Приднестровское урегулирование: "Переговоры, их отсутствие или новая напряжёнка?" Политический кризис в Молдавии: "Могут ли приднестровцы доверять государству, которое убивает своих граждан, издевается над детьми, женщинами и стариками?" Фашизм: "Молдавия ничем не отличается от Эстонии, Латвии или Западной Украины, где сносят памятники солдатам-освободителям". Власть: "Введение в Приднестровье российской символики нарушит национальное согласие".

Приднестровское урегулирование: "Переговоры, их отсутствие или новая напряжёнка?"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "8 мая исполнилось 12 лет с момента подписания в Москве Меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем". Документ знаковый, причём сразу по нескольким позициям. Приднестровье впервые получало статус равноценной стороны в переговорах, что соответствовало форме международного признания "ад хок", то есть "по случаю". Есть в международном публичном праве наряду с "де-юре" и "де-факто" такая форма признания. Кстати, очень важная форма, ибо позволяет ввести в переговорный процесс сторону, которая по тем или иным причинам не является субъектом международного права, а без участия этой самой стороны никуда не денешься. Здесь уместно отметить, что именно Московский Меморандум стал отправной точкой началу полномасштабного переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию. Как раз Московским Меморандумом определялись первоначальные участники переговоров: стороны - Молдавия и Приднестровье, гаранты переговорного процесса - Российская Федерация и Украина, и посредник - ОБСЕ. Московский Меморандум был для своего времени достаточно прогрессивным документом, и если бы урегулирование взаимоотношений шло строго в русле его положений, то наверняка такого противостояния между Кишиневом и Тирасполем, которое есть сейчас, не было бы. Например, пункт 2 Меморандума гласит: "Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий". Также, после подписанного в Москве в 1992 году Соглашения о прекращении огня, фактически Московский Меморандум можно считать мирным договором между Кишиневом и Тирасполем".

"Мирный договор предусматривает одну и ту же сентенцию в тех или иных вариациях - "кто, кому, что и сколько должен". По всем канонам выходило, что Молдавия - проигравшая сторона вооружённого конфликта, ибо победители обычно требуют с побеждённых контрибуцию и репарации, территориальные уступки и так далее... То, что в пункте 11 Меморандума указывалось на то, что стороны будут строить свои отношения в границах на начало 1990 года (пресловутый принцип нерушимости границ) было слабым утешением для Молдавии, ведь третий пункт гласил: "Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон". Вовсе не о том мечтала, да и мечтает до сих пор Молдавия. Но как бы там ни было, тогда главным было юридически оформить окончание вооружённого конфликта и начать нормализовывать отношения. То, что эти отношения до сих пор нормализуются и никак нормализоваться не могут - вина, отнюдь, не приднестровской стороны. Может быть, и не только молдавской. Есть еще и внешний фактор - США. Соединенные Штаты не выпускали из поля зрения и сферы влияния Молдавию все эти годы", - отмечает агентство.

"ОБСЕ, родившаяся во время подписания Хельсинских договорённостей 1975 года, закреплявших, кстати, послевоенное устройство Старого Света, включала в себя все европейские державы плюс к этому США и Канаду. Можно, конечно, поёрничать по поводу того, что ОБСЕ обросла впоследствии новыми членами лишь благодаря нарушению того самого принципа нерушимости границ в Европе, ради соблюдения которого и создавалась. Скажем лишь, что миссия в Республике Молдова возглавлялась с самого начала её деятельности исключительно представителями страны, которая не имеет географического отношения к ключевой в данном наборе букв литере "Е". Проще говоря, у Госдепартамента США появился второй представитель в Молдавии, причём способный свободно работать на территории Приднестровья. То, что невыполнение ранее подписанных договорённостей у молдавской стороны давно уже вошло в систему - отмечалось неоднократно. Меморандум 1997 года - не исключение. Этот документ послужил основой для 88-ми соглашений, регулирующих развитие отношений в различных отраслях между Молдавией и Приднестровьем, подписанных в 2001 году Игорем Смирновым и Владимиром Ворониным. Не выполняются ни они, ни сам Меморандум. С принятием 22 июля 2005 года парламентом Республики Молдова закона "Об особом правовом статусе левобережных районов Днестра Республики Молдова" Московский меморандум и вовсе оказался похоронен Кишинёвом (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости)", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Молдавия решила вместо международно-правового акта относительно статуса Приднестровья обойтись внутренним законом. Здесь даже не приходится говорить о том, что буквально каждая статья молдавского органического закона противоречит положениям Меморандума. Достаточно заметить, что принимался он без участия представителей Приднестровья, стран-гарантов и посредников. А ведь пункт 2 Меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" прямо предусматривал, что будущий политический документ "будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий". Памятуя об этом, а заодно и о судьбе плана Козака, не стоит удивляться, что совместная декларация, под которой в Москве вместе с Дмитрием Медведевым и Игорем Смирновым поставил свою подпись Владимир Воронин, не выполняется", - резюмирует агентство.

