Представитель Западной Сахары в Москве об оккупации государства, признанного 84 странами

Гагра, 23 мая 2009, 00:07 — REGNUM  

ИА REGNUM Новости не в первый раз обращается к истории и современности Западной Сахары (Сахарской Арабской Демократической Республики, САДР). Сегодня представляем вниманию читателей интервью с представителем правящего в САДР Фронта ПОЛИСАРИО в Москве доктором Али Салемом Фаделем.

Господин Фадель. Расскажите, пожалуйста, об истории и причинах конфликта в Западной Сахаре

Западная Сахара, как явствует из названия, занимает западную часть величайшей пустыни Сахара, включая атлантическое побережье Северо-западной части. По географическому положению Западная Сахара являлась традиционным перекрестком важнейших торговых путей в этом регионе, что определяло и ее стратегическое положение. Были многочисленные попытки различных захватчиков поставить под свой контроль сахарский путь и месторождение золота в Судане и монополизировать рыболовство. Крестовые походы, великие географические открытия, активизация торговли создали новые предпосылки для расширения колониальной политики.

Европейская экспансия началась в XIV-XVII вв. и была связана с созданием португальцами на побережье Западной Сахары (названного ими Рио-де-Оро) своих опорных пунктов, главным образом для вывоза чёрных рабов и золота. Они постоянно сталкивались с решительным сопротивлением местных жителей. В 80-х гг. XIX века Испания объявила об установлении своего протектората над прибрежной частью западносахарской территории (Рио-де-Оро). Владение Испании получило название Испанская Сахара. Национально-освободительная борьба сахарцев в 1956-1958 гг. была подавлена с помощью французского экспедиционного корпуса. В 1959 г. Западная Сахара была объявлена "заморской провинцией" Испании. После провозглашения в 1950-х - начале 1960-х гг. независимости Марокко, Мавритании и Алжира активизировалось и национально-освободительное движение за представление независимости Западной Сахаре. Сахарцы оказывали упорное сопротивление колонизаторам под руководством различных политических организаций. Наиболее влиятельной из них стал Народный фронт за освобождение Сагиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), созданный 10 мая 1973 г. и ведущий вооружённую борьбу за самоопределение и полную независимость Западной Сахары.

31 октября 1975 года началась агрессия Марокко против народа Западной Сахары. 14 ноября Испания вопреки резолюциям ГА ООН (начиная с 1965), взывающим к уважению прав народа Западной Сахары на самоопределение и независимость, подписала в Мадриде трехстороннее соглашение с Марокко и Мавританией о разделе Западной Сахары между ними.

27 февраля 1976 г. Фронт ПОЛИСАРИО объявил о создании Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). В 1980-х годах Марокко с помощью США и некоторых других стран построило 6 оборонительных стен в Западной Сахаре длиной около 2500 км.

6 сентября 1991 года прекратился огонь. Это было первым этапом мирного процесса между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко под контролем Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС). Однако референдум не удается организовать в назначенный срок из-за проблем идентификации участников. План урегулирования конфликта оказался под угрозой срыва из-за стремления Марокко включать в число избирателей около сотни тысяч марокканских переселенцев.

В марте Генсек ООН Кофи Аннан назначает бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера спецпосланником и личным представителем по вопросам Западной Сахары. 17 сентября усилия господина Бейкера увенчаются подписанием исторического соглашения в городе Хьюстон (США) между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко, цель которого - ускорить выполнение мирного плана по урегулированию конфликта в Западной Сахаре. Но 14 мая 2000 года в Лондоне в очередной раз провалилась встреча между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко из-за уклонения Марокко от выполнения соглашения Хьюстона. 28-29 сентября в Берлине проводились последние переговоры между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко. Тут Марокканская сторона предлагала автономию, но Фронт ПОЛИСАРИО категорически отверг это предложение.

1 февраля 2007 года Генсек ООН Пан Ки Мун назначает британского дипломата Джулиана Харстона новым спецпредставителем по Западной Сахаре.

