Военный вестник

Перестрелки

Всю прошедшую неделю бакинские СМИ ежедневно передавали сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня.

"Новости-Азербайджан": "В ночь со 2 на 3 ноября армянские вооруженные силы с позиций, расположенных на безымянных высотах Агдамского и Ходжавендского районов, а также близ сел Джавахирли Агдамского района, Куропаткино Ходжавендского района и Гараханбейли Физулинского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Во всех случаях огонь был подавлен, потерь нет".

"525-я газета": "Подразделения Вооруженных сил Армении 4 ноября с 17:15 до 18:30 с позиций, дислоцированных в северо-восточной части селения Айгепар Бердского района Армении подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана в селении Алибейли Товузского района Азербайджана". Согласно газете, в тот же день, подразделения вооруженных сил армянской стороны с 22:50 до 23:50 с постов, дислоцированных близ селения Чилябурт Тертерского района, с 21:30 до 04:45 4-5 ноября с перерывами близ селений Мерзили и Джавахирли Агдамского района подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана.

"Day.Az": "5 и 6 ноября армянская сторона с позиций на безымяной высоте на территории Агдамского района и с позиций вблизи села Джавахирли этого же района обстреляли позиции Азербайджанской армии. Помимо этого, режим прекращения огня армянами был нарушен с позиций, расположенных вблизи села Гараханбейли Физулинского района. Согласно информации, огонь велся из автоматов и пулеметов". По словам агентства, "ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

"Новости-Азербайджан": "7 ноября с 23:20 до 23:40 и 8 ноября с 00:20 до 00:40 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных, соответственно, близ сел Немирли и Джавахирли Агдамского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции".

"Новости-Азербайджан": "Подразделения армянских вооруженных сил 8 ноября с 22:40 до 22:50 часов с позиций, дислоцированных близ селения Гараханбейли Физулинского района, с 18:10 до 19:35 часов с перерывами и 9 ноября с 05:45 до 06:10 часов с постов, близ селений Сарыджали и Джавахирли Агдамского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет".

Оценки

Азербайджанский независимый военный эксперт Узеир Джафаров считает, что "обстрелы как были, так и продолжаются на разных направлениях линии соприкосновения войск". "Я думаю, что в конце ноября - начале декабря какой-то спад произойдет. Потому что обычно так происходит в зимнее время, личный состав переходит на зимний режим несения службы, на посты выставляют меньше людей, чем в летнее время, усиливается взаимное наблюдение. Но учитывая, что в этом году азербайджанская сторона понесла больше потерь, думаю, наши "чтобы не остаться в долгу", будут активнее отвечать на обстрелы с сопредельной стороны. Многое зависит также от международных политических факторов, когда ожидаются встречи президентов, глав МИД или приезды сопредседателей Минской группы ОБСЕ, мы как правило наблюдаем некоторое усиление огневой активности. В эти периоды о нарушениях временного перемирия стороны стараются сразу же ставить в известность личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Я хочу сказать, что сейчас обстановка на линии фронта продолжает оставаться такой же напряженной, как и прежде. И в зависимости от политических факторов стороны действуют как бы адекватно складывающейся ситуации", - сказал Джафаров в беседе с бакинской газетой "Эхо". По словам сотрудника пресс- службы Минобороны Аазербайджана Ильгара Вердиева, пишет газета, "очень трудно делать какие-либо прогнозы относительно того, может ли вообще измениться огневая активность армян в обозримом будущем". "Нарушения идут постоянно, каждый день, и давно уже настало время для того, чтобы свое отношение к этому выразили авторитетные международные организации", - заявил Вердиев.

Министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, отвечая на вопрос корреспондента "АрмИнфо" о ситуации на линии соприкосновения в свете ежедневных пропагандистских заявлений азербайджанской стороны о нарушении режима перемирия, министр напомнил, что подобные заявления "мы периодически слышим от руководства Азербайджана с 1994 года". По словам Арутюняна, в настоящее время ситуация стабильная. В то же время министр констатировал нередкие случаи нарушения режима прекращения огня. "Инициирует азербайджанская сторона, мы открываем, и впредь будем открывать, ответный огонь", - подчеркнул министр. При этом Арутюнян посоветовал командованию азербайджанской армией усилить контроль над собственными военнослужащими, дабы прекратились нарушения режима перемирия на линии соприкосновения. "Что же до Армении, если не будет нарушений с той стороны, мы, будьте уверены, не будем открывать огонь по их позициям", - заключил Микаэл Арутюнян.

Мониторинг

В соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ, на линии соприкосновения огня вооруженных сил Азербайджана и Армении, близ села Алибейли Товузского района 4-го ноября состоялся мониторинг. По словам сотрудника пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Ильгара Вердиева, сообщает "Новости-Азербайджан", мониторинг прошел без инцидентов. С азербайджанской стороны мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Питер Ки и Жаслан Нуртазин. С армянской стороны эту работу выполнили полевые помощники действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал и Антал Хердикс.