"Новая газета" пишет: "Что начнётся между Кишинёвом и Тирасполем в ближайшие недели? Переговоры, их отсутствие или новая напряжёнка? Несмотря на то, что в Молдавии до сих пор нет ни нового президента, ни правительства, несмотря на то, что в Приднестровье Верховный совет хочет "подстричь" президентские полномочия, а президент явно мечтает избавиться от нынешнего депутатского корпуса, участники формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) проводят встречи, одну за другой. На самом деле каждый из них держит в рукаве своего туза. Согласия между ними нет. Россия после 7 апреля уж точно не собирается обсуждать унитарную модель урегулирования. Евроструктуры отреагировали на случившееся в центре Кишинёва так непонятно, что всплывает вопрос: на чьей они стороне? Власти? Оппозиции? Украина обеспокоена ростом российской активности, а сама Россия продолжает экономически помогать Приднестровью. Это не вызывает восторга в Кишинёве".

"В России внимательно следят за Молдавией. Когда Кишинёв объявил об участии в манёврах НАТО в Грузии, это вызвало приступ злобы в Москве. Ибо всё, что связано с Грузией, иной реакции там не вызывает. Вроде Республика Молдова уже не участвует в манёврах. Но теперь из-за этого озлобился Запад (даже если он молчит). В итоге и РФ, и ЕС с США относятся к молдавским ходам настороженно, что затрудняет действия Кишинёва на приднестровском направлении", - отмечает издание.

"Приднестровью тоже не доверяют, но Тирасполь, как обычно в таких случаях, просто молчит, как рыба об лёд. А с молчащего и спрос меньше. В расчёте на усиление междоусобиц в Молдавии приднестровское руководство будет молчать и дальше, желая победы прорумынской оппозиции. Тогда уже можно будет просто не вести переговоры. О чём говорить с Михаилом Гимпу или Дорином Киртоакэ? По всему видать, следующий ход за Молдавией. Тут два варианта. Первый: оставить пока конкретную модель урегулирования и поработать над множеством частных мер доверия, примерно это говорит министр реинтеграции Василий Шова, сторонник диалога. Второй: для консолидации колеблющихся граждан и с учётом возможных повторных парламентских выборов (или перед выборами нового президента Молдавии) под давлением сторонников жёсткой линии в Кишинёве "атаковать" ПМР в ряде "болевых точек". Речь может зайти об обращении к Украине с просьбой не пропускать автомобили с номерами ПМР, поставить под контроль ввозимый в республику с Украины импорт, не позволять въезжать на Украину и пересекать её территорию лидерам Приднестровья. Могут начать снимать и приднестровские автономера в самой Молдавии", - пишет газета.

"С одной стороны, такие меры могут обострить отношения Молдавии с Россией, а она - единственная, кто безоговорочно поддержала коммунистов в их противостоянии с оппозицией. Но, с другой, Кишинёв стремится заключить с ЕС соглашения о безвизовых поездках граждан РМ по Европе и об ассоциации с Евросоюзом. В деле евроинтеграции официальному Кишинёву нужен успех, видимый любому избирателю. И на таком фоне возможны самые внешне невероятные ходы. В любом случае, поскольку выборы нового президента Молдавии должны быть проведены в течение ближайших недель, максимум месяцев, то и сценарий молдавско-приднестровских отношений прояснится ещё до летних отпусков", - подводит итог издание.

Политический кризис в Молдавии: "Могут ли приднестровцы доверять государству, которое убивает своих граждан, издевается над детьми, женщинами и стариками?"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Европа, наблюдавшая за спектаклем "Демократия в Молдавии" из партера, наконец, решила заглянуть за кулисы. И ужаснулась. Она-то верила, что коммунисты ведут страну по пути демократических перемен, евроинтеграции и построения правового государства, и вдруг выясняется, что это мнение было глубоко ошибочно. Репрессии, последовавшие после кишиневских беспорядков 7 апреля, заставили содрогнуться европарламентариев, приехавших в Молдавию расследовать нарушения прав человека, произошедших после парламентских выборов 5 апреля. Депутаты Европейского парламента были весьма удивлены тем фактом, что президент Молдавии Владимир Воронин не нашел времени, чтобы встретиться с ними. Видимо, кроме времени, он еще и не нашел, что сказать в свое оправдание. Европарламентариям не оставалось ничего другого, как подтвердить поддержку демократической Молдавии и осудить акты насилия в последние недели, в частности, жестокое обращение с гражданами. Тут нужно напомнить, что еще до приезда представителей Евросоюза в Молдавию, здесь побывала Комиссия ООН, которая также провела расследование и дала оценку действиям правоохранительных структур республики по отношению к арестованным. Эксперты ООН констатировали, что молдавские силовые структуры "применяли "чрезмерное насилие" в отношении задержанных, в то время как перед ними были не матерые рецидивисты, а обычные молодые люди и девушки, ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности". В докладе Комиссии ООН отмечалось: "Арестованных содержали в бесчеловечных условиях: по 25-28 человек в камере площадью 8 кв. м, отказывались кормить, почти не давали воды, редко позволяли пользоваться санитарно-гигиеническими удобствами, отказывали в юридической помощи, заставляли подписывать документы, с содержанием которых они не были ознакомлены. В полицейских участках задержанных избивали дубинками, бутылками с водой, кулаками и ногами". Эксперты констатировали и случаи жестокого обращения с женщинами".

