Армяно-турецкое торможение: Армения за неделю

Баку, 27 мая 2009, 22:33 — REGNUM  Внешняя политика

О "Восточном партнерстве"

Газета "Республика Армения" обратилась к теме состоявшегося в Праге саммита Евросоюза по инициативе "Восточное партнерство", "предусматривающего укрепление связей с Евросоюзом, углубление торгово-экономических отношений, упрощение визового режима, а также углубление регионального сотрудничества между странами-партнерами". Согласно газете, в своем выступлении на саммите президент Армении Серж Саргсян подчеркнул значимость этой инициативы для всех участвующих в ней стран и выразил признательность ЕС за приглашение вместе преодолеть предстоящий большой путь по налаживанию нового качества взаимоотношений. "Это был шаг, основанный на видении, нацеленный в будущее. Мы понимаем, что это было не простое решение для Евросоюза, особенно в условиях глобального финансового кризиса. И, тем не менее, "Восточное партнерство" - смелая инициатива. Она налагает обоюдные обязательства, но и обоюдные выгоды. Мы вступаем в этот процесс, чтобы сделать наши рынки взаимно более доступными, стимулировать диалог между нашими гражданами и обществами, вместе строить будущее и взаимно обогащать наши культуры. И я верю, что это нам удастся", - подчеркнул глава армянского государства. По словам Саргсяна, "с тех пор, как стартовала политика Европейского соседства, когда Армения получила возможность присоединиться к внешнеполитическим заявлениям Союза, мы присоединились почти к 80 процентам из них, что показывает общность направленности наших подходов, точек зрения и позиций". "В наши дни понятие "Европа" стало синонимом терпимости, конструктивного подхода, мирных решений. Мы очень хотим, чтобы "Восточное партнерство" усилило такое восприятие Европы. Мы хотим, чтобы оно увенчалось успехом и показало, что основанная на системе ценностей политика может дать исключительные и неожиданные результаты. Но для того, чтобы этого достигнуть, требуется преданная и последовательная работа всех нас", - подчеркнул Саргсян.

"Политика ЕС на Южном Кавказе имеет два критерия: первый относится к самому ЕС, т.е. какую политику ведет Евросоюз в отношении Южного Кавказа, а второй - создание новой политики в регионе, роль ЕС как международного игрока после распада СССР", - заявила на международной конференции "Пересмотр безопасности на Южном Кавказе: региональные конфликты, стабильность и трансформация" директор по исследованиям Института международных отношений Stratégiques и специалист в области внешней политики ЕС Лаура Делкур. "ЕС никогда не вмешивался в конфлиты между странами Южного Кавказа, и никогда не вел политику международного игрока или "ведущего актора", - заявила Делкур, отметив, что после российско-грузинской войны вовлечение в конфликт было неизбежным. "Евросоюз преследует два принципа: первый - принцип построения национального государства, второй - создание атмосферы доверия между всеми тремя странами региона", - заявила она, добавив, что проект "Восточное партнерство" - хорошая возможность отдалить Южный Кавказ от России. (PanARMENIAN.Net).

У государств - участников программы Евросоюза "Восточное партнерство" могут возникнуть трудности в СНГ. Такое мнение выразил представитель России в СНГ, исполнительный секретарь Сергей Лебедев. По его словам, приведение законодательства в соответствие с требованиями Евросоюза потребует пересмотра договоренностей в рамках СНГ. "Этим странам, являющимся членами СНГ, придется выбирать куда идти и как действовать", - заявил он. "Европейский Союз на данном этапе не сможет компенсировать те потери, которые эти государства могут иметь в случае участия в "Восточном партнерстве", отказавшись от сотрудничества в рамках Содружества... Поскольку в рамках Содружества налажены тесные экономические связи, а финансовые обещания Евросоюза мизерные". Исполнительный секретарь СНГ также выразил надежду, что "будут найдены разумные шаги и меры, которые не помешают сохранить этим странам членство в СНГ, и они останутся активными участниками процессов на пространстве Содружества... Я надеюсь, что участие ряда государств в этой инициативе не отразится на их активности в СНГ, и что эти государства останутся членами". В апреле помощник президента России по внешней политике Сергей Приходько от имени Кремля приветствовал решение ЕС пригласить на саммит "Восточного партнерства" президента Белоруссии Александра Лукашенко (в итоге он не принял участия в саммите). ("ИА REGNUM Новости").

Принятая на учредительном саммите Евросоюза в Праге инициатива "Восточное партнерство" вызвала довольно нервную реакцию российских властных кругов, комментирует ситуацию редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян. "Свою озабоченность этой программой министр иностранных дел Сергей Лавров выразил в мягкой дипломатичной форме. Более откровенна российская провластная пресса, по мнению которой, форум ЕС направлен на "дезинтеграцию постсоветского пространства", "расчленение СНГ", "уменьшение влияния России" и так далее". Что касается влияния России, пишет редактор, то оно обусловлено многочисленными факторами и, в первую очередь, экономическими. Но не только. "На мой взгляд, есть одна очевидная закономерность: чем дальше от европейских стандартов данная страна СНГ, чем чаще в ней нарушаются права человека, чем грубее фальсифицируются выборы, тем больше ей приходится уповать на Россию, также весьма сомнительную в плане демократии. Классическим примером здесь является Узбекистан, руководитель которого - Ислам Каримов - несколько лет назад активно заигрывал с Западом, но после того, как в Андижане он расстрелял несколько десятков человек, ему пришлось вернуться в объятия России. Примерно такая же ситуация сегодня в Армении, Молдавии и Азербайджане. Последнего "Freedom House" и "Human Rights Watch" по уровню соблюдения прав человека поставили рядом с Джибути и Нигерией. Состоявшиеся недавно в трех упомянутых странах СНГ выборы и референдум явно усиливают их зависимость от России и затрудняют интеграцию в европейские структуры. Белоруссия в этом смысле стоит особняком - в Праге многие не хотели здороваться с Лукашенко, и он во избежание скандала не принял участия в форуме ЕС". Таким образом, заключает редактор, формула конкретная: свобода действий Армении на международной арене прямо пропорциональна свободе граждан Армении внутри своей страны. "Пришло время, когда нашим властям это надо понять".

