СМИ: Нарушения закона обнаружены в новом департаменте администрации Архангельской области

Архангельск, 12 мая 2009, 09:59 — REGNUM  Сотрудники администрации Архангельской области подозреваются в получении взятки от предпринимателя за победу в конкурсе. Как сообщает газета "Бизнес-класс. Архангельск", по неподтвержденным данным, в деле фигурирует пять чиновников. Среди них - и.о. заместителя директора департамента по конкурентной политике Сергей Акулов и некий Беспалый - якобы советник вице-губернатора Архангельской области Сергея Молчанского.

Инициатива создания в областной администрации нового структурного подразделения, контролирующего размещение госзаказа, принадлежала губернатору. Так, осенью 2008 года заработал департамент по конкурентной политике, который возглавил ставленник Ильи Михальчука Борис Бубякин. Ранее он председательствовал в контрольно-счетной палате при законодательном собрании Якутии. Как заявил губернатор, новому подразделению предстояло заниматься решением множества проблем - в том числе способствовать жесткой конкуренции. Как сообщало ИА REGNUM Новости, по информации пресс-службы Следственного комитета при прокуратуре Архангельской области, "по материалам проверки, представленным РУ ФСБ России по Архангельской области, возбуждено уголовное дело в отношении двух сотрудников администрации Архангельской области. Они подозреваются в получении взятки в сумме более 400 тысяч рублей, то есть в крупном размере, с одного из предпринимателей Архангельска за победу в конкурсе (п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ)". Из собственных источников редакции "Бизнес-класса" стало известно, что сейчас в деле фигурируют уже не два, а пять человек, и в большинстве своем они являются сотрудниками департамента по конкурентной политике. "Один из них - заместитель Бориса Бубякина Сергей Акулов. 5 мая прокуратура проводила следственные действия - в здании обладминистрации проходили обыски. В связи с этим важно понять, какими возможностями обладали подозреваемые для продвижения на торгах "своих" фирм", - пишет газета.

"Объем закупок в Архангельской области в 2009 году оценивается в 12,1 млрд рублей. Уже заключено более 13 тысяч контрактов на 3,1 млрд рублей. Это колоссальные бюджетные средства, побороться за которые желающих немало.... Помочь "устоять" был призван вступивший в 2006 году закон "О размещении заказов...". По крайней мере так говорили его авторы. В то время документ оценивался как революционный. Он кардинально изменил всю систему закупок в стране и повысил прозрачность их проведения.... На официальном сайте закупок Архангельской области есть сведения о том, что в 2008 году путем запроса котировок было размещено более 3 тысяч заказов, в форме открытого аукциона - 400, открытого конкурса - 305 заказов. В 2009 году эта пропорция сохраняется. На перый взгляд, эти цифры не говорят ни о чем...

Наше издание как-то пыталось стать участником размещения муниципального заказа. Котировочную заявку с предложением цены по одному из лотов мы привезли за 20 минут до официального часа окончания приема документации. До регистрации ее умудрились пронести по нескольким кабинетам, где "нужные" люди могли ознакомиться с нашим ценовым предложением (по №94-ФЗ котировочная заявка предоставляется в открытом виде и может пересылаться даже по электронной почте). Результат был предопределен - контракт заключили с победителем, цена которого оказалась ниже нашей лишь на несколько сотен рублей, тогда как стоимость услуг остальных участников торгов друг от друга отличалась значительно. Словом, реванш взяла та компания, в победе которой никто и не сомневался. Вот одна из иллюстраций к вопросу о том, почему котировки при размещении заказов власть использует охотнее всего...

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области подтверждают: к новым правилам игры заказчики давно адаптировались. Даже при проведении аукционов в законе находят лазейки, которые позволяют давать зеленый свет "домашним" компаниям, а остальных по-доброму отодвигать в сторону. "Зачастую аукционные комиссии не допускают к участию в аукционе всех участников, кроме одного. В результате аукцион признают несостоявшимся и с единственным участником заключают контракт по максимальной цене, предусмотренной документацией. Таким образом, не проводится сама процедура аукциона, в ходе которой участники могли бы предлагать снижение цены контракта", - рассказала "Бизнес-классу" заместитель руководителя Архангельского УФАС Надежда Могилевцева Таких примеров не только в прошлом, но и в этом году в области было предостаточно. В большинстве случаев участникам отказывают в допуске по формальным основаниям. Заказчики могут придраться к любым мелочам: заявка не прошита, не пронумерована, не на каждом листе есть подпись руководителя и печать, заявка прошита не тем способом, который указан в документации об аукционе, неправильно оформлен титульный лист заявки, на титульном листе нет печати. Особенно распространенной причиной отказа стала неправильная последовательность сшивания заявки, которая предусматривалась документацией об аукционе. При этом каждый заказчик устанавливал разную последовательность подшивки и порой своими инструкциями по оформлению вводил участников в заблуждение. Более того, иногда на комиссиях Архангельского УФАС представители конкурсных комиссий сами не могли объяснить, в какой же последовательности нужно было прошить документы. (!!!)

