Внешняя политика

"Восточное партнерство"

7 мая в Праге состоялся первый саммит программы Евросоюза "Восточное партнерство". Как сообщает "Ноян Тапан", в эту инициативу Евросоюза включены Армения, Грузия, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия и Украина. Инициатива предусматривает укрепление связей с Евросоюзом, углубление торгово-экономических отношений, упрощение визивого режима, а также стимулирование регионального сотрудничества между странами-партнерами. На саммите выступил также президент Армении Серж Саргсян. Он, в частности, сказал: "Этот день знаменателен для народа Армении. Независимо от того, какие перспективы каждый из нас видит в своих отношениях с Евросоюзом, очевидно одно - мы должны пройти большой путь. И я хочу от имени народа Армении поблагодарить Еврокомиссию, государства-члены Евросоюза за предложение о совместном преодолении этого пути. Это шаг, основанный на мечте, решение, направленное в будущее. Мы понимаем, что это было нелегким шагом для Евросоюза, особенно в условиях глобального финансового кризиса. И тем не менее, Восточное партнерство - смелая инициатива. Она не только предусматривает обязательства обеих сторон, но и выгодна обеим сторонам. Мы вступаем в этот процесс для того, чтобы сделать наши рынки более доступными, стимулировать диалог между нашими гражданами, чтобы вместе строить наше будущее и взаимно обогащать наши культуры. И я верю, что это нам удастся".

7 мая в Праге глава МИД Армении Эдвард Налбандян встретился с еврокомиссаром по внешним связям и европейской политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер. Как сообщает "АрмИнфо", в ходе встречи стороны обсудили вопросы сотрудничества Армении с ЕС, в том числе реализацию программы "Европейской политики соседства". Касаясь программы "Восточное партнерство", Налбандян подчеркнул, что Армения готова активно участвовать в данной программе. По просьбе еврокомиссара, глава МИД рассказал о ситуации с нормализацией армяно-турецких отношений. Бенита Ферреро-Вальднер от имени Еврокомиссии выразила полное содействие шагам в данном направлении. Стороны так же обсудили возможности урегулирования карабахской проблемы, а также вопросы региональной безопасности.

Состоявшийся 7 мая в Праге саммит "Восточного партнерства" "ответственные СМИ" Армении осветили со всей "ответственностью", которую предполагает логика властной пропаганды. Программе "Восточного партнерства" придали беспрецедентное политическое значение. Следуя акцентам провластной пропаганды, поддержанной комментариями и аргументами экспертов разного калибра, можно прийти к заключению, что ради Восточного партнерства стоило строить государственность, поскольку программа эта обеспечивает прямой путь в Евросоюз, во всяком случае, ассоциативное членство в ЕС. Причина столь восторженных отзывов очевидна. Армения стала одной из шести стран, включенных в программу "Восточного партнерства", а Серж Саргсян принял участие в первом саммите программы, так что, не стоит упускать момент для рекламы очередной дипломатической победы Армении. Хотя достаточно взглянуть на список стран, в ряду которых оказалась Армения в "Восточном партнерстве", чтобы понять - ни о какой дипломатической победе не может быть и речи. Напомним, что в перечень означенных стран вошли Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия и Молдавия. Вряд ли можно говорить о больших достижениях Беларуси в политико-экономической сфере, сложно говорить об этом и в отношении Азербайджана. Еще хуже обстоят дела в Молдавии, не лучше в Грузии. В случае с Украиной все настолько смешалось, что сложно даже разглядеть, где у них там достижения, а где - потери. Такова вот компания, и ее состав свидетельствует о том, что "Восточное партнерство" - это сугубо политическое событие, являющееся продолжением политических планов Евросоюза или же признаком внутренних разногласий в ЕС. Дело в том, что главные европейские акторы - Великобритания, Франция, Испания и Италия - фактически игнорировали первый саммит Восточного партнерства: главы этих стран предпочли не участвовать в саммите, что уже свидетельствует о невысоком рейтинге программы. Программа "Восточного партнерства" - это лишь очередной способ, примененный Евросоюзом для повышения своей роли в мировых процессах. Она до боли напоминает проект Европейского соседства, старт которому был дан несколько лет назад с таким же восторженным шумом. Но, как стало очевидно потом, кроме грантов некоторым неправительственным организациям, эта программа ничего Армении не дала. "Восточное партнерство" также будет содержать в себе грантовую составляющую, во всяком случае, Евросоюз намерен потратить на программу до 600 млн. евро. Расщедрилась ли Европа или поскупилась, сложно сказать, но то, что программа сулит деньги, уже очевидно. Вся проблем в том, что такие щедрые проекты, рассчитанные на реальную евроинтеграцию и партнерство, в конце концов выливаются в обычный бизнес, который проводится под менторские выступления о преимуществах евроинтеграции. Хотя на деле этот проект даст импульс, скорее, новому взлету грантового бизнеса, чем развитию демократии и европейских ценностей. ("Лрагир").

Перспективы "Восточного партнерства" необходимо рассматривать в контексте евроатлантической интеграции государств постсоветского пространства, считает заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев. По мнению эксперта, европейские государства и стоящие за ними США, выдвигая те или иные инициативы, преследуют прежде всего собственные интересы. На вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, о каких конкретно интересах идет речь, политических или экономических, Арешев подчеркнул, что, в первую очередь, идет борьба за энергоресурсы. "Речь идет о борьбе за энергоресурсы и маршруты их транспортировки с последующим радикальным переформатированием политического ландшафта этих государств и возможным размещением там инфраструктурных объектов Североатлантического альянса", - отметил Арешев.

Открывающийся форум Евросоюза, на котором должна быть официально утверждена программа "Восточное партнерство", вызвал довольно раздражительную реакцию российских властных кругов. Свою озабоченность этой программой министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразил в мягкой дипломатичной форме. Более откровенно высказалась российская провластная пресса, по мнению которой, форум ЕС направлен на "дезинтеграцию постсоветского пространства", "расчленение СНГ", "уменьшение влияния России" и так далее. Известно, в какой степени Украина и Грузия интегрированы в "постсоветское пространство" и СНГ и какое влияние имеет на них Россия, с иронией отмечает редактор газеты "Аравот" и продолжает: "На мой взгляд, есть одна очевидная закономерность: чем дальше от европейских стандартов данная страна СНГ, чем чаще в ней нарушаются права человека, чем грубее фальсифицируются выборы, тем больше ей приходится уповать на весьма сомнительную в плане демократии Россию. Классический пример - Узбекистан, руководитель которого Ислам Каримов несколько лет назад активно заигрывал с Западом, но после того, как расстрелял в Андижане несколько десятков человек, вернулся в "объятия России". Примерно такая же ситуация сегодня в Армении, Молдавии и Азербайджане. Состоявшиеся недавно в трех упомянутых странах выборы и референдум явно усиливают их зависимость от России и затрудняют интеграцию в европейские структуры. Белоруссия в этом смысле стоит особняком - в Праге многие не хотели здороваться с Лукашенко, и он во избежание скандала не примет участия в форуме ЕС. Да, все 7 стран будут приняты в программу, и деньги, наверное, дадут всем. Но политическая интеграция в ЕС будет происходить "с различной скоростью". Таким образом, можно вывести конкретную формулу: свобода действий Армении на международной арене прямо пропорциональна свободе граждан Армении внутри страны. Пришло время, чтобы наши власти это поняли".

