О поставках газа на внутренний рынок России, работе электронной торговой площадки компании, а также о реализации программы газификации российских регионов сообщил на пресс-конференции 9 июня начальник департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, генеральный директор ООО "Межрегионгаз" Кирилл Селезнев, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По словам Селезнева, в 2008 году в целях оптимизации поставок газа "Газпром" перешел на долгосрочные договоры, приступил к реализации нового проекта - электронной торговой площадки, увеличил объемы продаж. Что касается конкретных цифр, то, уточнил Селезнев, в 2008 году из ресурсов "Газпрома" было поставлено потребителям России 287 млрд. куб. м газа. При этом выручка от реализации газа (за вычетом НДС и акциза) компании на российском рынке выросла на 18,7% по сравнению с 2007 годом и составила 474,3 млрд. руб. Средняя цена реализации газа на внутреннем рынке в 2008 году увеличилась на 27% по сравнению с 2007 годом и составила 1652,8 рублей за 1000 куб. м (без НДС и акциза).

В том числе поставки газа велись в новом формате - через электронную торговую площадку (ЭТП). Таким образом было реализовано 6,09 млрд. куб. м, в том числе 3,11 млрд. куб. м (51%) - газ Группы "Газпром" и 2,99 млрд. куб. м (49%) - газ независимых продавцов. Основной объем газа (86%) приобретен предприятиями электроэнергетики, уточнил Селезнев. При этом отставание объемов продаж газа "Газпрома" через ЭТП от запланированных 7,5 млрд. куб. м связано с дефицитом газа в газотранспортной системе феврале-марте 2008 года и с перенасыщением рынка газа в период с апреля по декабрь. Также на уменьшение объемов продаж газа в 2008 году повлияло снижение спроса на газ, в свою очередь, спровоцированное кризисными явлениями в экономике, признал Селезнев. Несмотря на это, итоги эксперимента по реализации газа через электронную торговую площадку в 2008 году продемонстрировали готовность и возможность российской промышленности приобретать газ по рыночным ценам, констатировал он.

Параллельно в 2008 году "Газпром" рассматривал вопросы организации биржевой торговли газом на внутреннем рынке России. Организацию биржи газа и дальнейшее совершенствование ЭТП на постоянной основе необходимо рассматривать как создание двух рыночных инструментов, дополняющих друг друга, пояснил начальник департамента "Газпрома". Если основные задачи ЭТП - торговля физическими объемами газа, то задачи биржи - торговля фьючерсами и опционами, с возможностью поставок физических объемов газа при наступлении срока исполнения контракта. На ЭТП сроки исполнения контрактов - "на следующий день", "на следующую декаду", "на следующий месяц", на бирже - "на следующий месяц", "на следующие 1-36 месяцев", разъяснил специалист.

Таким образом, индикаторы цены газа "на следующий месяц" будут фиксироваться на двух площадках. Подобная конкуренция является нормальной практикой для рынка газа США и Великобритании. Индикация цен, по мнению менеджеров "Газпрома", позволит стандартизировать условия продажи газа по среднесрочным и долгосрочным договорам, заключаемых на внебиржевом рынке, перевести взаиморасчеты участников рынка на типовые контракты. Кроме того, биржа станет эффективным инструментом страхования продавцов и покупателей от ущерба, связанного с резкими изменениями цен на рынке. В целом же развитие электронных и биржевых форм торгов призвано ускорить выход рынка из кризиса, подчеркнул Селезнев.