Хорошо известно, что в политике электоральный период является жарким сезоном. События следуют одно за другим, при этом эмоциональная заряженность очередного бывает на порядок выше предыдущего. Учитывая ту непростую ситуацию, в которой сегодня находится Южная Осетия, выборы в парламент становятся гроссмейстерской шахматной партией, в которой нельзя понять ход, не разгадав комбинацию.

В этом плане интересным эпизодом, на наш взгляд, является факт задержания Фатимы Маргиевой, который вызвал широкий резонанс, как в Южной Осетии, так и за ее пределами.

На сегодняшний день существует три интерпретации произошедших событий: одна озвучивается представителями оппозиции, вторая - официальная, третья - конспирологическая, которая пока еще не имеет широкого распространения, но уже гуляет по улицам старого Цхинвала.

Согласно первой версии, которая 27 мая целый день доминировала в информационном пространстве, Маргиева была задержана то ли во время утренней пробежки с тиражом газеты "Позиция" под мышкой, то ли за то, что она входила в состав Народной партии, расколовшейся в предвыборный период на старую и новую, то ли за негативную оценку в ряде своих интервью деятельности президента РЮО. Главный лейтмотив первой версии - Маргиева пострадала за свои политические убеждения и за любовь к бегу трусцой.

Официальная версия появилась ближе к вечеру. Пресс-служба КГБ РЮО предельно сухо и лаконично сообщила, что "27 мая с.г. в ходе реализации оперативной информации о незаконном хранении оружия и боеприпасов, КГБ РЮО был проведен осмотр домовладения, расположенного по адресу: г. Цхинвал, ул. Тимирязева, дом 1. В ходе осмотра обнаружено и изъято: автомат АК-47, гранатомет РПГ-7 и 10 выстрелов к нему, пистолет ПМ, детонаторы, бикфордов шнур и другие компоненты средств взрывания, гранаты и большое количество боеприпасов". Также сообщалось, что "по факту незаконного хранения оружия и боеприпасов возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК РФ"

При этом все югоосетинские журналисты отметили некоторую странность работы пресс-службы КГБ РЮО, которая несколько раз меняла формат и время предоставления информации. В итоге вместо обещанной пресс-конференции, назначенной на 17.00 часов, представители пресс-службы ограничились распространением официального сообщения и демонстрацией изъятого в домовладении по улице Тимирязева оружия. Также было подчеркнуто, что в данном случае речь идет исключительно о незаконном хранении оружия и боеприпасов, а листовки и тираж газеты фигурируют просто как вещи, изъятые во время осмотра. В отношении Маргиевой была избрана мера пресечения всего лишь подписка о невыезде.

Третья версия, конспирологическая, которая тоже имеет право на существование, основана на нашем анализе всей совокупной информации по данному факту, полученной, в том числе, и от наших собственных источников в различных ведомствах и структурах, на простом опросе невольных свидетелей и участников указанных событий, а также на нежелании принимать навязываемую всему обществу властями и оппозицией игру в черно-белый мир.

Итак, осмотр дома Маргиевой начался примерно в 9:00, уже через час-полтора возле него появляются: журналист сайта "Иронтаймс" Ирина Келехсаева и Виссарион Асеев, североосетинский политолог, оппозиционно настроенный к властям Южной Осетии и почему-то весьма кстати оказавший в Цхинвале. Еще до завершения всех следственных мероприятий на сайтах "Иронтаймс" и "Кавказского узла" появляются сообщения о том, что в доме Маргиевой идет обыск и там ищут и находят (!) ЛИСТОВКИ! Затем те же агентства, не дожидаясь официальной информации, начинают усиленно тиражировать заявления В. Асеева по поводу того, что Маргиеву взяли за ее оппозиционность. К вечеру эта версия становится уже доминирующей. Но при этом после обеда 28 мая все первичные сообщения об обыске в доме Маригиевой с указанных сайтов куда-то исчезают!

Тем временем 27 мая официальные власти почему-то тянут с заявлением. Как стало известно из неофициальных источников в правоохранительных органах, причин такой нерасторопности было две - наличие элементов взрывных устройств и анализ полученной информации, вернее каналов ее поступления. Сотрудников, вроде как, озадачило то, что цепочка, по которой пришла информация, уже на третьем элементе приводила... к ближайшему окружению самой Маргиевой.

В целом картина складывается следующая. Сначала до КГБ доводится информация о незаконном хранении оружия. КГБ соответственно реагирует на данную информацию и выезжает на осмотр. Пока идет осмотр дома, возле него собираются журналисты и начинают распространять сообщения о том, что она задержана по политическим причинам. К тому времени, когда заканчиваются все следственные мероприятия, оппозиционная интерпретация событий заполняет весь эфир и официальная версия просто уже никого не интересует.

Любой специалист по пиар-технологиям скажет вам, что здесь мы имеем дело с классическим сценарием небольшой информационной кампании с элементами провоцирования того или иного действия и опережающего информационного освещения.

Если это так, то остается, во-первых, посочувствовать Фатиме Маргиевой - это очень неприятно, когда у тебя дома находят арсенал, но еще более досадно, когда тебя сдают свои же.

Во-вторых, признать компетентность, агрессивность и серьезность намерений оппозиции, которая ради достижения своих целей готова жертвовать своими людьми.

В-третьих, подосадовать, уже в который раз, на нерасторопность и неуклюжесть правоохранительных органов, которые еще не поняли, что они живут в век интернета и космических скоростей и что сетевые войны - это реальность.