"Одна из важнейших сильных сторон Евросоюза состоит в том, что он способен экспортировать политическую и экономическую стабильность в соседние страны. В ближайший четверг предстоит испытание этой сильной стороны, когда ЕС запустит свою инициативу "Восточное партнерство" по укреплению связей с шестью бывшими советскими республиками, расположенными между восточной границей блока и Россией", пишет британская газета "The Financial Times". Тем не менее, продолжает газета, "Восточное партнерство" - это корабль, который еще не вышел в море, но уже раскачивается из стороны в сторону. "Вряд ли пражское собрание удостоят своим присутствием президенты Белорусии и Молдавии - Лукашенко и Воронин и, похоже, что на саммите не удастся собрать всех 27 лидеров стран ЕС. Еще одна проблема, по мнению автора статьи, - это Россия, в зловещей тени которой пройдет эта встреча. Большую часть 20-го века все эти шесть государств находились под полным контролем Кремля. Сразу после распада Советского Союза в 1991 г. московские внешнеполитические теоретики объявили этот регион "ближним зарубежьем" России. Иными словами, Россия, как сибирский сторожевой пес, считает "Восточное партнерство" посягательством какого-то 27-голового терьера на свою территорию", пишет газета. ("АрмИнфо").

У Европы есть свои задворки, где в беспорядке свалено старье, оставшееся от предыдущих хозяев, и безвкусные подарки, от которых не удалось избавиться, пишет El País. Как отмечает газета, во-первых, на этих задворках проживают 75 млн. человек. Во-вторых, "оказывается, что у нас есть еще один сосед, положивший глаз на этот двор, и он намерен привлечь или сохранить этих соседей на своей орбите". Некоторые из шести восточных соседей, с которыми ЕС в четверг провел безуспешную встречу в попытке улучшить отношения, еще "не вернулись из холода", отмечает газета. "В Белоруссии правит последний диктатор Европы. На Украине иллюзия так называемой "оранжевой революции" развеялась, ситуация в Молдавии еще хуже: страна завязла в логике холодной войны. На Кавказе ситуация не многим лучше. Армения превратилась в верного слугу России. В Азербайджане семья Алиевых осуществила мечту любого тирана, получив в наследственное владение республику с огромными нефтегазовыми ресурсами. И, наконец, Грузия - страна, во время "революции роз" давшая нам надежду на то, что сможет стать образцом демократии для всего региона, но тоже вставшая на саморазрушительную спираль под мессианским руководством Саакашвили". Перед Европейским союзом стоит небогатый и непростой выбор, к тому же со временем ухудшающийся, пишет El País, если в 1990-е Россия пребывала в упадке, а расширяющийся Евросоюз был гораздо привлекательнее для стран бывшего советского блока, то теперь оправившаяся Россия намерена вернуть свое влияние в зоне с помощью либо давления, либо поощрения. Европейский союз же отозвал предложение о присоединении и не спешит отменять визы или оказывать экономическую помощь этим странам, что существенно снижает его привлекательность и влияние. Как подчеркивает газета, Брюссель сталкивается с теми же проблемами, что и при организации Средиземноморский союз: мягкие постмодернистские манеры Брюсселя "сталкиваются с грубостью этих соседей, более интересующихся выживанием, чем тем, что о них скажут, и привычных к классическим властным играм, где тестостерон еще не вышел из моды", заключает El País. (Armenia Today).

Россия

Президент Армении Серж Саргсян 5 мая принял директора Службы внешней разведки Российской Федерации Михаила Фрадкова. Стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся армяно-российского сотрудничества, обменялись мнениями относительно региональных процессов, а также вопросов безопасности. По сообщению "Ноян Тапан", в тот же день, по приглашению первой леди Армении Риты Саргсян в Ереван прибыла первая леди Российской Федерации Светлана Медведева. Из аэропорта Звартноц Саргсян и Медведева направились в Первопрестольный Святой Эчмиадзин, где их принял Католикос Всех армян Гарегин Второй. Рита Саргсян и Светлана Медведева посетили также мемориальный комплекс Геноцида армян, возложили цветы к памятнику жертвам Геноцида. В музее-институте Геноцида армян супруга президента РФ сделала запись в книге почетных гостей. Вечером в академическом театре оперы и балета имени А.Спендиаряна супруги президентов Армении и России присутствовали на премьере балета "Спартак" Арама Хачатуряна.

Газета "Капитал" пишет: "Армения ждет обещанного Россией стабилизационного кредита в 500 млн. долларов. Официальные лица Минфина Армении уже заявили, что получение стабилизационного кредита предполагается в конце мая или начале июня. Конкретные сроки предоставления кредитов как Армении, так и Киргизии, Белорусии или Украине Кремль обуславливал откорректированным бюджетом на 2009 год. "Новый" бюджет президент Дмитрий Медведев подписал 28 апреля и всего через 2 дня Киргизия кредит получил. Имеющие место процессы заставили ряд должностных лиц Армении не связывать надежды с российским кредитом. Если учесть, на каких условиях Россия предоставила средства Киргизии и на каких условиях получит их Армения, то не исключено, что обещание предоставить кредит так и не будет выполнено. Отметим, что Россия обещала Киргизии 2 млрд. долларов при условии, что последняя не предоставит американцам аэропорт Манас. Армения неоднократно заявляла, что не готова взамен получения кредита идти на политические уступки. Это означает, что мы получим более "дорогой" кредит".

Премьер-министр России Владимир Путин в беседе с японскими журналистами заявил, что Россия перейдет со своими партнерами-странами СНГ на рыночные отношения и, возможно, что обещанные кредиты не будут финансированы, поскольку они им и самим нужны. "Думаю, что у России самой есть в экономической сфере проблемы, и вряд ли будет неожиданным, если некоторые данные обещания не будут выполнены", прокомментировал в беседе с газетой "7 Ор" заявление Путина экономист Татул Манасерян. "Тем не менее, думаю, что Армения получит определенные кредитные средства",- добавил он.

В ходе своего визита в Вашингтон вице-премьер России Алексей Кудрин провёл переговоры с руководителями Всемирного банка. В ходе этих переговоров он заявил, что Москва вступает в период дефицита бюджета, который составит не меньше 3 процентов ВВП. Кудрин также заявил, что российские власти готовы рассмотреть возможность продолжения части внутриполитических проектов, например, по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет заемных средств Всемирного банка. Это означает, что Россия, по существу, исчерпала свои нефтедоллары, что, в свою очередь, означает сокращение ее возможностей для предоставления Армении в срок и полностью кредита в 500 млн. долларов. Как сообщают московские источники газеты "Пакагиц", в этой связи власти Армении попросили своих российских коллег, чтобы последние не выступали с заявлениями о том, что кредит не предоставляется или же предоставляется не полностью, так как в пропагандистском плане это может оказать отрицательное влияние на общественность Армении.

НАТО

В Грузии 6 мая начинаются учения НАТО Cooperative Lancer/Cooperative Longbow-2009, проводимые в рамках программы Альянса "Партнерство во имя мира". По данным министерства обороны Грузии, в них примут участие 9 стран-членов НАТО и четыре страны-участницы программы "Партнерство во имя мира". Маневры, которые продлятся до 3 июня, разделены на две части - штабные и полевые. На решение НАТО провести учения в Грузии не повлияли ни митинги оппозиции, которые проходят в Тбилиси с 9 апреля этого года, ни происшедший 5 мая инцидент в бронетанковом батальоне ВС в Мухровани, который по заявлению МО и МВД страны "был направлен на срыв учений Альянса". "Никаких изменений в их график не вносилось, они начнутся 6 мая, как и планировалось", заявил представитель МО Грузии. ("Ноян Тапан").

Министерство обороны Армении официально сообщило об отказе от участия в учениях НАТО в Грузии. Согласно короткому сообщению, размещенному на сайте МО РА накануне поздно вечером, Армения не примет участия в учениях "исходя из создавшихся обстоятельств", сообщает "АрмИнфо". На просьбу журналистов прояснить смысл данной формулировки и указать, какие именно обстоятельства препятствуют участию Армении в учениях, министр обороны Сейран Оганян вначале отказался комментировать, а затем сослался на недавнее заявление генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, сделанное им в ходе совместной пресс-конференции с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В частности, Схеффер в качестве основных международных принципов указал только принцип территориальной целостности. В связи с этим министр напомнил, что основных принципов международного права три, и помимо принципа территориальной целостности, есть также принцип права народов на самоопределение и принцип неприменения силы. При этом, замечает "АрмИнфо", министр не стал вдаваться в детали того, как скажется заявление Скеффера на дальнейших отношениях Армения-НАТО.

