"Оригинальные" планы азербайджанцев: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 1 июня 2009, 16:56 — REGNUM  

Перестрелки

В ночь с 12 на 13 мая и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Ашагы Абдурахманлы, Куропаткино, Гойтепе и Ярымджа. Как сообщает газета "168 Жам", после ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь, сообщает пресс-служба минобороны НКР. По сообщению бакинского Trend News, ночью 18 мая подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня в направлении села Джоджугмерджанлы Джабраильского района. В результате этого военнослужащий срочной службы азербайджанских ВС Рза Мехтиев погиб, а Эльман Садыгов получил ранение.

Как сообщили 1news.az в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, 20-го мая позиции Национальной армии Азербайджана в селе Коханаби Товузского района обстреливались с территории села Чинарлы Бердского района Армении. Согласно агентству, "ответным огнем вражеский обстрел был подавлен, потерь среди военнослужащих Национальной армии Азербайджана нет".

Мониторинг

13 мая, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана севернее населенного пункта Талыш Мартакертского района НКР. С позиций Армии обороны НКР наблюдение вели полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Питер Кии (Великобритания), Иржи Аберле (Чехия) и Жаслан Нуртазин (Казахстан). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР. (www.nkr.am). По сообщению бакинской "525-й газеты", со стороны Азербайджана мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика Имре Палатинус и Владимир Чоунтулов.

Переговорный процесс

"Я не могу комментировать встречу президентов Азербайджана и Армении, так как не знаю подробностей, могу только сказать, что, как вы и упоминали, все отмечают прогресс в вопросе разрешения этого конфликта. И все настроены оптимистично". Об этом заявил в беседе с "АПА" специальный представитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Южной Осетии и Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер. Он выразил надежду на то, что активизация дипломатических переговоров положительно повлияет на урегулирование конфликта: "Мне трудно определить то, как президенты представляют себе ситуацию. Могу сказать лишь то, что пражская решающая встреча показала, что есть прогресс в переговорном процессе. И, вероятно, в июне возможны какие-либо результаты. Очень важным является то, что президенты часто встречаются". Ленмаркер сообщил, что вопрос в связи с нагорно-карабахским конфликтом обсуждался с делегациями Азербайджана и Армении в Парламентской Ассамблее ОБСЕ и подчеркнул, что очередная встреча с азербайджанской делегацией состоится 27-29 мая в Дублине. ("525-я газета").

Россия приветствует ставшие в последнее время регулярными встречи президентов Армении и Азербайджана. Хотя некоторые важные вопросы, касающиеся основных принципов нагорно-карабахского урегулирования остаются пока нерешенными, сложившаяся тенденция, сама по себе, дает основания для разумного, но осторожного оптимизма. Как сообщает "АрмИнфо", об этом заявил в Ереване заместитель секретаря Совета безопасности РФ Юрий Зубаков. "Россия выступает против навязывания участникам конфликта каких-либо решений извне. Главная ответственность должна лежать на самих сторонах конфликта, способных принять такое решение, которое будет содействовать укреплению мира и стабильности в регионе. Главное, это не строить какие-либо абстрактные схемы, учитывающие интересы только одной стороны, а стремиться к реальному урегулированию этого сложного конфликта", - заявил Зубаков.

Переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта проходит в очень серьезной форме, заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта от Франции Бернар Фасье. "Не могу огласить детали проводимых переговоров, но, этот процесс продолжается в очень серьезной форме", заявил Фасье журналистам по прибытии в Баку из Еревана, где он провел переговоры с президентом Сержем Саргсяном и главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном. (1news.az).

С каждой встречей президентов Азербайджана и Армении область разногласий сторон нагорно-карабахского конфликта значительно сужается, а степень взаимопонимания растет, сказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, комментируя состоявшуюся на саммите в Праге встречу президентов Азербайджана и Армении, передает российский телеканал "Вести". Во время саммита Евросоюза "Восточное партнерство" в Праге 7 мая приглашенные на саммит президенты Азербайджана и Армении провели встречу в посольстве США, где обсудили урегулирование нагорно-карабахского конфликта. "Хотя в Праге не удалось согласовать остающиеся пока нерешенные вопросы, касающиеся некоторых основных принципов урегулирования карабахского конфликта, тем не менее можно сказать, что с каждой встречей область разногласий сторон значительно сужается, а степень взаимопонимания растет", - сказал Нестеренко. По его словам, переговоры прошли в конструктивном ключе.

