"Коммерсантъ-Волга" опубликовал сегодня, 13 мая материал под заголовком "Следователи сделали лабораторную работу. Сотрудники СК провели обыск в структуре Министерства юстиции":

"Адвокаты бывшего редактора "Новой газеты" в Самаре" Сергея Курт-Аджиева, обвиняющегося в использовании контрафактного программного обеспечения, намерены привлечь к уголовной ответственности следователя Советского межрайонного следственного отдела Андрея Поздеева. Они утверждают, что господин Поздеев незаконно забрал из лаборатории Министерства юстиции данные государственной экспертизы компьютеров, изъятых в самарской редакции "Новой газеты". Однако в следственном комитете заявляют, что действовали в соответствии с российским законодательством. Эксперты так же полагают, что адвокаты господина Курт-Аджиева не смогут добиться возбуждения уголовного дела.

В минувшую пятницу следователь Советского межрайонного следственного отдела СУСК при Прокуратуре РФ по Самарской области Андрей Поздеев в сопровождении оперативных сотрудников милиции провел обыск в Cамарской лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции. Обыск был связан с расследованием уголовного дела бывшего редактора "Новой газеты" в Самаре" Сергея Курт-Аджиева. Со слов сотрудников лаборатории, визитеров интересовали системные блоки с результатами государственной экспертизы компьютеров, изъятых в 2007 году в самарской редакции "Новой газеты". Как рассказал "Ъ" адвокат Сергея Курт-Аджиева, аналитик межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА" Ирина Хрунова, господин Поздеев мотивировал свои действия тем, что следствие сомневается в "независимости" проведенной сотрудниками гослаборатории экспертизы. По ее словам, заключение Минюста отличается от экспертной оценки, сделанной в самом начале следствия компанией "Три-С" и положенной в основу обвинения по уголовному делу Сергея Курт-Аджиева. Однако руководство лаборатории наотрез отказалось выдать следователю Поздееву и пришедшим с ним милиционерам документацию и системные блоки. Конфликт удалось урегулировать лишь после того, как на место прибыл руководитель отдела криминалистики самарского следственного комитета Мгер Барсегян. Действия господина Поздеева он назвал несвоевременными и приказал ему покинуть помещение лаборатории. Тем не менее, компьютер с результатами экспертизы в конечном итоге все же был изъят, но уже лично господином Барсегяном, пояснившим, что данные материалы необходимы для завершения расследования по уголовному делу Сергея Курт-Аджиева.

Стоит отметить, что именно результаты государственной экспертизы стали основанием для отмены в марте этого года обвинительного приговора в отношении господина Курт-Аджиева.

Уголовное дело в отношении Сергея Курт-Аджиева по ст. 146 УК РФ ("Нарушение авторских и смежных прав") было возбуждено 14 мая 2007 года, через несколько дней после того, как в самарской редакции "Новой газеты" прошли обыски. Ущерб, причиненный ЗАО "1С" и корпорации Microsoft, следователи насчитали на общую сумму 130 тыс. руб. 25 марта 2008 года в Октябрьском районном суде началось рассмотрение этого уголовного дела. В июле того же года суд признал господина Курт-Аджиева виновным в использовании контрафактного программного обеспечения и приговорил к штрафу в 15 тыс. рублей. Причем на тот момент представительство Microsoft уже отказалось от своих претензий, а представлявший в суде ЗАО "1С" Александр Сударев сам оказался на скамье подсудимых за мошенничество. Адвокаты журналиста обжаловали решение Октябрьского суда в вышестоящей инстанции. После проведения повторной госэкспертизы в марте этого года приговор был отменен, а само дело направлено на доследование в следственный комитет.

По словам руководителя Самарской лаборатории государственной судебной экспертизы Лидии Феоктистовой, она намерена написать жалобы на имя руководства следственного комитета и прокуратуры, с требованием провести служебное расследование и привлечь к ответственности Андрея Поздеева. "Мы хотим, чтобы нам объяснили, на каком основании был изъят системный блок, в котором хранились данные не только по делу Курт-Аджиева, но и по другим аналогичным делам", - заявила вчера "Ъ" госпожа Феоктистова. В начале прошлой недели она уже обращалась с заявлением в следственный комитет. Тогда поводом послужил вызов на допрос тем же следователем Поздеевым эксперта лаборатории Валерия Трегуба, проводившего исследования компьютеров "Новой газеты".

В свою очередь, защита Сергея Курт-Аджиева на этой неделе намерена написать заявление об отводе следователя Поздеева и о возбуждении против него уголовного дела. "Эксперт госэкспертизы - это неприкасаемое лицо. Обыск в государственной лаборатории, сам по себе факт вопиющий, такого я еще не встречала в своей практике. Я думаю, что фактов против следователя Поздеева собралось достаточно, чтобы привлечь его к уголовное ответственности", - заявила госпожа Хрунова.

Впрочем, в следственном комитете придерживаются иного мнения. Там считают, что их сотрудники действовали исключительно в рамках закона. "Оснований для привлечения к ответственности наших сотрудников нет, они действовали в соответствие с российским законодательством в рамках расследования уголовного дела", - заявили вчера в СУ СК при Прокуратуре РФ по Самарской области. По словам управляющего партнера московской юридической фирмы А.S.T. LEGAL Анатолия Юшина, адвокатам Сергея Курт-Аджиева вряд ли удастся привлечь к ответственности следователя Поздеева. "Для того, чтобы проводить обыск в лаборатории, судебных экспертиз не нужен особый порядок в получении санкции. Подобной неприкосновенностью в нашей стране пользуются только депутаты и судьи", - считает господин Юшин".