"У Армении сложились стратегические отношения с Россией, мы не можем сейчас оставить Россию и переметнуться к НАТО", - заявил на пресс-конференции экс-советник президента Армении, главный военный инспектор, генерал-полковник Гурген Далибалтаян, комментируя отказ Армении от участия в проводимых в Грузии военных учениях НАТО. "Так что, - добавил Далибалтаян, - хотя мы и дружим с НАТО, и участвуем в мероприятиях Альянса, но членом НАТО мы пока становиться не собираемся". ("Пакагиц").

Армения совершила ошибку, отказавшись от участия в учениях НАТО в Грузии. Об этом заявил депутат парламента Армении, член оппозиционной партии "Наследие" Степан Сафарян. По мнению Сафаряна, отказ от участия в учениях НАТО был большой ошибкой, так как именно этот шаг армянской стороны послужил причиной отказа США от предоставления финансовой помощи Нагорному Карабаху. Сафарян также прокомментировал последние развития в армяно-турецких отношениях. По его словам, Ереван оказался в такой ситуации, когда "невозможно сделать шаг назад, а шаг вперед поставит под угрозу интересы Армении и Нагорного Карабаха". В свою очередь другой представитель партии "Наследие" Анаит Бахшян отметила, что во время пребывания президента Армении в Нагорном Карабахе, она поинтересовалась у Сержа Саргсяна, какое у него настроение после переговоров с Ильхамом Алиевым в Праге, на что президент, по словам Бахшян, ответил, что у него "отличное настроение", и добавил: "чем больше вы меня осуждаете, тем больше меня хвалят в Европе". Исходя из данных слов Саргсяна, Бахшян сделала вывод, что Серж Саргсян "готов поставить под угрозу интересы своей страны, ради получения одобрения и похвал со стороны Европы". (ИА REGNUM Новости).

2/3 армян и турок против урегулирования отношений?

Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, на каких условиях их страна готова открыть армяно-турецкую границу. Как передает CNNTurk, Эрдоган отметил, что "между Турцией и Азербайджаном нет никаких разногласий и проблем с взаимопониманием". Он заявил, что Турция закрыла границы с Арменией "в связи с оккупацией последней территорий Азербайджана". "Верните земли и мы откроем границу", обратился к армянским властям премьер Турции. (ИА REGNUM Новости).

Комментируя заявление премьера Турции Реджепа Эрдогана, глава офиса Ай-Дат и политических вопросов АРФД Киро Маноян отметил, что это означает, что подписание соглашения между Арменией и Турцией связывается с урегулированием Карабахского конфликта. "Наши власти не хотят видеть или слышать сказанное Эрдоганом. Эрдоган не говорит, не будем продолжать переговоры, пока не отдадите Карабах. Он говорит - не подпишем договор. А наши власти говорят, "мы договорились продолжать переговоры без предусловий". Это две разные вещи". По словам Манояна, слова премьера Турции "переговоры будем вести, но не подпишем, пока не урегулирован вопрос Карабаха" - уже предварительное условие. ("7 Ор").

Комментируя "7 Ор" заявление премьера Турции, спикер партии "Наследие" Овсеп Хуршудян сказал, что считает его странным. "Это подсказывает нам, что Турция не проявляет искренности в вопросе улучшения армяно-турецких отношений", - сказал Хуршудян, отметив, что его не удивляет та разноголосица, которая имеется в заявлениях властей Армении и Турции. "До сих пор Армения не проявила соответствующей реакции на заявления премьера Турции. Начиная с заявлений Турции о признании Армении агрессором, и заканчивая утечкой информации о "дорожной карте" и ее размещением в газете "Сабах", сказал Хуршудян. На вопрос газеты о том, значит ли это, что заверения властей Армении об установлении отношений с Турцией без предусловий вызывают сомнения, Овсеп Хуршудян ответил: "То, что Власти Армении не публикуют рамочные соглашения: договор, "дорожную карту", уже дает повод для серьезных сомнений".

За разъяснениями о заявлении Реджепа Тайипа Эрдогана "7 Ор" обратилась к МИД Армении. "Во время последней встречи президенты подтвердили, что нормализация отношений должна происходить без предусловий", - ответил пресс-секретарь МИД Тигран Балаян. "В таком случае, почему Эрдоган сделал такое заявление?" "Если вам представится такая возможность - спросите у Эрдогана", - был ответ Балаяна.

Армянская общественность крайне возмущена армяно-турецким межгосударственным процессом, известным под названием "футбольная дипломатия". Такое мнение выразил "АрмИнфо" доктор политических наук, директор центра стратегических исследований "Арарат" Армен Айвазян. "К этому выводу мы пришли на основании проведенных центром "Арарат" в марте-апреле текущего года 200 интервью, отметил он. По словам политолога, имеющаяся информация позволяет с уверенностью заключить, что отдельные представители высшего политического руководства РА, без учета жизненных интересов армянского народа, нарушая конституционные права на получение информации каждым гражданином РА и на получение надлежащего ответа от компетентных государственных органов для защиты общественных интересов, приняли давно выдвигаемые Турцией предусловия. "Наши власти согласились принять 4 турецких предусловия: создать комиссию, состоящую из армянских и турецких историков, признание нынешних границ Турции, руководство РА уступило тайному предусловию Турции - публично заявив о своем согласии разрешить турецким компаниям стать акционерами новой Армянской АЭС, кроме того, 23 апреля сего года было объявлено о подписании в Швейцарии неизвестной по своему содержанию, однако определенно антиармянской по своему воздействию армяно-турецкой "Дорожной карты", что и стало четвертым предусловием Турции", отметил он. "В этих условиях, полагаю, что возникшее в недрах армянского народа справедливое возмущение смогут в определенной степени разрядить: отставка министра иностранных дел РА, немедленное признание недействительной армяно-турецкой "Дорожной карты", немедленное прекращение пораженческого переговорного процесса с Турцией, до тех пор, пока последняя не откажется от своей враждебной политики по отношению к Армении, доказательством чего могут послужить признание Анкарой Геноцида армян и отказ от содействия Азербайджану в карабахском конфликте", подытожил Айвазян.

Армянский национальный комитет Америки (АНКА) отказался встретиться с министром ИД Армении Эдвардом Налбандяном, который находился в Вашингтоне по приглашению госсекретаря США Хиллари Клинтон. ИА REGNUM Новостисо ссылкой на Armenian Reporter сообщает, что с Налбандяном встретился только с представителями Армянской Ассамблеи Америки, которая приветствовала совместное заявление Турции и Армении 22-го апреля о нормализации двухсторонних отношений. АНКА считает, что развитие переговорного процесса между Арменией и Турцией "не столько развязка в сложных отношениях между странами, сколько очередное PR-усилие турок с целью отвлечь внимание от жестоких убийств 1915 года". От имени АНКА исполнительный директор Западного филиала организации Эндрю Кизирян заявил, что "любой начинающий политик может понять, что совместное заявление было сделано целенаправленно, чтобы отложить принятие Геноцида армян. Мы были очень разочарованы".