"Молдавская полиция открестилась от этих обвинений, а в Министерстве внутренних дел РМ заявили, что ничего, подобного вышеописанному, не происходило, и проверок по этому поводу не будет. Однако после приезда европейских парламентариев, отмахнуться от обвинений молдавским властям будет уже не так-то просто. Тем более что Парламентская ассамблея Совета Европы уже приняла резолюцию "О функционировании демократических институтов в Молдавии", в которой говорится, что все утверждения о нарушении прав человека в Молдавии после парламентских выборов 5 апреля должны стать предметом немедленного, независимого и тщательного расследования, а виновные в этих нарушениях должны предстать перед судом. Кроме того, докладчики ПАСЕ по Молдавии выразили разочарование тем, что надежды на укрепление демократии в стране в результате выборов в парламент оказались тщетными. Парламентская ассамблея СЕ осудила действия не только тех, кто устроил массовые беспорядки в Кишиневе, но и акты насилия, совершенные полицейскими. В частности, в резолюции выражается серьезная озабоченность "многочисленными утверждениями о том, что акты насилия после выборов совершала полиция, эти обвинения должны быть расследованы, а виновные привлечены к суду". И "никакой речи об амнистии полицейских, которые прибегли к насилию, быть не может", - отмечает агентство.

"Насколько серьезно можно относится к заявлениям ПАСЕ, и будут ли воплощены в жизнь высказанные ею намерения? Здесь все зависит от позиции США, а также политической конъюнктуры в самой Европе. И в данном случае самые главные вопросы - насколько коммунисты устраивают Запад в плане проводимой ими политики и готов ли он закрыть глаза на откровенно тоталитарный молдавский режим. Судя по реакции США и Европы на агрессию Грузии против Южной Осетии, троих убитых и десятки искалеченных молдавских граждан Воронину могут легко простить, чего нельзя сказать о сближении Молдавии с Россией. И здесь все зависит от того, самостоятельно ли Кишинев проводит пророссийскую политику или же это ц.у. Запада, который отрабатывает различные технологии давления на Москву. Грузия - это силовой, конфронтационный вариант такого давления, Молдавия - мягкий, мнимо-союзнический, по типу "свой среди чужих", когда Кишинев лоббирует интересы Запада, при этом числясь в друзьях России. Второй сценарий более реален, так как Молдавия, как известно, давно уже несамостоятельна при принятии политических решений. Косвенно это доказывает и сама резолюция ПАСЕ, в которой рекомендуется всем молдавским партиям признать решение Конституционного суда об утверждении итогов выборов; в случае несогласия, опротестовать это решение в Европейском суде по правам человека; провести независимое, прозрачное и заслуживающее доверие расследование событий после выборов; начать диалог для преодоления политического кризиса. То есть Европа, по сути, признает победу коммунистов на выборах и призывает оппозицию начать с ними диалог", - пишет информационное агентство.

"Конечно, оппозиция будет требовать рассмотрения доказательств о фальсификации выборов и повторного голосования. Европа однозначно заявила: не нравятся итоги выборов - обращайтесь в Страсбургский суд, глядишь, года этак через четыре дело будет рассмотрено. Поэтому единственная возможность добиться своего заключается в блокировании избрания нового главы государства, что приведет к роспуску парламента и организации досрочных выборов. Но опять же, где уверенность, как заявил сам Воронин, что либеральные партии вновь смогут получить прежние 41 голос? Захотят ли они терять то, что уже имеют? К тому же есть большая доля вероятности, что коммунисты смогут купить 1 голос, который позволит им избрать президента. А если не купить, то запугать, заставить шантажом ли, угрозами или еще как одного из представителей оппозиционных партий голосовать так, как нужно коммунистам. Сам Воронин на днях признался в том, что "диалог с оппозицией нам (коммунистам) нужен не для того, чтобы получить голос, недостающий для избрания главы государства - это как раз самое простое", - отмечает агентство.