Газета "Азг" отмечает, что состоявшаяся в Праге встреча президентов Армении и Азербайджана незамедлительно была охарактеризована как конструктивная, хотя в разных источниках было отмечено, что переговоры в Праге были достаточно сложными. В частности, после встречи Саргсян-Алиев американский сопредседатель Мэтью Брайза заявил, что встреча двух президентов была конструктивной, и они смогли уменьшить имеющиеся в принципиальных вопросах разногласия. В то же время, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, срустя 2 дня после этой встречи, заявил, что "армяне не проявили конструктивности и в ходе Пражской встречи". Расхождения во мнениях такого рода, считает газета, позволяют предположить, что либо Брайза не в курсе происшедшего, либо Мамедъяров. И если учесть, что заявление Брайзы было сделано в согласии с другими сопредседателями и непосредственно после состоявшейся в Праге встречи, то остается сделать вывод, что вероятнее всего, не осведомлен Мамедъяров. Или, что более вероятно, азербайджанская сторона в очередной раз проявляет деструктивный подход, приспосабливая происшедшее в прозвучавших позже оценках к своим желаниям и стремлениям. В любом случае, еще одну встречу президентов Армении и Азербайджана предусматривается провести в ближайшее время в рамках экономического саммита, предстоящего в июне в Санкт - Петербурге.

Возможно, до конца года будет подписано соглашение, заявил журналистам ответственный офиса Ай Дат АРФ Дашнакцутюн по политическим вопросам Киро Маноян. Соглашение, возможно, будет подписано вокруг принципов урегулирования, что не следует из логики урегулирования карабахской проблемы: "Понятно, что подобное соглашение после подписания не будет осуществлено сразу. Оно должно будет превратиться в юридический документ, а это может продолжаться несколько лет. Но это не означает его безвредность. Если в нем речь пойдет о территориях в административных границах времен СССР, а не в сегодняшних, существующих в реальности, это значит, что хотя мы в действительности ничего не сдали, но политически что-то отдали". ("7 Ор").

"По вопросу Нагорного Карабаха в этом году, в лучшем случае, можно ожидать соглашения о базовых принципах. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ настроены оптимистично по поводу возможного прорыва". Как сообщает "АПА", так прокомментировала процесс урегулирования директор Европейских программ Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. "Ожидается, что следующая встреча президентов Азербайджана и Армении пройдет в Санкт-Петербурге 4-6 июня. Но существует несколько давних тупиковых вопросов, в том числе условия проведения референдума для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха и вопрос возможного статуса и размера Лачинского коридора. После подписания соглашения по базовым принципам станет возможным достижение всеобъемлющего урегулирования, ведущего к началу фактического вывода войск", - сказала Фрейзер.

Чем не угодила Азербайджану Минская группа ОБСЕ?

В ближайшие несколько недель состоится визит в регион всех трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сказал Trend News 15 мая американский сопредседатель Мэтью Брайза. "Возможно, мы совершим совместный визит в регион с сопредседателями в ближайшее время, но мы пока не определили его точное время", - сказал Брайза. По его словам, возможно, сам Брайза последует за французским сопредседателем Бернаром Фасье, который находится сейчас в Азербайджане, в самое ближайшее время.

Глава отдела внешних связей Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов обвинил сопредседателей Минской группы ОБСЕ в распространении лживой информации о якобы имеющемся прогрессе в переговорном процессе по карабахскому урегулированию в угоду Армении. "На переговорах в Праге не было продвижений, армянская сторона осталась на своей прежней позиции". Как передает "Интерфакс-Азербайджан", Новруз Мамедов отметил, что после этого президент Азербайджана не стал участвовать в организованном там брифинге. "Как же так получается, что сопредседатели после этого провели консультации с армянским президентом и выступили с заявлением, обеспечивающим их интересы. Что это значит? Это стало лживым посланием миру. То есть посредники спокойно утверждают, что переговоры продолжаются, не стоит беспокоиться и ведется работа в нужном направлении", - подчеркнул Мамедов. По его словам, целью этого является "с одной стороны успокоить мировое сообщество и пустить ему пыль в глаза, а с другой - представить Армению конструктивной страной, готовой продолжать переговоры". "Это наводит нас на размышления - что стоит за такой заботой, любовью и поддержкой?" - сказал Мамедов. По его словам, подобная позиция сопредседателей не служит поставленной ими общей цели. "У них и так нет принципов в отношении урегулирования этого конфликта, кроме той позиции, что "вы сами решите, а мы поддержим". Поэтому мы хотим, чтобы в этом мире победила справедливость. И эта справедливость еще больше необходима самим ведущим государствам мира. Потому что таким образом они продлят и свою собственную жизнь", - сказал Мамедов. Он считает, что посредники до сих пор не могут даже прояснить, на какой стадии находится процесс урегулирования, и зачастую способствуют затягиванию переговоров. "Разве можно решить вопрос, затягивая переговоры?! Получается, что армянская сторона периодически отказывается от своих слов и обещаний. Сперва соглашается, а потом через три-пять месяцев ради того, чтобы выиграть время или сохранить свое место во власти, или оказать влияние на общественное мнение внутри своей страны отказывается от прежних договоренностей. Но характер переговоров не таков. Переговоры идут исключительно о придании Нагорному Карабаху статуса автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана. У сопредседателей должна быть конкретная позиция в отношении переменчивости армянской позиции", - подчеркнул Мамедов.