"Мы, конечно видели, что действия заказчиков и комиссий шли вразрез с главной целью закона "О размещении заказов" - эффективным использованием бюджетных средств. Однако судебная практика сложилась не в пользу участников размещения заказов. И действия заказчиков по установлению излишне сложных требований к оформлению заявок, и их отклонение по формальным основаниям признавались правомерными, - говорит Надежда Могилевцева. - В такой ситуации у заказчика появляется возможность по малейшему основанию отклонить всех неугодных участников, а затем признать торги несостоявшимися и заключить контракт по максимальной цене с единственным участником или с любым другим лицом, которое даже не подавало заявку. И только новая редакция закона, вступившая в силу 1 марта 2009 года, ограничила этот беспредел. Изменения регламентируют требования к оформлению заявок. Установлено, например, что иные требования недопустимы и, следовательно, отклонять заявку можно только на основании несоответствия ее положениям закона, а не конкурсной документации".

В антимонопольном управлении заявляют, что и в случае проведения запроса котировок у заказчика так же есть возможность обеспечить победу нужной компании, ведь котировочные заявки поступают в открытом виде. Так, в мае 2009 года комиссия территориального управления ФАС рассмотрела жалобу на действия должностного лица мэрии Архангельска, обвинявшемся фактически в подлоге, а именно - в принятии заявки после окончания установленного срока. При этом оказалось, что победила именно заявка, поступившая неведомым образом. Речь идет о контракте на проведение обследования несущих конструкций деревянного жилфонда с выдачей экспертного заключения о техническом состоянии зданий. Такая процедура проводится для определения дальнейшей судьбы домов - сносить или ремонтировать? Начальная цена контракта - 400 тысяч рублей. Заказ размещала служба заместителя мэра Архангельска по городскому хозяйству под председательством Олега Головина. Удивительным образом появившийся в протоколе участник - ООО "Анфилада". Материалы дела переданы в правоохранительные органы. Точка еще не поставлена.

Жалобы на департамент по конкурентной политике обладминистрации в антимонопольное управление тоже поступали. Одна из последних была рассмотрена 29 апреля. ЗАО "Северная экспедиция" и ООО "СК "Дельта-Строй" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения госконтракта на выполнение работ по ремонту Архангельского торгово-экономического техникума. Не согласившись с этим решением, руководители предприятий обратились в УФАС. Комиссия Архангельского УФАС России назвала обоснованной жалобу лишь ООО "СК "Дельта-Строй". Признано, что аукционная комиссия департамента нарушила требования Федерального закона "О размещении заказов", незаконно отстранив от участия участника...

По итогам 2008 года рост количества жалоб на действия властных структур по размещению госзаказа в Архангельской области возрос почти в два раза, и что самое главное - увеличилось число обоснованных претензий. Это говорит о высоком уровне информированности и подготовленности бизнеса. Предприниматели научились защищаться, отстаивать свои интересы, используя правовой механизм. Поэтому все заявления о заказном характере расследуемых громких уголовных дел о взяточничестве можно воспринимать с некой долей иронии. Каким бы ни было желание "заказать" то или иное должностное лицо, без заинтересованности потерпевшей стороны, ничего не получится. А коли такие интересы есть, значит поборы уже слишком бьют по карману, сильно обременяют и мешают работать. Ведь если расходы на взятки бизнесом "окупаются", их дают... Если нет - извините... Обвинение в коррупции чиновников областной администрации - серьезный удар по репутации губернатора. Но он пока не делает никаких заявлений, и, думаю, не сделает. Администрации области вообще свойственно бороться с коррупцией в закрытом режиме. Судить об этом можно хотя бы на примере работы межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров. Предприниматели не раз обращались с просьбой сделать ее деятельность гласной и открытой для всех. Мол так эффективнее будет. Но у власти, видимо, другое мнение на этот счет. Такова специфика проводимой информационной политики.

Елена Светличная, главный редактор "Бизнес-класс-Архангельск".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.