У Европы есть свои задворки, где в беспорядке свалено старье, оставшееся от предыдущих хозяев, и безвкусные подарки, от которых не удалось избавиться, пишет испанская газетая El País. Как отмечает газета, во-первых, на этих задворках проживают 75 млн человек. Во-вторых, "оказывается, что у нас есть еще один сосед, положивший глаз на этот двор, и он намерен привлечь или сохранить этих соседей на своей орбите". Некоторые из шести восточных соседей, с которыми ЕС в четверг провел безуспешную встречу в попытке улучшить отношения, еще "не вернулись из холода". "В Белоруссии правит "последний диктатор Европы". "На Украине иллюзия так называемой "оранжевой революции" развеялась. (...) Ситуация в Молдавии еще хуже: страна завязла в логике холодной войны", пишет автор статьи. "На Кавказе ситуация не многим лучше. Армения превратилась в верного слугу России. В Азербайджане семья Алиевых осуществила мечту любого тирана, получив в наследственное владение республику с огромными нефтегазовыми ресурсами. И, наконец, Грузия - "страна, во время "революции роз" давшая нам надежду на то, что сможет стать образцом демократии для всего региона, но тоже вставшая на саморазрушительную спираль под мессианским руководством Саакашвили". "Перед Европейским союзом стоит небогатый и непростой выбор, к тому же со временем ухудшающийся. Если в 1990-е Россия пребывала в упадке, а расширяющийся Евросоюз был гораздо привлекательнее для стран бывшего советского блока, то теперь оправившаяся Россия намерена вернуть свое влияние в зоне с помощью либо давления, либо поощрения. Европейский союз же отозвал предложение о присоединении и не спешит отменять визы или оказывать экономическую помощь этим странам, что существенно снижает его привлекательность и влияние". Как подчеркивает газета, Брюссель сталкивается с теми же проблемами, что и при организации "Союза для Средиземноморья": мягкие постмодернистские манеры Брюсселя "сталкиваются с грубостью этих соседей, более интересующихся выживанием, чем тем, что о них скажут, и привычных к классическим властным играм, где тестостерон еще не вышел из моды".

О влиянии России на Армению

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян 15 мая встретился с вице-премьером России Сергеем Ивановым и возглавляемой им делегацией. В ходе встречи Саркисян отметил, что в армяно-российских отношениях нет ни одной сферы, где бы не осуществлялись совместные проекты. В деле развития армяно-российских экономических отношений Саркисян отметил важность ускорения процесса создания свободных экономических зон на территории промышленных и научных предприятий, переданных РФ в счет погашения государственного долга. Сергей Иванов в свою очередь отметил, что вопрос находится в центре внимания российской стороны и в предстоящее время получит решение. Придавая важное значение надлежащему обеспечению транспортных грузоперевозок между РА и РФ, стороны обсудили вопросы, связанные с железнодорожно-паромным маршрутом Кавказ-Поти и автомобильно-паромной переправой Поти-Новороссийск. Саркисян и Иванов говорили также о переданной российской стороне в концессионное управление железнодорожной сети Армении, выполнении концессионного договора, коснулись тарифной политики и инвестиций, требуемых для технического перевооружения и модернизации железной дороги. В ходе встречи также был обсужден вопрос об участии РА в строительных работах, намеченных в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года в российском городе Сочи, в частности, о поставке строительных материалов. Кроме этого обе стороны подчеркнули важную роль Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Армения и Российской Федерацией, отметив, что она дает возможность для выявления потенциала сотрудничества и включения в него новых сфер. В Армении функционирует более тысячи предприятий с совместным капиталом, и Правительство Армении готово по возможности помогать им в условиях мирового финансово-экономического кризиса. ("Панорама").

Россия на сегодняшний день является главным инвестором Армении. Об этом журналистам в Ереване сообщил вице-премьер России Сергей Иванов. По его словам, совокупный объем прямых российских инвестиций в экономику Армении составляет $1,8 млрд. Он отметил, что в Армении работает около 1000 компаний с участием российского капитала и это очень солидный результат. ("АрмИнфо").

Россия продолжит оказывать помощь государствам СНГ, которые в период кризиса оказались в особенно тяжелом положении. Об этом заявил 18 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Мы намерены продолжать оказывать помощь нуждающимся государствам, которые в период кризиса оказались в особенно тяжелом положении. При этом основное внимание будем уделять нашим ближайшим соседям - странам СНГ. Мы уже выделили значительные средства Белоруссии, Киргизии и Армении", - заявил Лавров. Он также отметил, что Россия планирует задействовать в этих целях и специально созданный антикризисный фонд ЕврАзЭС, общий объем которого определен в 10 миллиардов долларов, 7,5 миллиарда из которых - взнос России. (ИА REGNUM Новости).

Ухудшение экономической ситуации в России оказало серьезное влияние на армянскую экономику, в особенности на сектор строительства. Об этом заявил 13 мая премьер-министр Армении Тигран Саркисян, выступая перед делегатами 5-го съезда Союза промышленников и бизнесменов (работодателей) Армении. По его словам экономическая ситуация в России окажет серьезное влияние на положение Армении в течение ближайших 2-3 лет. Не секрет, что влияние российской экономики на Армению велико, в частности, в связи со значительным объемом частных инвестиций, отметил премьер. Саркисян напомнил, что 75% частных иностранных инвестиций в экономику Армении приходятся на долю России. "Другой фактор, который окажет серьезное воздействие на экономику Армении, это сокращение объемов поступающих частных трансфертов, которые с прошлого года сократились на 30%", - сообщил армянский премьер. В то же время Саркисян обнадежил делегатов съезда, заметив, что как только появятся признаки стабильности в мировой экономике и повысятся цены на нефть, потоки частных трансфертов из России увеличатся. ("Armenia Today").