Берлинская конференция по "замороженым" конфликтам

По мнению содокладчика Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Азербайджану Андреса Херкеля, нагорно-карабахский конфликт сложнее, чем южноосетинский и абхазский. Такое мнение, сообщает информационный портал "Кавказский узел", Херкель высказал на слушаниях в Берлине, организованных Мониторинговым комитетом ПАСЕ и Институтом Германии по международным делам и вопросам безопасности, на тему "замороженных конфликтов". "Можно сказать, что до сих пор между Азербайджаном и Арменией нет конструктивного диалога", - считает Херкель. При этом, "Кавказский узел" напоминает о мнениях, прозвучавших в последнее время в Карабахе, Азербайджане и Армении: "Член Центрального совета карабахской партии "Свободная Родина", депутат Гагик Петросян не исключает вероятности возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе. "В контексте происходящих в регионе геополитических процессов не исключаю возобновления войны, волевого решения карабахской проблемы, ввода войск НАТО в Азербайджан, большого потока беженцев из соседнего Ирана. Спрогнозировать очень трудно, поэтому нужно быть готовыми к любой неожиданности", - сказал Петросян. 30 октября, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что страна должна быть готовой к войне с Арменией. "Продолжение оккупации части наших территорий Арменией вынуждает Азербайджан быть в любой момент готовым к их освобождению военным путем", - сказал Алиев. По словам лидера партии Рамкавар-Азатакан Армении Арутюна Аракеляна, власти Азербайджана, пользуясь тем, что Армения готовится к президентским выборам, а политическая система страны занята предвыборными процессами, перешли к нападению со всеми возможными методами".

В процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта необходимо вовлечь широкую общественность Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, поскольку заложить основы урегулирования возможно лишь посредством широкого диалога. Об этом заявил основной докладчик обсуждений по проблеме Нагорного Карабаха на слушаниях по "замороженым" конфликтам в Берлине эксперт неправительственной организации Великобритании "Ресурсы примирения" Джонатан Коен. Как сообщил в беседе сИА REGNUM председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян, в своем докладе Коен призвал власти Азербайджана вступить в прямые переговоры с Нагорным Карабахом. По его словам, уже сегодня заметно, что избегая переговоров с Карабахом Азербайджан ничего не достиг, поставив тем самым под сомнение эффективность тактики, избранной Азербайджаном.

Азербайджан никогда не воспринимал негативно присоединение армянской общины Нагорного Карабаха к переговорам по урегулированию конфликта, пишет бакинская "525-я газета", цитируя слова члена азербайджанской делегации в ПА НАТО, депутата Захида Оруджа: "В Азербайджане нет позиции "мы не признаем, оставляем вне переговоров своих граждан, поднявших против Азербайджана бунт, даже армян, участвовавших в сепаратизме и терроре". Мы придерживаемся позиции - пусть участвуют, но Армения является оккупантом и она таковой должна признаваться". Об этом он заявил после конференции в Берлине по урегулированию замороженных конфликтов. Мероприятие организовано Мониторинговым комитетом ПАСЕ и Институтом по вопросам безопасности. По словам азербайджанского депутата, после 1992 года в мандате Минской группы ОБСЕ был определен статус армянской общины Нагорного Карабаха, согласно которому, воюющими сторонами являются Азербайджан и Армения, а заинтересованными сторонами - армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха. По словам Оруджа, переговоры в этом формате возможны. "Однако недопустимо представление армян Нагорного Карабаха стороной конфликта и международным субъектом", - сказал он. По словам Оруджа, в начале 90-х годов для всех сепаратистов право на национальное самоопределение было самым серьезным поводом для бунта, и они долгое время этим пользовались. "Однако впоследствии стало ясно, что народ может самоопределиться, но они не народ, а этническая группа в составе самопровозглашенной республики. Они уже подготавливают новые идеологии. А это, в свою очередь, эксплуатация темы демократии, то есть они ведут свою сепаратистскую идеологию под завесом демократии", - сказал он.

Председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян сообщил ИА REGNUM, что содокладчик по Карабаху профессор Нотингемского университета Стефан Вольф акцентировал внимание на роли ЕС в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, в частности, в рамках программы европейского соседства. По словам Арутюняна, в своем выступлении Вольф отметил важность налаживания связей между ЕС и Карабахом, в том числе оказание финансового содействия, помощи в процессе разминирования и других совместных инициатив. В свою очередь Арутюнян в своем выступлении задался вопросом, как можно в условиях военной пропаганды и угроз с азербайджанской стороны, вернуть этой стране территории, примыкающие к Нагорному Карабаху и являющиеся буферной зоной безопасности. "Деструктивные инициативы Азербайджана в ООН и в других международных организациях тормозят все возможности достижения успеха в этом вопросе в рамках МГ ОБСЕ", - заметил Арутюнян. Глава армянской делегации в ПАСЕ отметил, что участники слушаний выразили обеспокоенность в связи с тем, что в последние годы позиции конфликтующих сторон стали несовместимыми. Участники проанализировали общие и отличительные черты "замороженных" конфликтов, а также обсудили возможные модели их урегулирования.