Референдум в Западной Сахаре буксует на месте с момента прекращения огня в 1991 г. Многократно продляется мандат МООНРЗС, личные посланники Генсека ООН сменяют друг друга... Страдание западносахарского народа длится уже более 30 лет. Все это не могло не отразиться на ситуации в стране. Мирные демонстрации западносахарцев с целью напомнить мировому сообществу об их обязательствах по деколонизации страны и потребовать положить конец оккупации жестоко подавляются марокканскими жандармами и силами быстрого реагирования. Это говорит о том, что марокканские власти своими действиями не намерены решать этот вопрос мирным путем согласно резолюциям ООН. И, тем не менее, в настоящее время Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 84 государствами. САДР является одним из учредителей Африканского Союза и активным его членом. А в 2003-2005 годах САДР даже была сопредседателем в АС по Северной части Африки.

Какова была роль международных организаций?

Начиная с шестидесятых годов, когда Западная Сахара еще находилась под колониальным управлением Испании, вопрос о проведении референдума выносился на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. В декабре 1966 г. ХХI сессия ГА ООН приняла резолюцию, в которой содержался призыв к Испании установить в соответствии с "устремлениями коренного населения Испанской Сахары и консультацией с правительствами соседних стран" порядок проведения референдума под эгидой ООН, чтобы "предоставить коренному населению этой территории возможность свободно осуществить свое право на самоопределение". Последующие резолюции ГА ООН до 1974 г. подтверждали это право и подчеркивали необходимость скорейшего принятия мер по деколонизации Западной Сахары.

В 1974 г. Испания объявила о намерении провести референдум о самоопределении Западной Сахары. В связи с этим Марокко и Мавритания, ссылаясь на "историческую, географическую и этническую" общность, потребовали деколонизации Западной Сахары и передачи этой территории им. Вопреки решениям ООН и Международного Суда, который также поддержал право сахарцев на самоопределение. Испания, Марокко и Мавритания заключили в соглашение, по которому Испания передала Западную Сахару под временное административное управление Марокко и Мавритании. Район Сагиет-эль-Хамра (с месторождением фосфоритов Бу Краа) отошел к Марокко, Рио-де-Оро - к Мавритании. После вывода испанских войск на территорию Западной Сахары вступили войска Марокко и Мавритании, и западносахарцам пришлось продолжать боевые действия. Фронт ПОЛИСАРИО выступил против раздела Западной Сахары и развернул активные боевые операций против марокканских и мавританских войск.

Западная Сахара неоднократно обращалась к Марокко и Мавритании с призывом о прекращении военных действий и мирному урегулированию конфликта. В 1978 г. сахарский конфликт был передан на рассмотрение специального комитета Организации африканского единства (ОАЕ), который рекомендовал прекратить огонь в Западной Сахаре.

В августе 1979 г. Мавритания подписала с Фронтом ПОЛИСАРИО соглашение о мире, отказалась от всяких претензий на Западную Сахару и вывела свои войска и администрацию из южной части Западной Сахары. После вывода мавританских войск вооруженные силы Марокко заняли территорию Рио-де-Оро, которая была объявлена провинцией королевства. Несмотря на признание Мавританией Сахарской Республики и на все резолюции ОАЕ и ООН, Марокко не считалось с мнением международной общественности и не собиралось переходить к урегулированию конфликта цивилизованным путем, т.е. путем переговоров и проведения референдума.

ООН неоднократно подтверждала право народа Западной Сахары на самоопределение и независимость, призывая Марокко вывести свои войска из Западной Сахары. В июне 1981 г. 18-я сессия ассамблеи ОАЕ призвала стороны прекратить огонь и провести референдум о самоопределении народа Западной Сахары.