Поставки оружия из России в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ - Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) будут осуществляться по льготным ценам. Соответствующий закон подписал президент России Дмитрий Медведев. Таким образом, Россия ратифицировала протоколы, касающиеся военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ. Кроме того, Медведев подписал отдельный закон, которым наделил дипломатическим статусом сотрудников структур, входящих в ОДКБ, и членов их семей, передает "Lenta.ru".

О Верхнем Ларсе

Армения крайне заинтересована в задействовании российского контрольно-пропускного пункта "Верхний Ларс", находящегося в районе российско-грузинской границы на Военно-Грузинской дороге в Северной Осетии. Об этом заявил журналистам премьер-министр Армении Тигран Саркисян. "Россия заверила, что с их стороны все работы уже завершены. Первостепенное значение они придают тому, чтобы специалисты работали на "Верхнем Ларсе", тем более что недавно они оснастили этот пункт современными технологиями", - отметил премьер. При этом он выразил надежду на то, что грузинская сторона приложит усилия, чтобы этот пункт заработал, и армянская сторона cмогла бы перевозить товары. ("Деловой экспресс").

Министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян надеется на открытие контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс. "Уже 2-3 года длятся восстановительные работы на этом контрольно-пропускном пункте и на сегодняшний день это только политическая проблема", - сообщил он журналистам в Ереване. В связи с этим Саркисян отметил, что открытие контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс зависит от налаживания российско-грузинских отношений. "Надеюсь, что в ближайшее время отношения между Россией и Грузией потеплеют и будут решены, что будет выгодно всем странам региона, в том числе и для Армении", - добавил он. Агентство напоминает, что "Верхний Ларс" расположен в 38 километрах к югу от Владикавказа по Военно-грузинской дороге и является единственным МАПП на границе между Россией и Грузией, который был закрыт на реконструкцию в июле 2006 года. Торжественная церемония завершения строительства международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Верхний Ларс" состоялась 5-го мая. (PanARMENIAN.Net).

Грузия отказывается открывать транспортный коридор "Верхний Ларс", соединяющий Армению с Россией. Об этом сообщает агентство "Росбалт". Как отмечает агентство, уже полностью отремонтированный путь останется закрытым из-за отсутствия дипломатических отношений между Грузией и Россией.

Об армяно-турецких отношениях

Армения осталась одна в противоборстве с тандемом Турция-Азербайджан. Подобное мнение выразил на пресс-конференции политолог, директор Центра аналитических исследований Рубен Акопян. Политолог выразил свою озабоченность ходом переговорного процесса по нормализации армяно-турецких отношений. "Большую опасность представляет собой то обстоятельство, что внешнеполитический курс Армении не планирован, он является ситуативным, в отличие от турецко-азербайджанского тандема. К сожалению, на данном этапе переговорный процесс ничего хорошего не предвещает", - отметил Акопян. По его мнению, переговорный процесс с самого начала сопровождался предусловиями, а нагорно-карабахский фактор не может оставаться вне процесса. "Неоднократные заявления премьер- министра Турции Эрдогана о том, что пока Армения не оставит "оккупированные" территории, армяно-турецкая граница не будет открыта, свидетельствуют о том, что Турция не рассматривает процесс нормализации отношений с Арменией без урегулирования нагорно-карабахского конфликта, при чем в рамках интересов тандема", - сказал политолог. Согласно Акопяну, открытие армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений между двумя странами грозит также ухудшением отношений Армении с Россией и Ираном. В этом случае, по его мнению, благодаря именно Армении, Турции будет предоставлена возможность играть ведущую роль в регионе за счет России и Ирана. ("АрмИнфо").

В рамках визита в Россию премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "У Турции и России есть обязательства в регионе. Мы должны предпринять шаги для установления мира и благополучия в регионе, что также предполагает решение нагорно-карабахского конфликта, кипрской проблемы и конфликта на Ближнем Востоке", - заявил Эрдоган на совместной с Путиным пресс-конференции. Турецкий премьер призвал сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта прилагать все усилия для разрешения конфликта. В свою очередь премьер-министр России отметил, что Москва и Анкара стремятся достичь решения этих проблем, и всячески будут способствовать этому. В тоже время Путин подчеркнул, что компромисса по карабахскому конфликту должны достичь сами стороны конфликта. "Что касается сложных проблем прошлого, в том числе и карабахского конфликта, компромисс должен быть найден со стороны самих участников. Другие государства могут сыграть роль только посредников и гарантов для выполнения подписанных соглашений", - заявил Владимир Путин, пишет турецкая газета Today's Zaman. ("Азг").

40 000 армян живут и работают в Турции нелегально и при необходимости будут выселены из Турции. Об заявил премьер-министр Турции Реджеп Таийп Эрдоган в своем выступлении перед студентами в университете Гданьска в ходе официального визита в Польшу. "Зачем они приехали в нашу страну? Потому что в Армении нищета. Они пытаются заработать себе на жизнь у нас в стране. Мы их отошлем обратно, если потребуется, но мы не делаем этого из-за чувства гуманности", - заявил Эрдоган. Комментируя развитие армяно-турецких отношений, Эрдоган заявил, что они "не связаны ни с каким другим фактором. Но есть региональные проблемы. И их невозможно игнорировать. Конфликт между Азербайджаном и Арменией имеет свое воздействие на нас тоже". По его словам, основное требование Турции от Армении был вывод войск из "оккупированных территорий Азербайджана, включая Нагорный Карабах". Эрдоган также подчеркнул, что "решение принято не нами, решение принято в ООН. Турция закрыла границу с Арменией из-за оккупации. Есть причина и его следствие. Граница будет открыта, когда следствие будет устранено". (ИА REGNUM Новости).