18 мая, в ходе очередного заседания Демократической партии Азербайджана было принято заявление, в котором, в частности, говорится: "Сегодня исполняется 17 лет со дня оккупации Лачинского района Азербайджана. Армения до сих пор не отказывается от своей оккупационной политики. В свою очередь, сопредседатели Минской группы ОБСЕ за долгие годы своего существования так и не смогли достигнуть ни одного положительного прорыва в переговорном процессе. Между сопредседателями нет искреннего сотрудничества и эффективной работы. Это, в свою очередь, тормозит решение конфликта. Необходимо изменить формат Минской группы ОБСЕ". (Day.az)

Армения не видит никаких причин для изменения формата Минской группы в качестве посредника в урегулировании Карабахского конфликта, считает министр обороны Армении Сейран Оганян, пишет газета "Панорама". "Армения придает важность посреднической миссии Минской группы и не видит никаких причин для изменения ее формата", - сказал Оганян, выступая в Ереване на международной конференции "Переоценивая безопасную среду на Южном Кавказе: региональные конфликты, стабильность и трансформация".

Специальный представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по конфликту в Нагорном Карабахе Горан Ленмаркер не видит необходимости в изменении формата Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Как заявил Ленмаркер журналистам в Ереване, комментируя возможное включение Турции в переговорный процесс, "переговоры проводятся в рамках Минской группы, что является важным фактом". "Не думаю, что есть необходимость в каком-либо изменении данного формата, однако в любом случае есть необходимость оказать содействие процессу, если речь идет о какой-либо третьей стороне", - сказал Ленмаркер. ("Ноян Тапан").

Если руководство Азербайджана откажется от неконструктивных подходов и прекратит милитаристскую и антиармянскую пропаганду, то переговоры, ведущиеся в рамках Минской группы ОБСЕ, могут сблизить позиции сторон и привести к урегулированию карабахского конфликта. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая на заседании Комитета министров СЕ в Мадриде. Налбандян коснулся переговорного процесса и напомнил, что именно Азербайджан ответил силовым методом на законное право карабахского народа на самоопределение, применив вначале этнические чистки, а затем перейдя к откровенной полномасштабной агрессии против Нагорного Карабаха, и привлекая с этой целью наемников, связанных с террористами. Министр отметил, что в 2001 г. стороны были достаточно близки к урегулированию, однако этого не произошло из-за неконструктивной позиции Азербайджана и его отказа от достигнутых договоренностей. Эта же позиция Баку продолжилась в виде длительного отрицания самого существования Мадридских принципов, представленных сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 г. Расценив встречи президентов Армении и Азербайджана в 2008 г., принятые в Москве и Хельсинки декларации и заявления как признаки прогресса мирного процесса, Налбандян отметил, что если руководство Азербайджана откажется от неконструктивных подходов и прекратит милитаристскую и антиармянскую пропаганду, то переговоры, ведущиеся в рамках Минской группы ОБСЕ, могут сблизить позиции сторон и привести к урегулированию карабахского конфликта. ("АрмИнфо").

К встрече в Санкт-Петербурге

Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье подчеркнул, что не нужно рассматривать каждый раунд переговоров отдельно. "Ведь если вы смотрите на одну фотографию, то не получаете никакого впечатления движения. Чтобы почувствовать движение, надо посмотреть фильм", - сказал Фасье. Встреча, которая должна состояться в июне в Санкт-Петерсбурге, будет 5-й подобной встречей между президентами Азербайджана и Армении. "Если люди так часто встречаются, то у них есть что сказать друг другу. Поэтому мы надеемся на конструктивное решение", - сказал Фасье. По словам Фасье, встреча в Праге не была провальной, как говорят некоторые наблюдатели. "Если бы это было так, я бы не приехал через несколько дней продолжать переговоры. Может быть, у нас нет прорыва, но есть подвижки", - сказал Фасье, добавив, что сопредседатели вместе с президентами определили некоторые пункты, при достижении которых стороны смогут начать работать над следующими пунктами Мадридского документа. ("7 Ор").

