Передел. Продолжение (Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 13.05.2009)

Частных перевозчиков вытесняют с рынка

Напряженность на рынке частных перевозок вышла на новый виток - у перевозчиков попросту отбирают маршруты. Причем делается это в пользу даже не муниципального транспорта, а другого частного предприятия.

Ошибки оптимизации

Впервые напряженность на рынке частных перевозок возникла еще в середине прошлого года, когда департамент транспорта администрации Красноярска начал реализацию новой транспортной схемы, в рамках которой предполагалось изменение самой маршрутной сети. Планировали укоротить маршруты и пересадить всех пассажиров в автобусы большой вместимости.

Уже тогда возникли нарекания в адрес департамента. Во-первых, большие автобусы стоят дорого, да и эксплуатация их влетает в копеечку. К тому же улицы города слабо приспособлены для их передвижения.

- Частному перевозчику в сегодняшних условиях не под силу самому перейти на такие типы автобусов, - рассказывал еще в мае 2008 года председатель Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев, - те, кто для решения этой задачи залез в кредиты и лизинговые схемы, уже сегодня находится на грани банкротства.

Что же касается укорачивания маршрутов, то просто для реализации этого проекта департаменту транспорта было необходимо построить свыше десятка новых конечных остановочных пунктов, причем для автобусов большой вместимости. Но даже к середине лета, по информации Омышева, не было создано ни одного.

- А без них сама реализация новой транспортной схемы невозможна, - говорил он летом, - причем даже если сегодня (июль. - "ВК") начать их строить, то успеть к обозначенному сроку (начало внедрения новой транспортной схемы было намечено на август. - "ВК") не получится.

Однако все это не остановило департамент транспорта - внедрение началось. Больше всего нареканий со стороны жителей вызвали два фактора: сокращение маршрутов и изменение их номеров.

- Совершенно непонятна мотивация таких действий, - говорил ближе к осени 2008 года заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, - создается такое впечатление, что за всеми этими оптимизациями в департаменте забыли о прямом назначении общественного транспорта - перевозить людей.

Свои претензии УФАС по краю довело до логического завершения - суд удалось выиграть. К этому, кстати, вернемся чуть позже.

Работа антимонопольщиков, протесты частных перевозчиков и недовольство простых красноярцев привели к тому, что в октябре 2008 года реализация новой транспортной схемы была приостановлена, тогдашний руководитель департамента Иван Девяткин лишился своего кресла, а вице-мэр Константин Филиппов выступил перед горожанами с извинениями и признал принятые решения ошибочными.

Но это не ликвидировало проблемы частных перевозчиков, которые с самого начала работы по реализации новой транспортной схемы (апрель-май 2008 года) говорили о том, что их попросту вытесняют с рынка. Говорили и о грядущем переделе этого самого рынка.

Свобода договора

История передела продолжилась уже в этом году, когда буквально на днях один из перевозчиков лишился части своего маршрута. Речь идет о маршруте N 89, на котором до недавнего времени работали 24 автобуса перевозчика.

- На сегодня у меня сняли с маршрута 9 автобусов, - рассказывает директор вышеупомянутого предприятия Дмитрий Багаев, - это очень серьезный удар, так как я взял кредиты для покупки больших автобусов, и их мне нужно выплачивать, а доходы уменьшились более чем на треть.

Таким образом, вытеснение перевозчиков с рынка продолжилось. Механизм его достаточно прост. В департаменте транспорта уже около пяти лет существует практика сезонного перезаключения договоров, в том числе и с согласованием расписания. Т. е. каждый год перевозчик должен сообщать департаменту осенне-зимнее и весенне-летнее расписание работы своих автобусов, и только после этого его договор на маршрут будет продлен. Причем по закону договоры должны быть заключены на срок более одного года (обычно заключается на 3-5 лет). В Красноярске же только крупные перевозчики (имеющие около 100 автобусов) работают на трехлетних договорах, а мелкие вынуждены трудиться по описанной выше схеме.

- Когда наступает время повторно согласовывать расписание, договор, по сути, перестает действовать, и его могут не продлить по любым причинам, вплоть до доброй или злой воли чиновника, - говорит Михаил Омышев. - С предприятием Багаева так и произошло.

