Карабах может призвать к ответственности Армению? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 20 мая 2009, 18:06 — REGNUM  

Перестрелки

Азербайджанские и армянские СМИ продолжают передавать сообщения о случаях нарушения режима прекращения огня. Так, согласно Day.Az, вооруженные силы Армении 8 мая в различные часы с позиций, расположенных близ сел Мосесгех и Айгепар Бердского района Армении обстреляли азербайджанские позиции близ села Алибейли Товузского района Азербайджана. "Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет".

Подразделения армянских вооруженных сил 12 мая с безымянных высот Геранбойского района Азербайджана подвергли автоматному и пулеметному обстрелу противоположные позиции вооруженных сил Азербайджана. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет. ("525-я газета"). В ночь с 12 на 13 мая и в течение дня 13 мая на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщает Armenia Today со ссылкой на пресс-службу Минобороны НКР, азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Ашагы Абдурахманлы, Куропаткино, Гойтепе и Ярымджа. После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь.

15 мая армянские вооруженные формирования вновь подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана, передает 1news.az, согласно которому с 01.40 по 01.50 позиции Национальной армии обстреливались с территории безымянных высот Ходжавендского района. "Ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет", сообщает агентство.

"В 2006 году с азербайджанской стороны было произведено 580 выстрелов, с карабахской - 116, в 2007 году - соответственно 1445 и 431, в 2008 году - 3480 и 728, с начала 2009 года - 1098 и 186. В последние годы все случаи нарушения режима прекращения огня фиксируются нами. В целом ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана целиком контролируется Армией обороны НКР". Как сообщает ИА REGNUM Новости, об этом заявил министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Мовсес Акопян в ходе состоявшейся 11 мая пресс-конференции. По его словам, решены все вопросы на передовой линии, материально-техническая база обеспечена. "Последние тактические учения Армии обороны НКР показали, что армия готова выполнить поставленные перед ней задачи. Мы тренируем войско как в оборонительном, так и в наступательном планах. Военная наука учит, что для того, чтобы суметь обороняться, нужно наступать. Наступательный бой является одним из элементов защиты. И мы должны осуществить все мероприятия, чтобы в случае необходимости в более короткие сроки снова принудить противника сесть за стол переговоров", - сказал Мовсес Акопян.

Министр обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенант Мовсес Акопян выразил удовлетворение недавними всеармейскими учениями в Нагорном Карабахе. Как сообщает "АрмИнфо", в интервью армейской программе "Гоямарт" глава оборонного ведомства НКР отметил, что в ходе учений в контексте определенной оперативной ситуации был охвачен весь личный состав армии, а на начальной стадии и резервисты, часть которых участвовала в учениях до конца. "Был решен ряд вопросов, касающихся как организации оборонительных, так и наступательных и контрнаступательных операций. Поставленная цель была выполнена в результате кропотливой работы всех, начиная от солдата на передовой линии и кончая руководящим составом, который планирует и ставит задачи перед подчиненными",- отметил Акопян. "На сегодня единственным гарантом безопасности Нагорного Карабаха является Армия обороны НКР", - подчеркнул Мовсес Акопян.

Вертолеты военно-воздушных сил Азербайджана совершили полеты в направлении Агдам - Агджабеди. По словам бакинской "525-й газеты", в Карабахе, в районе Агдама начались военные учения, и полеты азербайджанских боевых вертолетов были связаны с этими учениями.

То, что Азербайджан готов к войне с нами, это факт, но при этом существует один небольшой вопрос: а что будет в случае, если эта страна ее проиграет? Подобное мнение выразил журналистам экс-министр обороны, бывший командующий Армией обороны НКР Самвел Бабаян. "В случае, если Азербайджан решится на новую авантюру и военные действия против наших двух республик завершатся его поражением, Баку раз и навсегда придется забыть о каких-либо переговорах не только с Арменией, но и с НКР. Думаю, это прекрасно осознают и в Баку",- отметил Бабаян. По мнению Бабаяна, фактор победы в любой войне определяется, в первую очередь, не техникой и даже не боевым духом. Главной для одержания победы является уверенность военных во власти своей страны, в том, что их не предадут, а такая уверенность у карабахцев в 90-х была. "В любом случае, в случае новой агрессии Азербайджана мы дадим достойный ответ, и уверен - победим врага. Однако нам любой ценой следует стремиться к миру, так как любая война - это, прежде всего, жертвы с обеих сторон. И главное - не одержать победу, главное - заплатить за это небольшую цену", - подытожил Бабаян. ("АрмИнфо").

Мониторинг

13 мая, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана севернее населенного пункта Талыш Мартакертского района НКР. С позиций Армии обороны НКР наблюдение вели полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Питер Кии (Великобритания), Иржи Аберле (Чехия) и Жаслан Нуртазин (Казахстан).

Группу наблюдения с противоположной стороны возглавлял Личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР. (www.nkr.am).

По сообщению бакинской "525-й газеты", со стороны Азербайджана мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Владимир Чоунтулов.