Альберт Аджемян, занимающий вторую горизонталь в пропорциональном списке АРФ Дашнакцутюн по выборам в совет старейшин Еревана, в ответ на замечание газеты "Аравот" о том, что Левон Тер-Петросян своим заявлением на митинге 1 марта "Серж Саргсян ради продления собственной власти в буквальном смысле слова продал Геноцид", дал более резкую оценку действиям властей, чем АРФД, сказал: "Аналогичные оценки звучали и с нашей стороны. Причиной нашего выхода из властной коалиции был бесперспективный, нерезультативный и неправильный ход развития армяно-турецких отношений". Газета "Азг" недоумевает: "Так кто же кого обманывает в связи с армяно-турецкими отношениями и урегулированием проблемы Нагорного Карабаха? Мир нас или мы - мир? Во всяком случае, обычный гражданин Армении именно так себя чувствует - что его с какой-то непонятной целью дурят. Большая часть нации так толком и не понимает, что происходит. На чем надо сосредоточиться, чтобы потом не жалеть? В нескольких направлениях одновременно идут такие процессы, что надо обладать змеинной мудростью, чтобы отличить правду от лжи".

Газета "Еркир" пишет: "Министр ИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что "дорожная карта" - всего лишь график встреч переговоров, и ничего более. Получается, что график переговоров есть, а повестки нет. То есть, люди договариваются встречаться в такие-то и такие-то дни, однако о чем говорить будут - не решили".

Если армяно-турецкие отношения урегулируются, то Южный Кавказ станет стабильным регионом, пишет газета New York Times. "В этом случае, однако, на Южном Кавказе упрочатся не позиции США и ЕС, которые имеют меньший вклад в мирный процесс, а упрочатся позиции двух богатых нефтью и газом, являющихся для Европы транзитными, желающих вновь укрепить свои позиции в регионе бывших империй, то есть России и Турции". ("Ноян Тапан"). Ответы на проведенный на сайте "А1+" опрос "Как вы оцениваете совместное заявление Армении и Турции об урегулировании отношений?", 20,3% опрошенных ответили "Положительно", 67,2% - "Отрицательно", 12,5% затруднились с ответом. В опросе приняли участие 2180 человек.

Большинство турок против возможного открытия границы с Арменией. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного в конце апреля исследовательской компанией Genar. По сообщениям турецких СМИ, в период с 17 по 26-ое апреля было опрошено 2044 людей из 17 крупнейших городов Турции. Результаты опроса показали, что 67,6% высказались против возможного открытия границы и установления дипломатических отношений с Арменией, в то время как поддерживают эту инициативу лишь 32,4%. ("АрмИнфо").

О внешней политике Армении

Бывший министр ИД Армении Вардан Осканян на брифинге в Степанакерте коснулся процесса нормализации армяно-турецких отношений, выразив убежденность, что вопрос Нагорного Карабаха в этой повестке отсутствует. Вместе с тем Осканян сказал: "Правда, наши власти никогда не пойдут на обсуждение с турками проблемы Карабаха, но мы вступили в процесс, над которым уже потеряли контроль и влияние". ("Аравот").

"У нас активно обсуждается проигрыш этого этапа игры нашей дипломатией. Я это представляю несколько иначе, и еще не понятно, как будет развиваться этот процесс", - сказал во время пресс-конференции политолог Александр Манасян о проводимой Арменией внешней политике, добавив, что "именно здесь от нас требуется дипломатическая и политическая компетентность". Манасян уверен, что "все это напоминает шахматную игру. Здесь игрок может совершить ход конем и, если он увидит, что данный ход не приносит пользы, он может перенести коня обратно на свою позицию". "В дипломатии всегда есть возможность вернуться на свои позиции. И явно, что мы выиграли в этом деле. Тема Геноцида, которая была запрещена в Турции на протяжении десятилетий, стала сегодня предметом публичных обсуждений". ("7 Ор").

На вопросы PanARMENIAN.Net отвечает эксперт Армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян:

Был ли визит главы МИД РА в Вашингтон внезапным или его необходимость диктовалась резкой активизацией американской дипломатии?

Внезапный визит министра иностранных дел Эдварда Налбандяна в Вашингтон в дуэте с азербайджанским коллегой на фоне текущих и предстоящих событий свидетельствует о том, что американская дипломатия пошла на резкую активизацию процесса урегулирования карабахского конфликта. Согласие Турции на формальное исключение карабахского вопроса из повестки переговоров по нормализации армяно-турецких отношений по настоянию США далось очень тяжело. И сейчас оно как раз и компенсируется активизацией посреднической деятельности в армяно-азербайджанских переговорах по Карабаху. То есть мы видим, что хотя и формально, внешне два процесса разделены, но, в сущности, оно тесно переплетены, сколько бы не твердили об обратном из Еревана. Для США в общем-то безразлично - как и в пользу какой южнокавказской страны будет решен тот или иной вопрос. Одна из основных задач американской дипломатии в начале правления Барака Обамы - обеспечить "парадный вход" в регион и его надежную "проходимость", и, желательно, в одном пакете. Потому что без этого невозможно обеспечить гарантированный доступ в Центральную Азию и афганский транзит, более или менее независимый от кремлевских капризов. Для этого и нужно убрать камни с дороги - в виде закрытой армяно-турецкой границы и замороженного карабахского конфликта, которые, как сказано выше, взаимосвязаны.

Регион Южного Кавказа, несмотря на стратегическую важность, в последнее время выключен из мировой геополитики. Кто может помочь региону выйти из изоляции?

Мы видим энергичные действия по формированию целостного региона, который пока что политически не существует, истерзан застарелыми конфликтами, обидами, страхами, несвободой, фрагментирован и изолирован. Политическая расконсервация Южного Кавказа для США является, считаю, задачей не меньшей важности. Весьма кстати здесь и польско-шведская инициатива "Восточного партнерства", реальный успех которой во многом обусловлен видимой перспективой открытия армяно-турецкой границы, промежуточного, хотя бы, решения в карабахском конфликте. Как мне видится, процессы зашли очень далеко, пройдя точку невозврата.

А что в конкретном случае делает Россия - второй немаловажный игрок в регионе?

В регионе роль России остается очень важной, это страна, связанная с Кавказом двумя веками совместной жизни. Но она также может быть изменчивой во времени, она "умеет" очень быстро уходить, что в 20-веке случалось дважды в силу известных внутренних причин. На данном этапе находясь под прессом мирового кризиса, в ожидании его второй волны, выплаты огромных сумм по корпоративным долгам и в силу других факторов, под воздействием которых путинская "вертикаль власти" расплетается и меняет консистенцию, Россия находится в поисках нового курса в отношениях с внешним миром. Новое руководство, как я думаю, понимает всю бесперспективность и опасность курса старого. И в регионе у Кремля проблемы во многом морального свойства, престижа и т.п. Это вполне решаемый вопрос в рамках "перезагрузки" предоставления стабкредитов, членства в ВТО и других преимуществ, в чем расползающаяся российская экономика будет нуждаться уже в краткосрочной перспективе по оценкам самих же российских экономистов.

Ну а каково место Армении в этом круговороте событий?

К сожалению, Армения вступила в этот круговорот событий в самое неудачное время с точки зрения ее внутриполитической обстановки и качества политической элиты. Тревожно, что в силу не только объективных, но и во многом субъективных причин Армения - слабое звено в регионе, в большом масштабе изменений, порой, теряющее свою субъектность в процессе принятия жизненно важных решений. Неприемлемо большой дефицит доверия и легитимности власти неизбежно сужает диапазон возможного маневра нашей дипломатии в пространстве и во времени. Не характер, но логика и алгоритм шагов американской администрации в нашем регионе ассоциируются с процессами на Балканах в 90-ые. Так что с учетом всего вышесказанного, вполне вероятно, что мы парадным маршем идем к кавказскому Дейтону. А кто станет при этом кавказской Сербией - вопрос отнюдь не праздный, и в первую очередь для Карабаха и Армении. (PanARMENIAN.Net).