ОАЕ и ООН неоднократно прилагали усилия по поискам путей решения конфликта в Западной Сахаре. После долгих переговоров удалось добиться компромисса между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, на основе которого был разработан мирный план по урегулированию конфликта. 27 июня 1990 г. Совет Безопасности (СБ) ООН принимал резолюцию № 658, содержавшую отдельные детали мирного урегулирования в Западной Сахаре. 29 апреля 1991 г. СБ ООН утвердил очередную резолюцию № 690, предусматривающую формирование Миссии ООН по подготовке, организации и проведению референдума в Западной Сахаре (МИНУРСО), в составе специального представителя Генерального секретаря ООН, его заместителей и ряда представителей военного, гражданского и правоохранительного персонала. Резолюция содержала также ряд конкретных решений, направленных на прекращение огня в зоне конфликта и проведение референдума.

Несмотря на все препятствия, 6 сентября 1991 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Оно явилось ключевым звеном во всем мирном процессе ООН. Этот шаг к мирному урегулированию проблемы был осуществлен после 16 лет боевых действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, и он внушает большие надежды в регионе на решение одного из самых длительных конфликтов на Африканском континенте. Чтобы поддержать собственный престиж, ООН должна принять решительные меры к выполнению своих решений об урегулировании проблемы Западной Сахары. Народ Западной Сахары постоянно стремился к укреплению братских отношений со всеми народами земного шара. Уже функционирует ряд посольств САДР в станах Африки, Азии и Латинской Америки, а также представительства в ряде стран Западной Европы, США, Канаде и Австралии. И, самое главное в этом направлении - получение Фронтом ПОЛИСАРИО признание международной общественности и международных организаций (в т. ч. и ООН), вступление САДР в ОАЕ в качестве его полноправного члена, установление дипломатических отношений со своими соседями - Алжиром и Мавританией. А Марокко, кстати, членом ОАЕ не является.

Какую роль играли другие государства? Насколько значимо было их вмешательство в процесс урегулирования конфликта?

В этом вопросе стоит особо отметить роли США и Франции. США играли особую роль вплоть до 2004 года, пока не был снят с должности специального посланника и личного представителя Генерального секретаря ООН по вопросам Западной Сахары Джеймс Бейкер, назначенный Кофи Аннаном в марте 1997 года. Усилия господина Бейкера увенчались подписанием исторического соглашения в городе Хьюстон (США), между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко. Целью этого соглашения было ускорение выполнения мирного плана по урегулированию конфликта.

В 2001 году Фронт ПОЛИСАРИО из гуманных соображений к марокканскому народу освобождает 201 марокканского военнопленного. В этот период Джеймс Бейкер вновь посетил регион и провел переговоры со всеми заинтересованными сторонами для выхода из тупика, в который зашел план урегулирования конфликта. Генсек ООН представил Совету Безопасности очередной доклад, где он поддерживал предложение своего Личного посланника о проекте рамочного соглашения, в котором предлагалась некая автономия. Стоит отметить, что доклад Генсека ООН несколько отклонялся от заложенных в Плане ООН принципов по урегулированию конфликта в Западной Сахаре. Фронт ПОЛИСАРИО отказался от этого проекта, потребовав уважения и безусловного соблюдения Плана ООН и Хьюстонского соглашения. Совбез ООН единогласно одобрил резолюцию о продлении мандата МООНРЗС на пять месяцев и выразил поддержку дальнейшим усилиям по осуществлению Плана урегулирования. В резолюции содержался призыв ко всем сторонам вступить в переговоры под эгидой Личного посланника Генерального секретаря ООН, Джеймса Бейкера, и через некоторое время в США произошел раунд переговоров, но... Без участия марокканской стороны.

Фронт ПОЛИСАРИО готов участвовать в любых переговорах в рамках согласованного Плана ООН по урегулированию проблемы Западной Сахары. Чтобы дать Джеймсу Бейкеру время для проведения дополнительных поисков по урегулированию конфликта, было решено продлить мандат МООНРЗС.

В 2002 году САДР освобождает еще 115 военнопленных в надежде на то, что международная общественность окажет давление на короля Марокко, чтобы освободить или облегчить положение западносахарских политических заключенных. 30 июля того же года СБ ООН принял очередную резолюцию о продлении мандата МООНРЗС, в которой было твердо утверждено право народа Западной Сахары на самоопределение и категорический отказ от решения, которое бы не удовлетворило все стороны конфликта.

