Прошедшие три дня, 15-17 мая, ознаменовались существенным обострением обстановки в трех регионах Северного Кавказа - Ингушетии, Чечне и Дагестане.

Утром в субботу, 16 мая, министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов заявил о предотвращении ряда терактов, готовившихся боевиками в Грозном. По его информации, вечером 15 мая были уничтожены три террориста, входивших в банду Беслана Чагиева, подорвавшего себя 15 мая у здания МВД Чечни. В разных районах Грозного в результате действий силовиков были уничтожены Адам Белимханов, Таймер Убайдуллаев и Альви Черсиев. Одновременно Алханов сообщил, что Беслан Чагиев, руководивший подрывниками, родился в 1968 году в Казахстане, проживал в станице Слепцовская в Ингушетии, несколько лет находился в Турции. По данным главы МВД Чечни, он входил в банду Доку Умарова. В результате теракта, произведенного Чагиевым в качестве смертника у здания МВД, погибли четыре человека и не менее пяти получили ранения. Это был первый значительный инцидент на территории Чечни после отмены там режима контртеррористической операции (КТО).

Вечером в субботу, 16 мая стало известно о подрыве чеченского милиционера на взрывном устройстве неустановленного образца в селении Бамут Ачхой-Мартановского района Чечни. Взрыв произошел около 21:30 мск, когда сотрудники чеченской милиции проводили в окрестностях Бамута оперативно-розыскные мероприятия. Подорвавшийся милиционер был доставлен в больницу, где скончался. Селение Бамут находится рядом с границей Ингушетии, причем граница там проходит по лесному массиву. Это практически единый лесной массив, который тянется от южных окраин столицы Северной Осетии Владикавказа через Ингушетию к Чечне.

В ночь на воскресенье, 17 мая из Ингушетии стали приходить сообщения, позволяющие сделать предположение о передислокации (предположительно, в сторону Чечни) крупной банды боевиков. Около 19:00 мск 16 мая рядом с селом Нижний Алкун Сунженского района бандиты захватили грузовик КАМАЗ и два автомобиля "Нива", взяв в заложники трех граждан, которые, как сообщили в штабе объединенной группы войск на Северном Кавказе, ехали на рыбалку. Среди захваченных был брат главы администрации селения Верхний Алкун. Около 00:30 мск боевики были блокированы. В результате боестолкновения захваченные ими заложники получили ранения, был также ранен один сотрудник милиции. Уничтожено два боевика, один из которых оказался гражданином Азербайджана. Часть бандитов рассеялась по лесному массиву. Численность банды в оперативном штабе группы войск на Северном Кавказе оценили примерно в 50 человек. В ту же ночь, около 05:00 мск, был обстрелян контрольный пост милиции близ села Яндаре Сунженского района на федеральной трассе "Кавказ". Обстрел велся почти четверть часа, был ранен один милиционер.

Днем в воскресенье, 17 мая президент Чечни Рамзан Кадыров сообщил о том, что на чечено-ингушской границе блокирована часть банды Доку Умарова в количестве примерно 15 человек. Во вторую половину дня 17 мая Кадыров прибыл в столицу Ингушетии Магас, где состоялась его встреча с президентом Ингушетии Юнус-беком Евкуровым. На встрече было заявлено об объединении усилий двух республик в борьбе с экстремистами и о том, что основную нагрузку по противодействию боевикам должны нести сотрудники правоохранительных органов из этих регионов, а не командированные милиционеры. Кадыров сообщил, что со стороны Чечни в нынешней спецоперации принимают участие бойцы подразделения внутренних войск МВД РФ "Север", спецполк имени Ахмата Кадырова при МВД Чечни и сотрудники полка вневедомственной охраны МВД. Отметим, что это не первый случай прямого диалога между Кадыровым и Евкуровым. Еще в ноябре прошлого года, вскоре после вступления в должность президента Ингушетии, Евкуров посетил Грозный. Что касается Кадырова, то это был его первый приезд в Магас после смены главы Ингушетии.

В настоящее время спецоперация на чечено-ингушской границе продолжается. К месту ее проведения стянуты подразделения правоохранительных органов из соседних регионов. Милиция Чечни и Ингушетии переведена на усиленный вариант несения службы. Судя по поступающим данным, имеет место первая за последние несколько лет попытка перехода значительных сил боевиков из Ингушетии в Чечню. Ранее, во время президентства Мурата Зязикова, руководство Чечни неоднократно заявляло, что именно в Ингушетии скрываются многие главари бандформирований.

В воскресенье, 17 мая информация о возможном передвижении боевиков поступала и из Карабудахкентского района Дагестана, где в марте проводилась масштабная спецоперация. С утра 17 мая в лесном массиве близ селения Какашура был введен режим КТО. Как заявил ИА REGNUM Новости начальник пресс-службы МВД Дагестана Марк Толчинский, режим был введен в связи с предполагаемым нахождением бандитов в лесном массиве. Режим действовал до 20:00 мск. В результате прочесывания местности вооруженных лиц обнаружено не было, однако найдено четыре взрывных устройства и блиндаж, рассчитанный на проживание шести-восьми человек.

Напомним, что дагестанский эксперт по силовым структурам Хабиб Магомедов ранее на прошедшей неделе в беседе с ИА REGNUM Новости высказал предположение, что после жестких действий против боевиков в Карабудахкентском районе они могут предпринять попытку покинуть "насиженные места" в лесах этого района и переместиться ближе к границе с Чечней, в Хасавюртовский, Новолакский и Казбековский районы, где во второй декаде мая также уже проводилась спецоперация.

Рамзан Кадыров вечером 17 мая заявил о необходимости консолидации Чечни, Ингушетии и Дагестана для борьбы с экстремизмом. Значительных препятствий для развития взаимодействия двух первых республик сейчас, скорее всего, нет, полагает эксперт по Северному Кавказу, заместитель управляющего директора ИА REGNUM Новости Константин Казенин: некоторые территориальные споры между Чечней и Ингушетией, которые необходимо будет решить в этом году при завершении формирования там муниципальных образований, не представляются слишком серьезными. Что касается "тройственного союза" с Дагестаном, то его перспективы несколько сложнее. "Во-первых, взаимоотношения Дагестана и Чечни во многом "завязаны" на ситуации в приграничных районах Дагестана, где проживает большая чеченская диаспора. Решение многих вопросов там ведется путем диалога с Рамзаном Кадыровым местных муниципальных руководителей, зачастую довольно независимых от официальной Махачкалы. Во-вторых, насколько можно судить, стиль работы президента Дагестана Муху Алиева предполагает значительно больший акцент на диалоге с федеральными структурами, чем с соседями по Южному федеральному округу," - считает эксперт.