Участники конфликта и сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли поэтапный вариант решения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном, заявил начальник Управления по планированию внешней политики Министерства иностранных дел Азербайджана Тофиг Мусаев в Берлине. Как передает бакинская "525-я газета", Мусаев заявил в Берлине, что Азербайджан выполняет все свои обязательства по нагорно-карабахской проблеме и хочет добиться решения этого конфликта мирным путем. "Позиция Армении не оставляет надежд на реальное продвижение в решении конфликта. Азербайджан никогда не пойдет на уступки, проблема должна быть решена исключительно в рамках территориальной целостности и неприкосновенности границ", - сказал Мусаев. По его словам, в рамках поэтапного решения проблемы в первую очередь должны быть освобождены оккупированные территории, беженцы и вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли. По мнению Мусаева, если оккупированные территории освободятся, регион будет развиваться, будет осуществляться "программа перемирия".

Представитель Европейского союза на Южном Кавказе не исключает возможности использования военных средств для урегулирования "замороженных" конфликтов. У Европейского союза "есть более действенные методы для урегулирования замороженных конфликтов", чем существующие, в том числе "военные и иные", сказал бакинскому агентству "Тренд" представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. "Эти методы в свое время не использовались на Южном Кавказе, - сказал он. - Если ЕС будет играть более значимую роль, такие методы могут эффективно использоваться в случае согласия обеих сторон". Он не уточнил, какие именно военные средства имеет в виду. Семнеби сказал, что роль Европейского союза в разрешении этих конфликтов уже отразилась в приглашении трех стран Южного Кавказа в программу Политика европейского соседства. "Эта политика является долгосрочным политическим механизмом, то есть реализация предусмотренных в нем целей не может быть достигнута в скором времени, - сказал он. - Важное же заключается в том, что Политика соседства играет рамочную роль для этих стран для проведения реформ в обществе. Это, в свою очередь, создает возможность для цивильного урегулирования конфликтов".

Процесс урегулирования конфликта

Президент Армении Роберт Кочарян не считает, что ситуация в Нагорном Карабахе близка к полноценному урегулированию, хотя и верит в его возможность. Об этом, сообщает "АрмИнфо" он заявил в столице Финляндии, выступая с лекцией в "Александровском институте". По мнению Кочаряна, существует возможность "поэтапного решения проблемы", однако это решение должно быть пакетным. "Независимость Нагорного Карабаха не может быть предметом торга, никто не торгует своей свободой, а торговать чужой свободой аморально", - заявил президент Армении.

По сообщению агентства "Медиамакс", Роберт Кочарян заметил, что не должно быть предварительных условий и обсуждение статуса Нагорного Карабаха не должно увязываться с возвратом территорий, или беженцев. "Речь должна идти о полностью согласованном пакете. Реализация компонентов этого пакета может растянуться во времени по ряду причин объективных и субъективных причин. Однако территории являются частью пакета, причем не все территории. Нагорный Карабах должен иметь сухопутную связь с Арменией. Анклавного существования Нагорного Карабаха быть не может", - подчеркнул президент Армении. Что касается перспектив урегулирования, то, по словам Роберта Кочаряна, "разногласий осталось не очень много, они касаются нескольких позиций". "Остающиеся вопросы носят в основном технический характер, к примеру - использовать термин "референдум", или "плебисцит"? Здесь можно придти к согласию. Однако если проследить за тем, что происходит на самом деле - гонка вооружений, воинственные заявления, постоянные угрозы, то создается впечатление, что речь идет о двух совершенно разных процессах. Это движение в противоположных направлениях - документ, который мы обсуждаем, направлен на продвижение в сторону разумного решения, а то, что происходит на самом деле - совершенно иной процесс. Именно поэтому у меня не так много поводов для оптимизма", - сказал президент Армении. Как отмечает агентство, проблему нагорно-карабахского конфликта Кочарян обсуждал и на переговорах с президентом Финляндии Тарьей Халлонен. Особое внимание в этой связи было уделено предстоящему в 2008 году председательству Финляндии в ОБСЕ.

"Я настроена оптимистично и надеюсь, что за время председательствования Финляндии в ОБСЕ нам удастся продвинуть процесс урегулирования Карабахского конфликта", - заявила президент Финляндии Тарья Халлонен в ходе совместной пресс-конференции с главой Армении Робертом Кочаряном, находящимся в этой стране с официальным визитом. По ее словам, Финляндия серьезно готовится к выполнению в будущем году обязанностей страны-председателя ОБСЕ. Она, будучи вовлеченной в процесс урегулирования еще с девяностых годов, хорошо осведомлена о Карабахской проблеме, а процесс этот "достаточно сложен и важен для сторон". "Мы понимаем особую заинтересованность армян в этом вопросе, и могу сказать, что попытаемся активизировать процесс", - сказала Халлонен. ("Айоц Ашхар").

На вопросы бакинского агентства Day.Аz отвечает член комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ Константин Затулин

Day.Аz: На ваш взгляд, урегулирование нагорно-карабахского конфликта может зависеть от того, кто придет к власти в Армении на предстоящих президентских выборах?

Константин Затулин: Я думаю, что могут быть разные нюансы, но в целом, безусловно, позиция Еревана будет такой же, как и всегда. Армения ни в коем случае не может откреститься от темы самоопределения Нагорного Карабаха. Любой политический деятель в Армении, решивший выступить за сдачу армянской позиции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, должен будет совершить политическое харакири. Может быть изменен тот способ урегулирования конфликта, когда Роберт Кочарян и Армения взяли на себя представительство интересов Нагорного Карабаха. Может быть задействован вариант, при котором Нагорный Карабах будет самостоятельным участником в переговорном процессе.

