Турецкая газета Sabah выступила с сенсационным комментарием. Оказывается, заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сделанное во время недавнего визита в Баку - "два государства - одна нация", а "границы между Турцией и Арменией не будут открыты, пока не решен нагорно-карабахский конфликт" - было инспирировано Советом национальной безопасности Турции.

Известно, что визит Эрдогана в Азербайджан, который состоялся 13 мая, не раз переносился по срокам. Первоначально называлась дата 30 апреля, потом 5 мая, затем утверждалось, что в Баку "следует лететь после переговоров с русскими". Связано это было с тем, что в руководстве Турции не могли сразу выработать четкую политическую позицию после подписания 23 апреля "Дорожной карты" с Арменией. По сообщению газеты Sabah, 28 апреля в Анкаре состоялось специальное заседание Совета национальной безопасности Турции, на котором генералы заявили Эрдогану, что хотят "продвинуть вперед процесс урегулирования между Арменией и Турцией", но при этом не желают "терять Азербайджан": "Между нами могут быть разногласия, но потеря Азербайджана Турцией не может даже ставиться как вопрос",- приводит Sabah высказывание одного из турецких генералов.

Откровение этой газеты примечательно во многих отношениях. Во-первых, оно выглядит достоверным, хотя бы потому, что эта газета находится под контролем зятя премьер-министра Берата Албайрака, который вряд ли заинтересован в политической дискредитации своего высокопоставленного родственника. Во-вторых, налицо попытка оправдать или политически нейтрализовать бакинское заявление Эрдогана, обвинив во всем турецких генералов. В-третьих, обращает на себя внимание характерная лексика турецких военных, которые "не желают потерять Азербайджан", будто бы речь идет о сражении.

Из того, что отношения между генералитетом и нынешним руководством страны обострены до предела, турецкие СМИ не делают секрета. Загадочной выглядит только истинная подоплека складывающейся интриги, поскольку запутан сам понятийный аппарат, которым оперируют СМИ при описании остросюжетных событий. Например, еще в начале января 2009 года газета Hurriet сообщала об острейшем конфликте, возникшем между начальником Генштаба Илькером Башбугом и премьер-министром Турции Реджебом Тайипом Эрдоганом. Башбуг протестовал против арестов по делу об организации "Эргенекон" высокопоставленных военных. Среди них оказались бывший секретарь Совета национальной безопасности Турции армейский генерал Тунджер Кылынч, бывший командующий полевой армией армейский генерал Кемаль Явуз, отставной дивизионный генерал Эрдал Шенель, бывший начальник отдела спецназа управления безопасности Ибрахим Шахин, а также известный писатель Ялчин Кючюк. То есть, выходило, что лидеры бывшей исламистской партии "Рефах" (Партии благоденствия), деятельность которой была запрещена судом Турции в 1998 году, и создавшие потом пришедшую к власти Партию справедливости и развития, расправляются с военными, хранителями "устоев кемализма".

Однако истинный кемализм, опирающийся на тюркизм, категорически выступал против геополитического пантюркизма. Поэтому заявление одного из генералов, члена Совета национальной безопасности Турции, о том, что они "могут потерять Азербайджан", это - отход от кемализма. С другой стороны, так называемые исламисты - президент страны Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Эрдоган открыто рвутся в ЕС, не бросаются с открытым забралом в объятия тюркизма, заявляют о необходимости сохранения территориальной целостности страны, пытаются модернизировать страну по евростандартам, но в пределах установленных еще при Кемале Ататюрке национальных территориальных границ. Более того, именно нынешнее руководство Турции пошло на размораживание отношений с Арменией, что можно рассматривать как одно из звеньев в избранных ранее Анкарой принципах активизации региональной политики.

Вспомним, что при посредничестве Турции и при негласной поддержке США были возобновлены непрямые сирийско-израильские переговоры, которые оказались сорванными в декабре 2008 после начала остающейся до сих пор загадочной израильской военной операцией в секторе Газа. Неслучайно премьер-министр Эрдоган, выступая в феврале 2009 года на всемирном экономическом форуме в Давосе, раскритиковал военные операции Израиля в Газе против членов ХАМАС, которые унесли жизни свыше 1300 палестинцев.

Прекращение переговоров с Сирией ухудшило отношения Израиля с Европейским союзом и США, которые настаивают на продолжении мирного процесса на Ближнем Востоке. Судя по всему, Тель-Авив перестали устраивать турецкие посреднические услуги в силу появляющейся возможности заключения турецко-иранского политико-дипломатического альянса, с помощью которого можно было бы подключиться в иракскому урегулированию после вывода оттуда войск США. В этой связи, как считают многие аналитики, Израиль стал относиться к Анкаре с осторожностью, хотя до недавнего времени эти две страны считались стратегическими союзниками в регионе и совместно реализовывали ряд крупных специальных военных проектов.

Аналогичная схема действий просматривается в отношении Анкары в ее нынешней кавказской политике. Парадокс заключается именно в том, что начавшиеся летом 2007 года политико-дипломатические консультации между Анкарой и Ереваном и подписание 23 апреля "Дорожной карты" осуществлялись при поддержке Вашингтона и Брюсселя. Тем не менее, как и на сирийском направлении, на Кавказе определенные силы пытаются вывести Турцию за скобки миротворческого процесса. Именно в момент обострения израильско-турецких отношений партнер Анкары Баку сообщает о намеченном на 28 мая официальном визите в Азербайджан президента Израиля Шимона Переса. Анкара притихла. Зато в атаку пошел Тегеран. Начальник генштаба Ирана генерал Хасан Фирузабади уже пригрозил Азербайджану "определенными последствиями". Как считает турецкий политолог Ариф Кескин, "после Ливана, Сирии, Ирака и Афганистана в сети геополитических комбинаций с участием многих игроков - втягивается стоявший ранее в стороне Азербайджан". Таким образом, сложная, тонкая система альянсов, складывающаяся на Кавказе, начинает своими корнями выходить далеко за пределы географических границ региона. Поэтому Ариф Кескин намекает шиитскому "братскому Азербайджану" о том, что заключение военного альянса с Тель-Авивом может оттолкнуть от него "братскую суннитскую Турцию и соседний Иран".

Одним словом, турецкая газета Sabah своим небольшим сообщением о давлении на премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана со стороны генералитета по поводу нормализации отношений с Арменией и процессами карабахского урегулирования фактически засветила одно из звеньев продолжающейся на Кавказе масштабной многоходовой и пока непредсказуемой по своим последствиям геополитической операции.