В середине января 2003 года Джеймс Бейкер снова посетил регион и предложил рамочное соглашение, от которого Фронт ПОЛИСАРИО отказался. Тем не менее, из-за гуманных намерений Фронт снова освободил еще 100 марокканских военнопленных.

Летом того же года СБ принял резолюцию, где утверждался План Бейкера № 2 по урегулированию конфликта и продлевал мандат Миссии ООН еще на несколько месяцев. Эту резолюцию одобрил и Фронт ПОЛИСАРИО. В ответ на просьбу Испании Фронт освободил еще 243 марокканских военнопленных, а затем еще 300 в ответ на просьбу Ливии, а потом еще около ста, удовлетворив просьбу Катара. Всего освобожденных марокканских военнопленных со стороны Ф. ПОЛИСАРИО достигло 1843 солдата. После этого ЮАР признает САДР.

С 2005 года и вплоть до настоящего времени население оккупированных Марокко городов (Эль-Аюн, Смара, Эд-Дахла, Буждур) проводит регулярные мирные демонстрации (Интифада) против марокканских оккупантов. В знак солидарности с демонстрантами к ним присоединились западносахарские студенты в Рабате, Агадире и Касабланке, а также жители городов юга Марокко. Однако для подавления демонстрантов Марокко бросило целые бригады полиции и военных. В результате марокканского демарша сотни западносахарцев были брошены в тюрьмы, сотни ранены, несколько десятков пропали без вести и трое погибли.

В это же время САДР признают Кения, Уругвай и еще ряд государств. Совбез призывает Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО провести переговоры, чтобы найти выход из существующего тупика и добиться прогресса в достижении справедливого, долговременного и взаимоприемлемого политического решения, которое будет предусматривать самоопределение народа Западной Сахары в контексте процедур, соответствующих принципам и целям Устава ООН. Отмечая роль и обязанности сторон в этой связи, Совбез просит Генсека представить доклад о ситуации в Западной Сахаре до истечения срока действия мандата. Миссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) в период с 15 по 23 мая 2006 года посетила Рабат, Эль-Аюн (на оккупированной Марокко территории Западной Сахары) и лагеря для западносахарских беженцев в районе Тиндуфа, а потом и Алжир. Цель этой миссии УВКПЧ состояла в сборе информации о положении в области прав человека в Западной Сахаре и в лагерях беженцев в районе Тиндуфа в Алжире. В своем докладе миссия УВКПЧ утверждала, что Марокко серьезно нарушает права человека на оккупированной им части Западной Сахары.

Но вернемся к США. В последние годы администрация Буша все время тормозила процесс мирного урегулирования в Западной Сахаре, и можно даже сказать, что в течение некоторого времени влияние США было даже отрицательным. Что касается нынешнего положения дел, то администрации Обамы мы бы хотели сказать так: давайте будем соблюдать предвыборный лозунг "Мы сможем измениться". Надеемся, что администрация США сыграет особую роль в решении этого конфликта, который длится уже много лет.

А Франция... Франция была и есть с Марокко, несмотря на то, что Франция в Совбезе ООН голосовала за все резолюции, нередко она намеренно тормозит процесс урегулирования и не дает нам продвигаться вперед. Мы просим их, чтобы они оставили нас в покое, мы сами будем отвечать за свою судьбу. Франция как бывший колонизатор Марокко ушла, но все время вмешивается в дела региона.

Важно заметить, что когда идут нарушения прав человека на оккупированной территории, все время Франция была против того, чтобы Совбез принял положительное решение в этом направлении. Хотя последняя делегация Евросоюза, которая была на оккупированной территории, оценила права человека отрицательно. То есть идут постоянные нарушения прав человека, люди не могут собираться, не могут сформировать общественные организации. И самое главное, что быть западным сахарцем там, где проживает марокканское большинство, невозможно. Ты априори виновен, пока не покажешь им, что ты промароккански настроен.