Пленные

10 мая в 9.45 часов утра военнослужащий срочной службы 702 мотострелковой бригады вооруженных сил Азербайджана сержант Анар Ханбаб-оглу Гаджиев, самовольно покинув свой наблюдательный пункт, перешел южную границу линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана и сдался в плен карабахским постам. Как сообщает пресс-служба МО НКР, согласно предварительному допросу, азербайджанский военнослужащий прибег к подобному шагу вынужденно, так как в воинской части, где он проходил службу, господствуют неуставные взаимоотношения и часто допускаются случаи насилия командиров в отношении подчиненных. Детали инцидента уточняются. (Armenia Today).

"Новость о том, что мой сын попал в плен, я услышала по телевизору". Об этом сказала "АПА" мать попавшего 10 мая в плен сержанта азербайджанской армии Анара Ханбаба оглу Гаджиева - Наиля Гаджиева. Услышав эту новость, Гаджиева немедленно отправилась в военную часть, где служил ее сын, но, по ее словам, руководство военной части ее не приняло: "После двух- часового ожидания под дождем, мне пришлось вернуться ни с чем". Гаджиева также сообщила, что несколько дней назад общалась по телефону с сыном, который ни на что не жаловался и сказал, что служба проходит нормально: "Анар сказал, что у него все в порядке, он не высказал никакого недовольства. Только попросил, чтобы я послала ему денег на отпуск". Гаджиева также сказала, что ее сын уже год служит в армии, и за это время она дважды его посещала, при этом она отметила, что сын ни на что не жаловался. Госкомиссия по делам пленных, пропавших без вести и заложников обратилась в азербайджанское представительство Международного комитета Красного Креста с просьбой оказать содействие в освобождении сержанта армии Азербайджана Анара Ханбаба оглу Гаджиева. Об этом сообщил секретарь Госкомиссии Шаин Саилов. По его словам, комиссия подтверждает факт пленения азербайджанского сержанта и сделает все необходимое для его освобождения: "В МККК уже направлено письменное обращение. Ждем на него ответа".

Госкомиссия Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших распространила сообщение, в котором говорится: "10 мая с.г. в 9 час. 45 мин. по местному времени находившимися на боевом дежурстве военнослужащими Армии обороны НКР при переходе на карабахскую сторону был задержан в направлении населенного пункта Ашагы Абдурахманлы Физулинского района гражданин Азербайджана. Задержанный был в форме военнослужащего вооруженных сил Азербайджана без знаков различия, оружия и документов, удостоверяющих личность, при себе не имел. Он представился младшим сержантом Гаджиевым Анаром Ханбаб-оглы, 1990 года рождения, уроженцем с.Варденис Варденисского района Армении. Компетентные органы НКР выясняют обстоятельства происшедшего. Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных и без вести пропавших о случившемся поставила в известность аккредитованные в Степанакерте офисы Международного Комитета Красного Креста (МККК) и ОБСЕ. В тот же день представитель МККК посетил задержанного". (www.nkr.am).

Карабахский конфликт в армяно-турецких отношениях

Думается, никто не сомневается в том, что в основе последних внешнеполитических событий лежат не армяно-турецкие отношения, а именно вопрос Карабаха. Силы основных участников этой игры значительно разтличаются - без согласия России и США серьезные вопросы в этом регионе не будут решены, Турция может иметь на эти вопросы ощутимое влияние, Азербайджан может время от времени совершать самостоятельные шаги, а Армения может лишь воспользоваться противоречиями остальных игроков. ("Аравот").

"Нагорно-карабахский конфликт - это "личное" дело Азербайджана и Армении, и нормализация турецко-армянских отношений не бросает тень на решение конфликта", - заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. ("Тренд").

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, выступапая в радиостанции "Эхо Москвы", что процессы урегулирования армяно-турецких отношений и карабахского конфликта оказывают влияние друг на друга, "но влияние это должно быть позитивным, и они развиваются как бы параллельно, не пересекаясь". "Где-то, очевидно, будет достигнуто что-то раньше, где-то позже, но главное, с точки зрения сопредседателей, чтобы процесс карабахского урегулирования не стал заложником ни в коей мере нормализации армяно-турецких отношений",- заявил Мерзляков. ("7 Ор").

Руководителям Турции следует призадуматься о тяжелых последствиях открытия границы с Арменией на армянских условиях или как требует армянские политики - "без предусловий". Об этом заявил директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу. По словам политолога, проанализировав процесс политического торга вокруг турецко-армянской границы, можно придти к выводу о том, что турки поддались на армянские уговоры, забывая об интересах единственного в мире стратегического партнера Турции - Азербайджана. "Это может привести к расколу между двумя братскими народами", - заявил он. По его мнению, процесс разблокирования этой границы руководится США. Политолог призвал также депутатов Азербайджана и Турции не допустить обсуждение в Конгрессе США спорных страниц истории Турции. ("Новости-Азербайджан").

