Высокие кремлевские функционеры поочередно анонсируют предстоящую встречу в Санкт-Петербурге президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, на которой будут продолжены переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, а также трехстороннюю встречу с участием Саргсяна, Алиева и президента России Дмитрия Медведева.

2 июня пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, говоря о запланированных переговорах, в частности, заявила: "Тут важен сам факт продолжения диалога и то, что обе стороны демонстрируют готовность к нему и признают посредническую роль России в этом вопросе".

4 июня помощник президента России Сергей Приходько конкретизировал позиции российской стороны: "Москва не ожидает существенного прорыва в нагорно-карабахском урегулировании после трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Санкт-Петербурге, однако рассчитывает использовать эту возможность для укрепления прямого диалога между заинтересованными сторонами". "Мы сейчас не ставим задачу выхода на новые договоренности или на особо углубленное обсуждение нагорно-карабахской проблемы... Мы задачи не ставим, чтоб какой-то прорыв был. У них (Азербайджана и Армении) идет хороший интенсивный диалог. Сверхзадач не ставим... ", - подчеркнул Приходько.

Таким образом, Москва достаточно прозрачно намекает, что углубленное обсуждение карабахской проблемы, которое всячески приветствуется Минской группой ОБСЕ, в особенности, американским и французским сопредседателями, не вполне входит в планы российской стороны.

В данном контексте можно констатировать определенную смену акцентов в настрое Москвы. Подписание Майндорфской декларации в ноябре 2008 года (первого и пока еще последнего документа в пятнадцатилетней истории переговорного процесса, не считая соглашения о прекращении огня) между президентами Армении и Азербайджана при активном посредничестве Дмитрия Медведева позволяло утверждать, что Россия нацелена на активизацию процесса. Однако позднее положения Майндорфского документа были фактически дезавуированы президентом Азербайджана, который, выступая в Риме, заявил, что в Баку не исключает военного метода решения нагорно-карабахской проблемы.

Майндорфская декларация, подписанная в условиях поствоенной ситуации на Южном Кавказе, была призвана обозначить мирные устремления России в регионе. Той же цели была подчинена объявленная в Москве премьер-министром Турции так называемая "Платформа мира и стабильности на Кавказе". Дальнейшие события показали, что турецкая дипломатия, ведущая активные консультации с Великобританией и США, планомерно подминает под себя процесс карабахского урегулирования и крепко связывает этот вопрос с проблемой армяно-турецкого примирения и разблокирования границы между Арменией и Турцией, что никоим образом не может устраивать Россию.

Последняя встреча президентов Армении и Азербайджана состоялась 7 мая в Праге в рамках форума глав государств, входящих в программу "Восточное партнерство" ЕС. Аналитики были склонны предполагать, что именно на этой встрече будут подписаны так называемые базовые положения урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Однако и такой сценарий не мог устраивать Москву, поскольку означал бы полный перехват у России инициативы в урегулировании постсоветских проблем Евросоюзом и подчинение данной повестки интеграционному потенциалу "Восточного партнерства". В итоге президент Армении неожиданно ужесточил позиции в переговорном процессе, чем заслужил молчаливое одобрение на Родине и критику из Баку.

Подписание какого-либо нового документа между высшими руководителями Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге возложит на Россию двойную ответственность за перспективы развития ситуации на Южном Кавказе и станет стартом для новой активности Турции в регионе. Таким образом, интенсивное миротворчество Москвы в Нагорном Карабахе так или иначе ведет к интенсивному же снижению ее роли в регионе и, наоборот, активизации процесса поглощения региона Турцией и, соответственно, Западом. Главная ошибка допущена - карабахская проблема прямо или косвенно увязана с фактором армяно-турецкой границы, и процессы эти, как откровенно констатирует сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, "не связаны друг с другом, но идут параллельно". Стоит ли Москве ускорять их? Очевидно, Наталья Тимакова и Сергей Приходько в этом не уверены.