"Похоже, что оппозиция уже начала пятиться. Иначе не объяснишь решение вице-председателя Либеральной партии Дорина Киртоакэ о возврате депутатского мандата, якобы с целью сохранения румынского гражданства, от которого пришлось бы отказаться, став депутатом законодательного органа страны. Прежде он был готов это сделать и даже начал процедуру отказа от второго гражданства. Примеру Киртоакэ могут последовать и другие обладатели двойного гражданства. По крайней мере, вице-председатель Либеральной партии и депутат нового парламента Корина Фусу заявила на днях, что "возможно, и другие депутаты откажутся от своих мандатов". Примечательно и то, что если раньше представители оппозиционных партий отказывались от диалога с коммунистами, то сегодня некоторые из них, уже не столь категоричны в своих высказываниях. На прошлой неделе председатель Альянса "Наша Молдавия" Серафим Урекян заявил, что "у оппозиции есть 41 мандат, и я не говорю о подкупе, я говорю о диалоге, о переговорах, возможно, во имя народа, во имя преодоления этого кризиса". Все это позволяет говорить о том, что молдавская оппозиция, несмотря на громкие декларации о фальсификации выборов и требования международного расследования событий, последовавших после 7 апреля, готова идти на примирение с коммунистическими властями. Что же касается скандала с избиением манифестантов, то он будет быстро замят, как замяты, стерты из памяти европейцев куда более кровавые преступления Грузии против народа Южной Осетии. Для отвода глаз, может быть, несколько полицейских чинов и будут наказаны, но этим дело и ограничится", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Из кишиневских событий очередной урок извлекли приднестровцы, которые хорошо помнят бесчинства полицейских в Бендерах и Дубоссарах в 1992 году. За 17 лет, прошедших с момента агрессии Молдавии против ПМР, в этой стране ничего не изменилось. Молдавия не стала цивилизованным государством, а полиция менее жестокой. Сегодня молдавские власти часто говорят о мерах доверия, сближении двух берегов Днестра. Но можно ли доверять государству, которое убивает своих граждан, прогоняет их через полицейские "коридоры смерти", издевается над детьми, женщинами и стариками? Несложно представить, какие репрессии последуют в отношении защитников Приднестровья, руководителей государства в случае объединения РМ и ПМР. Уж если со своими гражданами молдавские власти поступают столь бесчеловечным образом, что тут говорить о приднестровцах, для которых известие о расправах над погромщиками не стало чем-то столь же неожиданным, как для европейцев. Приднестровье не понаслышке знает, что собой представляет его сосед. Именно поэтому вот уже почти 20 лет республика борется за свою независимость и не намерена отказываться от этой борьбы и впредь. Только собственная государственность является единственным гарантом от произвола молдавских властей", - резюмирует агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Парламентские выборы в Молдавии иначе как хорошо разыгранным спектаклем назвать невозможно: все было продумано, согласовано и на местах отработано. А посему и проведены они были, как говорится, "без сучка и задоринки". Кратко о том, как готовился спектакль под названием "свободные и демократические выборы" в Молдавии. Во-первых, и это самое главное, одержать победу на выборах Воронину и его партии помогли "мертвые души", огромное количество которых было включено в списки избирателей. "Сокрушительная" победа Воронина и его команды на парламентских выборах в Молдавии, состоявшихся 5 апреля, есть самая откровенная фальшивка: за партию Воронина проголосовало, как и предсказывали эксперты, не более 37%. Но фальшивка настолько квалифицированно "сработана", что ее сложно распознать или опровергнуть. Поэтому и устроенный "пересчет голосов" ничего нового не принес: никто не смог доказать, был ли тот или иной гражданин на территории Молдавии в день выборов или не был, голосовал ли он сам, или вместо него его бюллетень был вброшен кем-то другим. Во-вторых, победу на выборах партия Воронина одержала (если допустить, что это не фальшивка, а действительно победа) только потому, что официальная Москва своевременно об этом побеспокоилась. Открыто поддержавшая коммунистическую власть, Москва тем самым вновь вытащила Воронина "из грязи в князи" и обеспечила ему победу. Ставка была сделана на русскоговорящее население, численность которого в Молдавии - не менее одной трети электората".

"Немало подняло авторитет Воронина в глазах избирателей председательство Молдавии в СНГ. Также встречи молдавского президента с Медведевым и Путиным, и визит главы МИД РФ Лаврова в Кишинев сыграли свою роль. Но все это делалось не столько для "налаживания стратегического партнерства", сколько для создания видимости "пророссийскости" лидера молдавской компартии. Именно откровенная демонстрация накануне выборов дружбы Воронина с руководством России стала основным стимулятором его победы. Демонстрацию поддержки Москвой действующей партии власти русскоговорящие граждане Молдавии расценили как гарантию защиты своих прав и свобод, а также как перспективу на будущее - на возможное присоединение Молдавии к Российско-Белорусскому союзу и придание русскому языку статуса второго государственного. Однако хорошо разыгранный спектакль желаемой цели так и не достиг: полномасштабной победы Воронин не получил. И хотя на данном этапе страсти либералов разной окраски еще не улеглись, и они требуют реванша, партия коммунистов фактически потерпела фиаско. Если ни одна из политических партий не согласится на коалицию с ПКРМ, повторные выборы в Молдавии неизбежны. Дело в том, что ПКРМ не получила конституционного большинства, которое необходимо для избрания президента и формирования правительства. Для этого необходимо иметь 61 мандат из 101 возможных. Воронинские пиарщики немного "просчитались", и ПКРМ недополучила всего один, но очень важный для нее голос, который купить уже не сможет ни у одной из партий, прошедших в парламент", - отмечает издание.

"Воронин незадолго до выборов выступил с инициативой, цель которой - не допустить создания в новом законодательном органе коалиции единой правоцентристской фракции. Чтобы исключить появление так называемых "перебежчиков" из одной фракции в другую, в канун выборов был принят закон, запрещающий депутатам, прошедшим в парламент по спискам той или иной партии, без создания соответствующих коалиций индивидуально переходить из одной фракции в другую. Приняв такой закон, ПКРМ подрубила сук, на котором сама же и сидела. На данный момент ни одна из прошедших в новый состав парламента правых партий не намерена создавать с ПКРМ альянс! А согласно Конституции РМ, если вновь избранный парламент окажется неспособным избрать президента, он должен быть распущен, и в соответствии с Конституцией должны быть назначены повторные выборы. То есть оппозиция неожиданно для себя получила возможность нанести ПКРМ "увесистый удар" конституционным путем и получить то, чего не смогла добиться протестными антикоммунистическими демаршами в центре Кишинева после выборов", - пишет газета.