"Думаю, последнее заявление Эрдогана даже у самых больших оптимистов не оставляет сомнений в том, что Турция наилучшим образом использовала в своих интересах добрую волю, проявленную Арменией в июне прошлого года. Турция еще не открыла границы, однако -заполучила уже кучу дивидентов - значительное послабление армянских позиций в вопросе международного признания Геноцида и решающую роль в вопросе Карабаха, связав его с вопросом открытия армяно-турецкой границы. Теперь, когда с нашего позволения этот армяно-турецкий вопрос углубился в невыгодном нам направлении, он будет иметь непосредственное влияние, и уже имеет, на карабахский процесс. После столького шума все стороны должны стремиться достичь открытия границ", - сказал в беседе с газетой "Капитал" экс-министр ИД Армении Вардан Осканян.

Последние заявления премьера Турции Рэджепa Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что "армяно-турецкая граница будет открыта только после освобождения "оккупированных" территорий Азербайджана", по мнению аналитика Саркиса Арутюняна, сделаны не для внутреннего пользования, так как открытие границы для Турции не является самоцелью: "Турции будет не выгодно, если армяно-турецкая граница откроется и идущая из Турции в Армению дорога остановится перед закрытой армяно-азербайджанской границей. Именно по этой причине параллельно идут переговоры по Арцахскому вопросу". Однако, по мнению Арутюняна, как бы Турция не поднимала вопрос Нагорного Карабаха, она не может играть в нем никакой роли, так как руководство Армении против: "Она не является посредником. В отношениях с Арменией Турция может использовать и использует вопрос открытия границы". На вопрос газеты "7 Ор", возможно, что данная политика Турции внесет изменения во внешнюю политику Армении, Арутюнян сказал: "Решение сейчас должны принять турки. Армения сделала все, что она могла. У турок сейчас есть проблема времени, они не могут вечно сохранять эту "половинчатую" ситуацию, они должны дать этому какой-то выход. Если переговоры с Арменией провалятся, то у них появятся проблемы, так как турки не решают проблемы расширения своего влияния в регионе, у них также будет проблема с международным признанием факта Геноцида. И, наконец, они перешли красную черту, и Азербайджан уже сомневается в том, что турки не смогут без них вести переговоры с Арменией. Вся проблема в том, что Турция надеется, что сможет оказать давление на Армению. По крайней мере, мне так не кажется".

Принятое 22 апреля совместное заявление Армении и Турции "противозаконно и аморально" и является "доказательством провала внешней политики Армении". Об этом, передает ИА REGNUM Новости, 12 мая заявили европейские армянские организации. В заявлении отмечено, что принятое 22 апреля совместное заявление внешнеполитических ведомств Армении, Турции и Швейцарии свидетельствует о том, что переговоры о примирении завершены, и уже разработан согласованный документ. Армянские организации заявляют, что в преддверии очередной годовщины геноцида был принят документ, которым Армения, фактически, приняла позорные предусловия о признании Карсского договора, предложение Турции о создании комиссии для изучения "событий 1915 года", что вызвало разочарование и обеспокоенность в среде организаций диаспоры. Авторы заявления считают, что политика налаживания отношений с Турцией "без предусловий" потерпела фиаско. "Армянские власти своей скользкой и унизительной политикой сдали все позиции и стоят обнаженными перед мощным и грубым соседом. И сделано это было при том, что позиции Армении позволяли ей самой диктовать условия. Согласившись с территориальной целостностью Азербайджана и Турции, армянская сторона, фактически, решила все проблемы, и осталось лишь подписать позорный договор. Мы считаем, что заявление о "дорожной карте" является доказательством провала внешней политики Армении. Армянская государственность в опасности. Принятые 22 апреля заявления армянского политического руководства Армении противозаконны и аморальны. Хотя бы потому, что приняты они были без обсуждений в парламенте и в аналитических кругах", - говорится в заявлении. Армянская Ассамблея Европы, Армянский национальный культурный центр (Берлин) и Инициативная группа требуют обнародовать текст "дорожной карты".

"Заявление Эрдогана - это предусловие, - заявил ответственный офиса Ай Дата АРФД по политическим вопросам Киро Маноян в беседе с газетой "7 Ор". - Если человек говорит, что, пока не урегулируется карабахский вопрос, мы не сможем придти к согласию с Арменией, то это само по себе есть предусловие". Маноян уверен, что предусловия Турции если не прямо, то косвенно удовлетворяются. По его мнению, предусловия должна выдвигать Армения, но если она не в состоянии это сделать, то "отойти на шаг и принять предусловия Турции - недопустимо". На вопрос газеты, возможно ли, что подобное развитие армяно-турецких отношений приведет к их замораживанию, Маноян ответил: "Действительно, будет нелогично в этих условиях что-то продолжать с Турцией, пока она говорит, что не подпишет договора с Арменией до решения карабахского вопроса. Можно уже сейчас считать эти переговоры замороженными. Правда, президенты Саргсян и Гюль встретились, но вместе ничего не заявляли". "Предыдущий министр иностранных дел Вардан Осканян заявил, что не видит смысла во встречах с турками, потому что после встреч турки хотят показать, что что-то сдвинулось с мертвой точки, а на самом деле не двигается ничего. Фактически, мы остаемся там же, где и были, но слегка побежденными", - заключил Маноян.

Содержание "дорожной карты" составленной в Швейцарии представителями МИД Армении и Турции находится сегодня в Армении за семью печатями и если наша общественность что-то и узнаёт о процессе переговоров, то узнаёт, как правило, из турецкой прессы. Подобное мнение выразил сегодня журналистам представитель Армянского национального конгресса Давид Шахназарян. "Я считаю высокую степень секретности вокруг переговоров по нормализации армяно-турецких отношений неприемлемой. Естественно, что процесс переговоров должен содержать элемент конфиденциальности, но проблема в том, что сегодня держится в секрете вся идеология, весь вектор направления переговоров. Если между Арменией и Турцией есть согласие даже вокруг самого малого вопроса, то его нужно сделать достоянием гласности", отметил он. ("АрмИнфо").