Вместе с тем, передает "Новости-Азербайджан", Бернар Фасье уверен, что не следует ожидать подписания итоговых документов на встрече президентов Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге. "Сопредседатели ведут активную работу в этом направлении. Процесс переговоров будет очень длительным и завершится только тогда, когда президенты согласятся подписать мирный договор", - сказал сопредседатель журналистам в Баку. По словам Фасье, "есть некоторые новые предложения для обсуждения президентов". "Время проведения встреч и перспективы переговоров зависят от президентов. Я надеюсь, что урегулирование этой проблемы не продлится так долго, как длится решение конфликта на Ближнем Востоке", - подчеркнул он. По словам Фасье, "его встреча с президентами Азербайджана и Армении, показывает, что на столе есть много вопросов, которые должны найти свое решение".

Комментируя возможность встречи в июне в Санкт-Петербурге президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США, Франции и России) и руководителей Азербайджана и Армении, глава отдела внешних связей Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов отметил, что на долю ведущих государств мира сегодня ложится большая ответственность. "Виновниками всех крупных событий сегодня в мире в действительности являются крупные государства. Им необходимо демонстрировать справедливую и принципиальную позицию и по крупным, и по мелким вопросам. В противном случае это может иметь негативные последствия для самих этих государств. В мире нет ничего вечного. Ни одна крупная империя, супердержава не оставалось таковой навечно, это можно увидеть на примере истории последних двух тысяч лет. И если три президента стран-сопредседателей соберутся и выступят с конкретной позицией по решению конфликта, то это будет идеальным вариантом. Будем надеяться на это", - сказал Мамедов, отметив при этом возможность достижения прогресса на переговорах в Санкт-Петербурге. ("525-я газета").

Пражская встреча президентов Армении и Азербайджана не стала прорывом в переговорах по нагорно-карабахскому конфликту, но она ознаменовалась по ряду причин. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил директор Исследовательского центра политических развитий Ваан Диланян. "Мы увидели укрепление позиций Армении в переговорах по Нагорному Карабаху. Но оно сопровождается нарушением режима прекращения огня со стороны Азербайджана и заявлениями Баку относительно деструктивности позиции Армении в переговорах", - подчеркнул Диланян. Он отметил, что на переговорах, хотя и косвенным образом, но подчеркивается необходимость участия представителей НКР в процессе урегулирования. "Участившиеся визиты сопредседателей МГ ОБСЕ в Степанакерт свидетельствуют о том, что демократичная НКР никогда не может стать частью авторитарного Азербайджана", - заявил Диланян. По словам эксперта, важно, что после пражской встречи сопредседатели МГ ОБСЕ еще раз подчеркнули, что налаживание армяно-турецких отношений и урегулирование нагорно-карабахского конфликта - разные вещи. "Прорыва в переговорах по карабахскому конфликту не будет и в ходе предстоящей встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева в Санкт-Петербурге", - подчеркнул Ваан Диланян. (PanARMENIAN.Net).

"Я ничего не ожидаю от Санкт-Петербургской встречи президентов. Потому что позиция Азербайджана ясна и Армения не хочет соглашаться с нами. Тогда возникает вопрос, почему международные организации нам морочат голову, зная, что мирного решения Карабахской проблемы нет. Все здесь ясно - путем переговорного процесса оккупированные Арменией азербайджанские территории не вернешь. Оккупировала наши территории Армения. Эта страна - агрессор, поэтому мы должны ее вывести отсюда военным путем, другого языка она не понимает", заявил в беседе с 1news.az сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде.

Политолог, председатель правления "Института Открытое общество - Азербайджан" Зардушт Ализаде полагает, что Россия дала возможность западным посредникам проявить максимум усилий в переговорном процессе по урегулированию Карабахского конфликта, и после провала этих попыток, на встрече в Санкт-Петербурге Кремль имеет все шансы добиться определенного прорыва. "Дело в том, что еще в начале 90-х годов в разгар боевых действий между Арменией и Азербайджаном, западные посредники несколько раз пытались примирить воюющие стороны, и были очень близки к этому. Но когда Россия решила показать всем, кто в регионе хозяин, то заставила стороны сесть за стол переговоров и подписать соглашение о прекращении огня", - сказал Ализаде в ходе заседания дискуссионного клуба политологов на тему: "Турецко-армянская дорожная карта: что дальше?" Сейчас, по его словам, в ходе переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта происходит нечто похожее. "Западные посредники уже неоднократно заявляли о том, что они как никогда близки к достижению прорыва, но ничего не происходит", - подчеркнул политолог. ("Новости-Азербайджан").

"Оригинальные" планы азербайджанцев

Азербайджанские СМИ опубликовали проект Перспективного плана мирного урегулирования Карабахского конфликта, который разработала Либерально-демократическая партия Азербайджана с целью направить его президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, Милли Меджлису (парламенту) страны, в представительства ООН, ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ и других международных организаций.

