На днях исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев сделал в Минске важное заявление. Он предупредил, что у участников программы "Восточное партнерство" могут возникнуть проблемы: "Как человек, который обладает информацией о состоянии экономик, я вижу, что на данном этапе ЕС не сможет компенсировать те потери, которые страны могут понести в результате участия в "Восточном партнерстве". По его мнению, придется выбирать: или СНГ и дружба с Россией, или "Восточное партнерство" и мизерная помощь Евросоюза.

Действительно, если говорить только об экономической стороне программы ЕС, к которой в Праге примкнули Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина, то она оценивается невысоко - всего 600 миллионов евро, которые будут поступать траншами до 2013 года. Но дело сейчас не в деньгах, а в том, что брюссельские знатоки "восточного пространства", как подметил немецкий еженедельник Reinischer Merkur, "вкупе с инициативами ЕС в Центральной Азии и в Черноморском регионе пытаются создать сеть сотрудничества на всем юго-восточном направлении постсоветского пространства, вплоть до Китая". Именно в масштабах такого географического диапазона, считает газета, предусматривается появление механизмов сотрудничества в области демократических реформ, судебной практике, экономике, а также общая энергетическая политика с шестью постсоветскими республиками. Но с более откровенным прогнозом дальнейшего развития событий выступила польская газета Rzeczpospolita: "Принятие программы "Восточное партнерство" является огромным внешнеполитическим успехом Варшавы, которой удается начать осуществление стратегии внедрения в "зону ответственности СНГ" и охвата востока Европы в обход России".

Процесс, как говорится, идет дальше. 18 мая в Киеве прошло совещание относительно создания Парламентской ассамблеи (ПА) Европарламента "ЕС - Восточное партнерство". Было принято решение создать Парламентскую ассамблею "Евросоюз - Восточнее партнерство" (Европейский предпарламент), в которую будут входить 120 членов: 60 представителей Европарламента, и 10 представителей парламентов каждой из стран-участниц. Функционировать эта новая структура начнет с осени. Таким образом, на постсоветском пространстве стратеги из Брюсселя начали выстраивать своеобразный геополитический шахматный дебют с некоторыми - пока неизвестными, но обязательно - жертвами.

Позиция Киева и Тбилиси понятна: они пытаются активно разыгрывать антироссийскую карту по всему геополитическому спектру. Сомнительными выглядят аргументы Молдавии, которая после известных недавних событий в Кишиневе вряд ли решится по-настоящему примкнуть к "Восточному партнерству". В непростом, но вполне объяснимом положении оказалась Белоруссия, которую долгое время игнорировали в ЕС. Минск истосковался по большой политике, однако там быстро определились с особенностями выстраиваемой партии. В белорусских СМИ, например, появились сообщения, что Белоруссия и Шри-Ланка намерены стать партнерами Шанхайской организации сотрудничества. Причем если партнерство Шри-Ланки еще географически объяснимо, то Белоруссия решила весьма своеобразно расширить свое "восточное пространство" - через ШОС.

Ясно и с Арменией. Ей предстояло сделать сложный выбор, поскольку приходится принимать в расчет активное участие ЕС в процессе не только нормализации ее отношений с Турцией, но и в продвижении все же приемлемых для Еревана проектов по карабахскому урегулированию. Кстати, на днях об этом откровенно заявил в Баку спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби: "Мы надеемся, что этот документ даст возможность реализовать видение развивающегося и открытого региона, где границы будут открыты. Будут открыты возможности региона как транспортного узла, транспортного коридора".

Что же касается Азербайджана, которому до этого удавалось балансировать между Россией и Западом, то ему предстоит делать сложнейший выбор. "Я бы не стал рассматривать данный вопрос в плоскости "или", - заявил в этой связи заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджана Эльнур Асланов, - а предпочел бы взглянуть на вопрос в контексте "и". Мы не делаем выбора, мы совмещаем сотрудничество в рамках СНГ с сотрудничеством с Европейским Союзом". Но при этом Асланов озвучил уже устаревшую для Баку стратегию внешней политики: "Азербайджан не отказывается от участия в проектах СНГ, а если посмотреть на динамику экономических отношений страны, можно увидеть, что сотрудничество со странами Содружества находится на достаточно высоком уровне. Относительно же предупреждения исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева, то Асланова это не насторожило: "В этом заявлении есть примечательный момент относительно того, что на данном этапе взаимоотношения с ЕС могут и не компенсировать потери, однако, как указывает сам автор, в перспективе это возможно".

В перспективе, конечно, в Закавказье многое не только возможно, но многое уже реально назревает. Наступает момент, когда от Баку, остающегося в регионе в гордом одиночестве, Брюссель в знак благодарности за европейское покровительство потребует жертву. Добиться ее будет сравнительно легко, ведь в таком случае Азербайджан выпадет из пространства Содружества, развивая отношения с его участниками уже на уровне двухсторонних отношений.

В этой связи известный бакинский политолог Рашад Рзакулиев предупреждает о том, что "ключи от сейфа под названием "решение карабахской проблемы" находятся пока еще в сейфах Вашингтона и Москвы". Но исчезновение такого баланса рано или поздно приведет к дестабилизации ситуации в Закавказье с возможным участием такой "третьей силы", когда самым лучшим выходом будет принятие "совместного решения по Нагорному Карабаху". Но уже в американской редакции. Не случайно от участия в проекте "Восточное партнерство" дальновидно отказались ведущие страны Европы - Франция, Германия, Италия и Испания.