Президент Турции Абдулла Гюль еще раз заверил Азербайджан в своей поддержке сообщает Bakililar.az. Гюль подчеркнул, что Турция и Азербайджан - два братских государства и выступают с одинаковымх позиций. Президент Турции заявил, что еще раз обсудит пути урегулирования карабахского конфликта и процесс нормализации турецко-армянских отношений с президентом Азербайджана в ходе встреч в Праге.

Как сообщает бакинская "525-я газета", 13 мая премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в ходе совместной пресс-конференции в баку с президентом Азербайджана заявил, что в наших отношениях между Турцией и Азербайджаном продолжает главенствовать принцип "один народ - два государства". "Чувствительность Азербайджана в вопросе нагорного Карабаха - наша чувствительность. Спекулировать в этом вопросе неприемлемо для нас. Тут речь идет о связи причины и следствия. Причина - оккупация Нагорного Карабаха, следствие - закрытие нами границ с Арменией. Мы закрыли двери, потому что были оккупированы территории Азербайджана. Пока оккупация не будет прекращена, двери не могут открыться. Я открыто и очень конкретно заявил об этом в Баку. С другой стороны, Минская группа должна ускорить процесс переговоров и достичь результатов. Само собой, последнее слово скажут мой брат Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саргсян. После принятия ими решения мы сделаем, то, что должны сделать", сказал турецкий премьер.

"Вопрос открытия границы с Арменией был закрыт после однозначных заявлений высокопоставленных лиц Турции. Я считаю, что это уже история, и мы не должны к ней возвращаться", сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в прямом эфире турецкого телеканала CNN Turk в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. "Информация об открытии границы начала распространяться в СМИ Армении с первой половине февраля. Причина, по которой в азербайджанском обществе возникли некоторые опасения, заключалась в том, что эти сообщения не были прокомментированы на нужном уровне. Представляющие различные страны высокопоставленные лица в своих выступлениях относились к нормализации турецко-армянских отношений как к достигнутому факту. В подобной ситуации, естественно, в Азербайджане возникли некоторые подозрения. В середине апреля этим подозрениям был положен конец", - сказал Алиев. По словам Алиева, Турция и Азербайджан прилагают совместные усилия для обеспечения мира в регионе. (Trend).

"Карская палата индустрии и коммерции (KATSO) всегда поддерживала открытие границы с Арменией", заявил председатель KATSO Али Гювенсой, передает Armenia Today со ссылкой на турецкую Today's Zaman. Он отметил, что жители Карса, в частности предприниматели, хотят открытия границ и нормализации отношений с Арменией. При этом Гювенсой отметил, что армянская сторона не должна бежать от своей ответственности и также предпринять необходимые шаги для нормализации. "Они должны прекратить свои обвинения в совершении турками геноцида и прекратить оккупацию Карабаха. В противном случае открытие границ задержится до следующих десятилетий", - добавил он. "Мы все хотим, чтобы отношения с Арменией были урегулированы. Но в то же время нам дороги отношения с Азербайджаном. Мы не осмелимся обидеть наших братьев", - подчеркнул он.

Турция желает провести четырехсторонний саммит с участием глав Турции, России, Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сообщает турецкая газета Today's Zaman. Об этом изданию поведали представители турецкой партии "Националистическое движение", с лидером которой поделился планами президент Турции Абдулла Гюль. Гюль намерen инициировать четырехсторонний саммит после того, как по отдельности встретился с главами Армении и Азербайджана 7 мая в Праге. Дата и место проведения саммита пока неизвестны и обнародуются уже после того, как президент и премьер-министр Турции переговорят с лидерами Армении, Азербайджана и России. При положительном исходе инициативы, в рамках саммита возможно будет обсуждение отношений между Россией и Грузией, пишет Today's Zaman. (ИА REGNUM Новости).

Встреча в Праге

7 мая в Праге, в резиденции посла США состоялась встреча президента Республики Армения Сержа Саргсяна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. После вступления Сержа Саргсяна на пост президента пражская встреча - четвертая с его азербайджанским коллегой в переговорном процессе на высшем уровне по Нагорно-Карабахскому конфликту. Встреча проходила при участии министров ИД двух стран Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова, сопредседателей Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы, Юрия Мерзлякова, Бернара Фасье, а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Затем президенты продолжили переговоры в формате "тет-а-тет", которые продлились более двух часов. Министрам иностранных дел поручено вместе с сопредседателями Минской группы ОБСЕ на основании "Мадридских предложений" продолжить работу в направлении согласования основных принципов урегулирования конфликта и подготовить следующую встречу президентов. ("7 Ор").

С каждой встречей президентов Азербайджана и Армении область разногласий сторон нагорно-карабахского конфликта значительно сужается, а степень взаимопонимания растет, сказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко в интервью телеканалу "Вести", комментируя состоявшуюся на саммите в Праге встречу президентов Азербайджана и Армении. "Хотя в Праге не удалось согласовать остающиеся пока нерешенные вопросы, касающиеся некоторых основных принципов урегулирования карабахского конфликта, тем не менее можно сказать, что с каждой встречей область разногласий сторон значительно сужается, а степень взаимопонимания растет", - сказал Нестеренко. По его словам, переговоры прошли в конструктивном ключе.

