Россия пытается справиться с проблемой социального сиротства. Пробуются разные формы. Сейчас делается много для того, чтобы осиротевшие дети передавались на воспитание в замещающие семьи. Но то, как это делается, наводит на мысль о хорошо продуманном саботаже. Очень показательна история с приемными семьями г. Москвы.

Юридическая справка:

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). В соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 №49-ФЗ, приёмной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье. То есть приёмная семья, это не просто семья, принявшая ребёнка (детей), а одна из форм устройства детей в семью.

* * * C 1996 по 2007 год Департамент Образования г. Москвы и не давал методических указаний по созданию новых приемных семей, так называемого "второго набора". По существу, Департамент этим направлением не занимался. 27 декабря 2007 г. Правительство Москвы приняло Постановление № 1038-ПП "Об утверждении порядка оплаты труда приемных родителей", которое подписал Мэр Москвы Ю.М.Лужков. В данном Постановлении нет ограничения в оплате труда только одного родителя из семьи. В приложении к указанному Постановлению определен порядок оплаты труда приемных родителей. В пункте №1 Приложения говорится - "Денежные средства на оплату труда приемных родителей (родителя) перечисляются окружным Управлением образования на личные счета приемных родителей (родителя) в размере 3,5 размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, в соответствии со сроками, указанными в договоре".

В мае 2008 года когда количество приемных семей в Москве подошло к сотне, по Окружным управлениям Департамента образования г.Москвы рассылается письмо №2-39-327 от 23.05.2008 г. подписанное Никоненко Е.В., которое дает пояснение к вышеупомянутому постановлению Правительства Москвы № 1038-ПП, уточняя его фразой "независимо от числа лиц (приемных родителей, родителя) с которыми заключен договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью".

До поступления этого письма все вовлеченные в процесс стороны, как приемные родители, так и чиновники, были уверены в том, что оплата труда каждого приемного родителя, с которым заключен договор "О передаче ребенка на воспитание в приемную семью" равен размеру 3,5 МРОТ на каждого приемного ребенка. Выпустив инструктивное письмо, Департамент Образования г. Москвы, ввёл новое толкование законодательства, тем самым незаконно взяв на себя функцию законодателя. Хотя в указанном Постановлении явным образом сказано: "В соответствии с настоящим Порядком оплаты труда приемных родителей (далее - Порядок) окружное управление образования Департамента образования города Москвы (далее - окружное управление образования) осуществляет выплату денежных средств на оплату труда приемных родителей (родителя) (далее - денежные средства) на основании заключенного между органом опеки и попечительства - муниципалитетом внутригородского муниципального образования в городе Москве и приемными родителями (родителем) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью". То есть роль Департамента, несколько упрощая, сводится к роли "бухгалтера и кассира".

Юридическая справка:

Семейным Кодексом РФ Главой 21 определено что, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 39. Возмездное оказание услуг, пункт 1) - По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.96г № 829 "О приемной семье" с изменениями от 1.02.05 г. (пункт 32) определено что, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ.

* * *

Но в некоторых полных приемных семьях оба родителя на равных участвовали в подписании договора. В договорах, и изданных на их основе Постановлениях Руководителей муниципалитетов о создании приёмной семьи, присутствуют два приёмных родителя. В ряде случаев, подписаны независимые договора с каждым из приёмных родителей.

Соответственно, до письма № 2-39-327 от 23.05.2008 г. выплаты производились двум родителям. После же его появления, некоторые чиновники на местах не только начали ему следовать, но и попытались ему придать обратную силу. Например, в Западном административном округе по отношению к семье Е. применили такой подход: сняв зарплату второму родителю "в целях возврата денег в бюджет", сняли зарплату и второму родителю. А чтобы "вернуть деньги" быстрее, сняли еще и выплаты на содержание приемного ребенка. Правда, после нескольких писем "наверх", деньги на содержание ребенка выплатили в один день, а на следующий отписали "деньги выплачены в полном объеме". То есть, ситуация, вроде, разрешилась, однако, пока проходили все бюрократические процедуры, семья в течение нескольких месяцев осталась вообще без денег.

В результате 6 приемных семей начали сопротивление через суд действиям чиновников. Семья К.(трое биологических, двое приемных детей) в феврале 2009 г. выиграла дело в Савеловском суде. Сейчас вознаграждение получают оба родителя. Недавно в семью приняли еще двух детей, 6-ти и 10-ти лет. После победы К. (перестали выплачивать вознаграждение с июня 2008 года) ведомство образования мобилизовалось, пообещав семьям, что больше никто не выиграет.

Тем временем среагировала городская прокуратура, ответив приёмным родителям, что "письмо Департамента образования г. Москвы №2-39-327 от 23.05.2008 об изменении порядка оплаты труда приёмных родителей, адресованное на имя руководителей окружных управлении образования, признано прокуратурой города как не соответствующее нормам действующего законодательства." В Департамент образования 4 мая 2009г. направлено представление об устранении нарушений закона. В том числе, оно предписывает отозвать то самое инструктивное письмо, которым попытались заменить закон г. Москвы и Российской Федерации. Согласно главе 21 Семейного кодекса РФ, к отношениям возникающие из договора о приемной семье применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. Договора заключены и действуют. Их не расторгали. Органы Опеки и попечительства не видят причин к их расторжению. Соответственно, по закону, услуги по договорам должны быть оплачены.

Юридическая справка:

Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. - об уплате единого социального налога (взноса). Следовательно, при осуществлении оплаты труда только одному из приемных родителей, права второго нарушаются не только в части оплаты труда, но и в части включения времени ухода за приемными детьми при назначении пенсии в общий трудовой стаж.

* * *

В настоящее время в Дорогомиловском суде рассматривается два дела - семьи П. и Д. Еще одно дело, семьи Е. (перестали выплачивать вознаграждение с сентября 2008 года) находится в Мосгорсуде на кассации. В Черемушкинский суд передается дело семьи Д.(первоначально иск подан в Зюзинский суд.). Перестали выплачивать вознаграждение с января 2009 года. Осенью планирует подавать в суд семья Ч. (ЮЗАО, Черемушкинский суд).

Поскольку на руках у приемных родителей есть и письмо прокуратуры, и договора, и приказы по окружным управлениям о назначении выплат обоим родителям, суды представляются выигрышными для семей, защищающих свои права, однако с конца апреля заседания переносятся, идет затягивание дела. Ситуация может растянуться и до осени. Кому это выгодно? На что надеется Департамент образования г. Москвы?

Общее мнение семей, отстаивающих свои права - мы ждем ответчиков в суде для прямого диалога, для представления своих аргументов. Мы готовы работать и дальше, помогать формировать законодательство, исключающее в дальнейшем такие ситуации. НО МЫ ЖДЕМ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА В ПРАВОВОМ ПОЛЕ! Законным образом. По гражданскому законодательству.

Анастасия Добровольская - многодетная и приемная мама, руководитель некоммерческой организации "Прикосновение"