Степан Каренович, Вы уверены, что результаты выборов президента Армении были сфальсифицированы. Были ли Вы готовы к такому повороту событий или это явилось для Вас неожиданностью?

В том, что результаты выборов сфальсифицированы, уверен не один я, в этом уверено подавляющее большинство наших граждан. Неожиданности, конечно, не было. С самого начала предвыборной кампании власти показали, что ради удержания президентского кресла они ни перед чем не остановятся. Да и опыт выборов 1998 года не был забыт. К нарушениям мы были готовы, но произошедшее превзошло все самые смелые ожидания. Кроме отмеченных и нашими представителями, и международными наблюдателями массовых вбросов бюллетеней и случаев физической расправы, перед началом подсчета голосов наши доверенные лица попросту были изгнаны с участков. Был приведен в действие механизм запугивания, подкупов, вплоть до привлечения сил полиции. Более того, после первого тура были арестованы около 300 активистов, что значительно затруднило нашу работу во втором туре.

Похоже, что неоднозначным решением Конституционного суда недовольны все. Не означает ли это, что КС оставил возможность продолжить оспаривание легитимности действующего президента?

То что мы недовольны его решением - это естественно. Конституционный Суд, по существу, не отверг наши аргументы, подтвердил, что имели место массовые нарушения, объявил недействительными выборы на 40 участках и должен был объявить выборы недействительными в целом. Чего он, к сожалению, не сделал. Что касается легитимности, то она обусловлена, прежде всего, восприятием людей, народа, а не решением ЦИК и даже Конституционного суда. И хотя КС оставил решение ЦИК в силе, своей рекомендацией о проведении референдума доверия он фактически подтвердил, что Роберт Кочарян не был избран. Этим и объясняется недовольство властей и поднятая ими истерия.

Собираетесь ли Вы продолжать борьбу за президентское кресло?

Я намерен продолжать борьбу за восстановление конституционного порядка в стране, за установление законной власти. Президентское кресло - не самоцель, а средство для установления демократических норм, без которых невозможно нормальное развитие страны. Сейчас мы изучаем целесообразность обращения в Европейский суд по правам человека. В настоящее время проводятся соответствующие консультации со специалистами, по результатам которых будет принято решение.

Каковы шансы на победу у блока "Справедливость"? Не можете же Вы рассчитывать на то, что власти к парламентским выборам отнесутся иначе, чем к президентским? Да и сам Роберт Кочарян заявил, что ему нужен лояльный парламент, а не оппозиционный...

Наивно было бы ожидать иного отношения. Просто в этот раз им придется гораздо труднее. Начнем с того, что для принятия поправок к Конституции необходимо обеспечить явку минимум 800.000 избирателей при пониженной, по сравнению с президентскими выборами, активности. Более того, в случае фальсификации необходимо будет обеспечить соответствие голосов по мажоритарным выборам, выборам по партийным спискам и референдуму. Значительно большим будет число международных наблюдателей. И, наконец, провластные партии вступают в борьбу друг с другом за свои голоса. Да и мы, с учетом прошедших выборов, внесем в свои действия определенные поправки. Все это позволяет надеяться, что число нарушений возможно будет ограничить, а при более или менее справедливых выборах победа блока неминуема.

В состав блока "Справедливость" вошли партии социалистического, либерального и националистического толка. Может ли он, при таком составе, сохраниться и после выборов?

Когда самые разные страны объединяют свои силы в борьбе против международного терроризма, то это никого не удивляет. Создание блока также стало логическим финалом сотрудничества оппозиционных политических сил в борьбе за восстановление законной власти и конституционного порядка. Выборами наша борьба не заканчивается - она вступает в новую фазу. Поскольку все члены блока единодушны в своей цели, то думаю, что пока она не достигнута, блок сохранится. Более того, народ свои надежды связывает именно с блоком "Справедливость", и входящие в него политические силы просто обязаны сделать все возможное для его сохранения и укрепления. По ключевым вопросам наши позиции совпадают: мы единодушны в том, что экономику страны необходимо демонополизировать, что контрольные пакеты акций стратегических объектов должны оставаться в руках государства и во многом другом. Что будет после окончательной победы - трудно что-либо утверждать, время покажет. А в общем-то, в Армении деление на левых и правых очень условно, а при наличии определенной цели эта грань и вовсе стирается.

На состоявшейся недавно конференции "Справедливости" лидер Национально-Демократического союза Вазген Манукян заявил, что "если оппозиции не удастся сформировать парламентское большинство, ей останется объединиться и демонтировать действующую в Армении систему". Это личное мнение Манукяна или позиция блока?

Не следует высказывание Вазгена Манукяна расценивать как призыв к свержению власти. Мы не являемся революционной партией и надеюсь, что до революции дело не дойдет. Как знаете, наши многотысячные митинги всегда проходили мирно и призывов к восстанию никогда не было. Однако это вовсе не означает, что у нас нет принципов и решительности, и с мнением Манукяна я в целом согласен. Нельзя без конца оскорблять народ и пренебрегать им. Считаю, что отвергнутая и оскорбленная общественность имеет право на выражение своего недовольства. Народ действительно хочет отставки действующего режима и он сам определит форму выражения своего протеста.

Каково Ваше отношение к урегулированию Карабахской проблемы? Должна ли Армения идти на какие-либо уступки и где предел этих уступок?

Начнем с того, что Карабах должен стать полноправным участником переговорного процесса. Решать судьбу Карабаха без его участия бесперспективно. Любая попытка подобного рода обречена на провал, и говорить о возможных уступках можно лишь с учетом мнения Карабаха. Что касается предела этих уступок, то здесь надо отметить неприемлемость возвращения Карабаха под протекторат Азербайджана и рассматривания территорий Армении в качестве обменного материала на возможные уступки со стороны Азербайджана. Территориальная целостность Армении не может являться предметом торга. Вот здесь проходит граница возможного. Что касается коммуникаций, то я считаю, что этот вопрос может и должен обсуждаться. Мы сторонники интеграционных процессов, но не в ущерб своему суверенитету, своему государству.

Какой должна быть политика Армении в отношении вопроса Геноцида армян?

Надо должным образом оценить все то, что было сделано в направлении признания Геноцида и в советское время, и за годы независимости. Это вопрос общенациональный и для его решения требуются время и силы. Историческая справедливость должна восторжествовать и обязательно настанет день, когда мир и сама Турция признают Геноцид. Предстоит долгая, кропотливая работа, координация усилий государства, партий и диаспоры. Уверен, что вопрос нельзя форсировать, поскольку кроме исторической справедливости существуют реалии сегодняшнего дня, и если мы хотим занять свое достойное место в мировом сообществе, то первоочередной задачей должно являться становление нашего государства, развитие демократических процессов.

О теракте 27 октября 1999 года. Что это, по-Вашему: неудавшаяся попытка государственного переворота или свершившийся переворот? Хотелось бы, чтобы ответ на такой вопрос дал суд. К сожалению, ход судебного процесса не внушает доверия. Складывается впечатление, что власти, мягко говоря, не заинтересованы в полноценном раскрытии преступления, препятствуют ему и даже покровительствуют террористам. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Переворот это или только попытка - но это было запланированным политическим убийством, акцией, в результате которой в выигрыше остались определенные силы. И тем не менее, я уверен, что раскрытие этого преступления всего лишь вопрос времени.