План предусматривает процесс урегулирования конфликта в 3 этапа:

I этап - освобождение оккупированных азербайджанских земель, за исключением Нагорного Карабаха и Лачинского района, возвращение туда вынужденных переселенцев и дальнейший ввод в регион международных миротворческих сил (ММС). Процесс возвращения беженцев должен происходить исключительно под контролем спецпредставителя генсека ООН по Карабаху после полного разминирования данной освобожденной территории, а также полного разоружения оккупационных войск под контролем экспертов ММС.

ЛДПА предлагает долевое соотношение размещаемых миротворческих сил в регионе:

США - 25%

Турция - 25%

Россия - 25%

Германия -25%

II этап должен начаться с мониторинга общественного мнения в Азербайджане и в Армении по итогам I этапа. Данный этап представляет собой определение юридического статуса Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах объявляется Автономной Республикой в составе Азербайджанской Республики. НКАР объявляется демилитаризованной территорией (зоной). В конце II этапа осуществляется обмен коридорами между Арменией и Азербайджаном. Азербайджан и Армения заключают между собой межгосударственный договор, по которому Лачинский коридор арендуется на 99 лет Арменией, а Мегринский коридор на аналогичный срок Азербайджаном. Предварительно Азербайджан и Армения признают друг друга по дипломатическим каналам и устанавливают между собой дипломатические отношения.

III заключительный этап плана мирного урегулирования начинается после проведения очередного мониторинга общественного мнения азербайджанской и армянской общин НКАР по итогам II этапа. Проводятся выборы в местные органы власти, а также в законодательный орган (парламент НКАР), в которых принимают участие обе общины НКАР. Нагорный Карабах объявляется республикой парламентского типа в составе Азербайджана. Вопрос спикерства в парламенте НКАР решается в ротационном порядке.

В полномочии парламента НКАР входят следующие вопросы: налоги, направление развития экономики НКАР, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, туризм, здравоохранение, наука, культура, проведение выборов на территории НКАР.

В конце III этапа заключается еще один межгосударственный договор между Азербайджаном и Арменией при гарантиях МГ ОБСЕ о незыблемости территории и нерушимости границ между конфликтующими сторонами. Договор должен быть объявлен не подлежащим к дезавуированию со стороны парламентов Азербайджана и Армении на 99 лет.

Осуществляется последовательный контроль за выполнением данных соглашений со стороны ММС, экспертов МГ ОБСЕ, а также спецпредставителя генерального секретаря ООН по НКАР. Продление сроков пребывания ММС также находится в ведении спецпредставителя генерального секретаря ООН по НКАР.

Азербайджанская "Организация освобождения Карабаха" (ООК) в связи с 17-й годовщиной оккупации Лачина отправила обращения в азербайджанское представительство Совета Европы и сопредседателям Минской группы ОБСЕ, в котором выражается мнение, что "один из самых несправедливых моментов в процессе переговоров связан с Лачином". "Армения требует оставить за собой Лачинский коридор и таким образом сохранить связь с Нагорным Карабахом. То есть фактически они сохранят контроль над Лачином. К сожалению, международные организации стремятся уговорить Азербайджан пойти на уступки. Хотя о каком компромиссе может идти речь в данном вопросе? Лачин - неотъемлемая часть Азербайджана, и это просто абсурд - оставлять лачинский коридор у армян. В этом нет никакой логики. Если отталкиваться от этого принципа, то Азербайджан должен потребовать открытия коридора для связи с нашими соотечественниками, проживающими в Грузии или Дербенте, общее количество которых переваливает за полмиллиона, - заявил бакинской газете "Эхо" председатель ООК Акиф Наги. - Также Нахчыванская АР после оккупации азербайджанских земель армянами фактически потеряла связь с остальным Азербайджаном. И мы требуем, чтобы между Нахчываном и Азербайджаном была связь. Для этого нам должен быть возвращен Зангезур, который еще в 1920 году Москвой был передан Армении. Мы считаем, что азербайджанское правительство должно поставить перед посредниками такие условия".