"Погромы в центре Кишинева, организованные молодежью правой ориентации на второй день после выборов, были полностью подконтрольны и управлялись партией власти. Согласно информации официальных СМИ Молдавии, митингующую на площади молодежь полиция вначале даже близко не подпускала ни к президентскому дворцу, ни к зданию парламента. Предупреждением для толпы был слезоточивый газ, примененный полицией против протестующих, и периодические автоматные очереди в воздух. Управлял действиями полиции на площади лично министр МВД господин Папук. И можно со 100-процентной уверенностью утверждать - никаких погромов не было бы допущено, если бы "сверху" не поступила на это специальная "команда": снять охрану и с президентского дворца, и со здания парламента, отступить и предоставить молодежи возможность "поразвлечься". Для чего это было нужно? Объяснение этому лежит на поверхности. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: Воронин продемонстрировал и Европе, а, главное, и официальной Москве, что могло бы быть, если бы к власти в Молдавии пришла правая прорумынская политическая сила. Что только он и его партия представляют в Молдавии ту проевропейскую цивилизованную силу, которая способна демократическим путем привести страну в Европу и одновременно "дружить домами" с Россией. Приднестровцам, остается лишь надеяться, что Россия воспрянет ото сна и разберется, кто есть кто", - отмечает газета "Приднестровье".

"То, что творится в Молдавии, косвенно в политическом плане касается и официального Тирасполя, поскольку независимость Приднестровской Молдавской Республики определяют двумя факторами, один из которых - интеграция Молдавии с Румынией, второй - безоговорочная поддержка независимости Приднестровья Москвой. Именно эти два фактора на международном уровне влияют на признание официального статуса ПМР в качестве независимого государства. Надеяться на то, что в ближайшее время возможен прорыв в признании независимости ПМР, нет оснований. Однако у Приднестровья есть один очень мощный рычаг воздействия на международное сообщество. Это полный и окончательный мораторий на процесс интеграции Приднестровья в Молдавию. На данный момент неизвестно, кто сменит Владимира Воронина на посту президента. Но достоверно известно: если ПКРМ останется правящей партией, лидер коммунистов сделает все возможное, чтобы фигура нового президента была им управляемой. Поэтому он как был единоличным правителем Молдавии, так им и останется. Поэтому в сложившейся ситуации противопоставить всеобщей тенденции, направленной на ликвидацию приднестровской государственности, можно только единством всех ветвей власти и народа Приднестровья", - подводит итог издание.

Фашизм: "Молдавия ничем не отличается от Эстонии, Латвии или Западной Украины, где сносят памятники солдатам-освободителям"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "В Молдавии вновь чествуют ветеранов румынской оккупационной армии. 7 мая в мэрии Кишинева состоялись традиционная встреча с ветеранами румынской армии, во время которой им было вручено денежное пособие в размере 500 леев (1$ = 11,3 леев - прим. ИА REGNUM Новости). Подобные встречи в преддверии Дня Победы или годовщины Ясско-Кишиневской операции проходят уже не первый год, причем, начались они еще задолго до принятия парламентом Молдавии закона о ветеранах. Бывших солдат армии генерала Антонеску чествовали и во времена правления Снегура, когда было принято положение, регулирующее статус ветеранов, в том числе и румынской армии, на территории Молдавии, и при президенте Лучинском, и при коммунистах. Достаточно вспомнить, как бывший мэр Кишинева, а ныне лидер Альянса "Наша Молдавия" Серафим Урекян в 2002 году от имени всего молдавского общества попросил прощения за то, что почти 50 лет ветераны второй мировой войны, сражавшиеся в румынской армии, были преданы забвению и не были включены в списки участников войны, за то, что почти 50 лет они были материально и морально ущемлены. Но одно дело бывший и нынешний кишиневские градоначальники, которые, как известно, имеют ультраправые, прорумынские взгляды. Другое дело - коммунистические власти Молдавии, которые законодательно закрепили равенство в правах ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто являлся союзниками фашистской Германии. 8 мая 2003 года парламент Республики Молдова, большинство депутатов которого являлись представителями правящей ПКРМ, принял закон о ветеранах. Уже на следующий день, то есть 9 мая 2003 года, президент Молдавии Владимир Воронин подписал указ о промульгации данного закона, тем самым в святой для всех праздник Дня Победы уравнял в правах воинов-освободителей с теми, кто на территориях, оккупированных Румынией в период с 1941 по 1944 гг. уничтожил сотни тысяч советских граждан, казнил, по разным данным, от 380 тысяч до 600 тысяч евреев".