По мнению представителя Армянского национального конгресса Давида Шахназаряна, логику армянской внешней политики можно представить двумя словами: "Yes, sir". "В Брюсселе говорят "да", в Москве говорят "да", в Анкаре и Вашингтоне - те же "да". Вот и вся внешняя политика Армении".

В ожидании июньской сессии ПАСЕ

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", вопрос выполнения Арменией требований резолюций ПАСЕ 1609, 1620, 1643 включен в повестку июньской сессии Ассамблеи. Конкретная дата слушаний пока не известна. Не известно пока и то, каким образом вопрос Армении попал в повестку в том случае, когда Мониторинговая комиссия ПАСЕ вынесла аморфное решение, из которого вовсе не следовало, что этот вопрос будет рассмотрен. Видимо, именно это решение и вызвало новую волну разговоров о возможной амнистии. На этот раз сроком возможной амнистии называется 28-е мая.

Фактически, пишет, газета "Чоррорд ишханутюн", "роман Серж Саргсян-Запад завершился". "Это может иметь два объяснения. Первое: Запад разъярен решением властей Армении не участвовать в учениях НАТО в Грузии, что, со всей очевидностью, было продиктовано Москвой. Второе: "футбольная дипломатия" Саргсяна и его легкое смирение с Мадридскими принципами заставили Запад на короткое время закрыть глаза на внутриполитическую ситуацию Армении. Однако Саргсян стал пытаться оттянуть исполнение данных обещаний, что и засталяет Запад в очередной раз "показать клыки".

Газета "Аравот" публикует оценки, данные Армении Комиссаром по правам человека СЕ Томасом Хаммарбергом: "Поствыборное насилие потребовало максимального внимания и широких консультаций международных организаций и структур СЕ с армянскими властями. Я совершил три визита, сосредоточившись на проведении независимого, беспристрастного и прозрачного расследования и в этой связи положения лишенных свободы людей, включая ход судебных процессов". Комиссар по правам человека СЕ ответил на вопросы делегатов Ассамблеи, в том числе представителя оппозиционной фракции "Наследие" Заруи Постанджян. Она поинтересовалась у Хаммарберга, знает ли он, что генпрокурор Армении отказался от выдвинутых после 1 марта обвинений, после чего депутаты армянского парламента должны были быть освобождены? "Однако они остались под арестом без каких-либо на то правовых оснований", - сказала Постанджян. Она также спросила, знает ли Комиссар, что трое из десяти жертв трагедии 1 марта были убиты полицейскими, и хотя прошло больше года, до сих пор ни один полицейский не привлечен к ответственности. Касаясь событий 1 марта, Хаммарберг сказал: "Во время митинга в этот день были элементы насилия, однако большинство митингующих, которые находились там несколько дней, вели себя абсолютно мирно". Он также рассказал о своей беседе с генпрокурором РА: "Я скептически отнесся к характеру доказательств обвинений, выдвинутых семи лидерам оппозиции". Касаясь отказа от некоторых обвинений, который последовал за внесением изменений в законодательство, а также деталей "Дела семерых", Хаммарберг отметил: "Я считаю это прогрессом, но, как и раньше, меня беспокоит тот факт, что семь оппозиционных политических лидеров продолжают оставаться в заключении на основании, которое я считаю достаточно зыбким. Эта ситуация длится уже больше года, и я надеюсь, что решение будет найдено очень скоро. Я предлагаю объявить амнистию, чтобы эти люди были освобождены, а страна сосредоточилась на строительстве будущего, в котором будут уважаться права человека. Это очень печальный период в истории Армении". В заключение Комиссар подчеркнул: "Как и прежде, мы обеспокоены и не видим обоснованных причин для того, чтобы эти семеро политических деятелей оставались под арестом. Но мы слышим определенные положительные сигналы относительно решения этой проблемы. Если это решение будет найдено, то Совет Европы может оглянуться на этот период и убедиться, что мы способствовали решению по меньшей мере нескольких трудных проблем Армении".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", представитель партии "Наследие" в армянской делегации ПАСЕ Заруи Постанджян намерена инициировать процесс выражения недоверия содокладчикам ПАСЕ по Армении Джону Прескотту и Жоржу Коломбье. "Я сказала Коломбье, что граждане Армении имеют возможности, и они ими воспользуются - мы напишем вашим избирателям, что вы в своих подходах и докладах небеспристрастны, что ваши оценки не объективны", передает газета слова Постанджян. Она заявила также, что если содокладчики и власти Армении не предпримут мер для, в первую очередь, освобождения незаконно арестованных лиц, и если в разумные сроки не состоится справедливое расследование по жертвам 1-го марта, то она, пользуясь своими полномочиями, имеет возможность инициировать процесс, "в результате которого мы можем отказаться от услуг Прескотта и Коломбье". "Существует институт спецдокладчиков, и по вопросу Армении могут быть назначены спецдокладчики, которые доложат в ПАСЕ то, что в действительности происходит в Армении", сказала Заруи Постанджян.

По следам 1 марта

Свидетели отказываются от показаний

Правящий в Армении режим продолжает дискредитировать правосудие и судебную систему страны. Об этом говорится в заявлении Армянского Национального Конгресса, опубликованном 5-го мая в связи с оказанием правоохранительными органами давления на свидетелей по "Делу семерых". Согласно документу, в ходе состоявшихся судебных заседаний многие свидетели отказались от своих прежних показаний, заявляя, что они были даны в результате побоев. В частности, согласно заявлению, давление было оказано на свидетелей по делу Григора Воскерчяна и Акопа Акопяна. Так, свидетели Воскерчяна были вызваны в полицию г. Абовяна, где им пригрозили расправой в случае отказа от показаний, данных ими в ходе предварительного расследования, кроме того, им дали тексты прежних показаний, чтобы они их зачитали в суде. В заявлении также отмечается, что 5 мая группа свидетелей была доставлена в отделение Службы национальной безопасности, а оттуда их на машинах СНБ привезли в здание суда. "Армянский Национальный Конгресс заявляет, что, оказавшись в тупике в этих сфальсифицированных делах, режим находится в поисках сокрытия собственных преступлений", - говорится в заявлении АНК. ("АрмИнфо").

Дела политзаключенных продолжают разваливаться, пишет газета "Аравот", сообщая, что в ходе судебных заседаний по делам депутатов Национального Собрания РА Акопа Акопяна и Сасуна Микаеляна, как и во время судебного процесса над Александром Арзуманяном и Суреном Сируняном, стороне обвинения не удавалось подтвердить или доказать выдвинутые им обвинения в "организации массовых беспорядков". Дело в том, пишет газета, что все вызванные в суд свидетели либо заявляли, что их показания были получены в результате пыток и психологического давления, либо давали противоречивые показания. В обоих случаях обвинения, выдвинутые политзаключенным, не получали подтверждения. По словам адвоката Акопа Акопяна Мелании Арустамян, "прокуратара предварительно вызвала в суд 34 свидетеля, однако сегодня это число сократилось до 17-ти. Те, кто дал показания в пользу Акопяна, не были вызваны в суд, и наоборот, были вызваны те, кто дал показания против него". Шестеро из 17 вызванных в суд свидетелей- полицейские. По словам защитника, ей непонятно, для чего нужно было вызывать в суд этих свидетелей, если "их показания даже косвенно не доказывают, что Акопян организовал массовые беспорядки". А в суде первой инстанции Котайкской области, где рассматривается дело Сасуна Микаеляна, в суд был вызван свидетель Яша Мелконян, который заявил о том, что в ходе предварительного следствия дал ложные показания. "Я написал ложь. Прошу простить меня за это. Я был в очень плохом состоянии. Мне говорили, пиши, и я писал, лишь бы мне дали возможность прилечь где-нибудь... Очень многое диктовали следователи". Сам свидетель был осужден по делу о событиях 1 марта к двум годам лишения свободы условно "за неподчинение полицейскому". В суде Мелконян также сказал, что примерно 10 дней назад его вызвали в прокуратуру, показали бумагу из 4 страниц и заявили, что это его показания, в которых он пишет, что выполнял указания Микаеляна. До прокуратуры Мелконян находился в полиции города Раздан, где его избили люди в масках во главе с начальником уголовного отдела разданской полиции Сергеем Маркосяном. На вопрос защитника депутата, Овика Арсеняна, исходя из чего он дал такие показания органу предварительного следствия, свидетель ответил: "Когда у человека царапина на пальце, он и то умирает от боли. Я хотел найти хоть какое-то место, как можно скорее избавиться и прилечь... Я умирал от боли". Вот какие показания, "доказывающие" обвинения против политзаключенных звучат в суде, заключает газета.