Позиции и оценки сторон

Международные организации неоднократно заявляли, что решение Карабахской проблемы требует от сторон конфликта компромиссов. Азербайджан огласил перечень уступок, на которые может пойти, отметил 1news.az политолог Расим Агаев. "Процесс урегулирования проходит в рамках мадридских принципов, которые предусматривают решение проблем, мешающих Карабахскому урегулированию, и только потом переход к непосредственному решению проблемы. То есть устранение результатов армянской агрессии, о чем говорят в мягкой форме практически все западные лидеры. Освобождение 6 районов открывает путь спокойному решению непосредственно Карабахской проблемы уже между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Ведь сама Армения утверждает, что конфликт касается Азербайджана и Карабаха. В таком случае есть повод к тому, чтобы этот вопрос решался уже в новых условиях без участия Армении. Надо отметить, что Азербайджану придется решить очень сложную проблему восстановления этих районов, реализации крупной программы, возвращения сотен тысяч беженцев. Тут есть один важный момент, который заключается в особой роли США. В этом варианте произойдет существенное укрепление США в регионе и в частности в Азербайджане. Решение Карабахского вопроса - одно из звеньев плана США по укреплению позиции глобального лидера. Противодействие России американскому плану урегулирования конфликта возможно, но это будет не столь значительно, как это может показаться. В конечном итоге урегулирование Карабахской проблемы позволит США полностью повернуть тренд Азербайджана и Грузии в западном направлении. Попытки обойти развитие событий по этому сценарию предприняли США и Турция, которые пожелали открыть границу с Арменией без освобождения оккупированных азербайджанских территорий. Но этого не удалось. Теперь дело за азербайджанской дипломатией", - сказал политолог.

"Ключи от сейфа под названием "решение карабахской проблемы" находятся конкретно в двух местах - это Москва и Вашингтон. Сейф открывается, когда используются оба ключа". Как передает Day.Az, об этом сказал политолог Рашад Рзакулиев на заседании дискуссионного клуба азербайджанских политологов на тему: "Турецко-армянская дорожная карта: что дальше?" "Мне кажется, что нет сил, озабоченных проблемами региона. Есть группа геополитических центров, которые озабочены продвижением собственных интересов для того, чтобы завоевать один из геостратегически важных регионов мира. В данном случае, речь идет о Южном Кавказе", - отметил он. Политолог выразил несогласие с мнением о том, что "по Карабаху или по всей конфликтной проблематике Южного Кавказа может быть какое-то согласие или договор геополитических центров". "Речь идет о жестком противостоянии. Все прекрасно знали, что развертывание системы ПРО в Чехии - это действительно блеф. И вообще вся программа ПРО - это сплошной блеф. Но они очень спокойно и красиво продолжают свою деятельность в Грузии. Мы видим, что НАТО проводит учения в Грузии, что вызвало резкую реакцию Москвы", - сказал Рзакулиев. По его словам, было бы смешно на этом фоне надеяться на принятие какого-то совместного решения по Нагорному Карабаху. "Мне кажется, что в ближайшее время ожидается резкое изменение всей геополитической архитектоники региона. Останется только один победитель. Это связано с тем, что Россию и Иран, которые имеют вековые интересы в регионе, отчаянно вытесняет третья сторона, которую условно назовем "Запад". Это совместный комплекс мероприятий, который проводится США, Европой и Турцией", - подчеркнул Рзакулиев.

Армения осталась одна в противоборстве с тандемом Турция-Азербайджан. Подобное мнение сегодня на прессконференции выразил армянский политолог, директор центра аналитических исследований Рубен Акопян. Политолог выразил свою озабоченность ходом переговорного процесса по нормализации армяно-турецких отношений. "Большую опасность представляет собой то обстоятельство, что внешнеполитический курс Армении не планирован, он является ситуативным, в отличие от турецко-азербайджанского тандема. К сожалению, на данном этапе переговорный процесс ничего хорошего не предвещает", - отметил Акопян. По его мнению, переговорный процесс с самого начала сопровождался предусловиями, а нагорно-карабахский фактор не может оставаться вне процесса. "Неоднократные заявления премьер-министра Турции Эрдогана о том, что пока Армения не оставит "оккупированные" территории, армяно-турецкая граница не будет открыта, свидетельствуют о том, что Турция не рассматривает процесс нормализации отношений с Арменией без урегулирования нагорно-карабахского конфликта, при чем в рамках интересов тандема", - сказал политолог. Согласно Акопяну, открытие армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений между двумя странами грозит также ухудшением отношений Армении с Россией и Ираном. В этом случае, по его мнению, благодаря именно Армении, Турции будет предоставлена возможность играть ведущую роль в регионе за счет России и Ирана. (АрмИнфо).

"Если кратко охарактеризовать 15 лет прекращения огня, то это - годы организации государственности и динамичной системы, которая показала свою жизнеспособность, - заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян в интервью программе "Вестник" Общественного телевидения Армении. "Не все было идеально, но нам удалось решить, по моему мнению, самые важные вопросы. Нам удалось построить армию, которая является самой основной гарантией безопасности, мы построили внутреннюю систему государственного управления. И это все, фактически, в условиях войны и прекращения огня", - отметил Петросян, подчеркнув, что для карабахской стороны краеугольный камень урегулирования - это будущий статус Нагорного Карабаха. ("7 Ор").

