Правительство РФ обнародовало проект Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу на 2003-2005 годы.

Подводя итоги реализации предыдущей аналогичной Программы на 2002-2004 годы, правительство констатирует, что последние четыре года можно считать наиболее успешным периодом социально-экономического развития современной России по большинству макроэкономических показателей.

Однако в настоящее время тенденция к росту российской экономики ослабевает: в 2002 году темп прироста ВВП составил 4,3% (в 2000 году - 9,0%, в 2001 -5,0%), промышленности - 3,7% (11,9%; 4,9%), инвестиций в основной капитал -2,6 процента (17,4%; 8,7%).

При этом уровень экономического развития России остается недопустимо низким. ВВП на душу населения составляет около 7800 долларов ОПТА по паритету покупательной способности и менее 2500 долларов по текущему обменному курсу, что в несколько раз ниже показателей не только ведущих, но и значительной части развивающихся стран. Это обусловливает низкое качество жизни и недопустимо высокий уровень бедности, говорится в Программе. Практически все факторы, временно обеспечивавшие рост российской экономики за последние годы, сейчас исчерпали свое действие или не являются надежными.

Таким образом, перед страной стоит задача обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики прежде всего за счет обеспечения долгосрочной конкурентоспособности за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, развитие инноваций, снижение издержек производства.

В Программе определены следующие направления, на которых правительство Российской Федерации намерено сконцентрировать свои усилия в предстоящие годы:

1. Приведение институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса, в частности развитие системы рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков, гарантий прав собственности, а также содействие развитию малого бизнеса;

2. Реализация административной реформы, создание эффективной системы государственного управления, повышение качества и уровня прозрачности работы государственного аппарата, снижение уровня коррупции;

3. Повышение открытости экономики, в том числе повышение уровня конкуренции, создание стимулов для снижения издержек, расширение доступа российских товаров на внешние рынки, снижение барьеров на пути капитала;

4. Инновационное развитие отраслей промышленности, в частности создание условий для повышения привлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг;

5. Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития человеческого капитала, в частности, подушевое финансирование получения гражданами общего и профессионального образования, страховые механизмы финансирования медицинской помощи, переход к программно-целевому финансированию организаций культуры;

6. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий развития, в частности снижение налогового бремени с соответствующей оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции и процентных ставок, сокращение неэффективного вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

Все эти меры должны, как предполагают авторы программы, в ближайшие три года обеспечить позитивные изменения с экономике и социальной сфере страны.

Реальные располагаемые доходы населения, по расчету авторов Программы, в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 23-26%. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 27-30%. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25% в 2002 г. до 22-23% в 2005 г.

Правительство надеется создать предпосылки для стабилизации численности населения на основе как естественного воспроизводства, так и миграции, а также обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления для населения в целом. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

Что касается прогнозируемых темпов экономического роста, то они, по расчетам правительства, составят в 2006 году 5-6%, а за весь трехлетний период с 2003 по 2005 г. - 14-16% (в зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста до уровня более 7% только после 2008 года.

Эти темпы роста авторы Программы считают достаточно высокими, между тем в оглашенном 16 мая ежегодном Послании президента к Федеральному Собранию поставлена задача к 2010 г. уже удвоить объем ВВП.