Возбуждено уголовное дело по статье 341 УК РА (принуждение к даче показаний со стороны прокурора, судьи или следователя). Как сообщает "А1+", дело возбуждено в СНБ, куда были приглашены и уже дали показания двое свидетелей по делу Сасуна Микаеляна - Эдик Хачатрян и Арсен Мкртчян. Свидетели Хачатрян и Мкртчян заявили, что в ходе предварительного следствия в их отношении были применены чуждые следствию методы. По их заявлениям уголовные дела возбуждены в СНБ. В настоящий момент в прокуратуре находится свидетель по делу Мясника Малхасяна Амаяк Галстян, который и во время судебного процесса над Александром Арзуманяном отказался от своих предварительных показаний, заявив, что эти показания у него выбили побоями и пытками, с применением чуждых следствию методов. По сведениям "А1+", 11-го мая домой к Ромику Шагиняну заявились полицейские с тем, чтобы подвергнуть последнего приводу. Позднее стало известно, что они приходили и к другому свидетелю - Генриху Артеняну. Обоих не было дома. "По какой причине возникла необходимость подвергнуть свидетелей приводу - не известно", передает агентство.

По сообщению "А1+", 12-го мая полиция окружила дом свидетеля по уголовному делу депутата НС Сасуна Микаеляна Татула Карапетяна. Полицейские заявили, что хотят обеспечить безопасность Карапетяна от сторонников Микаеляна, однако, по словам самого Карапетяна, полиция обеспокоилась его безопасностью тогда, когда он решил дать в суде правдивые показания. Как сообщил Татул Карапетян "А1+", его следственные показания ничего общего с действительностью не имеют. "Я никакого отношения к Сасуну Микаеляну не имею. Меня все время в прокуратуре уговаривали не идти в суд, и у меня возникли сомнения - почему не идти? Потом в прокуратуре увидел свои показания, увидел, что все там неправильно и отшвырнул их. Сказал, что почерк похож, но это не я писал, я свои строки прекрасно помню", сказал он. Накануне же Татулу Карапетяну в суде общей юрисдикции Котайкского марза не позволили дать показания. Татул Карапетян намерен обратиться к Омбудсмену и будет до следующего заседания суда скрываться.

Такое впечатление, что наши суды занимаются только учетом обвинительных заключений, судебная система нашей страны стала работать с обвинительным уклоном. Подобное мнение на пресс- конференции выразил председатель Палаты адвокатов Армении Рубен Саакян. По его словам, одной из причин создавшейся в стране атмосферы безнаказанности является произвольная деятельность прокуратуры, оказывающей давление на суды. "Наши судьи не могут принимать справедливые решения, они постоянно находятся под давлением прокуроров. Многие из судей - просто шкурники. Я думаю - все мы должны требовать отставки генерального прокурора - виновника всего этого", - отметил Саакян. По мнению председателя Палаты, судьи, в свою очередь, не в состоянии принимать самостоятельные решения, поскольку сами боятся раскрытия прокурорами своих же "прегрешений". "По одному поводу генеральный прокурор потребовал от омбудсмена конкретные факты. Факт один - и он очень веский: всеобщее недоверие народа к судебной системе", - сказал Саакян. ("АрмИнфо"). Скандал вокруг Группы по сбору фактов

На днях Группа по сбору фактов по делу о 1 марта направила во временную парламентскую комиссию заключение об обстоятельствах гибели офицера Полиции Гамлета Тадевосяна, который, согласно официальной версии, вернее, данным предварительного следствия, погиб от разрыва гранаты, брошенной со стороны демонстрантов. Как сообщает газета "Лрагир", Группа по сбору фактов заключила, что орган предварительного следствия не выяснил все обстоятельства гибели Тадевосяна, провел неверное следствие, и что Тадевосян погиб от разрыва гранаты, которая висела у него на поясе. В связи с этим Временная парламентская комиссия по изучению событий 1 марта заслушала главу Особой следственной группы Ваагна Арутюняна. Он заявил, что орган предварительного следствия не принимает заключение Группы по сбору фактов, поскольку считает, что там искажены факты, в том числе, результаты работы органа предварительного следствия. Недостатки в ходе следствия, конечно, были, сказал Арутюнян, но они не имели воздействия на беспристрастность следствия. Член парламентской комиссии, лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян спросил Арутюняна, известно ли, от какой гранаты погиб Тадевосян, кто ее бросил, с какого расстояния, на какую часть тела пришелся удар и был ли на Тадевосяне бронежилет. "Бронежилет был, а лицо, бросившее гранату, не выявлено", - сказал Арутюнян. Неизвестно также, какого вида была граната - Ф1, РГД, поскольку "обнаруженных осколков для выявления было недостаточно". Он заявил, что заключение Группы по сбору фактов имеет политический характер. Однако, члены парламентской комиссии заметили, что в Группе работают представители как власти, так и оппозиции, и заключение общее, так что, оно не может иметь политического подтекста. Председатель парламентской комиссии Самвел Никоян спросил, почему экспертиза бронежилета не была произведена вовремя. "Да, не произведена, это нехорошо", - с улыбкой ответил Ваагн Арутюнян. Члены комиссии заметили, что спустя год и 2 месяца Особая следственная служба не в состоянии выяснить обстоятельства гибели 10 человек.

Власти Армении, испугавшись сенсационных выявлений со стороны изучающей события 1 марта 2008 года Группы по сбору фактов, с 4 мая прекратили деятельность группы. Такое заявление сделал координатор Армянского Национального конгресса Левон Зурабян во время совместной пресс-конференции 5 мая с членом правления партии "Наследие" Степаном Сафаряном. Сафарян сообщил, что 4 мая был запрещен вход в здание Национального собрания, где группа осуществляет свою деятельность, работающих в ее составе двух представителей АНК и "Наследия". Им сказали, что остальные три участника группы от коалиции и омбудсмена ушли в отпуск на неопределенное время. Зурабян отметил, что это всего лишь повод для прекращения деятельности группы. По его словам, власти испугались особенно тех выявлений со стороны группы, которые касаются обстоятельств смерти одного из жертв событий 1 марта - офицера полиции Гамлета Тадевосяна. Зурабян напомнил, что Тадевосян погиб не от гранаты, брошенной демонстрантами, а вследствие взрыва гранаты в своих собственных руках. Координатор АНК подчеркнул, что эти сведения были известны также и председателю временной парламентской комиссии по событиям 1 марта Самвелу Никояну, который, однако, в течение недели скрывал эти данные от общественности. АНК и "Наследие" выступили с заявлением, в котором подчеркивается недопустимость прекращения изучения событий 1 марта 2008 года. Они требуют у властей не прекращать общественное расследование этих событий. ("Ноян Тапан").