Частное лобби

Мотивация сделанного департаментом шага не совсем понятна, ведь сегодня на место выбывших автобусов Багаева встали девять машин компании "Красбус" (кстати, частной компании), которой руководит весьма примечательная личность - Андрей Стехно, ранее возглавлявший обанкротившееся в прошлом году автотранспортное предприятие, в котором 51% принадлежал муниципалитету.

К деятельности Стехно уже тогда были претензии, в том числе и со стороны депутатов городского Совета Красноярска.

- У меня лежит несколько заявлений от пенсионеров, которых с единым проездным билетом просто выбрасывали из автобусов Стехно, - рассказывала Елена Пензина.

Не сняты нарекания в его адрес и сегодня.

- Он работает хуже меня, - говорит Дмитрий Багаев, - у него больше нарушений, на свои маршруты он выпускает меньше автобусов, чем положено (по информации Омышева, Стехно закрывает линию только на 80%. - "ВК"). В департаменте транспорта об этом знают, и при этом мои автобусы снимают, а его - ставят. Видимо, есть какая-то заинтересованность в таком развитии событий.

И это не все странности. Дело в том, что, по словам Багаева, он был намерен в течение ближайшей половины года перевести весь свой парк на автобусы большой вместимости, о чем и уведомил департамент.

- Тогда они быстро подсуетились и стали выдавливать меня с рынка, - говорит он, - поскольку, если я успею поменять автобусы, выжить меня будет проблематично.

История Багаева далеко не единичный случай. На сегодняшний день целый ряд перевозчиков испытывает на себе давление, правда, пока дело не дошло до крайности, они не отваживаются говорить об этом, не желая навлечь на себя гнев департамента. Однако на условиях анонимности один из них все-таки раскрыл кое-какие карты.

- По нашему мнению, один из чиновников (мы подозреваем кто, но у нас нет доказательств), - говорит собеседник "ВК", - лоббирует интересы "Красбуса" и конкретно Стехно. На сегодня эта компания является крупнейшим перевозчиком в городе, и сложилось так в последние годы, когда этот чиновник занял свое нынешнее место.

Вообще перевозчики уверены, что департамент транспорта нарушил принцип одинакового подхода ко всем игрокам на рынке. Против этого они и собираются протестовать на пикете, который пройдет 20 мая перед городской администрацией.

То, что можно было счесть первым симптомом передела рынка, на поверку оказалось лишь еще одним шагом департамента на этом пути.

- Когда муниципалитету дали около 200 новых автобусов, - вспоминает Омышев, - их нужно было ставить на какие-то маршруты. Часть из них заняла место старых автобусов, а часть поставили на маршруты, на которых уже работали коммерсанты.

Получается, что передел, которого так опасались частные перевозчики, уже идет не первый месяц, только потихоньку, не привлекая к себе особого внимания. Закрыты маршруты N 29, 82, 87, частично 74, ряд маршрутов либо сократили, либо вообще убрали. А на их место поставили новые маршруты, на которые основной массе частников вход заказан. Причем антимонопольная служба оспорила этот шаг городской администрации, и на сегодня он признан незаконным. Однако старые маршруты так и не были восстановлены, что должно было быть сделано. В итоге часть перевозчиков была вынуждена уйти с рынка. Цель достигнута.

Абрамовичи совершили мягкую посадку

(Маргарита Баранова, "МК в Красноярске", 13.05.2009)

Красноярским аэропортом рулят те же люди, которые развалили "КрасЭйр" и "Сибавиатранс"

Седьмого мая, на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Аэропорт "Красноярск" избран Совет его директоров. За три дня до события "МК" стал известен список (каждый кандидат заранее согласился занять почетное место). Прелюбопытный. В Совет директоров вновь избраны:

Борис Золотарев, гендиректор ГП КК "Красноярск-2020";

Борис Абрамович, экс-гендиректор, совладелец ОАО "КрасЭйр" и владелец "Сибавиатранс", совладелец ОАО "AiRUnion";

Александр Абрамович, экс-замгендиректора, экс-президент, совладелец "AiRUnion", владелец "Сибавиатранс";

Владимир Демидов, экс-вице-президент ООО "AiRUnion", депутат ЗС края;

Владислав Вычужанин, экс-замгендиректора ОАО "КрасЭйр" (с 2007 года), депутат Красноярского горсовета.

Появились и новые персоны:

Михаил Кузичев, зампредседателя правительства края;

Денис Пашков, министр промышленности и энергетики края;

Сергей Верещагин, министр внешних связей и инвестиционной политики края;

Александр Ядов, министр транспорта и связи края.

