Соловецкий музей начал проект "Первобытное мореплавание" (Архангельская область)

Архангельск, 26 мая 2009, 17:00 — REGNUM  26 мая 2009 года в г. Кеми началась реализация первого этапа проекта Соловецкого музея-заповедника "Первобытное мореплавание: реконструкция маршрутов и средств передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья".

Как сообщила ИА REGNUM Новости сотрудника Соловецкого музея Анна Баландина, в течение трех дней с использованием традиционных технологий будет изготовлена каркасная берестяная лодка. Затем будет предпринята попытка пройти на лодке по наиболее древнему археологически прослеженному маршруту: г. Кемь - о. Немецкий Кузов - о. Олешин - о. Большой Заяцкий - о. Большой Соловецкий, и тем самым проверить одну из археологических гипотез о том, как люди попадали на Соловки в древние эпохи.

Этот проект - первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье. Научная часть проекта разработана начальником первобытной археологической экспедиции Соловецкого музея-заповедника, к.и.н. А.Я. Мартыновым. Практическая реализация проекта началась сегодня, 26 мая, с постройки каркасной берестяной лодки. В строительстве принимают участие мастера-берестянщики под руководством народного мастера Шутихина А.В. (г. Котлас): руководитель студии "Новгородская береста" В.И. Ярыш, (г. В. Новгород), один из создателей сайта "Северная береста. История берестяных ремесел" А.А. Полежаев (г. Вельск) и мастер по мезенской росписи М.П. Хохлина (г. Котлас). На постройку лодки уйдет около трех дней. В первый день из кусков бересты мастера "шьют" длинное полотно шириной около полутора метров. Сшивают берестяные пласты сосновым корнем, размоченным в воде, делая отверстия в бересте шилом. Изготовление такого берестяного "половика" - самый сложный, трудоемкий и ответственный этап, потому что от этого зависит качество всей лодки.

Следующий этап - создание берестяного корпуса лодки. Уже сейчас мастера обозначили контур будущего судна, вколотив в землю около десяти березовых прутьев высотой 70 см. Готовое берестяное полотнище разместят внутри намеченного прутьями контура и станут пришивать борта. Общая высота лодки составит около 50 см. После этого в лодку вложат шпангоуты и стрингера, изготовленные из упругих еловых ветвей. На дне лодки будет устроен небольшой трап для придания днищу формы и прочности. Оставшиеся куски бересты прикроют нос и корму, так что судно будет полузакрытым. Последний этап - смоление швов смесью из растопленной еловой смолы и свиного жира.

Строительство ведется с помощью простейших инструментов - ножа, топора и шила. Для связей используются только корень сосны и полоски из бересты. Конструкция не предусматривает металлических частей, не будет ни одного элемента, который бы крепился жестким способом. Такая гибкая фиксация позволит действовать принципу "обратной деформации" - в случае удара волны лодка прогнется и затем опять примет первоначальную форму.

Руководитель постройки лодки А.В. Шутихин рассказывает: "Это хорошо известная технология изготовления лодки. Например, лодка-берестянка описана в Большой советской энциклопедии, есть берестяная лодка в Российском этнографическом музее, в Кунсткамере есть лодка северо-американских индейцев. Эта технология присуща всем народам земли: в Австралии такие лодки делают из коры эвкалипта, в Южной Америке, на островах Огненной Земли - из коры вяза, аналогичные лодки есть и в Африке, и на Чукотке".

После постройки лодку спустят на воду и в сопровождении Службы безопасности Соловецкого музея-заповедника пройдут по Белому морю до Большого Соловецкого острова около 50 км.

Этот уникальный эксперимент - яркий пример все более популярного направления музейной деятельности - реконструктивной археологии. Организаторы считают, что проект может открыть для Соловецкого музея-заповедника новые перспективы в деле сохранения и презентации соловецкого наследия.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.01.17
«Битва адвокатов России и Украины приносит барыши Британии»
NB!
24.01.17
Порошенко: «Маннергейм популярен на Украине»
NB!
24.01.17
Франция: Черный лебедь или долгожданный принц на белом коне?
NB!
24.01.17
Белорусам пора учить польский язык и отдавать свои земли Польше?
NB!
24.01.17
«Латиноамериканские приключения» тверского мотоциклиста
NB!
24.01.17
«Трамп начинает править в духе Мадуро и Ким Чен Ына»
NB!
24.01.17
Россия, Иран и Турция побеждают в Астане
NB!
24.01.17
Порошенко продолжил дело Ющенко о признании «голодомора» геноцидом
NB!
24.01.17
Почему польские националисты делают ставку на Россию и Китай
NB!
24.01.17
Аграрные мечты Киева: Украина скоро будет кормить 400 — 500 млн человек
NB!
24.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 января
NB!
24.01.17
СМИ: Грузия будет предметом торгов Трампа и Путина
NB!
24.01.17
Колчак не прошел: суд постановил снять доску адмиралу в Петербурге
NB!
24.01.17
Задержанный в Вашингтоне корресподент RT может попасть в тюрьму на 10 лет
NB!
24.01.17
Bloomberg: в России появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
Министр труда РФ назвал причины падения рождаемости в Чечне и Ингушетии
NB!
24.01.17
Глава Севастополя против публичного противостояния церкви и музея
NB!
24.01.17
Треть лишних бюллетеней: на выборах в Тюменской области готовили вброс?
NB!
24.01.17
В России благодаря санкциям появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
«Архитектурный бандитизм»: главный архитектор Воронежа задержан за взятку
NB!
24.01.17
Почему до сих пор не посадили Чубайса?
NB!
24.01.17
ФСБ: Объекты РФ за год подвергались кибератакам порядка 70 млн раз