Day.Аz: Какова позиция Кремля по поводу возможного участия в будущем миротворческого контингента ГУАМ в урегулировании замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе, и в разрешении нагорно-карабахского конфликта?

Константин Затулин: Страны, которые участвуют в попытке создания миротворческого контингента, на самом деле могли бы приложить свои усилия в работе миротворческой миссии в рамках СНГ. Участники ГУАМ по каким-то причинам не могут или не хотят этого делать. Безусловно, мы рассматриваем создание миротворческого контингента ГУАМ, как вызов миротворческим усилиям России на постсоветском пространстве. В Нагорном Карабахе, как известно, миротворческие силы не размещены. Стороны опираются на договоренность о прекращении огня, достигнутую в 1994 году. Я не думаю, что Нагорный Карабах будет согласен променять договоренность на миротворческие силы ГУАМ, в котором, кстати говоря, членствует Азербайджан. Надо быть настолько наивным, полагая, что Армения признает миротворческий контингент ГУАМ. Реальных шансов у миротворцев ГУАМ нет. (Day.Az, с сокращениями).

Бакинская газета "Зеркало", комментируя выступление президента Армении Роберта Кочаряна в Финляндии, в частности, его слова о том, что "Армения связывает обеспечение собственной военно-политической безопасности, по крайней мере, на данном этапе, исключительно с Россией", пишет: "А это является главной угрозой для Азербайджана. Ведь даже поверхностный анализ происходящих событий позволяет сделать вывод том, что в ближайшее время можно ожидать обострения общей ситуации в регионе. А политика России в последнее время становится вообще непредсказуемой. В этих условиях Азербайджану необходимо иметь более серьезные гарантии обеспечения собственной безопасности, чем внутринациональные". "Ни для кого не секрет, что мы не способны в одиночку эффективно противостоять внешним угрозам", -продолжает азербайджанское издание. - Значит, необходимо иметь серьезную внешнюю поддержку, какую Армения имеет в лице России. В данный момент мы можем получить такую поддержку только от Турции. Поэтому вообще не понятно, почему до сих пор не заключен военно-политический союз между Азербайджаном и Турцией с четкими взаимными обязательствами".

Армении следует приложить дипломатические усилия для устранения Турции из числа стран - членов Минской Группы ОБСЕ. Об этом, сообщает "АрмИнфо", в беседе с журналистами заявил вице-спикер армянского парламента, член Верховного Органа партии АРФ Дашнакцутюн Ваан Ованнисян. По его словам, инициаторы создания Минской Группы ОБСЕ предполагали, что в МГ войдут страны, нейтральные к проблеме нагорно-карабахского конфликта. Но Турция с самого начала заняла подчеркнуто проазербайджанскую позицию, и ни о каком нейтралитете речь не идет, поэтому из числа членов МГ ОБСЕ ее надо устранить. И потом, если Азербайджан отказывается вести переговоры со Степанакертом, то и Армения должна вести переговоры не с Баку, а с Анкарой, поскольку именно Анкара поощряет милитаристские настроения Азербайджана, убежден вице-спикер армянского парламента. Он также задался вопросом: чем жертвует Азербайджан, говоря о компромиссах? По мнению вице-спикера, сложилась парадоксальная ситуация - от Армении требуют возврата территорий, а Азербайджан жертвует только миром. Получается, что Азербайджан жертвует миром против мира, это абсурд, убежден Ваан Ованнесян.

Важнейшая наша задача - восстановить участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Об этом во время состоявшейся 3 ноября встречи с молодежью заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян. По его словам, как международное сообщество, так и сопредседатели Минской группы ОБСЕ в течение 10 лет уже привыкли к формату, который удобен им, так как намного проще вести переговоры с двумя сторонами, чем с тремя. Именно поэтому восстановить прежний формат переговоров будет очень трудно. Тер-Петросян напомнил, что начиная с 1992 года, когда начались переговоры, Азербайджан стремился вытеснить Карабах из этого процесса и вести переговоры напрямую с Арменией, так как хотел представить миру этот конфликт не как конфликт между метрополией и, чисто юридически, составляющей части этой метрополии - анклавом, или этнотерриториальной единицей, а представить его как межгосударственную проблему. "В годы нашего правления им это не удалось. Мы добились того, что в 1994 году на саммите ОБСЕ в Будапеште юридически было признано, что Нагорный Карабах - один из трех, равноправных сторон конфликта. Этот мандат был подтвержден и на Пражском саммите следующего года. То есть, это было не желанием, не капризом, а уже международно признанным статусом Карабаха". По словам Левона Тер-Петросяна, когда Роберт Кочарян был избран президентом Армении, он, будучи карабахцем, просто взял на себя функцию представления позиции карабахской стороны. "Международное сообщество и Азербайджан, как говорится, чуть не умерли от радости. Не представляю, как можно было сделать такой подарок Азербайджану. С этого дня - с 1998 года, Карабах вообще выпал из всех переговорных процессов", - отметил первый президент Армении Левон Тер-Петросян заявил, что нынешние власти уже 10 лет, как сорвали переговоры, и, по его словам, "если мы допустим, чтобы так продолжалось, мы получим войну". ("Ноян Тапан").

