Согласно постановлению Вологодского городского суда маршрутные такси, совершающие пассажирские перевозки в черте города, обязаны перевозить льготников. Поднять данный вопрос были вынуждены муниципальные транспортники.

Как сообщил директор пассажирского автотранспортного предприятия №1 (ПАТП-1) Евгений Нестеров, "история началась давно. В конце 2000 года в Вологде появились первые маршрутные такси, владельцы которых наперекор правилам пассажирских перевозок решили, что они будут работать не как транспорт общего пользования, перевозящий всех пассажиров (платных, льготников и по проездным билетам), а только для платников. На тот момент против появления маршрутных такси никто не выступал - все думали, что с появлением еще одного вида услуг повысится качество и снизится стоимость пассажирских перевозок. Маршрутные такси должны были обслуживать свои направления, но они незамедлительно перешли на более выгодные центральные маршруты автобусов, игнорируя все правила. Таким образом, частники стали ездить впереди автобусов и забирать платных пассажиров. Мы этот вопрос ставили неоднократно, межу тем маршруток становилось все больше, они работали на более выгодных условиях, забывая о правилах и перевозя только платных пассажиров, мы же как социально-значимая часть инфраструктуры и жизнеобеспечения города обязаны перевозить всех. Мы работаем с 5 утра до 24 часов как на прибыльных, так и на убыточных направлениях и независимо от числа пассажиров в салоне и на остановках соблюдаем графики движения. А водители маршрутных такси выехали на маршрут во сколько захотели без особого расписания, выбрали направление, подобрали только платников и работают, не соблюдая остановок и таким образом не неся ответственности за маршрут перед пассажирами. Учитывая неравномерность ситуации, мы в октябре 2002 года обратились в антимонопольное управление, где на экспертном совете было принято решение поставить вопрос о необходимости создания нормативно-правовой базы для перевозки льготных пассажиров в маршрутном такси перед органами власти. На фоне этого мы обратились в другие регионы, и как выяснилось, проблема отношений муниципальных транспортников и частников там также актуальна. Тогда я обратился в прокуратуру с вопросом о праве проезда льготных пассажиров в маршрутном такси. Прокуратура мое предложение нашла правомерным и обратилась в суд с исковым заявлением. Первое рассмотрение дела было назначено на конец апреля, но представители маршрутных такси в суд не явились, поэтому слушание было перенесено на 15 мая, тогда и было вынесено решение о том, что маршрутные такси, в соответствии с правилами - это транспорт общего пользования, в связи с этим они обязаны осуществлять перевозку льготных пассажиров".

Если частники не обжалуют решение суда в законном порядке, то уже 25 мая льготники смогут смело садиться в маршрутные такси. По мнению Е. Нестерова, обжалование не исключено, но по опыту Рязанской области, где споры ПАТП и владельцев маршрутных такси дошли до Верховного суда, который поддержал первых, это не приведет к изменению ситуации. Конечно, перевозка льготников, а таких в Вологде около 100 тыс. человек, ПАТП компенсируется государством, но выплаты за льготников ничтожно малы по сравнению с суммой расходной части предприятия. Так, за 2002 год ПАТП-1 получило от города 18 млн. рублей, а расходная часть за прошлый год, включая ремонт, зарплату, топливо и т.д., составила 148 млн. рублей.

Сейчас, по мнению специалистов, необходима координация маршрутной сети между транспортниками и маршрутками, так как ПАТП-1 не хватает парка автобусов для перекрытия всей сети - сказывается изношенность техники. Также, по словам директора ПАТП-1, в свете определения, данного судом, повышение тарифов частых перевозок с 4 до 6 рублей выглядит незаконным.