"Когда же в канун 60-летия победы над фашизмом Воронин решил выплатить единовременное пособие всем ветеранам Второй мировой войны независимо от того, на чьей стороне они воевали, это вызвало неоднозначную реакцию как в стране, так и за ее пределами. Российский МИД распространил заявление, в котором отмечалось, что "данный шаг молдавского руководства оскорбляет память миллионов людей, заплативших огромную цену за избавление республик бывшего СССР, в том числе и Молдавии, от фашистского порабощения". В ответ пресс-служба молдавского президента распространила заявление с протестом против такой интерпретации. В документе подчеркивалось, что "ветераны Советской и румынской армий были уравнены в правах положением о ветеранах 1993 года, и компенсации планируется выплатить только тем, кто подпадает под этот закон, а, согласно положению, ветеранами считаются граждане Молдавии, воевавшие в частях Советской армии, а также в составе румынской армии". Впрочем, то, что молдавские власти чествовали пособников фашизма, вряд ли могло вызвать удивление у тех, кто хорошо знает, что собой представляют нынешние коммунисты Молдавии и их лидер Владимир Воронин. В марте того же 2005 года молдавский президент заявил о том, что "Молдавия - последняя в Европе страна, оккупированная российскими войсками". Тем самым Воронин признал, что не румынская, а советская армия была оккупационной и, следовательно, солдаты армии Антонеску являются настоящими защитниками молдавского государства, которым следует воздавать почести. К слову сказать, такие же почести власти Молдавии воздают и другим оккупантам, которые в 1992 году участвовали в войне против Приднестровья. Каждый год 2 марта на митинге, посвященном началу вооруженного конфликта на Днестре, Воронин заявляет о высокой оценке вклада убийц и насильников в защиту суверенитета и целостности Молдавии в 1992 году (Вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой начался 2 марта 1992, когда молдавская полиция, а впоследствии и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами, атаковала территорию Приднестровья. В этот день на молдавско-приднестровской границе в районе города Дубоссары состоялось полномасштабное вооружённое противостояние приднестровской милиции и молдавской полиции. Это была третья вооруженная атака Дубоссар со стороны Молдавии. Первое столкновение между Молдавией и Приднестровьем произошло 2 ноября 1990 года, когда вооруженный отряд полиции особого назначения Молдавии попытался прорваться в город Дубоссары, чтобы разделить территорию Приднестровья на две части. Вторую атаку против Дубоссар Кишинёв предпринял 13 декабря 1991 года. В ходе агрессии Молдавии, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 287 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России, Молдавии и Приднестровья подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". Стороны взяли на себя обязательства принять все необходимые меры по прекращению вооруженных действий в течение семи суток, развести вооруженные силы и создать Зону безопасности. Данное соглашение послужило началом миротворческой операции по прекращению вооруженного конфликта между Молдавией и ПМР и созданием Совместных миротворческих сил. Конкретное выполнение данного решения началось 27 июля 1992 года на первой рабочей встрече представителей сторон по его выполнению - прим. ИА REGNUM Новости)", - пишет информагентство.

"Сегодня Воронин и его коммунисты стараются не афишировать своего отношения к пособникам фашистской Германии. После того, как Россия ввела в 2006 году экономические санкции против Молдавии, коммунисты вынуждены были вновь искать пути сближения с Москвой. Несмотря на прежние обвинения в оккупации Молдавии, на требования вывода российских войск, на антироссийскую риторику прошлых лет, Москва пошла на примирение с Кишиневом. Уже при праздновании 24 августа 2006 года 61-ой годовщины освобождения Молдавии от фашизма, молдавский президент выражал признательность советским воинам за освобождение республики и осудил историков, извративших правду о Второй мировой войне. И ни слова о том, что двумя месяцами раньше 1 июня в селе Цыганка Кантемирского района прошла торжественная церемония открытия кладбища румынских солдат, воевавших на стороне нацистской Германии. В мероприятии приняли участие представители парламентских партий, вице-министры обороны и культуры и туризма. А еще раньше, в мае того же 2006 года в Кишиневе состоялось официальное открытие кладбища немецких солдат, нашедших здесь свою смерть во время Великой Отечественной войны. В торжественной церемонии открытия кладбища, которое в народе нарекли "фашистским", принял участие и лично президент Владимир Воронин", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".

"Молдавия лишь на словах вещает о вечной дружбе с Россией, но при этом тесно сотрудничает с НАТО, проводит политику, направленную на евроинтеграцию страны, поддерживает политику Запада на постсоветском пространстве. Ее отношение к тем, кто вместе с фашистской Германией пришел на советскую землю сеять смерть и разрушение, показывает истинное лицо руководства республики. И тот, кто тешит себя иллюзиями, что Молдавия сегодня стала другой, глубоко заблуждается. Она ничем не отличается от тех же Эстонии, Латвии или Западной Украины, где сносят памятники солдатам-освободителям, ставя на их место монументы карателям СС. Пора бы это осознать, и относиться к Молдавии адекватно", - заключает агентство.