Минская группа ОБСЕ

Армения ждет новых предложений от сопредседателей МГ ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ходе пресс-конференции в Ереване. "Мы ждем следующего шага сопредседателей МГ ОБСЕ после их визита в регион. В настоящее время сопредседатели пытаются связаться для уточнения возможностей односторонних встреч с главами МИД Армении и Азербайджана и найти новые формулировки", - сказал он. Как передает "Новости-Армения", по словам Осканяна, сопредседатели МГ ОБСЕ после визита в регион составляют представление о позиции сторон по не уточненным вопросам и принципам. Глава армянского внешнеполитического ведомства проинформировал, что в настоящее время МИД ждет письменного вмешательства и предложений сопредседателей.

"Чем ждать "следующего шага" от сопредседателей Минской группы ОБСЕ для урегулирования Карабахского конфликта, Армении гораздо полезнее было бы самой предпринять конструктивные шаги", - прокомментировал агентству "Туран" заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна представитель МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы со своей стороны, не видим никаких продвижений в переговорном процессе по Нагорному Карабаху. Доказательством тому являются заявления руководителей Армении, которые отмечают, что они до выборов в этой стране не ожидают никаких продвижений в переговорах", - сказал он.

Официальный Баку не исключает возможности встречи в ближайшее время министров иностранных дел конфликтующих стран. Очередная такая встреча по обсуждению процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта может состояться в Мадриде в конце ноября. "Как возможный вариант со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ предложена встреча министров в конце ноября в Мадриде в рамках заседания ОБСЕ. В настоящий момент я жду информации от сопредседателей об их дальнейших планах", - сказал в интервью бакинскому агентству "Тренд" министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Комментируя последний визит посредников в Азербайджан, состоявшийся в конце октября, министр сказал, что ожидает ответа от сопредседателей. "Они уехали отсюда в Ереван и сказали, что будут продолжать челночную дипломатию. Но, судя по тому, что информация о действиях сопредседателей не поступает, видимо, у них в Ереване переговоры не удались", - сказал министр. Выражая свое отношение к заявлению американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза о возможностях достижения "джентльменских договоренностей" между главами Армении и Азербайджана до президентских выборов в Армении в мае 2008 года, министр сказал: "Это гипотетический вопрос, и мне сложно комментировать желание. Желание есть. Если сумеем достичь договоренностей, и при этом у армянской стороны будет политическая воля, то, конечно, можно подписать".

Бакинская "Зеркало", отмечая, что Роберт Кочарян в своем выступлении в Финляндии "фактически повторил основные моменты совместного заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором они более года назад изложили свои предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта", пишет: "Кочарян утверждает, что окончательный статус НК будет определен "референдумом" или же "плебисцитом". Однако сразу же заявляет, что "независимость Нагорного Карабаха не может быть предметом торга". То есть получается, что в течение более чем года сопредседатели и стороны конфликта, как говорится, "ходят вокруг да около" предложений годичной давности, по которым они так и не смогли тогда договориться".

Мирного и справедливого решения карабахского конфликта не будет до тех пор, пока Минская Группа ОБСЕ не будет отстранена от переговорного процесса по Карабаху, заявил 8 ноября директор Центра политических инноваций и технологий Азербайджана Мубариз Ахмедоглу. По его словам, проведение переговоров под эгидой ОБСЕ выгодно Армении, так как она заинтересована в сохранении оккупации азербайджанских территорий, а в ОБСЕ принят порядок консенсусного принятия решений. Для примера Ахмедоглу вспомнил известный случай, когда на Лиссабонском саммите ОБСЕ президент Гейдар Алиев своим вето заблокировал принятие антиазербайджанского решения этого саммита. "В то же время в ООН и Европейском Союзе решения принимаются простым большинством, что устраивает Азербайджан. Армения же боится перевода переговорного процесса под эгиду этих международных организаций", - заметил Мубаризоглу. Как сообщает "Новости-Азербайджан", в связи с изложенным, Мубаризоглу считает важным для азербайджанской дипломатии отказаться от услуг МГ ОБСЕ и доверить ведение переговоров о мирном разрешении карабахской проблемы ООН или Евросоюзу.

Председатель Партии Рамкавар Азатакан Армении Арутюн Аракелян, выступая на организованной в Ереване межпартийной конференции АРФ Дашнакцутюн-ПРА, заявил: "То, что мы ведем переговоры с преступниками в рамках Минской группы ОБСЕ, большая роскошь. При этом они еще угрожают перевести вопрос в ООН". В качестве доказательства того, что Азербайджан совершил преступления, пишет газета "Аравот", Аракелян, в частности, сказал: "Мы их города не бомбили. Это они бомбили наши города Горис и Сисиан".

Религиозный фактор?

