Международные наблюдатели признали парламентские выборы в Южной Осетии свободными

Цхинвал, 1 июня 2009, 12:38 — REGNUM  Миссии наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ выступила с заявлением по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов парламента Республики Южная Осетия. ИА REGNUM Новости приводит полный текст заявления:

"По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Миссия наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ впервые осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Парла-мента Республики Южная Осетия 31 мая 2009 года.

В составе Миссии аккредитованы двадцать наблюдателей, представляющих Обществен-ную Палату Российской Федерации, Координационный совет по защите избирательных прав граждан, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, Федерацию мира и согласия, Российский фонд сво-бодных выборов, Российский общественный институт избирательного права, Всероссийскую общественную организацию "Молодая гвардия", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию избирательных технологий "За справедливые выборы".

В Миссии представлены наблюдатели из Российской Федерации, Украины, Республик Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Приднестровской Молдавской Республики.

Приглашение к наблюдению мы расцениваем как стремление руководства Республики Южная Осетия обеспечить прозрачность и демократичность выборов.

Миссия выполняла свои функции, руководствуясь законодательством Республики Юж-ная Осетия, соблюдая принцип политической нейтральности и невмешательства во внутренние дела государства.

Миссия констатирует, что наблюдателям от неправительственных организаций Россий-ской Федерации и стран СНГ были созданы все необходимые условия для мониторинга подго-товки и проведения парламентских выборов. Накануне выборов были проведены встречи в Парламенте Республики Южная Осетия, Центральной избирательной комиссии, Министерстве иностранных дел, с Уполномоченным Президента РЮО по правам человека.

В рамках мониторинга парламентских выборов нам была предоставлена возможность ознакомиться с работой территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом на-блюдатели получали необходимую информацию, имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс.

Выборы в Парламент Республики Южная Осетия проводились на основе положений Конституции и Конституционного закона Республики Южная Осетия "О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия".

Миссия констатирует, что Конституционный закон отвечает международным избира-тельным стандартам, обеспечивает возможность для проведения свободных и демократических выборов. Закон гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, открытый и гласный характер выборов, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами, беспрепятственную реализацию избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Подготовку и проведение парламентских выборов осуществляли Центральная избира-тельная комиссия, территориальные и участковые избирательные комиссии. В установленные Законом сроки образованы 95 избирательных участков, в том числе семь - за рубежом.

Работа Центральной избирательной комиссии была открытой и гласной. Заседания про-ходили с участием представителей политических партий и общественных организаций, журна-листов. Принятые решения доводились общественности через средства массовой информации.

Центральная избирательная комиссия проводила обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий, подготовила необходимые методические материалы для них, обучающий видеофильм об организации работы участковых избирательных комиссий на-кануне и в день голосования. Для председателей избирательных комиссий, их заместителей и секретарей проводились обучающие семинары и практические занятия.

Избирательные бюллетени были напечатаны в установленные Законом сроки и в количестве, равном числу избирателей. В Республике была развернута информационная кампания, направленная на привлечение различных возрастных групп граждан к осознанному участию в выборах. В рамках данной кампании ЦИК открыла сайт в Интернете, где размещались сведения об об-разцах документов, на основании которых избиратели могли принять участие в голосовании, границах избирательных участков, адресах и телефонах территориальных избирательных комиссий.

По каналам телевидения транслировались видеоматериалы на осетинском и русском языках, призывающие избирателей принять участие в голосовании. Распространялись информа-ционные плакаты, проспекты и листовки аналогичного содержания. Обеспечение полноты и достоверности списков избирателей в соответствии с Законом осуществлялось соответствующими избирательными комиссиями. По информации Центральной избирательной комиссии, в списки для участия в парламентских выборах включены 52,5 тысяч избирателей.

За двадцать дней до даты выборов списки избирателей вывешивались в помещениях из-бирательных участков, чтобы граждане могли проверить наличие и правильность своих данных. По телеканалам транслировались видеоматериалы, разъясняющие эту процедуру. В день голосования граждане, по каким-либо причинам не включенные в списки, могли быть внесены в дополнительные списки по предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала для участия в избирательной кампании четыре политические партии: Коммунистическую партию Республики Южная Осетия, Юго-Осетинскую Республиканскую политическую партию "Единство", Республиканскую социалистическую партию "Фыдыбаста", Народную партию Республики Южная Осетия. Это свидетельствует о наличии в стране политического плюрализма, возможности для граждан делать осознанный выбор.

Для ведения предвыборной агитации представителям этих партий были обеспечены равные условия, что явилось важным элементом демократичности выборов. Средства массовой информации в целом равномерно и сбалансировано освещали предвыборную кампанию конкурентов. На телевизионных каналах бесплатно транслировались предвыборные дебаты участников выборов, что позволило избирателям ознакомиться с их политическими взглядами.

Органы власти обеспечили конкурентам на выборах возможность проведения встреч с избирателями, на которых граждане могли знакомиться с различными политическими програм-мами. Процедура организации собраний была также максимально упрощена. Миссия в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовала с республи-канскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связан-ных с нарушениями избирательного законодательства.

В день голосования представители Миссии наблюдателей от неправительственных орга-низаций Российской Федерации и стран СНГ посетили 19 избирательных участков, в том числе: в г. Цхинвале ─ семь (№№ 1, 3, 4, 5, 11, 16, 23); в Цхинвальском районе ─ пять (№№ 19, 20, 21, 24, 29); в Джавском районе ─ семь (№№ 34, 35, 45, 46, 50, 51, 52).

На избирательных участках, где побывали наблюдатели, голосование проходило спокой-но, без ущемления прав политических конкурентов, в присутствии наблюдателей от всех поли-тических партий, принимающих участие в выборах.

В течение всего дня отмечалась высокая активность избирателей. В 12.00 явка составляла около 43%, в 14.00 ─ около 60%, а по итогам дня ─ более 80%.

Обращает на себя внимание тщательность, с которой подходили участковые избиратель-ные комиссии к оформлению помещений для голосования, стендов, содержащих сведения об участниках избирательного процесса. Повсеместно были размещены информационные листки с телефонами "горячей линии" связи с избирателями, которые предоставляли возможность любо-му гражданину обратиться непосредственно в Информационный центр Центральной избира-тельной комиссии за разъяснениями любого характера.

Организаторам выборов удалось обеспечить на избирательных участках доброжелатель-ную атмосферу, что создавало условия для более свободного волеизъявления граждан и стиму-лировало их избирательную активность. Проявлялось чуткое отношение к пожилым людям, к которым переносные ящики для голосования доставлялись, несмотря на трудности преодоления гористой местности.

Вместе с тем, отмечались единичные случаи отклонения от установленных правил и ре-комендаций. Однако они не повлекли за собой нарушения закона и не повлияли на свободное волеизъявление избирателей.

Выводы

Миссия наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации и стран СНГ:

считает, что выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия, состояв-шиеся 31 мая 2009 года, проведены в соответствии с действующим в стране избиратель-ным законодательством, в обстановке высокой активности избирателей и условиях равноправной политической конкуренции;

признает прошедшие парламентские выборы свободными, открытыми, соответст-вующими международным избирательным стандартам;

констатирует, что данные выборы явились важным фактором стабильного разви-тия и дальнейшей демократизации общественной жизни в Республике Южная Осетия.

Координатор наблюдателей от неправительственных организаций Российской Федерации А.Пржездомский

Координатор наблюдателей от неправительственных организаций стран СНГ Г.Михайлов.

г. Цхинвал, 1 июня 2009 года".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.