Понятно, захотелось понаблюдать за процессом избрания до боли знакомых лиц. "В каких целях? - удивилась секретарь совета директоров Светлана Муравьева. - Пожар - это для всех и бесплатно. А здесь собрание, оно для тех, кто имеет право на нем присутствовать". Впрочем, девушка обещала вынести вопрос участия прессы на голосование.

Заглянув в небольшой кабинет гендиректора аэропорта, где происходило действо, я не обнаружила ни одной заявленной в списке персоны. Двери перед носом захлопнулись. После короткой, но страстной речи какого-то акционера, рвавшейся из щелей, участь прессы была решена: "Нечего здесь делать!"

Тем же вечером выяснилось: Совет директоров избран в означенном составе. Если у кого-то из простых акционеров (1-2 % акций ОАО) и возникли сомнения в том, что орган, состоящий из "свадебных генералов" и топ-менеджеров, которые развалили авиапредприятие, будет дееспособным, то его голос не играл особой роли. Крупные акционеры (51 % акций принадлежат краевому правительству; львиная доля остальных - братьям Абрамовичам) договорились и выбрали сами себя.

По мнению Бориса Золотарева, ничего страшного не произошло. Совет занимается стратегическим развитием, вся ответственность лежит на гендиректоре компании (заметим: не вошедшем в СД и работающем по контракту, который в любой момент может быть разорван). И вспомнились голодные стюардессы, безработные летчики-асы, толпы пассажиров "КрасЭйр" в аэропортах по всей стране... Вспомнились и возбужденные, в основном, осенью 2008 года дела (см. справку "МК"). Захотелось узнать, в каком качестве фигурируют в них топ-менеджеры авиабанкрота, снова избранные директорами? "12 декабря 2008-го возбуждено дело по факту невыплаты зарплаты работникам "КрасЭйр", - сообщили в Западно-Сибирском управлении на транспорте СК при прокуратуре РФ. - Оно не закончено: очень много потерпевших. Назначены финансово-аналитическая и судебно-бухгалтерская проверки. Обвинение никому не предъявлено". Добавим: экс-работники "КрасЭйр" до сих пор не признаны потерпевшими. В красноярском отделении ведомства не скрыли, что с руководством компании не беседовали - "не о чем". В Западно-Сибирском УВДТ заявили, что не имеют в производстве никаких дел. Следы затерялись в столице...

Справка МК

Дела против "КрасЭйр", получившие огласку:

- Административное дело по факту обмана потребителей. С 28 августа по 3 сентября 2008-го компания продавала билеты на авиарейсы, выполнение которых в заявленные сроки было заведомо невозможным - на момент продажи билетов авиакомпания не отправила предыдущие рейсы по тем же направлениям. "КрасЭйр" признана виновной, назначено наказание в виде штрафа.

- Уголовное дело по факту осуществления ОАО "предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере" (ч. 2 ст. 171 УК РФ; до пяти лет лишения свободы)

- Уголовное дело по факту "причинения имущественного ущерба с помощью обмана или злоупотребления доверием в особо крупном размере" (п. б ч. 3 ст. 165 УК РФ, до пяти лет лишения свободы).

- Два уголовных дела по многочисленным фактам вывоза имущества, денежных средств "КрасЭйр", в том числе за рубеж. Переданы в центральный аппарат МВД РФ. - Скрытие налоговых и таможенных пошлин. "КрасЭйр", приобретя Boeing-767, проинформировала красноярскую таможню, что судно на ремонте и получила освобождение от уплаты пошлин и налогов (шесть миллионов рублей). Между тем самолет активно эксплуатировался. После проверки средства взысканы с авиапредприятия.

На чём ездят чиновники края?

(Михаил Маркович, "АиФ на Енисее", 13.05.2009)

ПОПЫТКИ пересадить чиновников на отечественный транспорт предпринимали многие лидеры нашего государства. Но решительного успеха не удалось добиться никому, если не брать в расчёт советский период. Одним из символов того времени был ГАЗ-14 ("Чайка"), прозванный в народе "членовозом" за то, что возил членов политбюро.