Члены Группы по сбору фактов Ваге Степанян, Роберт Авагян и Геворк Товмасян, нарушив рабочий режим, установленный для координации деятельности Группы по сбору фактов, без представления убедительных обоснований, и как они заявили - временно, приостановили свою работу в группе. В этой связи Армянский национальный конгресс (АНК) и партия "Наследие" выступили с заявлением. "Мы озабочены подобным развитием событий и имеем серьезные основания заявить, что этот шаг сделан под давлением властей. Нашу уверенность подкрепляет то обстоятельство, что вышеуказанные члены группы пошли на этот шаг после того, как группа по сбору фактов отправила материалы, связанные с обстоятельствами гибели Гамлета Тадевосяна, (первый результат своих исследований) в парламентскую комиссию по изучению событий 1 марта и опубликовала их в прессе. Временное приостановление процесса раскрытия обстоятельств убийств 1 марта недопустимо и не может быть оправдано ни из моральных, ни из политических соображений, поскольку Группа по сбору фактов несет ответственность и перед родственниками жертв, и перед всей общественностью, в стремлении на час раньше раскрыть истину. Мы обвиняем власти в попытках сорвать естественную работу группы, особенно в тот период времени, когда она начала давать свои первые официальные результаты. Требуем немедленно прекратить чинить препятствия работе группы по сбору фактов и принять все меры для восстановления ее нормальной деятельности", отмечено в заявлении. ("Armenia Today").

"Группа по сбору фактов о событиях 1 марта 2008 года, работа которой пока временно прекращена, собиралась опубликовать по меньшей мере еще три доклада. Если ушедшие в отпуск члены Группы не захотят вернуться на работу, то не исключено, что имеющиеся факты обнародуют двое оппозиционных членов Группы, представлющих Армянский национальный конгресс и партию "Наследие", заявил секретарь парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян. ("Аравот").

"Легкие телесные повреждения" журналистов

30 апреля около 5-ти часов утра в подъезде своего дома был избит редактор ARMENIA Today Аргишти Кивирян. 3 человека с битами напали на него, когда тот возвращался с работ, и стали избивать, после чего было произведено три выстрела. Чудом ему удалось уклониться. Кивирян был доставлен в в отдел реанимации больницы с тяжелыми увечьями в области головы.

Следственный орган Армении возбудил уголовное дело в связи с инцидентом связанным с координатором информационного агентства ARMENIA Today, юристом и правозащитником Аргишти Кивиряном. Однако, как отметила его супруга, известный адвокат Лусине Саакян, непонятно из каких соображений дело возбуждено по статье 117 УК Армении (умышленное причинение легкого вреда здоровью). "Этот факт заставляет подозревать, что следствие изначально пытаются направить по ложному пути. Очевидно, что мужа хотели убить. Поэтому дело должно было быть возбуждено по статье покушение на убийство, а не по 117-й", - отметила она. Адвокат еще раз подчеркнула, что нападение на ее мужа связано с профессиональной его деятельностью. По ее словам, то, что дело возбуждено по такой статье, дает достаточно оснований понять, почему полицейские не обнаружили и не зафиксировали на месте преступления ни одной гильзы. Они попросту исчезли. Но дело в том, что к "несчастью" полицейских, производивших осмотр места преступления, на фотографиях, снятых фоторепортером Гагиком Шамшяном, ясно видна по крайней мере одна гильза. Фотографии были сделаны до проведения осмотра места преступления, а после осмотра - гильзы уже не было.

Возбуждение уголовного дела по статье 117 УК РА в связи с нападением на Аргишти Кивиряна - результат безграмотности следственных органов, заявил на пресс-конференции председатель Адвокатской палаты Армении Рубен Саакян. "Нас возмущает элементарная юридическая безграмотность следственных органов. Уголовное дело возбудили по статье 117 УК РА (умышленное нанесение легких телесных повреждений). Как можно происшедшее оценивать как нанесение легких телесных повреждений?! При этом, если нет жалобы пострадавшего, уголовное дело не может быть возбуждено. Кивирян не жаловался, тогда почему они возбудили уголовное дело?! Это азы правоведения, и представители следственных органов не могли не знать их", - заявил Саакян. По его мнению, уголовное дело нужно возбудить по части 2-ой статьи 34-104 УК РА (попытка убийства), и следователь обязан направить копию решения прокурору. Более подробные оценки председатель Палаты отказался давать, поскольку инцидент пока находится в процессе расследования. ("АрмИнфо").

В ночь на 7 мая, у своего дома со стороны двух неизвестных подвергся нападению и был избит телеведущий канала "Шант" Нвер Мнацаканян. Избив журналиста, неизвестные скрылись с места преступления. Мнацаканян получил медицинскую помощь в медцентре "Армения" и ушел домой. Назначена судмедэкспертиза, ведется следствие. ("Ноян Тапан"). Пресс-секретарь лидера партии "Процветающая Армения" Гагика Царукяна Хачик Галстян официально опроверг слухи о том, что избиение журналиста и комментатора телеканала "Шант" Нвера Мнацаканяна якобы было заказано Царукяном. Как заявил корреспонденту "АрмИнфо" Галстян, "Процветающая Армения" не имеет никакого отношения к этому инциденту. "Это было бы слишком примитивным шагом с нашей стороны. Я даже и не в курсе, соответствует ли действительности избиение Мнацаканяна. Думаю, что сегодня вечером, как всегда, мы увидим его на канале "Шант", - отметил Галстян, добавив: "Будучи журналистом, Нвер Мнацаканян имеет проблемы в связи с объективным представлением результатов проведенных Агароном Адибекяном социологических опросов, но это уже его дело".

По мнению эксперта Комитета по защите свободы слова Месропа Арутюняна после незаконного введения в Армении 1-20-го марта 2008 года цензуры печати, состояние прессы в Армении становится все хуже и хуже. "Давление, не столь очевидное по своей сути, продолжается по сей день. Свидетельством этому являются как законодательные инициативы, имеющие целью обуздать свободу слова и печати, так и нападения на репортеров и журналистов, которые по сей день не раскрыты. Для одного года их было более чем достаточно, вспомним случаи с Грачем Мелкумяном (исполняющим обязанности директора ереванского бюро радиостанции "Свобода"), Лусине Барсегян (журналисткой ежедневной газеты "Айкакан жаманак"), Эдиком Багдасаряном (редактором периодического интернет-издания "След"), Гагиком Шамшяном (внештатным фотокорреспондентом газет "Аравот" и "Чоррорд ишханутюн") и наконец инцидент с Аргишти Кивиряном (координатором агентства ARMENIА Today), - сказал Арутюнян. ("Свобода").

В последнее время насилие в отношении журналистов совершается с такой регулярностью, что вполне возможно, что это станет у нас настолько привычным и обыденным явлением, что общество перестанет обращать на это внимания, люди не будут протестовать и возмущаться, что создаст идеальную обстановку для власти, пишет газета "Аравот". Именно власть должна обеспечить в стране возможность свободно высказываться. Если власть не обеспечивает эту возможность, значит ей выгодно, чтобы "вопрос решали" криминальные элементы, а не свободные граждане. Обычно наши правоохранительные органы оправдываются тем, что им "не удается" выявить нападавших на журналистов преступников. Уверены, что и в случае с Нвером Мнацаканяном следствие констатирует свое "бессилие". Но если заказчики этого нападения, как и совершенных ранее нападений на Аргишти Кивиряна, Эдика Багдасаряна и многих других журналистов, якобы не известны (на самом деле они известны, но просто принадлежат к одному из властных "тейпов"), то в ряде других случаев личности преступников установлены. Так, в 2005 году нападение на журналистов совершил криминальный "авторитет" по кличке Бангладешци Амо. Если бы он не отделался мизерным штрафом, а загремел в тюрьму на 3-4 года, то в дальнейшем случаев насилия по отношению к журналистам было бы намного меньше. Известно также, что фотожурналиста Гагика Шамшяна избили охранники Лингвистического университета им. В. Брюсова. Кто-нибудь сомневается в том, что они не понесут наказания? Или хорошо известно имя полицейского, который во время митинга повалил на землю журналистку Гоар Везирян и брызнул ей в глаза какой-то жидкостью (эти кадры показал даже Первый канал). Страж порядка не только не был наказан, но и с "успехом" продолжает руководить избиением митингующих. И когда после всего этого полицейские по поводу очередного избиения журналиста бодро заявляют: "возбуждено уголовное дело", "проводятся следственные действия", им уже не веришь. Могут "не возбуждать" и "не проводить". И без того все ясно.