Пока власти Армении не пользуются доверием народа, они не могут решать серьезные внешнеполитические задачи. Подобное мнение выразил на пресс-конференции армянский политолог, директор Центра аналитических исследований "Акунк" Рубен Акопян. По его словам, в нынешнем положении, когда внутриполитическая ситуация страны находится в очень шатком состоянии, говорить о каких-то достижениях, успехах, связанных с внешней политикой, в частности, нормализацией армяно- турецких отношений, немыслимо и нелепо. "Внутриполитическая система страны потеряла свой иммунитет. "Ай дат" может осуществить только достойный, свободный народ, который чувствует себя защищенным в своей стране, чего нельзя сказать о нашем. Государство, в котором есть политзаключенные, не в состоянии решать такие серьезные, общенациональные проблемы. В Турции и Азербайджане далеко не так обстоят дела. Там интересы народа и власти по большей части совпадают", - отметил Акопян. По его словам, внутриполитические процессы в стране прямо пропорциональны ее внешнеполитическому курсу. "Когда общество начнет уважать свои власти, доверять им, вот тогда и последние смогут проводить правильную, отвечающую реальным национальным интересам страны внешнюю политику", - подытожил политолог. ("АрмИнфо").

Директор Европейских программ Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер заявила 18 мая, что оптимизм по поводу нормализации двухсторонних отношений Турции и Армении, который появился после распространенной 22 апреля информации о "дорожной карте", внезапно исчез: "Нормализация должна была включать открытие турецко-армянской границы, установление дипломатических отношений и создание двусторонней комиссии по решению многих вопросов, в том числе и исследования исторического аспекта их отношений. Казалось, что эти шаги могут быть предприняты уже к осени 2009 года. Теперь же они могут задержаться на годы. Ведь премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время своего визита в Баку 13 мая притормозил попытки к примирению, сказав, что "закрытие турецко-армянской границы - это результат оккупации Арменией Карабаха, и пока оккупация не прекратится, граница будет оставаться закрытой". ("Азг").

К летней сессии ПАСЕ

Следующее обсуждение вопроса Армении, как и предусматривалось, состоится через пять дней после выборов в Cовет старейшин Еревана. Ожидается также визит содокладчиков ПАСЕ по Армении Джона Прескотта и Жоржа Коломбье в Республику, который, по всей видимости, пройдет 6-8-го июня. Об этом журналистам в Ереване заявил руководитель армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Давид Арутюнян. По его словам, Мониторинговая комиссия ПАСЕ делает все, чтобы Армения развивалась демократическим путем. Армянский парламентарий также отметил, что ужесточение ситуации на одном этапе и смягчение на другом не обусловлено изменением позиции Мониторинговой комиссии ПАСЕ. "В Армении постоянно предпринимаются шаги по выполнению требований ПАСЕ, некоторые из которых осуждаются, а некоторые оцениваются положительно", - подчеркнул Арутюнян. ("АрмИнфо").

Как отмечает "Armenia Today", на весенней сессии этот вопрос не обсуждался, так как, по словам содокладчиков ПАСЕ по Армении, в стране замечен прогресс, что связано в первую очередь с реформами уголовного кодекса и расформированием "Дела семерых". Вместе с тем, передает агентство, представитель армянской делегации в ПАСЕ, член оппозиционной фракции "Наследие" Заруи Постанджян выразила уверенность, что, если до июньской сессии армянские власти не выполнят два требования ПАСЕ, а именно: не выпустят политзаключенных и в разумные сроки не начнут справедливого расследования событий 1 марта 2008 года, то Армения окажется в очень тяжелом положении.

Мониторинговая комиссия ПАСЕ работает как с властями, так и с оппозицией и делает все, чтобы страна, находящаяся под мониторингом, развивалась в правильном, демократическом направлении, заявил председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян. Он отметил, что мониторинг является активным процессом, и во всех странах, находящихся под мониторингом, происходит то же что и в Армении. "Это динамичный процесс, который может в зависимости от обстоятельств как обостряться, так и смягчаться, и зависит не от изменения позиции комиссии, а от проделанной данной страной работы. Армения постоянно делает какие-то шаги, некоторые из них оцениваются положительно, некоторые подвергаются критике, что является нормальным процессом. С точки зрения изменений в законодательстве УК Армении, мы выполнили свои обязательства, и изменения обвинений подсудимым было оценено положительно", - заявил Арутюнян. Комментируя заявление члена парламентской фракции "Наследие" и армянской делегации в ПАСЕ Заруи Постанджян о том, что они постараются поднять вопрос о замене содокладчиков Прескотта и Коломбье, Арутюнян отметил, что этот вопрос может поднять любой депутат. "Это важный вопрос, и Мониторинговая комиссия рассматривала вариант введения ротационного принципа, то есть, чтобы содокладчики ПАСЕ осуществляли свою миссию в определенные сроки, после чего заменялись другими. С этой точки зрения я нормально смотрю на этот вопрос. То, что один из членов делегации страны не согласен с кандидатурами того или иного содокладчика тоже вполне обыденное явление, но решение об этом принимает Мониторинговая комиссия", - заявил Арутюнян. Он также добавил, что содокладчики по Армении являются уважаемыми и рассудительными политиками и имеют большой опыт работы. "А тот факт, что Прескотт является человеком, который занимал пост вице-премьера наиболее продолжительное время в истории Великобритании, говорит сам за себя", - резюмировал Арутюнян. ("АрмИнфо").