Газета "Аравот" привела цитаты из стенограммы встречи главы правительства Армении Сержа Саркисяна с членами редакционного совета издающейся в США газеты "Los Angeles Times", опубликованной в номере "Los Angeles Times" от 19 октября. Согласно газете, армянский премьер, касаясь нагорно-карабахского конфликта, а также отвечая на вопрос о роли религии в Армении в контексте проблем с мусульманскими странами, сказал: "Мы долгое время избегали учитывать этот фактор, говорить о нем, причем в рамках отношений не только с Турцией, но и с соседним Азербайджаном. Однако вопреки нашему желанию этот фактор существует и он достаточно весом. Это серьезный фактор. Если рассматривать вопрос в разрезе тысячелетий, то, возможно, окажется, что единственная причина нашего конфликта состоит в этом факторе. К Востоку от нас нет христиан, и, если можно так выразиться, мы находимся у границы христианства. Но у границы есть амортизационные проблемы. В течение тысяч лет мы "изнашивались". Затем, возвращаясь к проблеме Нагорного Карабаха, Саркисян отметил: "Возможно, мы являемся одним из немногих народов мира, который в вопросе Карабаха является христианским меньшинством, находящимся в подчинении у мусульманского большинства. В этом случае также данный фактор играет очень важную роль. Еще раз хочу отметить, что этот фактор существует".

Председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян, комментируя газете "Аравот" заявления претендующего на президентский пост Сержа Саркисяна, сказал: "Честно говоря, мне даже не верится, что Серж Саркисян высказал подобные мысли, поскольку это не только не соответствует действительности, но и представляет собой очень опасное заявление, угрожающее нашей государственной и национальной безопасности, а также безопасности проживающих на Востоке армян". Будучи одним из основателей Комитета "Карабах", Манукян напомнил о том, что суть пропаганды, которая в свое время осуществлялась против Карабахского движения Азербайджаном и другими силами, состояла как раз в попытке представить освободительное движение народа НК как религиозное. "Однако важно то, что Карабахское движение, одержанные нами победы были основаны на приципах самопределения наций, на свободах и правах человека, и стержень этого движения не носил религиозный характер. Мир воспринял Карабахское движение не только потому, что мы представили его как вопрос самоопределения наций, но и потому, что это на самом деле так. Мы не позволили определенным силам перенести движение в плоскость этнических или религиозных столкновений", - подчеркнул председатель НДС. Он также напомнил о том, что одной из соседних с Арменией стран является Иран, который считается не просто мусульманской, а фундаменталистской страной, с которой у Армении очень хорошие отношения. Живущие в Иране армяне пользуются всеми правами граждан этой страны и не подвергаются религиозному давлению. "Если бы это сказал рядовой гражданин, я бы все равно воспринял эти высказывания негативно. Если б такое заявление сделала какая-нибудь маргинальная организация, то еще можно было бы воспринять это в контексте плюрализма мнений. Но когда об этом говорит один из руководителей государства, это уже означает совсем другое. Это просто бьет по нашему государству",- сказал председатель НДС. "Серж Саркисян не случайный человек, он премьер-министр страны и кандидат в президенты", - добавил лидер НДС. Он также выразил убежденность, что опасное заявление главы правительства РА явилось результатом незнания, а не оговорки.

Пресс-конференция Терри Дэвиса

Приверженность мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта должна стать доминантой внешней политики Армении и Азербайджана. Об этом, передает "АрмИнфо", заявил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис на совместной с главой МИД Армении Варданом Осканяном пресс-конференции в Ереване. "Армения и Азербайджан обязалась перед вступлением в СЕ использовать исключительно мирные пути для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Армения, как и Азербайджан, согласились с этим условием", - подчеркнул генсек СЕ. Он выразил уверенность в том, что армянский и азербайджанский народы разделят его мнение в том, что конфликт в Нагорном Карабахе слишком затянулся. "При этом, я не хотел бы, чтобы мое замечание было воспринято как критика в адрес сопредседателей Минской группы ОБСЕ, либо одной из сторон конфликта. Народы, втянутые в конфликт, четко осознать, что скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта находится в их интересах", - отметил генсек СЕ. В то же время, Дэвис отметил, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта находится в ведении Минской группы ОБСЕ, а не СЕ. "Нецелесообразно, чтобы мы дублировали функции МГ ОБСЕ", - заявил он.

Как сообщает агентство "А1+", в ходе пресс-конференции генеральному секретарю СЕ был задан вопрос, почему он не осудил недавние выборы в органы местного самоуправления НК? На этот вопрос Терри Дэвис ответил: "Если бы я откликался на все, происходящие в мире подобные явления, мне не хватило бы на это времени. Например, если где-то проходит митинг против запрещения парада гомосексуалистов, то мне не обязательно каждый раз выступать с заявлением, осуждающим этот запрет. Иногда лучшей формой несогласия является молчание", - сказал он.

Кто мог 10 лет назад предположить, что кому-нибудь может придти в голову мысль сравнить проблему Карабаха с... гей-парадом? Однако сегодня это реальность, и идея высказать такую мысль пришла в голову не кому-нибудь, а генеральному секретарю Совета Европы, да еще в столице Армении Ереване, да еще и на совместной с министром ИД Армении пресс-конференции, пишет газета "168 Жам". При этом, отмечает газета, Вардан Осканян даже не попытался хоть как-то сгладить эту, мягко говоря, чушь - как будто ничего необычного и не произошло. "В итоге, получается, что мы вроде и не заметили, как за прошедшие 10 лет вопрос Арцаха из проблемы самоопределения наций превратился в... что-то напоминающее "гей-парад". И вовсе не удивительно, что после этого, говоря об НКР, Дэвис применил выражение "сепаратистский режим".

