Убийство заместителя муфтия Дагестана Ахмеда Тагаева поздним вечером 25 мая стало не первым за последние годы покушением на жизнь исламского пропагандиста в этой республике, заявил в беседе с ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, эксперт по северокавказскому исламу Владимир Бобровников, отвечая на вопрос агентства о возможных причинах и последствиях данного трагического события. Убитый в 2007 году заместитель муфтия Курамагомед Рамазанов работал бок о бок с Тагаевым, занимаясь в первую очередь "исламским призывом" (по-арабски дава), то есть пропагандой ислама, напомнил эксперт.

"Не строю версии о возможных заказчиках убийства, - подчеркнул Бобровников, - но пропагандистские усилия Духовного управления мусульман Дагестана были направлены в первую очередь против ваххабитов. Противостояние между ваххабитами и традиционалистами в Дагестане в последние годы усиливается, что видно хотя бы по деятельности "лесных братьев", из-за которой в прошлом году в Унцукульском районе вводили режим контртеррористической операции. Другой вопрос - что именно оппоненты противопоставляют ваххабизму. И Тагаев, и Рамазанов, и другие руководители Духовного управления близки в первую очередь шейху Саиду-эфенди Чиркейскому (Ацаеву). Это авторитетный, но далеко не единственный лидер дагестанских традиционалистов (поясню, что "традиционалист" в сегодняшнем Дагестане - это в первую очередь мусульман, признающий авторитет какого-либо шейха, то есть учителя веры, получившего свои знания и свой статус "по наследству" от другого признанного учителя; исламское течение, ставящее во главу угла такую преемственность, также называется суфизм ). Саид-эфенди - один из лидеров по числу последователей, и все же его - и тем самым Духовное управление - безоговорочно поддерживает менее половины исламских общин республики. Весьма сильны позиции ряда шейхов, не зависящих от Духовного управления, например, шейха Сиражутдина Табасаранского на юге Дагестана. Он и Саид-эфанди принадлежат к разным течения внутри одного и того же суфийского братства (интересно, что Сиражутдин следует в точности тому течению, последователем которого был знаменитый имам Шамиль), но между их сторонниками были конфликты. Представляется, что "антиваххабитские" миссионеры Духовного управления достаточно жестко "замыкают" свою проповедь именно на Саида-эфенди."

"Что касается пресловутой борьбы за финансовые потоки, - продолжил эксперт, - то, конечно, в дагестанском исламе она есть. Общины, лояльные Духовному управлению, оказывают ему поддержку. Также часто имеет место своеобразная "госпомощь": известно, что в некоторых районах республики мусульманские духовные лица в завуалированной форме получают поддержку от районных администраций. И, наконец, самые значительные финансовые потоки связаны с паломничеством в Мекку, в коем ежегодно участвуют тысячи дагестанцев: их выезд плотно контролирует Духовное управление. Но парадокс в том, что как раз убитые всем этим не занимались".