В перестроечное время новые вожди полюбили западный комфорт и, несмотря на все лозунги, до сих пор предпочитают ездить на иномарках. Впрочем, для чиновников рангом пониже основным транспортом остаётся "Волга". Как нам сообщили в пресс-службе администрации края: "Сегодня из 70 автомобилей, обслуживающих правительство и администрацию, 70% - отечественные "Волги" разных лет выпуска. Учитывая, что автопарк серьёзно изношен, в последние годы с учётом благоприятной финансовой ситуации был приобретён ряд автомобилей, требующих меньше затрат на обслуживание и ремонт. В частности, это автомобили марок Ford и Toyota Camry, собранные на российских заводах. В 2009 году, ввиду текущей финансово-экономической ситуации и распоряжения губернатора края о сокращении управленческих расходов, приобретение новых автотранспортных средств для автопарка администрации губернатора и правительства края не планируется".

Тем не менее официальный сайт государственного заказа (www.zakupki.gov.ru/) явно демонстрирует тенденции чиновничьих предпочтений. Администрация Емельяновского района, следуя духу времени, объявила о желании приобрести ВАЗ-2104 и -05, за 190 тысяч рублей каждый. А вот в Рыбинском районе решили поддержать немецкий "народный автомобиль" Volkswagen Jetta за 650 тысяч рублей. Красноярское муниципальное учреждение "Городские леса" за миллион рублей приобрело Chevrolet Niva, правда, российской сборки. Финансовое управление администрации Партизанского района мечтает о Lada Priora. И совсем уж дурной пример чуть было не показало Заксобрание края, которое решило обновить свой автопарк приобретением 5 автомобилей Toyota Camry и микроавтобусов того же производителя. Последний раз здесь покупали машины два года назад, но и тогда предпочтение было отдано одной Audi А8 и Toyota Camry в количестве 10 штук. Как говорил тогда депутат Виктор ЗУБАРЕВ, не сменивший ещё кресло Заксобрания на Госдумы: "Это, безусловно, удобство и комфорт, такие машины помогут работать более оперативно. У нас есть возможность, есть бюджет, с которым мы неплохо управляемся, поэтому это совершенно правильное решение, принятое председателем и депутатским корпусом и согласованное с губернатором Красноярского края". Время показало, что с бюджетом всё-таки управляются не очень хорошо, и проведённый конкурс решили отменить...

Коммунальная свалка

(Глеб Панфилов, "Вечерний Красноярск", 13.05.2009)

Муниципальное предприятие сваливает мусор под окна красноярцам?

Стихийные свалки нередкая проблема для Красноярска. Однако свалка в центре города оказалась сюрпризом для самой администрации района. Причем если традиционно виновными в их образовании являются сами жители прилегающих домов, то в этом случае основным виновником может оказаться муниципальное предприятие.

История свалки на перекрестке переулка Косой и улицы Вейнбаума насчитывает уже более 5 лет. Все это время жители четырех достаточно ветхих домов вынуждены мириться с подобным соседством.

- Все это время мы наблюдаем, как с завидной регулярностью к нам под дома сваливают строительный, дорожный и прочий мусор, - рассказывает Андрей Шапов, один из жильцов прилегающих домов, - мы пытались протестовать, разговаривать с водителями, но ничего не меняется.

В итоге жители обратились в министерство жилищно-коммунального хозяйства края с письмом, в котором попросили разобраться в проблеме. Из министерства получили ответ (копия есть в распоряжении "ВК"): "По информации департамента городского хозяйства, несанкционированная свалка по адресу: ул. Качинская, 60г, включена в план ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района на 2009 год".

Получить комментарий департамента по этому вопросу не удалось. Однако ответ министерства однозначен - свалка включена в план работ на 2009 год. Вопрос в другом - почему за все 5 лет существования не было предпринято никаких шагов для ее ликвидации. К тому же, как рассказал Шапов, в самой администрации Центрального района ничего не знали о существовании этой свалки.

- Так заявила нам пресс-секретарь района, - говорит он.

Помимо срока существования свалки и бездействия властей, есть и еще один вопрос во всей этой истории - кто виноват. Проще говоря, кто столько лет сваливал мусор под окна красноярцев?

- За все пять лет я ручаться не могу, - говорит Шапов, - но в последнее время, помимо прочих, свозящих к нам мусор, появились машины с надписью "Краском".

В подтверждение своих слов Шапов предоставил "ВК" фотографии машин, сделанные в апреле этого года камерой мобильного телефона.