Расскажите о роли России в этом конфликте.

Россия придерживается своей традиционной позиции, еще начиная с советских времен. Она поддерживает резолюции Совбеза ООН. И если бы не действия России в 2003 году, мирный процесс сильно отклонился бы от его естественного пути из-за действий Франции. Россия тогда высказала свое мнение, что любое решение должно быть принято обоими сторонами. Это основной принцип, и необходимо уважать право народа Западной Сахары на самоопределение. За это мы благодарим Россию и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Россия все время остается при своей твердой позиции, поддерживая права народов на самоопределение и независимость. И у нас сложились добрые отношения с различными организациями РФ.

Россия в настоящее время безоговорочно поддерживает позицию Совбеза ООН о необходимости проведения референдума, и представители России входят в состав Миссии ООН в Западной Сахаре. В 2008 году состоялась встреча Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с Личным посланником Генсека ООН по Западной Сахаре Петером Ван Валсумом. Особое внимание было уделено выполнению резолюций Совбеза ООН, в соответствии с которыми в Манхассете (США) под эгидой ООН было проведено четыре раунда прямых переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО.

Тогда с российской стороны вновь была подтверждена принципиальная позиция в данном вопросе - политическое урегулирование на основе соответствующих резолюций СБ ООН, которое было бы принято сторонами конфликта и одобрено Советом. Было подчеркнуто, что принцип взаимоприемлемости модели урегулирования для сторон конфликта - одна из важных гарантий долгосрочного характера решения проблемы. Россия придерживается его и в отношении других конфликтных ситуаций.

Как проходит урегулирование мирного процесса в Западной Сахаре?

На основе доклада Генсек ООН S/21360 от 18 июня 1990 года, Совет Безопасности ООН принял резолюцию 658 от 27 июля 1990 года, содержащую отдельные детали мирного урегулирования процесса в Западной Сахаре. Ссылаясь на эти детали, 29 апреля 1991 года, Совбез ООН принял очередную резолюцию, определившую комплекс мероприятий по проведению референдума, которую должна была осуществлять Миссия ООН по референдуму в ЗС (МООНРЗС).

План ООН предусматривал прекращение огня 6 сентября 1991 г., дислокацию миротворческих сил ООН, сокращение и размещение численности армии обеих сторон в соответствующих местах, открытие бюро в различных населенных пунктах для регистрации и идентификации избирателей на основе Испанской переписи населения 1974 года, имеющих право участвовать в референдуме. Также предусматривался обмен военнопленными под эгидой Красного Креста, возвращение и размещение западносахарских беженцев, гарантия выполнения результатов референдума.

Исходя из названной выше резолюции, был утвержден бюджет МООНРЗС. Миссия сформирована из специального представителя Генсека ООН, его заместителей и ряда подразделений военного, гражданского и правоохранительного персонала. Несмотря на все препятствия, созданные марокканскими властями перед размещением МООНРЗС, вступило в силу соглашение о прекращении огня, которое являлось ключевым звеном во всем мирном процессе ООН. Этот шаг к мирному урегулированию проблемы вступил в силу после 16-летного периода боевых действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, и он дал большие надежды для решения одного из самых длинных конфликтов на Африканском континенте. Под эгидой миротворческих сил ООН западносахарский народ готовится решить свою судьбу через референдум. Но неужели это трудно было осуществить в том же 1975 году, не создавая проблем между народами Магриба, у которых исторически много общего?

Из-за продолжительных военных действий в регионе существует большое число беженцев. Расскажите о работе САДР в этом направлении.

С 1976 г. правительство САДР разработало комплекс социально-экономических мер, направленных на создание необходимых условий для улучшения жизни той части населения, которое находится под его правлением. Суть заключается в создании социально-экономической системы, где лагеря беженцев административно разделены на четыре округа (вилая), они носят названия захваченных Марокко городов Западной Сахары: Эль-Аюн, Смара, Дахла, Аусерд. Каждая вилая состоит из нескольких дайр (городков-лагерей), а каждая дайра из баладият. Баладия - это самое маленькое подразделение администрации. В этой структуре сам гражданин чувствует себя полезным в системе управления делами беженцев, участвуя в определенной полезной работе. Люди сумели организовать условия быта: пробурили артезианские колодцы, создали оазисы, построили больницы, школы, детские сады. Согласно этой системе полученные продукты питания распределяются равными долями между беженцами.