"Я не могу комментировать встречу президентов Азербайджана и Армении, так как не знаю подробностей, могу только сказать, что, как вы и упоминали, все отмечают прогресс в вопросе разрешения этого конфликта. И все настроены оптимистично". Об этом заявил в беседе с "АПА" спецпредставитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Южной Осетии и Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер. Он выразил надежду на то, что активизация дипломатических переговоров положительно повлияет на урегулирование конфликта: "Мне трудно определить то, как президенты представляют себе ситуацию. Могу сказать лишь то, что пражская решающая встреча показала, что есть прогресс в переговорном процессе. И, вероятно, в июне возможны какие-либо результаты. Очень важным является то, что президенты часто встречаются". Ленмаркер сообщил, что вопрос в связи с нагорно-карабахским конфликтом обсуждался с делегациями Азербайджана и Армении в Парламентской Ассамблее ОБСЕ и подчеркнул, что очередная встреча с азербайджанской делегацией состоится 27-29 мая в Дублине.

Международные посредники в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта заявили о прогрессе, достигнутом в результате встречи президента Армении Сержа Саргсяна и президента Азербайджана Ильхама Алиева 7 мая, в рамках саммита Европейского Союза в Праге. На состоявшейся после встречи президентов пресс-конференции помощник госсекретаря США и сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза заявил, что кавказским лидерам удалось "смягчить разногласия по основным вопросам и в целом достичь согласия по базовым принципам, которые они приехали обсуждать". "Впервые президенты согласовали базовые принципы по этим вопросам", - сообщил Брайза журналистам. Aгентство "Франс Пресс" цитирует французского сопредседателя Бернара Фасье: "Мы готовим прорыв, мы пытаемся определить, что могло бы стать прорывом, однако этот процесс пока не завершен". Посредники, в том числе российский сопредседатель Юрий Мерзляков, заявили, что лидеры Армении и Азербайджана планируют провести следующую встречу в Санкт-Петербурге в начале следующего месяца. До этого, по их словам, переговоры будут продолжаться на более низком уровне. В Ереване пражскую встречу назвали "полезной". "Встреча дала сторонам возможность проанализировать подходы по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также сблизить их позиции по некоторым пунктам", сообщает пресс-служба президента Армении. (ArmeniaNow).

В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта достигнут значительный прогресс. Так оценили состоявшуюся в Праге встречу президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Согласно совместному заявлению сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция) и Мэтью Брайза (США), каждая встреча президентов приближает стороны к продвижению в процессе карабахского урегулирования. "Президенты Армении и Азербайджана одобряют план сопредседателей по усилению челночной дипломатии, связанной со сбором важных для продвижения процесса элементов. Посредники с нетерпением ожидают очередного визита в регион и очередного саммита, который президентам было предложено провести в июне в Санкт-Петербурге. Сопредседатели считают, что эти встречи позволят до конца этого года достигнуть конкретных подвижек по базовыми принципам урегулирования конфликта", говорится в заявлении. (Armenia Today).

Франция призывает Азербайджан и Армению к еще большему продвижению в процессе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Наряду с США и России, Франция также призывает стороны конфликта еще более продвинуться в своих следующих встречах, в том числе на встрече, которую сопредседатели предложат им провести в начале июня в Санкт-Петербурге", говорится в заявлении Министерства по внешним и европейским делам Франции. Франция, являющаяся одним из сопредседателей Минская группа ОБСЕ вместе с США и Россией, заявила, что продолжит прилагать усилия для помощи Азербайджану и Армении в справедливом решении нагорно-карабахской проблемы. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении стала примером нынешнему процессу переговоров и утвердила конструктивный характер установленных между ними отношений, заявила Франция. "Франция призывает стороны в точности соблюдать первичное прекращение огня и текст последующих документов", говорится в заявлении. ("525-я газета").

Переговоры по Нагорному Карабаху в Праге на саммите ЕС "Восточное партнерство" между президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым шли трудно. Об этом "Эхо Москвы" заявил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. По его словам, "есть много недопонимания между сторонами. Каждый ведет свою линию и на одни и те же вопросы реагирует по-разному". Однако, как подчеркнул Кушнер, "не надо опускать руки, впереди еще долгая работа между президентом Алиевым и президентом Саргсяном". (АрмИнфо).

То, что Армения вновь предприняла серьезную попытку вынести на обсуждения предложения, обсуждавшиеся еще до Мадридского процесса, говорит о том, что сообщения о скором достижении согласия по основополагающим принципам урегулирования конфликта не соответствуют истине. На самом деле попытки Еревана изменить русло диалога имеют под собой объективную основу. Учитывая, что вопросы обсуждения на встрече президентов были обговорены заранее, эта попытка Армении означает ее отказ от находящихся на столе предложений по урегулированию. Еще до встречи в Праге была такая вероятность - министр иностранных дел Азербайджана после встречи с госсекретарем США сказал: "Армения все еще колеблется в вопросе урегулирования конфликта, и то, даст ли результаты начатый с такими надеждами процесс, станет известно в Праге". ("525-я газета").

