15 мая произошёл ряд значимых событий в сфере мировой энергетической политики. Россия, Болгария, Греция, Сербия и Италия подписали соглашения, направленные на реализацию проекта газопровода "Южный поток", Узбекистан устами заместителя председателя правления Национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз" Шавката Мажитова заявил о намерении продавать узбекский газ в Китай, а Болгарский энергетический холдинг BEH принял решение о выходе из проекта нефтепровода Бургас-Александруполис. Ситуацию прокомментировал 15 мая в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете подписанные соглашения по "Южному потоку"?

Россия очень активно лоббирует "Южный поток". Однако при этом Еврокомиссия всеми возможными способами пытается добиться того, чтобы практическая фаза "Южного потока" начала реализовываться лишь после того, как будут приняты какие-то решения по NABUCCO, и США ей в этом помогают. То, что Россия и балканские страны подписали соглашения о создании СП для строительства "Южного потока" - это серьёзный удар по планам ЕС в данном отношении, но, скорее всего, проект сейчас окажется в очень сложной ситуации. Европейцы будут стараться его затянуть, чтобы продавить NABUCCO, а Россия, в свою очередь, будет стараться его ускорить, пока есть деньги, так как проект очень дорогой. В принципе, заключение подобных соглашений на данном этапе - это очень хороший знак. Это значит, что Москва пока что лоббирует "Южный поток" достаточно эффективно. Однако и болгары, и все остальные на Балканах заинтересованы в том, чтобы совместить оба проекта и получить с этого максимальные бонусы. Для балканских стран не существует противопоставления между "Южным потоком" и NABUCCO. И поскольку Россия относительно "Южного потока", говоря простым языком, поставила вопрос в духе "либо сейчас, либо никогда", то они пошли ей навстречу. Но, в любом случае, дальше начнётся большая борьба. У России в ней больше шансов, так как у нас есть ресурсная база для этих проектов, деньги, партнёры и т.д. Шансы можно оценить с оптимизмом, однако всё равно всё будет сложно. Европейцы хотят, чтобы все процессы по "Южному потоку" начались после принятия решений по NABUCCO, и не скрывают этого. Скорее всего, "Южный поток" будет создан, но это не означает отказа от планов по NABUCCO. Еврокомиссия от него не отказывается. Проект кажется совершенно мертворожденным, но политическая борьба вокруг него продолжится.

ИА REGNUM Новости: Сегодня Узбекистан заявил о намерении экспортировать газ в Китай. Каковы причины и возможные последствия этого заявления?

Дело в том, что у NABUCCO всё замечательно, кроме одного момента - там нет транскаспийского газопровода, а без этого всё остальное неактуально. Ситуацию мог бы спасти Иран, но у него свои планы. Тегерану не нравится, что европейцы проявляют настороженность по поводу его участия в NABUCCO, и он создаёт собственную инфраструктуру. Есть возможность транзита туркменского газа через иранскую территорию в ЕС, но эта перспектива довольно отдалённого будущего. Европейцы поддаются на американское давление, а Вашингтон относится к Тегерану совершенно определённо. Соответственно, и Узбекистану, и Туркмении хочется получить какие-то альтернативные пути, и выход здесь только один - Китай. По большому счёту, это чудо, что для России в регионе сохраняется нынешняя ситуация. Китай осуществляет в Средней Азии множество проектов, раздаёт массу кредитов. И среднеазиатские страны понимают, что если они будут поставлять газ в Китай, у них появятся и кредиты, и инвестиции, и не только в энергетической сфере. То, что Узбекистан намерен участвовать в заполнении газопровода в Китай, это вполне естественно, и странно лишь то, что подобные заявления не были озвучены раньше. При этом NABUCCO останется в качестве красивой идеи. В каком-то будущем, он, возможно, реализуется, поскольку рамочные условия для вхождения Европы в Среднюю Азию существуют, что бы по этому поводу ни говорилось. На это много поставили и сами европейцы, в этом готовы участвовать и США. Однако сейчас этого не будет по причине отсутствия денег. В то же время, Китай не снижает своей активности в Средней Азии. Это оправданно и с точки зрения внутренней экономической политики Пекина, который рассчитывает за счёт повышения импорта дешёвых углеводородов из Средней Азии обеспечить экономический подъём северных и северо-западных провинций.

ИА REGNUM Новости: В таком случае, о какой реализации проекта NABUCCO может идти речь, если Туркмения и Узбекистан начнут продавать газ в Китай? И почему Европа продолжает так за него цепляться?

У Оруэлла в романе "1984" есть понятие двоемыслия. С европейцами происходит феноменальная вещь - непонятно, откуда возьмутся деньги и ресурсная база для NABUCCO, однако они носятся с этим проектом, как с писаной торбой. Даже наши два "потока" находятся под вопросом, но как будет осуществляться NABUCCO, абсолютно неясно. В ЕС на уровне Еврокомиссии масса вещей имеет виртуальный характер, и этот проект в данном случае является классическим примером. Они его лоббируют, но никто даже не представляет, как это будет выглядеть. Да, их напугала очередная "газовая война" России и Украины, но ничего, кроме их страха, в NABUCCO нет.

ИА REGNUM Новости: В чём причина выхода болгарского холдинга из проекта нефтепровода Бургас-Александруполис?

В основном, это экономические причины. В Болгарии тоже кризис, а на проект нужны деньги. Вообще, вся эта южная ветвь, учитывая турецкую позицию и необходимость дополнительных крупных инвестиций в Бургас-Александруполис, представляется в значительной мере тупиковой. Гораздо более перспективными представляются северные маршруты. Пока проектов этой области нет, но экспорт нефти через северные российские порты кажется более перспективным, чем через южные.