На вопросы газеты "Аравот" отвечает депутат парламента Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сделал очередное громкое заявление. "Думаю, что в конце концов Азербайджану будут возвращены территории, вернутся и азербайджанские беженцы. В данный момент я не могу сказать, что будет с Карабахом. Он должен иметь новый статус. Какой? Вокруг этого вопроса идут переговоры", - заявил Брайза. Насколько реально это заявление и какой отклик оно получило в Арцахе?

Говоря об откликах Арцаха, необходимо учитывать, что у нас нет "работающего в каждодневном режиме" политического поля и политических сил, и в соответствии с этим трудно оценить или охарактеризовать отклики. К сожалению, Арцах пока не является политической единцией, нет состоявшегося в классическом смысле политического поля, а состоявшихся политических деятелей можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что при появлении откликов вы узнали бы о них раньше, чем я. Что касается комментария к очередному заявлению Брайзы, то, я думаю, ни одно заявление не следует комментировать. Сегодня обществу нужно быть информированным, пользоваться своим правом на получение информации, требовать от властей ответа и отчета. На данный момент наш основной недостаток состоит в том, что общество не осведомлено о деталях переговорного процесса. Это серьезный недостаток для общества и большое преимущество для властей. Нынешний уровень конфиденциальности уже напоминает скрытность. Когда политические деятели, эксперты, журналисты и другие выражают мнение, власти, а точнее, осведомленные о деталях урегулирования власть имущие, проявляют пренебрежение к этим подходам. И получается, что мы иногда говорим о вещах, которые не очень соответствуют данной конкретной ситуации в переговорном процессе или уже являются прошедшим этапом. Вот почему я глубоко убежден в том, что в настоящее время главной задачей общества должно быть не выражение предположительного мнения, а требование от собственных властей информации о деталях переговоров. Ведь наши беспредметные обсуждения и мнения очень выгодны властям. Конкретно в этом случае вместо того, чтобы выражать мнение о заявлениях Брайзы и других, мы должны потребовать от властей раскрыть скобки. В конце концов на кону наша судьба. Вот когда мы потребуем и получим сведения, тогда их и прокомментируем.

Премьер-министр Турции вновь выступил с требованием вернуть освобожденные территории. Между тем власти Армении продолжают утверждать, что в армяно-турецких отношениях проблема Арцаха отсутствует.

Та же скрытность проявляется и в армяно-турецких отношениях. Тайно мирить народы невозможно. Сегодня мы и в этом вопросе должны единогласно требовать обнародования Дорожной карты, представить общественности детали договоренностей. Повторяю, сегодня наши действия должны заключаться в этом. Если мы этого не делаем, все остальное несерьезно.

Почему парламент НКР не потребовал, чтобы Серж Саргсян в рамках своего визита в Арцах провел встречи и дал объяснения? Вы осведомлены о том, состоялись ли отдельные беседы, вокруг каких вопросов шел разговор и какие гарантии дал арцахцам президент Армении?

Насколько мне известно, встречи с представителями широких кругов не состоялись. Не выступил он и на торжественном собрании в Доме офицера. По всей видимости, президент Армении общался только с высшим руководством НКР. Что касается того, почему арцахский парламент не потребовал встречи, то я считаю это бессмысленным и несерьезным делом. Недавно звонили из одного ереванского СМИ и спросили, какой вопрос я бы задал президенту Армении. Я ответил, что к президенту РА у меня вопросов нет, у меня есть вопросы к президенту НКР. Арцахский парламент поступил бы правильно, если бы пригласил президента НКР и от него бы узнал о деталях карабахского урегулирования. В конце концов мы государство или нет, есть у нас власть или нет. И сколько можно перекладывать ответственность только на власти Армении, им и так приходится отвечать за многое. Пришло время взять ответственность на себя. Я не знаю, какие настроения царят в наших властных кругах, однако арцахское общество уже проявляет серьезное беспокойство. ("Аравот").

Армения должна ужесточить свои позиции в переговорах с Турцией и Азербайджаном и заявить, что, в деле урегулирования конфликта она против всякого нового формата, в который может быть вовлечена Турция, сказал в ходе пресс-конференции политолог Ерванд Бозоян. "Турция уже делает заявки на то, чтобы стать стороной переговоров и предлагает различные форматы для этого. Армения прежде всего должна отказаться от всех этих форматов и официально объявить, что Турция вообще не должна вмешиваться в карабахский переговорный процесс. Понятно, что никакая власть не захочет публично признавать свои ошибки. Однако Армения должна прийти к выводу, что процесс улучшения армяно-турецких отношений провален, и заявить, что Турция фактически обманывает не только Армению, но также и США", заявил политолог. ("168 Жам").