Итоги состоявшихся 7 мая на саммите в Праге переговоров между президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном оцениваются неоднозначно, передает 1news.az. "В Ереване сочли Пражскую встречу полезной, тогда как в Баку не скрывают свое разочарование. И есть от чего. Для достижения компромисса Азербайджан пошел на важные уступки, а именно: согласился на поэтапное освобождение оккупированных районов; признал возможность беспрепятственного использования Лачинского коридора для коммуникаций Нагорного Карабаха с Арменией; не ставит впрямую вопрос об азербайджанской администрации в Шуше, без чего массовое возвращение туда беженцев будет затруднено. Армяне вместо шагов навстречу, реанимировали отвергнутые еще два года назад неприемлемые для нас требования", пишет на сайте азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Так, Серж Саргсян в ходе Пражской встречи вновь настаивал на фиксации права народа Нагорного Карабаха (в его понимании это исключительно армяне) на самоопределение, реализация которого должна предполагаться механизмом референдума "без ограничения повестки", пишет политолог и приводит свои объяснения тому, что "Серж Саргсян притормозил на переговорах в Праге": "Во-первых, это фактор соперничества среди держав, являющихся сопредседателями Минской группы. Даже при условии, что посредники согласны продвинуть процесс карабахского урегулирования, Москву вряд ли устроит приоритет Запада, в частности США, в этом вопросе. А такое представление могло сложиться, если о достигнутом прогрессе на переговорах президентов Алиева и Саргсяна объявили бы в стенах посольства США в Праге, тем более в ходе саммита Евросоюза по презентации программы "Восточное партнерство", в которой Россия усматривает покушение на собственную сферу влияния. Поэтому предположу, что Москва негласно посоветовала Саргсяну приберечь свое согласие на приемлемый для Азербайджана компромисс до следующей встречи, которая должна состояться в июне в ходе Экономического Форума в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, на позицию армян, несомненно, оказывает воздействие развитие кризиса в соседней Грузии. Если бы военный мятеж там удался и привел бы к свержению Саакашвили, то переход Грузии под контроль Москвы открывал для Армении коммуникации на Россию, а коммуникации Азербайджана на Турцию и Запад оказывались перерезанными. Тогда карабахское урегулирование пошло бы исключительно по российскому сценарию. Накануне Пражского саммита ситуация в Грузии до конца была не выяснена, и армяне были в ожидании.

И, наконец, в-третьих, внутренний фактор. Это выборы в Ереване. Для Сержа Саргсяна важно, крайне важно добиться на них победы своих сторонников и сохранить контроль над столичной администрацией. Сделать это после ухода дашнаков в оппозицию и высокой активности сторонников экс-президента Левона Тер-Петросяна будет крайне сложно. Очевидно, что накануне голосования он совершенно не готов подставлять себя под огонь критики за мнимое "предательство" национальных интересов и "сдачу" Нагорного Карабаха". Тем не менее, считает Мусабеков, шансы на достижение прорыва в процессе урегулирования конфликта достаточно высоки, и нужно приложить все усилия для их реализации. "Очевидно, что прогресс в урегулировании карабахского конфликта определяется не только на переговорах лидеров Азербайджана и Армении, но и тем, как сложится диалог Москвы с Вашингтоном, Москвы и Брюсселя по более широкому кругу вопросов. В начале лета ожидается визит в Азербайджан и Армению президента Франции Николя Саркози. В июле анонсирован визит в Москву президента США Барака Обамы. Если обозначится прогресс, то лучшего времени и места для подписания соглашения по урегулированию карабахского конфликта, чем Москва в ходе визита туда президента Обамы, подобрать сложно", заключает азербайджанский политолог.

Армянская Ассамблея Америки (ААА) не разделяет беспокойства армянского общества относительно того, что руководство Армении может пойти на серьезные уступки в процессах урегулирования нагорно-карабахского конфликта и налаживания армяно-турецких отношений. Об этом на пресс-конференции в Ереване, отвечая на вопрос PanARMENIAN.Net, заявила региональный директор Армянской Ассамблеи Америки (ААА) в Армении и Нагорном Карабахе Арпи Вартанян. "Мы приветствуем переговоры по налаживанию как армяно-турецких отношений, так и урегулированию карабахского конфликта. Это нормально, когда в обществе есть беспокойство по этим вопросам. Но я удивляюсь, что люди критикует шаги руководства только из-за того, что им не известны подробности переговоров или потому, что они верят сообщениям турецких СМИ",- заявила представитель ААА, добавив, что не верит слухам, что Армения уже пошла или пойдет на серьезные уступки. Как отметила Арпи Вартанян, в переговорном процессе есть детали, которые нельзя раскрывать. "Мы не можем требовать от руководства Армении сразу нам рассказать обо всех деталях переговоров. Нет такой практики, чтобы страны, находящиеся в переговорном процессе, раскрывали подробности переговоров. Такого нигде не бывает",- заявила региональный директор ААА. Отвечая на вопрос в связи с отказом представителей Армянского Национального Комитета Америки (ANCA) встретиться с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном в Вашингтоне, Арпи Вартанян заявила: "Мне кажется, что этот шаг ANCA есть способ выразить свое недовольство".