Пресс-секретарь "Краскома" Татьяна Лукина заявила, что это не могут быть их машины, поскольку они не занимаются уборкой мусора. Но, услышав о фотографиях, попросила прислать их ей с целью проведения внутреннего расследования.

- Мы проведем проверку и выясним, что происходит, - заверила она.

Чуть позже Лукина прислала письмо с разъяснениями. "Судя по фото, КамАЗ привез грунт, а не мусор, - говорится в письме. - Когда проводятся земляные работы на аварийных сетях в очень стесненном месте, не позволяющем складывать вынутый грунт рядом с котлованом или на проезжей части, его отвозят в специальные участки, согласованные с администрациями районов. Через какое-то время, когда из него уйдет вода, его используют для засыпки уже другого котлована. В тот день (18 апреля 2009 года. - "ВК") как раз и проводились такие работы".

Разберемся по порядку. "Грунт, а не мусор". Корреспондент "ВК" лично выезжал на место свалки и действительно увидел там строительный мусор - обломки кирпича, куски асфальта и прочее. "...его используют для засыпки уже другого котлована". По словам жильцов прилегающих домов, ни разу со свалки ничего не вывозили. Они за свой счет периодически нанимают бульдозер, для того чтобы хоть как-то расчистить пространство.

- На этой свалке появляются либо бульдозеры, либо люди с лопатами, - рассказывает Шапов, - но то, что они делают, трудно назвать уборкой, просто сгребают мусор в кучу (у коммунальщиков это называется "обваловывают". - "ВК").

Из этого, кстати, вытекает, что про свалку все-таки кому-то известно, ведь техника выделяется.

"Специальные участки, согласованные с администрациями районов". Напомним, в администрации района говорят, что ничего не знали об этой свалке до того момента, пока к ним не обратились жильцы домов. И к тому же в письме министерства ЖКХ прямо сказано - несанкционированная свалка.

Но даже если все, что ответили в "Краскоме", правда и ситуация действительно выглядит именно так, ряд вопросов остается открытым: кто дал право сваливать "грунт" под окна пусть ветхих, но все же жилых домов и почему эти самые люди должны за свой счет нанимать технику для расчистки этого "грунта"? И все же кому принадлежат машины, сваливающие мусор?

Под кого роют памятником

(Маргарита Баранова, "МК в Красноярске", 13.05.2009)

Дело против Шумова - предупреждение совсем другим персонам?

Напомним, 30 апреля следственное управление СК при прокуратуре РФ по краю сообщило о возбуждении уголовного дела по факту уничтожения дома Парфентьевых (XIX век) в Красноярске. Экс-руководитель краевой службы по охране объектов культурного наследия Константин Шумов подозревается в превышении должностных полномочий ("МК", N 19 с.г.). На время следствия официальные источники, понятно, онемели. В архитектурно-строительной среде, напротив, активно обсуждают причины "Дела о мертвом памятнике".

Главный вопрос: почему ФСБ через семь лет после события вдруг проявила интерес к теме?

Если верить источникам "МК", 15 августа 2008-го сотрудники ФСБ изъяли чуть не половину архива краевой Службы по охране объектов культурного наследия. Через 8,5 месяца появилось уголовное дело. Но папки с документами так и не вернулись на место. Видимо, их исследование компетентными органами продолжается. Одновременно с возбуждением дела в доме Константина Шумова, по нашим данным, произведен обыск. Что искали, неясно. Но вроде бы ничего не взяли.

Однако вернемся к версиям. Озвучим те, что не выглядят фантастическими. Оговоримся: ни одна из них официально не подтверждена, но каждая имеет право на жизнь.

Предположение первое. Отношения начальника бывшей "охранной службы" с некоторыми подчиненными были неровными. Эхо конфликтов звучало и в СМИ. "Война" обострилась, когда служба в результате реструктуризации попала в подчинение "главного строителя" Николая Глушкова (до 2006-го она существовала в структуре краевой власти сама по себе). И правда, смешно: люди, уполномоченные охранять старину, попали в зависимость к тем, кто стремился освободить от нее землю. На взгляд подчиненных, начальник был слишком лоялен к "прорабам", принимая решения о сносе, переносе, реконструкции старинных объектов города. Несогласные сигнализировали правоохранителям. ОБЭП, прокуратура инициировали внеплановые проверки. Наконец, "сигналы" достигли критической массы, и за тему взялась ФСБ. Фактов посвежее, видимо, не нашлось, а возбуждать дело было надо... Чтобы кого-то пугнуть?