Власть: "Введение в Приднестровье российской символики нарушит национальное согласие"

"Новая газета" пишет: "В схватке президента и Верховного совета ПМР обозначился новый поворот. Группа депутатов предложила, наряду с государственным, ввести так называемый национальный флаг, который являлся бы копией российского государственного бело-сине-красного триколора. У авторов этой затеи присутствует даже мотивация. В 2006 году мы ведь провели референдум (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM Новости). Ну, и типа выполняя его решения, держа курс на интеграцию с Россией, рассылая нашу придумку в виде нулевой законодательной инициативы, заодно напоминаем, товарищи, что подобное совпадение символики уже имеет место быть. У Южной Осетии с Северной. А заодно и у Румынии с Молдавией. С военно-политической точки зрения ситуация предельно ясна: приднестровские парламентарии попали в простейшую засаду. Вступив в схватку с президентом за Конституцию и за власть, они решили показать себя святее Папы Римского и большими Путиными, чем сам Путин. И приняли бой с президентом на его поле, где он чувствует себя как рыба в воде. Где он явно сильнее".

"В чём суть? 31 марта 2006 года президент ПМР, стремясь занять своё кресло в четвёртый раз, инициировал депутатский съезд всех уровней, на котором было принято решение провести 17 сентября 2006 года референдум о независимости ПМР и её последующем "свободном присоединении" к России. Ход простой и гениальный: вместо выслушивания упрёков за экономическую катастрофу и отсутствие признания Приднестровья, хотя бы со стороны какого-нибудь Королевства Тонга, выступить в роли лидера нации, обер-интегратора ПМР с Россией. В общем, сплотить и повести! Руками Верховного совета он сохранил престол. Сказано-сделано. Исполнительная власть выступила тогда в роли Паниковского, призывавшего "пилите, Шура, пилите!" и уверявшего, что референдумные "гири" непременно золотые. Законодатели оказались коллективным Балагановым... В 2006 году 17 сентября прошёл референдум, 21 сентября стартовала президентская гонка, 11 декабря на волне постреферендумной истерии было объявлено о победе Игоря Смирнова в четвёртый раз. О фальсификациях, препятствиях оппозиционерам и расхождениях между данными опросов и официальными цифрами в 20% сейчас никто уже не говорит. Но когда референдумный бодун прошёл, выяснилось, что Россия нас признавать не собирается, переговоры с Кишинёвом придётся-таки начать, статус ПМР возможен только в границах бывшей МССР и т.п. Даже война на Кавказе в августе 2008 года ничего не изменила. Те, от кого зависело признание ПМР, прагматично решили: приднестровские мухи отдельно, а южно-осетинские и абхазские котлеты - отдельно. На днях, 2,5 года спустя, россияне консультировались с западниками. Вы удивитесь, но о нашем признании российские товарищи вновь ничего не сказали своим собеседникам! Даже не намекнули во время перерыва на кофе", - отмечает издание.

"Спустя год-другой после 17 сентября депутаты всех уровней усекли: референдум был разводкой, лохотроном, кидаловом... Его последствие одно: президент сохранил и приумножил власть, а влияние Верховного совета на реальное управление государством осталось нулевым. Посему говорить о референдуме стало дурным тоном. И до последних месяцев о "судьбоносном событии" смущённо молчали. И вот о референдуме закричали во весь голос. При этом не вспомнили, что и составлены вопросы для него были так примитивно, топорно и смешно, что подлинные раздумья о судьбах Отечества исключались напрочь. Авторы формулировок подошли так идиотски-небрежно к своему заданию, что по сравнению с ними брежневские пропагандисты выглядели асами политтехнологий. И вспоминать об этом "обмане 2006 года" сейчас как о чём-то серьёзном - значит рисковать сделать себя смешными. Кто мог подбить наших парламентариев на эту провокацию? Если команда президента, то её члены - молодцы. Члены верно рассчитали, что в борьбе за голоса откровенных маразматиков, искренне верящих, что ПМР будет со дня на день признана, а затем принята в состав России в виде "Калининграда-2", депутаты не победят президента. Такие верующие - не их электорат! Отказавшись от собственной позиции и начав играть по президентским правилам, парламентарии станут его лёгкой добычей. Если некоторым из них понравится этот политический садо-мазохизм, мы лишь порадуемся за людей. У каждого свои пути к удовольствию... Но если кто-то из народных избранников слегка встревожится, то мы и это поймём. Например, очевидно, что официальные итоги референдума не соответствуют истинным настроениям в обществе. Этнические украинцы, которых арифметически больше чем русских в ПМР, вовсе не придут в восторг от появления одной лишь копии российской атрибутики. А почему не желто-голубой флаг, спросят они? Ведь нас больше! Поговорите с людьми на севере ПМР, только не перед объективами государственного ТВ...", - пишет газета.