Газета "Республика Армения" пишет, что на просьбу объяснить, почему, говоря об избранных властях НК, Терри Дэвис использует термин "сепаратистский режим", а в случае Косово применяет более цивилизованные выражения, генсек СЕ прямолинейно заявил: "В Косово нет сепаратистского режима, краем управляет временная администрация под эгидой ООН, сформированная в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, а также присутствуют миротворческие силы. Тогда как люди, управляющие Карабахом, входят в ту же группу, что и Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и другие подобные регионы. Они сепаратисты. Такова международно признанная ситуация. Совет Европы проводит в Косово многочисленные работы, например, по становлению института Омбудсмена, к тому же ряд программ реализует в крае ООН. Этого нет в НКР, хотя отдельные программы СЕ там реализует. Я надеюсь, что придет день, конфликт будет урегулирован, и карабахцы смогут воспользоваться правами других европейцев, в частности, правом обращения в Евросуд", - сказал Дэвис.

Иначе, как политическим цинизмом и лицемерием это не назвать, пишет газета. "Придется напомнить г-ну Дэвису, что, несмотря на предпринимаемые на протяжении боле чем семи лет усилия, ООН и евроструктурам так и не удалось создать в Косово даже зачатки государственных, а тем более демократических институтов. По сообщениям мировых СМИ, там процветают криминал и наркобизнес. Судя по словам Дэвиса, Европу вполне устраивает такой режим правления, а не шаги народа и властей НКР по построению демократического государства". В этой ситуации, пишет "Республика Армения", нам остается только с горечью сказать: "Прости, Европа, мы были лучшего мнения о тебе!"

Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян по просьбе журналистов прокомментировал сделанные в Ереване заявление Генерального Секретаря Совета Европы Терри Дэвиса. Как сообщает "АрмИнфо", комментируя тезис Дэвиса о несопоставимости карабахской и косовской проблем и высказанное им сожаление об ущемленном положении народа Нагорного Карабаха, в частности, в связи с отсутствием права у последнего обращаться в Европейский суд по правам человека Петросян отметил, что ситуация в Нагорном Карабахе, действительно, отличается от ситуации, сложившейся в Косово, по многим параметрам. Но стремление Косово стать полноправным субъектом международного права в качестве независимого государства такое же, как и у Нагорно- Карабахской Республики. Терри Дэвису должно быть известно, что руководство Временных институтов самоуправления Косово, созданного временной администрацией ООН в крае для осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти, неоднократно заявляло, что независимость Косово обсуждению не подлежит. Отсутствие же какого-либо внешнего управления над Нагорным Карабахом является положительным знаком для НКР, так как, по сути, является признанием высокой самоорганизации народа Карабаха, который в состоянии самостоятельно, без внешней помощи, посредством избранных властей осуществлять эффективное управление, проводить внешнюю политику и обеспечивать собственную безопасность. Что же касается невозможности населения НКР обращаться в Европейский суд по правам человека, то эта ситуации сложилась по вине Азербайджана и с молчаливого согласия международных организаций, призванных обеспечивать права человека, независимо от статуса территорий, на которых они проживают. Подобная позиция международных организаций указывает на то, что они скорее руководствуются политическими интересами, нежели идеалами защиты прав человека, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Нагорного Карабаха. Что же касается заявления Терри Дэвиса о том, что он может себе позволить не комментировать самые разные события, в том числе, к примеру, парад сексуальных меньшинств, проходящих где-то в Европе Георгий Петросян заметил, что подобное крайне некорректное сравнение недопустимо для высокопоставленного чиновника столь авторитетной организации. Своим заявлением Терри Дэвис продемонстрировал пренебрежительное отношение не столько к конкретным политическим процессам в НКР, сколько к институту выборов в целом. <Хотелось бы надеяться, что Совет Европы не разделяет подобное отношение Терри Дэвиса к идеалам демократии, которые были заложены в основу этой организации. В противном случае это будет означать, что Совет Европы исчерпал себя как организация, призванная продвигать идеалы и принципы плюралистической демократии и защищать права человека>, - сказал глава МИД НКР.

Как сообщает газета "Лрагир", после состоявшегося на днях визита в Армению генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис сделал следующее заявление: "Без свободы слова не может быть настоящей демократии и не может быть настоящей демократии без журналистов, которые уважают свои профессиональные и моральные критерии. Мой последний визит освещался достаточно широко, но, к сожалению, часть моих слов была передана неверно. Безусловно, армянские журналисты вправе не соглашаться и критиковать мое мнение по такому вопросу, каким является Нагорный Карабах, но я категорически против неверной интерпретации моих слов. Некоторые газеты написали, что я сравнил недавно состоявшиеся в Нагорном Карабахе выборы с гей-парадом. Это абсолютно неверно и абсурдно. Я говорил о том, что моя позиция по поводу территориальной целостности стран-членов Совета Европы, а, следовательно, о правовом статусе Нагорного Карабаха, известна и неизменна. То, что я не реагирую каждый раз на выборы в Нагорном Карабахе, вовсе не означает, что изменилась моя позиция по поводу их правомочности и правовой силы. Я просто провел параллель с тем, как часто сейчас ограничивается свобода слова сексуальных меньшинств в европейских странах. То, что я каждый раз не реагирую на то, что мэры городов запрещают гей-парады, вовсе не означает, что я изменил своему твердому мнению о том, что подобные ограничения являются нарушением Европейской конвенции прав человека. Я удовлетворен своим визитов в Армению и имевшими место обсуждениями. Мы можем не всегда соглашаться друг с другом, но гораздо важнее слушать и уважать мнение друг друга".