Газета "Жаманак" пишет: "Вопрос в следующем: можно ли обмануть ПАСЕ? По большому счету, конечно, обмануть можно любого - одного легче, другого труднее. Обмануть, конкретно, Совет Европы особого труда для властей Армении не составит, поскольку в наличии есть важнейший атрибут обмана - желание быть обманутым. Не имея в стране реальных ресурсов осуществления глубинных реформ, поскольку для этого нужна легитимность, власти попытаются сделать для имитации реформирования все, чтобы сохранить нормальные отношения с ПАСЕ. Непонятно только, почему хочет быть обманутой ПАСЕ. Либо в Армении чересчур гостеприимно относятся к европейским делегациям, что ослепляет их, либо европейские делегации, под прикрытием демократии решают очень важные политические вопросы. Бессмысленно, если не ошибочно, пытаться обуславливать изменение существующих армянских реалий с армяно-европейскими, армяно-американскими, армяно-конголезскими или какими-бы то ни было другими отношениями. Единственным фактором изменения реалий Армении может и должна быть общественная воля".

По следам 1-го марта

Президентский штаб

Газета "Чоррорд ишханутюн" обратилась к вопросу загадки штаба, действовавшего 1 марта 2008 года в резиденции президента. Если верить "официальной версии" событий 1 марта, пишет газета, оппозиция организовала в Ереване массовые беспорядки: произошли столкновения с полицией, были сожжены машины, разграблены магазины, ситуация начинала выходить из-под контроля. Одним словом встал вопрос обеспечения безопасности государства. "Разве не нормально было бы заявить, что да, поскольку ситуация была такой, мы посчитали целесообразным сформировать еще один, кроме действовавшего в Полиции штаба, штаб - в резиденции президента, и в работе этого штаба принимали участие все ключевые фигуры республики. Так почему же власти с таким упорством отрицают существование этого штаба?", спрашивает газета и отвечает: "Да потому, что в этом штабе обсуждались вовсе не вопросы "восстановления правопорядка в Ереване". По всей видимости, там обсуждались совсем другие вопросы: как разгромить собственный народ и сохранить собственную власть?" То есть, это действительно была криминальная "сходка", заключает "Чоррорд ишханутюн".

Сегодня нам уже известна история этого штаба, пишет газета "Айкакан жаманак". Согласно сведениям газеты, в резиденции президента еще с 20-го февраля 2008 года начал действовать штаб, целью которого было подавление волны народного протеста, которая могла возникнуть после сфальсифицированных президентских выборов и сохранение своей власти. "То есть, с точки зрения Конституции Армении, деятельность этого органа не имела какого-либо правового основания - на деле это была "хунта", целью которой было не допустить народ до принадлежащей ему власти". Газета сообщает состав "большого" штаба: руководитель - Роберт Кочарян, члены штаба: премьер-министр Серж Саргсян, директор СНБ Горик Акопян, начальник Полиции Айк Арутюнян, министр обороны Микаел Арутюнян, генеральный прокурор Агван Овсепян, министр ИД Вардан Осканян, председатель Национального собрания Тигран Торосян, вице-премьер Овик Абрамян и руководитель аппарата Кочаряна Армен Геворгян.

"Оперативное ядро" штаба, непосредственно руководившее военными действиями против граждан Армении и не покидавшее кабинет Кочаряна с вечера 29 февраля и вплоть до завершения бойни народа и объявления чрезвычайного положения в Ереване, составляли сам Роберт Кочарян, Горик Акопян, Микаел Арутюнян, Агван Овсепян и Овик Абрамян. В течение почти всего дня 1-го марта в кабинете Армена Геворгяна находились депутаты-олигархи Гагик Царукян и Самвел Алексанян, а также префект общины Эребуни Мгер Седракян. Последние время от времени навещали Дом правительства, где и дислоцировалась основная часть охраны олигархов, переодетые в мундиры Минобороны и черную униформу спецотрядов СНБ.

Лидер Армянского национального конгресса, первый президент Армении Левон Тер-Петросян в ходе митинга заявил, что благодаря проводимому оппозицией собственному расследованию событий 1 марта 2008 года выяснилось, что реальными ответственными за события являются пятеро высокопоставленных должностных лиц и четыре олигарха, которые координировали действия разбойной группировки численностью в 950 человек. Представители оппозиции также установили личности полицейских в масках, стрелявших в мирных демонстрантов. По словам первого президента, оппозиция обладает неопровержимыми доказательствами того, что телохранители некоторых олигархов были снабжены одеждой и оружием с одного из складов Министерства обороны. ("Кавказский узел").

Неугодные свидетели

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", эксперты Группы по сбору фактов событий 1-го марта пришли к выводу, что следственная группа при Специальной следственной службе Армении сфальсифицировала обстоятельства гибели жертв 1-го марта, в частности, обстоятельства гибели офицера войск Полиции Гамлета Тадевосяна и солдата войск Полиции Тиграна Абгаряна. Несмотря на то, что следственная группа попыталась скрыть настоящие обстоятельства этих убийств, следователям, которые хотели замять это дело, не удалось провести его до конца, пишет газета.

Газета "Аравот" пишет: "Власти начали заниматься свидетелями, показания которых могут развалить "Дело семерых" и обвинения, выдвинутые семи политзаключенным. Речь идет о лицах, которые в суде отказались от своих предварительных показаний, заявив, что дали их под воздействием физического насилия и писхологического давления. Такие показания дали некоторые свидетели по делу Александра Арзуманяна и Сурена Сируняна, по делам Сасуна Микаеляна и Миасника Малхасяна. В последние дни представители правоохранительных органов обходят дома подвергавшихся пыткам свидетелей с целью заставить их повторить в суде свои предварительные показания". В частности, пишет газета, проходящий по делу Малхасяна свидетель Амаяк Галстян, будучи одним из вызванных в суд свидетелей по делу бывшего министра иностранных дел Арзуманяна, отказался от своих предварительных показаний, заявив, что они получены в результате избиений и пыток. На днях Галстян был вызван в полицию города Апаран, где его "уговаривали" повторить в суде свои предварительные показания. На днях полицейские пришли домой к свидетелям Ромику Шагиняну и Генриху Артеняну, чтобы подвергнуть их принудительному приводу, однако на момент прихода полиции оба отсутствовали. Адвокат Мелания Арустамян сообщила о том, что свидетель Сероб Серобян был приглашен в полицию, где ему угрожали.