Предположение второе. Итог "Дела о мертвом доме" непредсказуем. Слишком несовершенно законодательство РФ по части охраны наследия. К примеру, федеральных положений о Государственной историко-культурной экспертизе и Едином госреестре объектов культурного наследия не существует. Регионы ждут их появления с 2002 года. Без них, уверяют в Минкультуры края, в "охранный" список нельзя включить ни одного "новичка". (Последний раз порция старых зданий в крае была вписана в реестр памятников в 1990 году, при СССР.) Тянучка с совершенствованием законодательства дает свободу маневра коммерсантам и чиновникам, курирующим строительную отрасль. Внимания правоохранителей достойна едва ли не каждая сделка по реставрации, сносу, передислокации старинных объектов в крае за последние 19 лет. Но нечастые попытки защитить деревянных предков до сих пор заканчивались пшиком. Скажем, законность строительства современного здания впритык к дому Зельмановича (ул. Сурикова) оспорена Росохранкультуры по краю. Но к моменту, когда суд вынес решение в пользу памятника, его незаконный сосед уже "радовал" глаз горожанина. За разрушение двухэтажки (перекресток ул. Перенсона и Ленина) директор стройфирмы был осужден условно. Это не повлияло на ситуацию: дом подпалили, снесли, расчистив площадку для очередного проекта...

Словом, заслона для злоупотреблений как не было, так и нет. И возбужденное по усадьбе Парфентьевых дело некоторые склонны расценивать как "звонок" правоохранителей известному в крае прорабу-чиновнику. Вроде бы к нему накопилось много вопросов...

Деловая поездка, похожая на охоту (Нина Селина, "Красноярский рабочий", 13.05.2009)

В Иркутской области вчера был объявлен траур в связи с гибелью губернатора Игоря Есиповского.

Дважды в этом году долгие праздничные выходные заканчиваются гибелью высокопоставленных чиновников. Так было в январе, когда на Алтае разбился вертолёт с государственными мужами, решившими поохотиться в заповедных местах. Погибли семеро, в том числе и полпред президента в Госдуме Александр Косопкин. По официальной версии - рабочая поездка, по неофициальной - охота, на которую оправился 9 мая иркутский губернатор Игорь Есиповский, стоила жизни и ему самому, и всем, кто оказался с ним на борту небольшого вертолёта "Белл-407", - руководителю аппарата губернатора и правительства Иркутской области Михаилу Штонду, сотруднику вневедомственной охраны Александру Шостаку, пилоту Виктору Кунову. Авиакатастрофа произошла в районе труднодоступного урочища Малышкино, расположенного в 18 км от ближайшего населённого пункта посёлка Листвянка и примерно в шести десятках километров южнее Иркутска.

Точное время крушения вертолёта пока неизвестно. Известно лишь, что Игорь Есиповский покинул Иркутск после проведения торжественных мероприятий, посвящённых Дню Победы. Первый заместитель губернатора, в недавнем прошлом руководитель администрации Красноярского края Сергей Сокол, представляющий официальную версию событий, на первой после ЧП пресс-конференции рассказал, что губернатор совершал облёт территорий, входящих в туристско-рекреационную ОЭЗ "Ворота Байкала". Однако многие факты, уже попавшие в прессу, заставляют усомниться в том, что эта версия единственная. Сообщается, например, что документы на полёт губернатора не были оформлены должным образом. Рейс по сути был незапланированный. Странно, что в деловую поездку, организованную в праздничный день, вместе с первым руководителем не отправились профильные специалисты. Летел губернатор на частном вертолёте американского производства "Белл-407", принадлежащем, по одной информации, коммерческой фирме, по другой - лично Есиповскому. По данным "Российской газеты", разбившееся недалеко от Байкала воздушное судно зарегистрировано на имя жителя подмосковного города Мытищи.