Интервью президента Нагорного Карабаха Бако Саакяна российскому изданию "Народы России"

"Народы России": Господин президент, мы поздравляем вас с убедительной победой на прошедших выборах. Как вы видите ситуацию в республике и вокруг нее после их проведения?

Бако Саакян: В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика является одним из наиболее стабильных государств не только в регионе, но и на всем постсоветском пространстве. Безопасность граждан и всего общества находится на высоком уровне, уровень преступности очень низкий. Институты демократии у нас достаточно глубоко укоренились, это позволяет республике успешно идти по пути строительства полноценного гражданского общества. Наряду с этим сохраняются многие нерешенные проблемы, прежде всего, социального характера. В ближайшее время мы намерены предпринять ряд шагов, которые позволят улучшить ситуацию в этом направлении. Мы также прорабатываем планы реконструкции Степанакертского аэродрома, осуществление которых позволит нам наладить регулярную воздушную связь с внешним миром через Ереван. Это позволит преодолеть относительную географическую изолированность Нагорного Карабаха от внешнего мира. Нашему продвижению по пути социально-экономического прогресса и решению имеющихся проблем продолжает препятствовать неурегулированность конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Очень много говорится о мирном процессе, но для нас очевидно, что политическая ситуация не меняется к лучшему. Более того, она усугубляется. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто не является участником переговорного процесса. Несмотря на это мы всегда стремились занимать конструктивную позицию и вносить свой позитивный вклад в мирный процесс. Эту позицию мы намерены сохранять и в будущем.

"Народы России": Каковы перспективы мирного урегулирования карабахского конфликта?

Бако Саакян: Мы не можем относиться безразлично к тому, что сейчас происходит в Азербайджане. Его власти вкладывают миллиарды долларов в свою армию, закупается новая техника, вооружение. Мы внимательно следим за этими процессами. Но увеличение военного бюджета - это не главное. При возобновлении боевых действий миллиарды долларов не становятся решающим фактором. В начале 1990-х Азербайджан имел десятикратное военное преимущество по сравнению с нами и в военном, и в экономическом плане. Конечно, плохо, что продолжается милитаризация Азербайджана, проблем в мире хватает и без этого. Прежде всего, в регионах, которые прилегают к Южному Кавказу с юга. Но мы не считаем, что нынешняя политика Азербайджана может достичь успеха. Их воинственная риторика часто превращается в истерику, которая настолько нелепа, что она вызывает в нашем обществе не опасения, а смех. Если использование подобной воинственной риторики направлено на то, чтобы оказать на нас психологическое давление, то этот путь бесперспективен. В противовес тому, что делается Азербайджаном, мы стремимся усиливать свою конструктивную политику, мы постоянно призываем к диалогу. Мы готовы к прямому диалогу с Азербайджаном без всяких предварительных условий и в любом формате.

"Народы России": Как видится из Степанакерта роль России в регионе?

Бако Саакян: Для объективной оценки роли России необходимо понимать, что она ведет не проармянскую или проазербайджанскую политику. Она ведет собственную, пророссийскую политику и имеет на это полное право. При этом Россия стремится сделать максимум возможного для того, чтобы смягчить напряженность в нашем регионе и перевести ситуацию в русло конструктивного диалога. Не могу сказать, что Россия не должна иметь своего влияния на государства нашего региона. Исторически сложилось так, что весь современный Кавказ был сформирован с участием и в составе России. Игнорировать этот факт невозможно и контрпродуктивно.

Вместе с тем, складывается впечатление, что Россия иногда сама позволяет, чтобы ее место в регионе занимали другие игроки, чтобы тут появлялись новые игроки и главную роль играли какие-то конъюнктурные интересы. Если Россия проявляет пассивность, к примеру, по отношению к социальным проблемам нашего региона, то появляются силы, которые, исходя из собственных интересов, компенсируют эту пассивность. Мы не против того, чтобы различные государства и международные организации вносили свой вклад в решение проблем региона. Но согласитесь, не смогут немцы или какие-то международные организации организовать, к примеру, торжества по случаю юбилея Пушкина лучше, чем это могут сделать русские. В Карабахе очень уважительно относятся не только к России, но в целом и к советскому периоду истории. Я считаю, что это правильно. Нельзя игнорировать пройденного нами вместе. Если мы уважаем русские язык, историю и культуру, то мы не считаем нужным этого скрывать, потому что на это, скажем, могут обидеться американцы. Это было бы неправильным. Мы не считаем нужным кривить душой, и будем откровенно говорить так, как есть. Это не значит, что мы настроены как-то антиамерикански. Наша республика каждый год получает финансовую поддержку в размере нескольких миллионов долларов, которая выделяется по решению Конгресса США. Но, безусловно, у России до сих пор сохраняется куда больше возможностей в нашем регионе, чем у США. ("Народы России").