Газета "Жаманак" пишет: "В настоящее время ни у кого в Армении нет той социологической картины, которая могла бы дать более или менее приблизительное представление о возможном отклике жителей Армении и Нагорного Карабаха. Непонятно, какой будет их реакция в случае конкретных, предметных действий, тем более, если к ним добавить внутриполитический фактор. Ведь вопрос Карабаха был, есть и остается важнейшим фактором внутриполитических процессов Армении как в вопросе взаимоотношений власть-оппозиция, так и в отношениях между внутривластными группировками и полюсами".

Роль России

По словам экс-министра иностранных дел Турции Хикмета Четина, России принадлежит ключевая роль в урегулировании карабахского конфликта. "И Россия, и США активизировали свои усилия, направленные на решение конфликта, и это очень положительный момент. Россия является важным игроком в регионе. Не случайно именно при содействии России президентами Азербайджана и Армении была подписана декларация о недопустимости силового решения конфликта", - подчеркнул турецкий дипломат. (PanARMENIAN.Net)

"Официальная Москва не планирует признавать Нагорный Карабах как независимый регион". Об этом после встречи президентов Армении и Азербайджана в Праге заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. На вопрос, как могут азербайджанцы и армяне доверить свои судьбы России, которая признала независимость Южной Осетии и Абхазии, Мерзляков заявил, что "ситуация по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха полностью отличается от указанных конфликтов". ("Эхо").

Последние договоренности, достигнутые между Арменией и Азербайджаном, обнадеживают. Об этом, передает "Ноян Тапан", на встрече с экспертами из Фонда Карнеги, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Лавров отметил, что базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта были предложены сторонам в Мадриде осенью 2007 года, эти принципы и сегодня остаются предметом обсуждений. "Обе стороны приняли эти принципы, за исключением некоторых. Цель последних переговоров заключается в достижении окончательной договоренности по указанным мной моментам. Я не получал пока отчета о том, по каким конкретным моментам достигнута договоренность между сторонами. Однако договоренности, достигнутые в ноябре прошлого года в Москве, а теперь в Праге, выглядят обнадеживающе", - сказал он. Отметив, что президенты Азербайджана и Армении дали согласие на участие в экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне этого года, глава МИД РФ добавил, что в рамках форума появится возможность для проведения еще одной встречи: "Несмотря на достижение обнадеживающих договоренностей, этот процесс требует определенного времени. Однако в целом мы с оптимизмом смотрим на вероятность достижения согласия между Азербайджаном и Арменией",- сказал Лавров, добавив, что Россия не допускает двойных стандартов в нагорно-карабахском конфликте, не диктует привлеченным к конфликту сторонам своей позиции.

Москва не заинтересована в урегулировании нагорно-карабахской проблемы, потому что она сохраняет ее, как рычаг давления и на Баку, и на Ереван. Подобное мнение в интервью 1news.az выразил исполнительный директор Центра стратегических исследований (Россия), научный сотрудник исследовательского центра Hudson Institute (США) Андрей Пионтковский. "Урегулирование карабахского конфликта в ближайшее время возможно только между армянами и азербайджанцами", - заявил Пионтковский. Он напомнил о докладе "СНГ: начало или конец истории" опубликованном 10 лет назад. "Там были довольно откровенно сформулированы цели политики России на Кавказе, там было откровенно сказано: "Мы заинтересованы в поддержании локальных конфликтов, чтобы использовать их как рычаги давления на соответствующие правительства", ну вот и с тех пор эта политика проводится. И если вы помните, в тот самый момент, когда стороны были близки к решению конфликта, произошел переворот в Армении, в Ереване было свергнуто правительство Тер-Петросяна. Сейчас, когда в плане стремление любой ценой наладить отношения с Москвой для того, чтобы получить от нее помощь в Иране и Афганистане, США вряд ли будут проявлять какую-либо активность, будут вот так работать в Минской группе вместе с Москвой и не более того", - отметил Пионтковский. По его словам, Москву устраивает наличие карабахского конфликта, так как она продает оружие Армении. Это создает Москве рычаги давления, а Франция и США сейчас любыми средствами хотят наладить отношения с Россией. "Сейчас я не вижу никаких перспектив внешнего давления или помощи к прорыву ситуации, надежда только на сами стороны конфликта", - добавил Пионтковский.