"В центре ПМР, в Дубоссарском, Григориопольском районах, да и на юге - в Слободзейском - живёт много молдаван. По численности это - самая большая национальная группа республики. Да, румынский триколор не вызывает у большинства приднестровских молдаван энтузиазма. Но уверены ли "изобретатели национальной символики", что появление одного лишь красно-бело-синего флага понравится им, как и украинцам, больше? И идея "Калининграда-2" может вызвать, мягко говоря, настороженность. Почему бы не предположить, что наши молдаване всё-таки видят в Молдавии часть общей Родины и хотят урегулировать с ней отношения без окончательного разрыва? Но, возможно, идею "национального флага" подбросил в Тирасполь кто-то извне. Можно предположить одну из версий: свою игру ведёт команда бывшего кремлёвского чиновника Модеста Колерова. Согласно этой версии, потерпев неудачу в стремлении занять прочные политические и экономические позиции в ПМР, эта команда сделала ставку на стравливание ветвей власти республики. Шум вокруг недавней публикации в агентстве "РЕГНУМ" статьи Сергея Колерова (родственника Модеста Колерова) "Стокгольмский синдром", после чего власти Тирасполя обвинили автора статьи в намерении помочь сменить у нас власть, косвенно говорит в пользу данной версии. Ведь фактическим хозяином "РЕГНУМа" нередко называют как раз Модеста Колерова. Если это так, то депутатов подставляют. Дело в том, что ПМР - уникальное образование с балансом национальных, геополитических, культурных и экономических интересов. Ввести из сиюсекундных соображений предлагаемую символику означает, не победив президента, нарушить национальное согласие в ПМР. А просчитывал кто-нибудь, как отреагирует на такой, мягко говоря, не совсем дружественный шаг Украина, которая всё-таки до сих пор не ставит под контроль ввозимый в ПМР импорт и впускает к себе автомобили с приднестровскими номерами. А у Украины-то, в отличие от России, с ПМР общая граница. Бесспорно, Россия - ближайший союзник ПМР. Но в том и состоит политическое искусство, чтобы, привлекая на свою сторону одних, не ввязываться в конфликты с другими", - считает издание.

"Мотивация о сходстве молдавского и румынского флагов и вовсе хромает. Триколор РМ - копия румынского - был навязан в период беснования Народного Фронта Молдавии весной 1990 года, когда многих депутатов запугивали унионистские молодчики у стен парламента. До сих пор огромная часть жителей Молдавии всех национальностей не считает этот штандарт своим, родным. А о том, как использовали сторонники "Великой Румынии" схожую символику 7 апреля, лучше и не говорить. Так что сравнение проигрышное. К тому же не стоит брать пример с молдавских унионистов, считающих своё государство чем-то временным. Можно предположить, что Россия хоть как-то договорится с прочими участниками героического формата "5+2", и переговорный процесс "об особом правовом статусе Приднестровья в составе территориально целостной Молдавии" возобновится. Что весьма возможно. Куда прикажете тогда засунуть "национальный флаг, используемый наряду с государственным"? И, между прочим, в случае провала затеи, спрос будет в глазах избирателей не с президента, а, как и в случае с проведением референдума 2006 года, с депутатов. Они же формально принимали решение, а где "свободное присоединение" к России?.. Чтобы над ПМР в очередной раз не потешался весь мир, лучше не подставляться. Надо просто вести взвешенную, осторожную политику, помня о том, что государство должно существовать и после того, как в Приднестровье появятся другой президент и другой парламент. И ситуация вокруг ПМР может измениться ещё не один десяток раз. Государственный флаг у нас есть. А изобретать велосипед не надо", - резюмирует газета.

В сообщении Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Острый внутриполитический кризис в Приднестровье и пути выхода из него обсуждают сегодня представители ведущих политических партий республики. Основная цель дискуссий - выработка предложений по сути и методам осуществления конституционных реформ и эффективному развитию общественно-государственной системы (Верховный совет ПМР 15 апреля в первом чтении принял проект конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". В частности, предлагаемые поправки предусматривают упразднение поста вице-президента ПМР, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. Законопроект инициирован депутатами в соответствии с Конституцией ПМР и регламентом Верховного совета ПМР. По словам авторов законопроекта, основными целями данной законодательной инициативы являются поэтапное сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровской Молдавской Республики с моделью, действующей в Российской Федерации, а также уточнение некоторых элементов, связанных с повышением эффективности деятельности, как депутатского корпуса, так и исполнительных органов государственной власти. Законопроект встретил абсолютное неприятие со стороны представителей исполнительной власти ПМР и сил, их поддерживающих, и по сей день является предметом острых дискуссий между сторонниками и противниками предложенных изменений - прим. ИА REGNUM Новости). Единственные, кто не являются на заседания общественности, - это представители партии "Обновление". Что само по себе о многом говорит. Ведь политические активисты ПМР выражают свою точку зрения на предложенные именно представителями фракции "Обновление" изменения в главный государственный документ. И, как единодушно высказываются общественники, без проведения всенародного референдума такие нововведения вносить недопустимо".

"Статус и полномочия главы государства, характер законодательного органа, порядок работы исполнительной власти, соотношение местного и высшего управления - вот перечень основных вопросов, которые обсуждаются сегодня. Конституция требует реформы - с этим согласны представители всех собравшихся политических движений. Только в течение прошлого года органами государственной власти рассматривались такие вопросы, как ликвидация фонда обязательного социального страхования, содействия занятости населения, введение регрессивной шкалы взимания подоходного налога. Но введение действительно прогрессивных изменений возможно только при согласованных действиях всех ветвей власти", - отмечается в сообщении приднестровского телевидения.