В региональном центре МЧС о пропаже вертолёта с Игорем Есиповским на борту стало известно 10 мая, когда группа вовремя не вышла на связь. К вечеру было обнаружено место крушения с обломками воздушной машины и фрагментами погибших. К расследованию причин авиакатастрофы приступила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в её составе представители Ространснадзора, Росаэронавигации, центра, который занимается сертификацией данных вертолётов, Росгидромета. Председатель комиссии Георгий Ячменев отметил, что останки всех тех, кто был на борту, доставлены в Иркутск. Ведутся исследования, следственные органы проведут судмедэкспертизу. Сейчас выясняется, были ли на борту чёрные ящики, не все суда иностранного производства оборудованы бортовыми самописцами. Работа комиссии продлится не менее 15 дней. После её завершения можно будет говорить и о наиболее вероятных причинах аварии, и об истинных целях поездки

. Пока наиболее вероятными причинами крушения считаются либо ошибка пилота вертолёта, либо техническая неисправность машины, не отвергается и версия теракта, но в качестве центральной она пока не рассматривается. Что касается цели поездки, то, по неофициальной информации, вертолёт иркутского губернатора потерпел крушение во время охоты на медведей. Предположительно машина летела на малой высоте и упала во время отстрела животных с борта вертолёта, задев за препятствие лопастями винта. А то, что Игорь Есиповский был заядлым охотником, известно многим. Но пока это, повторяю, одна из множества версий, обсуждаемых в том числе и в СМИ. На мой взгляд, весьма правдоподобная, ведь пренебрегать установленными правилами у нас давно вошло в привычку и у рядовых граждан, и у тех, кого мы называем ВИП-персонами. Как сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи 263 Уголовного кодекса РФ - "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или вод?ного транспорта".

Соболезнования родным и близким Игоря Есиповского выразили президент РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр правительства РФ Владимир Путин, губернаторы соседних регионов, в частности Александр Хлопонин. Исполняющим обязанности губернатора Иркутской области назначен Сергей Сокол. Напомним, Игорь Есиповский пробыл в должности губернатора менее полугода, с 22 ноября 2008 года. Это уже пятый руководитель региона, погибший в катастрофах - авиационных и автомобильных. Открыл этот чёрный список в апреле 2002 года красноярский губернатор Александр Лебедь.

Сибнефть распустили

(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 13.05.2009)

Красноярский офис "Сибнефть-КНП" распущен. Как стало известно "ВК", топ-менеджмент и офисные сотрудники с прошлой недели не работают в компании. Тем не менее АЗС функционируют в прежнем режиме. Руководство дочкой "Газпрома", по неофициальной информации, отдано кемеровскому филиалу.

Напомним, "Газпром" приобрел 72,663% акций "Сибнефти" за более чем 13 млрд долларов в октябре 2005 года. Практически сразу же после завершения сделки были избраны новый президент и совет директоров. Красноярский офис компании продолжал все это время работать в старом составе. Хотя некоторые кадровые перестановки на высшем уровне все же случились. Так, в прошлом году у красноярской дочки "Газпрома" появился новый руководитель.

Тем не менее серьезные разговоры о ребрендинге начались лишь в этом году. Планировалось, что "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" будет переименован в "Сибнефть-КНП". Однако АЗС компании до сегодняшнего дня работают под прежней вывеской.

Получить разъяснения по поводу сокращения в красноярском офисе так и не удалось. На телефонные звонки отвечает секретарь и сообщает, что никто не может общаться с прессой. Бывшие сотрудники также хранят молчание. На днях появилось письменное обращение бывшего пресс-секретаря компании Марины Дергачевой.

- Компания перестала быть самостоятельным подразделением ОАО "Газпромнефть", став составной частью ООО "Газпромнефть-Кузбасс". Часть коллектива остается, продажи по-прежнему будут осуществляться оптовые и розничные. Руководителем подразделения остался Андрей Руньков, - пишет Дергачева.

Мобильный телефон заместителя генерального директора по организационным вопросам Алексея Стрельникова заблокирован.

В московском офисе нам посоветовали обращаться непосредственно в кемеровское отделение компании - "Сибнефть-Кузбасснефтепродукт". В неофициальной беседе один из сотрудников сказал корреспонденту "ВК", что пока никаких официальных комментариев насчет переподчинения компания не дает.

Отметим, это не первый уход "Сибнефти" из регионов. В 2005 году, например, руководство компании приняло решение о перерегистрации омского офиса в Санкт-Петербурге. Чиновники региона тут же выступили против этого. Пока в Красноярске никаких волнений не замечено. Оно и понятно. Для Омской области "Сибнефть" является основным донором, который не только приносит многомиллионные налоги в бюджет, но и спонсирует социальные программы.

Очевидно, для Красноярского края "Сибнефть" отнюдь не основной налогоплательщик, и переподчинение кемеровской области не является ощутимой потерей для региона.