Удивительно, но судьба Европы будет решаться не в Париже, Берлине, Лондоне или Брюсселе, а на Южном Кавказе. По этой крошечной территории проходят несколько стратегических нефте- и газопроводов. Это единственные пути доступа в Европу энергоресурсов, которые не находятся под контролем России. А между тем, кто контролирует поставки энергоносителей в Европу, тот ею и управляет. Если русские захватят эти трубопроводы, их страна станет для Европы монополистом. Снабжение Старого Света топливом будет в этом случае полностью зависеть от России. Это фактически будет означать, что у нее появится право вето на решения европейских правительств. В Германии и Франции оно у нее уже есть: Германия получает из России почти 40 процентов своего природного газа. Именно этим в большей степени объясняется странная "любовь" между Россией и Германией. То есть, торговаться с русскими необходимо с умом. Просто недопустимо ради согласования общих позиций по другим вопросам, например по иранской или же корейской ядерной программе, согласиться на включение региона в зону российского влияния. Недопустимо предоставить России гарантии по поводу сохранения военно-политического нейтралитета стран региона. Наоборот, необходимо предпринять шаги по ускоренной интеграции стран региона, прежде всего Грузии и Азербайджана, а в последующем и Армении в НАТО. Это необходимо для включения стран региона в надежную международную систему военно-политической безопасности. Только после этого страны региона смогут каждый раз не оглядываться на север, принимая те или иные внешнеполитические и внешнеэкономические решения. К сожалению, приходится констатировать, что ведущие страны Европы в реализации этих задач не являются надежными союзниками. Значит, именно США, по крайней мере, на первом этапе, должны взять на себя всю ношу по обеспечению безопасности стран региона. Для реализации этой задачи уже сейчас США могли бы заключить двусторонние договоры со странами региона, естественно, пока что с Грузией и Азербайджаном по обеспечению их безопасности. Ведь, в конечном счете, речь идет о влиянии США в Европе...("Зеркало").

Мнения и позиции

Необоснованная задержка урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта держит регион в напряжении, заявил министр обороны Азербайджана. "Нагорно-карабахская проблема должна быть решена в скором времени. В этом вопросе ни о каких территориальных уступках речи быть не может, и проблема должна найти свое решение без условий",- сказал министр обороны Азербайджана Сафар Абиев на встрече с заместителем помощника секретаря обороны США Мэри Уорлик. ("525-я газета").

"США очень добиваются сейчас освобождения 5-6 оккупированных районов Азербайджана и хотят добиться этого прорыва в Санкт-Петербурге, и потому любыми методами оказывают давление на Армению, чтобы вынудить ее согласиться с этим предложением. Я считаю, что сокращение финансовой помощи Армении и Нагорному Карабаху нацелено на то, чтобы вынудить Ереван смягчить свою позицию на предстоящих переговорах. Дело в том, что и Россия согласна с этим вариантом. Кроме того, ребенку ясно, что последнее подорожание цен на нефть - это шаг навстречу Москве со стороны США. Эти страны сейчас выступают с единых позиций по многим вопросам, в том числе и по карабахскому. Хотя встреча президентов пройдет в Санкт-Петербурге, США, наряду с Россией, будут играть там важную роль. Поэтому не исключаю, что совместный российско-американский нажим на Армению даст свои плоды в Санкт-Петербурге. В вопросе статуса Карабаха, конечно, Россия уступать не будет никому. Для нее это важный рычаг, но с освобождением 5-6 районов, я считаю, она согласится",- заявил в беседе с 1news.az азербайджанский политолог Зардушт Ализаде.

"Я, конечно, буду против возвращения территорий. Не найдешь ни одного военного, который согласится возвращать территории. Мы этого достигли, мы не захватили, а освободили наши территории - мы не оккупанты. Президент занимается этим и, думаю, может найти наилучшее решение", -заявил в беседе с газетой "7 Ор" советник министра обороны Армении генерал-полковник Гурген Далибалтаян. Он заверил, что ни один из 5-ти районов не отдаст Азербайджану, если руководство не примет политическое решение и на уступки не пойдет. "Думаю, что ни один президент не пойдет на компромиссы. Для нас, военных, это будет равносильно убийству",- заметил генерал.

"С 1997 года, то есть с того момента, как Нагорно-Карабахская Республика была вытеснена из переговорного процесса, действия НКР перестали быть адекватными. Я убеждена, что все предали забвению тот факт, что в 1992 году НКР обратилась в ООН с просьбой принять ее в ряды государств-членов этой организации. Произошла молчаливая передача полномочий. Я говорю молчаливая, поскольку нет ни одного письменного документа о том, что Республика Арцах дала согласие на осуществление этих полномочий Республикой Армения, и это пассивность Арцаха чревата опасностями", - заявила секретарь парламентской фракции "Наследие", уроженка Нагорного Карабаха Лариса Алавердян. ("Аравот").

По мнению секретаря парламентской фракции партии "Наследие" Степана Сафаряна, осуществление "печально известных" Мадридских принципов приведет к потере Карабаха. Как заявил он на пресс-конференции 12 мая, как армяно-турецкие отношения, так и карабахская проблема сегодня помещаются в рамках интересов сверхдержав и имеют мало общего с интересами армянского народа. Предположив, что на июльской встрече президентов Армении и Азербайджана на армянскую сторону будет оказано мощное давление, Сафарян отметил: "Сожалею, что вопрос признания Нагорно-Карабахской Республики до сих пор не стоит на повестке парламента Армении. Это могло бы изменить ситуацию в нашу пользу". ("Ноян Тапан").

