, в первой половине ХХ века оказавшихся в Америке, будет представлен на выставке в Москве. Большинство произведений сорока авторов впервые будут продемонстрированы в России.

Выставка покажет как срез "русской художественной Америки", так и наиболее яркие ее персоналии. Временной диапазон проекта - от 1913 г. (кубофутуристический холст Макса Вебера "Интерьер четвертого измерения") до 1978 г., когда Александром Либерманом создан объект из ярко-красной стали "Макет для возвышения".

Среди участников выставки - Николай Фешин, Алексей Арапов, Борис Анисфельд, Борис Григорьев, Сергей Судейкин. Творчество Давида Бурлюка, лидера русских футуристов, представлено как "Портретом профессора Н.К.Рериха, первого председателя объединения "Мир искусства"" (1929), так и остросоциальной композицией "Позор всем, кроме мертвых (Город безработных)" (1933). Картины Павла Челищева продемонстрируют эволюцию от стиля ар-деко к сюрреалистическим композициям. Главная из них - завещанный автором Третьяковской галерее и хранящийся в ее собрании "Феномен" (1936-1938). Это единственный экспонат из российских музеев, который участвует в выставке.

В центр экспозиции вынесено наследие модернистов середины столетия: это Марк Ротко, чье творчество дано в эволюции от фигуративных работ 1930-х к культовым полотнам 1950-х, Жюль Олитский, Илья Болотовский, Александр Либерман. Два последних представлены не только живописью, но и скульптурой, причем отсылающая к супрематизму "Первая ромбическая колонна" (1976) Болотовского эффектно сопоставлена с "Античной колонной" (1967) Луизы Невельсон - "амазонки" американского авангарда, чья абстрактная пластика украшает почтовые марки США. Раздел скульптуры также включает примеры творчества Александра Архипенко ("Женщина. Абстракция", 1920), Осипа Цадкина ("Узник", 1943) и Жака Липшица ("Радость Орфея", 1945).

Дополнят выставку подборка архивных фотографий и два документальных видеофильма: о художниках времен Великой депрессии и об иконе искусства США Марке Ротко.

В проекте участвуют около 30 музеев, галерей и частных коллекций США, в том числе Музей "Метрополитен", Вашингтонская национальная галерея, Смитсоновский институт, Еврейский музей Нью-Йорка, Художественный институт Чикаго, Филадельфийский художественный музей.

Выставка продлится до 13 сентября в помещении галереи на Крымском Валу.