По сведениям газеты "Чоррорд ишханутюн", один из свидетелей по делу депутата НС Сасуна Микаеляна Татул Карапетян уже второй день находится в Полиции города Раздан. Согласно источникам газеты, в Полиции Карапетяна заставили написать о том, что он якобы отказывается явиться в суд и настаивает на своих предварительных показаниях. Выходит, он настаивает на том, что правдой является то, что написали следователи, пишет газета, сообщая, что "менты забрали у него паспорт, чтобы он не явился в суд и не рассказал, как его избивали и какую ложь он написал в своих показаниях в Специальной следственной службе и Полиции".

Утром 13 мая стало известно, что полицейские окружили дом в селе Меградзор свидетеля по делу политзаключенного Сасуна Микаеляна Татула Карапетяна и ереванскую квартиру его сестры, пишет газета "Айкакан жаманак". В пресс-службе Полиции газете сказали, что полицейские, окружившие дом Карапетяна, выполняют якобы постановление суда и обеспечивают безопасность свидетеля и его имущества, тогда как сам свидетель заявляет о том, что полицейские оказывают на него давление. Газета отмечает, что Карапетян обратился в офис омбудсмена и заявил, что ему постоянно угрожают из полиции, чтобы он не сказал правды.

Центральный штаб Армянского национального конгресса распространил заявление, в котором выражает свое негодование по поводу насилия в отношении свидетелей по делам политзаключенных. "На фоне этого террористического похода особо ярко выделяется случившееся с жителем села Хорвирап Хачиком Давтяном. Во время бойни 1 марта он был одним из пострадавших от спецсредства "Черемуха 7". Утром 13 мая его вызвала Специальная следственная служба на допрос к следователю Гарику Овакимяну. Однако официальный допрос не состоялся, протокол составлен не был. Вместе с адвокатом Давтян провел у следователя три часа, в течение которых подвергaлся психологическому давлению. Его попытались запугать, угрожали арестом, если он публично не откажется от рассказанного им о событиях 1 марта Временной комиссии НС и Группе по сбору фактов. Основной причиной преследования Давтяна со стороны властей было то, что 1 марта он стал свидетелем убийства неизвестного гражданина, которое так и не было официально зафиксировано. Давтян также заявил, что еще 17 мая 2008 года, когда его вызвали на допрос в Специальную следственную службу по событиям 1 марта, в присутствии следователя Овакимяна неизвестое лицо применило в отношении Давтяна силу. Генеральная прокуратура Армении обязана дать ход этой опубликованной в прессе информации, призвать к ответственности следователя Горика Овакимяна, выяснить личность сопровождавшего его 17 мая 2008 года и также призвать к ответственности", говорится в сообщении АНК. ("А1+").

Выборы мэра Еревана

Газета "Айоц ашхар" пишет: "Судя по пафосу критики большинства участников предвыборной гонки, Ереван попросту гибнет, а это означает, что новоизбранные отцы города, с момента своего избрания должны будут взяться за дело с энергией пришпоренных коней. При этом, Закон "О местном самоуправлении Еревана" написан настолько скрупулезно, что позволяет совершенно ясно понимать, какими, конкретно, делами надо будет заниматься. И носящихся с предвыборной агитацией кандидатов в старейшины можно спросить, какие, к примеру, дополнительные условия они собираются поставить в отношении продажи алкогольных напитков и сигарет? Какие дополнительные условия они намерены ставить перед саунами или в отношении деятельности кладбищ?"

Газета "Азг" пишет: "Когда во время различных предвыборных встреч замечаешь небритых, одетых в черное парней, которые взглядами передают друг другу информацию, чей агрессивный вид уже подсказывает об их истинном назначении, понимаешь, что в нашей стране что-то не так. Не может быть все хорошо в стране, когда в твоем собственном квартале, независимо от того, с какой политической силой проходит встреча, вдоль дороги выстраиваются наводящие страх молодые люди, всем своим видом показывающие, что это их квартал. Однако, если бы, как утверждает оппозиция или как уверен Давид Арутюнян, эти выборы были бы политическими, то вряд ли возникла необходимость в "мускульной" силе. Если бы они были политическими, то стороны, вместо того, чтобы искать врагов, рассказывали бы избирателям, как Ереван превратить в Силиконовую долину".

Газета "Жаманак" пишет: "Не слишком ли много имитаций для одних выборов? Дашнакцутюн командируется в оппозицию, "Процветающую Армению" бьют, Агарону Адибекяну приказывают "разоблачить" истинный облик Гагика Царукяна... Если даже на секунду предположить, что мы действительно имеем дело с имитациями, то лишь одно то, что их так много в рамках одних выборов и они настолько многовекторны, уже говорит о действительных задачах властей". А задача эта, считает газета, заключается в том, чтобы определить, в основном чьими силами и усилиями должно быть обеспечено очередное воспроизводство власти? "Дело в том, что Республиканская партия и "Процветающая Армения" остались один на один. Дашнакцутюн вовремя спрыгнул с поезда, поняв, что отдавать придется больше, чем получать, ну а "Оринац еркир", по сути, что есть он, что его нет..."

Газета "Айкакан жаманак" пишет: "Попробуем понять, какая, из осуществленных РПА и ППА агитакций была наиболее важной? Некоторые назовут асфальтирование, осуществленное Республиканской партией на бюджетные средства, или доставка людей автобусами на митинги - на невыплаченные в бюджет деньги. Нет, на самом деле все это "отмазка", на самом деле все это не имеет ничего общего с политической линией этих партий, поставленной перед ними политической задачей. В действительности, главной агитационной акцией республиканцев и властей в целом, являются нападения на распространяющую брошюры оппозиционную молодежь и женщин. Посмотрите, что происходит: на людей нападают, избивают их, фотографии хулиганов публикуются в газетах, но к ответственности хулиганов не привлекают. Наоборот, в полицейские участки тащат пострадавших. Вот основной посыл, который власти адресуют общественности".