В связи с избиением 13 марта фотокорреспондента газет "Аравот" и "Чоррорд ишаханутюн" Гагика Шамшяна, охраннику ереванского Лингвистического университета им.В.Брюсова было выдвинуто обвинение по статье "Избиение". Однако, как стало известно, данное обвинение уже переквалифицировано в статью "Нанесение легких телесных повреждений". Переквалификация была произведена на основе заключения судмедэкспертизы. ("Аравот").

Внутриполитическая обстановка

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Что хотите говорите, но Серж Саргсян действительно находится в незавидном положении. В России к нему уже относятся с нескрываемым недоверием, в самой Армении проводимую им политику осуждают и оппозиция, и дашнаки, и даже Карабах намерен на государственном уровне привлечь его к "ответственности". Но почему Серж Саргсян оказался в таком положении? Роберт Кочарян, как известно, интеллектом уступал ему, в нравственном отношении был намного ниже, однако за все 10 лет своего правления в такую ситуацию не попадал. Почему? Потому что предшественником Кочаряна был Левон Тер-Петросян. Кочарян узурпировал власть в тот момент, когда Армения не только победила в войне, но и уже имела самую динамически развивающуюся экономику и самую боеспособную армию... А вот Сержу Саргсяну не на чем почивать. Его предшественником был Роберт Кочарян".

Газета "Площадь" пишет: "Год назад в эти дни Серж Саргсян думал, что самым трудным для него будет первый год - вот преодолею его, дальше легче будет. Такого же мнения придерживались и политологи, политические деятели. Они считали, что если режим сможет год продержаться, то за это время он укрепится, и угроза потери кресел улетучится. Однако сегодня мы можем отметить, что хоть режим Саргсяна и перевалил этот год, ни ситуация не облегчилась, ни положение не упрочилось, ни угроза потерять власть не миновала. Сегодня, в мае 2009 года, ситуация все так же нестабильна, опасность потерять власть все так же реальна, а уровень общественного недовольства так же высок, как и в мае 2008 года".

Газета "Жаманак" пишет: "С одной стороны, проявление властями готовности к либеральным шагам, с другой - продолжение грубых репрессий, поднимают весьма существенный вопрос: вынуждены власти идти на некоторую либерализацию или сознают ее необходимость для эффективного управления? Дело в том, что если разговоры о переменах ведутся лишь для ушей международного сообщества, то бессмысленно ждать улучшения обстановки в стране".

Выборы мэра Еревана

В Ереване стартовала агиткампания выборов Совета старейшин столицы. Арсенал предвыборных агитсредств объективно обеднел. Благоустройство дворов и подъездов, асфальтирование дорог и "открытие зоосада" в основном находится в монопольном ведении РПА. Бурно начал свою предвыборную кампанию АНК (по крайней мере, в эмоциональном плане). Возглавляемая Левоном Тер-Петросяном команда попробует придать выборам Совета старейшин Еревана общегосударственное значение. Но заметим также, что представленная ими на последнем митинге позиция предполагает, что, скорее всего, на этих выборах не будет того напряжения, которое было на президентских. "Процветающая Армения" пока организовывает массовые встречи, создавая разные информационные поводы для выведения Гагика Царукяна на агитационную орбиту в качестве первого PR-лица. Арутюн Кушкян с самого начала предвыборной кампании рассматривался избирателями как второе PR-лицо. Из-за этого предвыборная кампания ППА получила более партийно-корпоративный характер, который созвучен с пропорциональным принципом выборов. Под тем же флагом партийного корпоративизма начала свою предвыборную кампанию АРФД. В реальности, после выхода из коалиции, электорат АРФД ожидал более бурного и политизированного старта, однако "Дашнакцутюн" пока делает ставку на коммунально-бытовую составляющую и результативный менеджмент. Время покажет, как будет развиваться кампания АРФД. Тигран Карапетян принял на вооружение принцип "доброты в предвыборной кампании", а "Оринац еркир" стремится скрыть свою внутреннюю обеспокоенность, которая, скорее всего, связана с осознанием призрачности своих шансов преодолеть 7-й барьер. ("7 Ор").

"Беспорядочность будней столицы вызывает недовольство у горожан. Беспорядочность работы общественного транспорта, скопления машин и людей на улицах, отсутствие стоянок порождают серьезные проблемы", - отмечается в разделе "Ереван - уютный город" предвыборной программы Республиканской партии Армении. Баллотирующаяся на выборы 31 мая Совета старейшин Еревана партия фиксирует, что свободное передвижение пешеходов в городе не безопасно. Для того, чтобы сделать быт ереванца более удобным предусматривается пополнить автобусный и троллейбусный парки, благоустроить места для остановок общественного транспорта, установить на этих местах соответствующие знаки, постепенно сократить количество микроавтобусов, а также построить новые, современные подземные и надземные автопарковки. Транспортные новшества для столицы предусматривает также предвыборная программа АРФ Дашнакцутюн. В частности, планируется, с целью оздоровления финансовой системы сферы автотранспорта, увеличения пассажиропотоков и снижения цен на проезд, разработать и задействовать различные тарифные планы, корпоративные пакеты по транспортному движению, систему льгот, внедрить единую систему оплаты "метро, автобус и троллейбус". Кроме того, в случае избрания АРФД обещает строительство новых линий метро в направлении Юго-западного района Еревана, Давидашена, Ачапняка, к Зоологическому саду, а в дальнейшем - к международному аэропорту "Звартноц". В предвыборной программе партии "Процветающая Армения", как и в случае РПА, планируется пополнить транспортный парк Еревана большими автобусами и одновременно сократить количество микроавтобусов. ППА придает большое значение также строительству тоннелей и пешеходных переходов. ("Ноян Тапан").

Не участвуя в выборах мэра Еревана, парламентская оппозиционная партия "Наследие" взяла на себя миссию контролера за выборами. По словам депутата от партии Вардана Хачатряна, предвыборная кампания Армянского национального конгресса (лидер первый президент Армении Левон Тер-Петросян) отличается особой активностью по сравнению с кампаниями Республиканской партии и партии "Процветающая Армения". Тем не менее, считает Хачатрян, народная волна не так сильна, и не в состоянии на этом этапе обеспечить безоговорочную победу оппозиции, что можно было бы исправить, если бы АНК и "Наследие" с самого начала выступали бы вместе. В то же время депутат подчеркнул, что при наличии соответствующего заявления от АНК, "Наследие" обсудит возможность выступления на их встречах с избирателями. В свою очередь, координатор АНК Левон Зурабян заявил, что подобное обращение к "Наследию" не исключается.

Содокладчики ПАСЕ Жорж Коломбье и Джон Прескотт вытупили с заявлением, в котором отметили важность предстоящих выборов в совет старейшин Еревана в плане нормализации политической жизни Армении. "Тот факт, что Левон Тер-Петросян решил выдвинуть свою кандидатуру на этих выборах, следует рассматривать как идущий от АНК четкий сигнал о том, что он хочет преодолеть политический кризис и в качестве политической силы выполнить свою роль в демократических институтах страны. Это необходимо приветствовать", - говорится в заявлении. Содокладчики в связи с этим подчеркнули важность того, чтобы власти, а также все заинтересованные политические деятели гарантировали, что предстоящие выборы пройдут в полном соответствии с демократическими стандартами Совета Европы. ("Аравот").