Таким образом, органы управления САДР создают самодостаточную экономику, представляющую фундамент для дальнейшего экономического развития и в тоже время Фронт ПОЛИСАРИО ведет борьбу за обретение полной политической независимости и установление контроля над своими ресурсами.

Как проходит процесс определения будущей судьбы Западной Сахары?

Для определения будущей судьбы Западной Сахары должны принимать во внимание только участие коренного населения, поэтому все резолюции ОАЕ и ООН базируются на основном принципе идентификации участников референдума (испанской переписи населения от 1974 года). Конфликтующие стороны выразили свое принципиальное согласие с этим положением. Но из-за разногласий по поводу критериев регистрации и идентификации эта процедура очень замедлилась. Ведь первоначально референдум был назначен еще на февраль 1992 года.

Интерпретация марокканскими властями критериев определения и идентификации избирателей неоднократно подталкивала весь мирный процесс к реальной угрозе срыва. Также к этому способствовала нерешительность Генсека ООН Бутроса Гали. Но, несмотря на разногласия между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, после длительных переговоров и консультаций ООН смогла объявить о начале процесса идентификации.

Сложно сказать, что мирный процесс в последние годы стремился к облегчению ситуации. Скорее, он шел непредсказуемым течением, направленным к углублению разногласий между сторонами конфликта из-за пассивности международного сообщества, которое не хотело откровенно указывать виновного в невыполнении резолюций ООН по проведению референдума в Западной Сахаре. С того момента, когда была принята резолюция 690, а также более десятка других резолюций, уже прошло много лет. Они утверждали право западносахарского народа на самоопределение. И мы выражаем надежду, что сейчас этот процесс, наконец, завершится успешно.

Какие предполагаются пути выхода из сложившейся ситуации?

Отвечая на этот вопрос, нужно сделать несколько важных замечаний. Во-первых, конфликт в отношении Западной Сахары является вопросом деколонизации. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций определили этот конфликт как конфликт процесса деколонизации, который возник между Королевством Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО и урегулирование которого зависит от осуществления народом Западной Сахары своего права на самоопределение. Юрисконсульт ООН по просьбе Совбеза четко определил, что Марокко не является управляющей этой территорией державой, что Мадридским соглашением 1975 года о разделе территории между Марокко и Мавританией не предусматривалась передача его подписантам какого-либо суверенитета и что, наконец, статус Западной Сахары как несамоуправляющейся территории не был затронут положениями этого соглашения.

Во-вторых, решение Конфликта может быть достигнуто путем проведения референдума о самоопределении, который предусматривали Хьюстонские соглашения и план Бейкера. Эти усилия оканчивались неудачей по причине того, что Королевство Марокко отступило от своих международных обязательств.

Фронта ПОЛИСАРИО готов к переговорам с целью проведения референдума по вопросу о самоопределении и предоставления гарантий Марокко и гражданам Марокко в Западной Сахаре после референдума. Также Фронт ПОЛИСАРИО готов согласиться с результатами референдума, независимо от его исхода, и незамедлительно обсудить с Королевством Марокко под эгидой ООН гарантии, которые он готов предоставить марокканскому населению, проживающему в Западной Сахаре.

Я считаю, что единственным выходом из тупика должно быть соблюдение международного права, Устава ООН и резолюций, принятых Советом Безопасности ООН. И в заключении хотелось бы сказать... Почему-то иногда в прессе пишут, что Западную Сахару признало около 40 государств. Я не понимаю, откуда появляется эта информация. В действительности Сахарскую Арабскую Демократическую Республику признали уже 84 государства, и я бы хотел, чтобы это не забывали.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.