Газета "Еркир" пишет: "Более чем очевидно, что звучащие в эфире высокогуманные и спасительные программы политических сил вовсе не соответствуют созданной в городе теми же силами обстановке безнаказанности и хулиганских разборок. Против обнаглевших подонков бессильны и правоохранительные органы - кто бы их самих избавил от этих людоедов. И это, думаем, может сделать президент страны. ситуация настолько обострилась, что только его непосредственное вмешательство может остановить бандитов, пока еще эти подонки не дошли до того, чтобы начать удивляться - как это президент осмеливается их присмирять?".

Газета "Площадь" пишет: "Чем ближе выборы, тем больше накаляются страсти. Происшедший на днях инцидент в общине Канакер-Зейтун показал, что все очень серьезно. Республиканцы решили взять в городе власть, а "Процветающая Армения" решила не позволять. Борьба ожидается на жизнь и на смерть. И самое интересное в том, что на этот раз борьба идет не между властью и оппозицией, а между властью и властью. Коалиционные друзья начали поедать друг друга. С одной стороны, председатель партии "Процветающей Армении" наносит Сержу Саргсяну визиты и демонстрирует свое верноподданничество, с другой - рядовые члены ППА избивают и подчиняют себе рядовых республиканцев. Кто - кого? Вот в чем вопрос".

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Независимо от того, какая сила победит, она будет обязана управлять столицей в рамках закона. И если власти заявляют, что в случае победы оппозиции между властями Армении и Еревана возникнут серьезные конфликты, то этому может быть лишь два объяснения: либо власти приняли такой бездарный закон об управлении Ереваном, что в случае победы оппозиции парализована будет вся госсистема, либо - закон нормален, и если власти столицы и республики будут руководствоваться им, никакого конфликта не будет, однако поскольку режиму Сержа Саргсяна законы не важны, то проблемы неизбежны. Второе ближе к реальности. И если задача заключается в том, чтобы грабить народ и делить между собой трофеи, то "единомыслие" необходимо. Потому, когда власти говорят, что "в случае победы оппозиции работать с ними будет невозможно", то это говорит лишь об одном: управлять страной для них значит грабить народ и делить трофеи". Соцопросы

По итогам опроса, проведенного центром "Социометр", после первой недели агиткампании за Республиканскую партию Армении (РПА) готовы проголосовать 54,2% избирателей, "Процветающую Армению" - 21,4% и за Армянский национальный конгресс - 14%. "За все остальные партии проголосуют 10,4% опрошенных. То есть, лишь одна из остальных 4 партий может преодолеть 7-процентный барьер. Есть еще 10% не определившихся, однако на расклад первой тройки они не повлияют", заявил руководитель центра Агарон Адибекян. ("Айоц ашхар").

Бывший депутат Национального собрания, экономист-статистик Агаси Аршакян отметил, что до президентских выборов у него была возможность выступить и указать на необходимые шаги, которые должны были предпринять власти и оппозиция, чтобы избежать кровопролития. "К сожалению, у меня есть те же опасения и в связи с предстоящими выборами", - добавил экс-депутат. Он отметил, что выборы в совет старейшин Еревана можно сравнить с "ереванской частью результатов президентских выборов". Он отметил, что президентские выборы 2008 года были беспрецедентными как с точки зрения числа участников, так и количества фальсификаций. "И если учитывать, что те же процессы будут происходить сейчас, 238 тысяч голосов, полученные Сержем Саргсяном, не будут увеличены на этот раз". По мнению Аршакяна, голоса Армянского национального конгресса будут увеличиваться за счет таких партий, как "Оринац Еркир" и Дашнакцутюн, выступавших на президентских выборах в качестве оппозиции. "В результате получается, что кандидат от АНК получит 52% голосов, то есть столько, сколько уважаемый Агарон Адибекян пророчит Республиканской партии. На втором месте "Процветающая Армения" - 22%, а на третьем РПА - 18%". ("168 Жам").

"А1+" опубликовал итоги соцопроса, проведенного 14.05.09-16.05.09 социологическим центром Депутатского клуба "Верховный совет" методом телефонного опроса 1000 респондентов дал следующие результаты. На вопрос, примете ли вы участие в выборах Совета старейшин Еревана, "да" ответили 53,8% опрошенных, нет - 17,3%, "затрудняюсь ответить" - 28,9%. Ответы на вопрос, "за какую партию вы намерены отдать свой голос" распределились следующим образом: Партия "Процветающая Армения" - 16,2 %

Народная Партия - 1,6 %

Армянский национальный конгресс - 37,2 %

АРФ Дашнакцутюн - 7,4 %

Трудовая социалистическая партия Армении - 0,0%

Республиканская партия Армении - 14,7 %

Партия "Оринац еркир" - 1,4 %

Никому - 2,3 %

Затрудняюсь ответить (не скажу) - 19,2 %.

Газета "Лрагир" опубликовала итоги соцопроса, проведенного с 16 по 21 мая социологической группой Vox Populi центра "Избирательные системы". Опрос проводился среди 1270 избирателей Еревана. Ответы на вопрос "за какую партию вы намерены отдать свой голос 31 мая" распределились следующим образом. Партия "Процветающая Армения" - 25,4 %

Народная Партия - 1,8 %

Армянский национальный конгресс - 30,7 %

АРФ Дашнакцутюн - 4,4 %

Трудовая социалистическая партия Армении - 0,0%

Республиканская партия Армении - 16,3 %

Партия "Оринац еркир" - 2,3 %

Затрудняюсь ответить (тайна) - 19,3 %.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.