По мнению руководителя парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Ваана Ованнисяна, сегодня в Карабахском вопросе сложилась тревожная ситуация, и это является результатом не отдельной встречи, а проводимой нами опрометчивой политики. "Не секрет, что одним из главных предусловий Турции является подчинение наших интересов азербайджанским. Однако, несмотря на то, что наши высокопоставленные чиновники заявляют, что нет никаких предусловий, они, тем не менее, есть. Может, о них не заявляют явно, но они есть. И ими будут делаться попытки навязать нам эти предусловия". Что касается позиции Нагорного Карабаха по процессу налаживания армяно-турецких отношений и позиции его народа в вопросе участия НКР в обсуждениях по этой проблеме, то, по мнению Ваана Ованнисяна, непосредственное участие Арцаха в переговорном процессе стало сегодня необходимостью. "Здесь есть одно важное обстоятельство: наши соотечественники в Арцахе не должны надеяться только на политических деятелей или партии Армении. Они должны быть активными в этом вопросе, не идя, конечно, на крайности. Арцах, как фактор, оказывающий большое влияние на политическую ситуацию в Армении, пользующийся авторитетом и обладающий рычагами давления, должен суметь оказывать большее влияние, в первую очередь, на власти Армении. Я убежден, что Арцах в последнее время был достаточно пассивен", - сказал Ованнисян. По его мнению, никто не имеет права лишать целые поколения надежды на то, что мы вернем утраченное в результате Геноцида. ("7 Ор").

В Нагорном Карабахе есть недовольство фактом ее исключения из переговорного процесса, однако если эта республика желает стать стороной переговоров, то она должна заявить, что Армения ее не представляет. Такое мнение выразил журналистам, в ходе дискуссии с экс-главой МИД Армении Вааном Папазяном, представитель Армянского национального конгресса Давид Шахназарян. "Сегодня исполняется 15 лет со дня заключения перемирия между Нагорным Карабахом и Арменией и Азербайджаном. Это было трехстороннее перемирие между Азербайджаном, Карабахом и Арменией. Очевидно, что со времени долгих переговоров в вопросе достижения успехов по урегулированию карабахского конфликта это единственное сохранившееся политическое, дипломатическое достижение. За последние 11 лет все остальные результаты улетучились. Процесс так далеко зашел, что при нынешней власти нереально ожидать решения вопроса", - отметил он. В свою очередь Папазян отметил, что в декабре 1994 года в Будапеште на саммите ОБСЕ был подписан договор именно в трехстороннем формате, и все дальнейшие переговоры до 1997 года велись в этом формате. "В отличие от этого, сегодня, к сожалению, более 10 лет как этот формат забыт, в этом кроется причина того, что по вопросу Карабаха нет успехов, и именно по этой причине мы видим неудачи в переговорном процессе", - отметил он. ("АрмИнфо").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.05.17
«Охота на ведьм»: Молдавия активизирует борьбу с «российской пропагандой»
NB!
24.05.17
ГД просит ПА ОБСЕ потребовать от Киева отмены запрета на соцсети РФ — текст
NB!
24.05.17
ЛНР: В рядах ВСУ воюют арабские наемники
NB!
24.05.17
Обрушение конструкции на детей: в Перми возбудили уголовное дело
NB!
24.05.17
РЖД наказывает Латвию за Nord Stream?
NB!
24.05.17
Испания на пороге чрезвычайного положения и гражданской войны?
NB!
24.05.17
В Литве возможность теракта трактуют как провокацию России
NB!
24.05.17
National Interest: Теснимые Россией и Китаем США больше не «сверхдержава»
NB!
24.05.17
Глава Чувашии о награде себе: Путин «наградил и Игнатьева Михаила»
NB!
24.05.17
«Экономят на пенсионерах и тратят миллиарды на «Крылья Советов»
NB!
24.05.17
Радио REGNUM: Аналитика. Главное за 24 мая
NB!
24.05.17
Военный Донбасс: ВСУ минируют подступы к Донецкой фильтровальной станции
NB!
24.05.17
«Градус» кваса: за руль лучше не садиться — Роскачество
NB!
24.05.17
Минпромторг фиксирует первые сигналы восстановления автопрома
NB!
24.05.17
Иранская хитрость: Для чего Тегерану нужна сделка ОПЕК по нефти?
NB!
24.05.17
Привязка к телефону: Законопроект о мессенджерах внесен в Госдуму
NB!
24.05.17
ДНР обвинила Украину в эскалации боевых действии и взятии новых позиций
NB!
24.05.17
Паводки на Ставрополье: пять районов в зоне подтоплений и оползней
NB!
24.05.17
Крылатые ракеты и носители: у ВС РФ на треть выросли возможности в 2016-м
NB!
24.05.17
Министр иностранных дел Польши: НАТО нужна Россия
NB!
24.05.17
Российские военнослужащие получают права, которых у них не было
NB!
24.05.17
Из-за ливней эвакуированы 700 жителей Минвод