"Надо четко разделить права и обязанности. Армения и Карабах должны договориться, кто за что отвечает и какую несет ответственность. Вопросы, находящиеся в рамках полномочий Карабаха, не должны Арменией обсуждаться. В таком случае, как посредники, так и Азербайджан будут вынуждены разговаривать с Карабахом. Думаю, мы можем решить это за счет наших внутренних ресурсов. Армения и Карабах - два разных государства, и их подходы и взгляды могут отличаться. Более того, с точки зрения общеарменских интересов, в некоторых случаях разногласия могут быть даже выгодны. А значит, не надо этого бояться или избегать", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" бывший замминистра ИД Нагорного Карабаха Масис Маилян.

В Степанакерте

Парламенту Нагорного Карабаха пока не удалось принять заявление о формальном лишении Армении права представлять интересы Степанакерта в переговорном процессе с Азербайджаном с участием международных посредников. Однако даже эта неудавшаяся инициатива свидетельствует о возрастающем беспокойстве карабахских политиков тем, что официальный Ереван, участвующий в переговорах от имени Степанакерта, ведет процесс в "неверном направлении".

4 мая карабахский парламент должен был собраться на внеочередное заседание, которое уже заранее было объявлено историческим. Депутаты собирались принять заявление, которое бы лишало Армению права представлять интересы НКР на переговорах по карабахскому урегулированию. И хотя сессия так и не состоялась (11 из 20 депутатов 33-местного парламента отозвали свои подписи под требованием созвать заседание), само по себе это явление поистине беспрецедентное, поскольку Армения представляет Карабах на переговорах, начиная с 1998 года, и НКР ни разу не выступала против этого. Правда, Карабах не очень громко, но постоянно настаивал на своем участии в переговорах, но резких заявлений, тем более о лишении Армении полномочий, не звучало никогда.

В парламент был приглашен министр иностранных дел Георгий Петросян, которому депутаты предъявили претензии в том, что процесс урегулирования движется в не выгодном для Карабаха направлении. Сам Петросян заявил, что НКР категорически против Мадридских принципов урегулирования. "Давно уже не секрет, что карабахская сторона не согласна с некоторыми положениями Мадридских принципов", - сказал министр, добавив, что позиция руководства Карабаха не изменилась, более того, возможно некоторое ее ужесточение.

Депутат, советник президента НКР, генерал в отставке Виталий Баласанян отметил, что внешние силы спекулируют на теме освобожденных территорий, закрепленных Конституцией как неотъемлемая часть НКР. По мнению депутата, это ставит под угрозу государственность и безопасность народа Карабаха. "Не считаете ли вы, что пора призвать к ответственности Армению, которая выступает в качестве стороны переговоров, не имея на то согласия НКР?", - спросил Баласанян, по словам которого письменного соглашения о том, что Армения может представлять НКР на переговорах, нет. В ответ глава карабахского МИД ответил, что ничто не мешает парламенту выступить с инициативой о привлечении Армении к ответственности за то, что та не отстаивает интересы НКР.

После подписания президентами Армении, Азербайджана и России Майндорфской декларации (2 ноября 2008) Карабах четко заявил, что без участия НКР решений не может быть принято. Карабах всегда настаивал на том, что без его участия формат переговоров не является полноценным и необходимо подключение к процессу самой НКР. Однако в этом направлении ничего не делается, в том числе и Арменией, и это дает Карабаху право не подчиняться принятым без его участия решениям, сказал министр.

"Ответственность за то или иное решение проблемы Арцаха должны нести все прежние и нынешние президенты Армении и НКР, все здесь сидящие", - заявила лидер фракции "Демократия" Жанна Галстян. Она сообщила, что парламент готовится пригласить на обсуждение министров иностранных дел Армении и Карабаха, чтобы "вместе решать наши общие проблемы". Депутат от фракции "Арцахатун" Рудольф Мартиросян, отозвавший заявление, мотивировал это тем, что "процесс заморожен" до того, когда на заседание будут приглашены глава армянского МИД и депутаты НС РА. Лидер фракции "Свободная Родина" Артур Товмасян и вовсе дал несуразное разъяснение решению отозвать заявление: дескать, поскольку инициатива о созыве заседания принадлежала советнику президента Виталию Баласаняну, они думали, что "президент тоже согласен" и приняли решение, но после "некоторых разъяснений" изменили его. "Отсутствие реакции на наше требование подключить НКР к переговорному процессу оставляет за нами право не подчиняться принятым за нашей спиной решениям", - с таким жестким заявлением выступил Георгий Петросян на заседании парламента.

Есть версия, что нынешняя активность карабахского парламента проявилась не без ведома президента Армении, который загнан в угол международным нажимом в вопросе армяно-турецких отношений. Демарш Карабаха может стать хорошим выходом из ситуации. (ArmeniaNow).

Читайте развитие сюжета: Критик переговорного процесса по Карабаху назначен главой Совбеза НКР

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.