Трактовать полученные два места центристами в Европарламенте как победу, конечно, можно. Но прошедшие после выборов дни заставляют задуматься: если это и победа, то она очень похожа на пиррову. Центристы в Эстонии, похоже, взяли свой исторический максимум голосов из возможного. Больше они вряд ли смогут взять и на предстоящих муниципальных выборах и тем более на выборах в парламент страны. Что же касается абсолютных цифр, то они выглядят неплохо - почти двухкратное превышение над своими политическими соперниками - реформистами.

Но феномен кандидата-одиночки Индрека Таранда, набравшего почти столько же сколько и партия - лидер гонки, позволяет говорить о том, что избирателей, крайне негативно относящихся к Центристской партии, гораздо больше. Если сложить голоса Таранда и других национально-ориентированных партий, то мы получим огромный перевес по голосам над партией Сависаара. Сависаaру же некуда больше расширять свою электоральную базу. Благодаря глупости политиков из Объединенной левой партии, русский блок на выборах не состоялся. И практически все русские голоса собрали центристы. Но несмотря на все намёки, что, мол, от центристов в ЕП может пройти "русский" Вельман, эти намёки даже близко не были реализованы. В первые минуты, когда еще у центристов не отняли третий мандат, Вельмана даже не упоминали, как возможного депутата.

После же высокотехнологичной ликвидации одного депутатского места руками эстонского избиркома, возможность прохождения по спискам центристов в ЕП Вельмана стала вообще нереальна.

Любопытно было бы посмотреть на структуру голосов по национальному признаку в электорате центристов. "Русских голосов" там должно быть около половины, а скорее всего - гораздо больше. Таким образом, за счёт русских голосов в Европарламенте осталась Сирье Овийр, подписавшая документ, оправдывающий демонтаж "Бронзового солдата". А про то, что центристы в Европарламенте находятся в одной фракции с реформистами, не писал только ленивый.

Феномен Таранда показал, насколько легко создать на эстонской политической почве политологический проект под условным названием "Res Publika - 2" и запустить его на предстоящих выборах в парламент. Условно новые люди, критикующие действующую власть, но при этом националистически настроенные, достаточно легко могут одержать победу. Чему пример успех "Гражданского союза" в Латвии. И вполне может статься, что на следующих выборах в парламент Эстонии, несмотря на преданную поддержку русской общины, центристы опять окажутся не у дел. Единственным возможным выходом из сложившегося тупика для центристов могло бы стать более активное рекрутирование в вершину своего политического списка представителей "некоренного населения". Но до политической смелости пошедшего на это латвийского "Центра согласия" им еще очень далеко.

Что же касается неизбежного перерождения националистических партий Прибалтики в структуры вождей-одиночек, подобно тому, как это уже было в период первой независимости Литвы, Латвии и Эстонии, то нам ещё предстоит увидеть новых наследников прежних прибалтийских автократов Сметоны, Ульманиса и Пятса. К чему привели их диктатуры Литву, Латвию и Эстонию - известно. К чему приведут свои страны их наследники - пока нет.