Ситуацию с молдавским законом "О ветеранах", согласно которому бывшие военнослужащие румынской оккупационной армии имеют равные права и льготы с ветеранами Великой Отечественной войны, прокомментировал 8 мая для ИА REGNUM Новости молдавский политолог Александр Зданкевич.

То, что бывшие солдаты румынской армии имеют в Молдавии такие же права, как советские ветераны, является наследием того времени, когда внешнеполитический курс президента Владимира Воронина находился на несколько ином, отличном от нынешнего, витке. Соответствующий закон был принят в 2003 году, когда противостояние коммунистического Кишинёва и капиталистической Москвы достигло апогея. Тогда, если кто помнит, отношение Воронина к Румынии и румынам было немного другим, нежели сейчас. А роль нынешней Румынии (т.е. "Первой и Наиглавнейшей угрозы для молдавской государственности") в те дни играла Россия.

Отменить чествование бывших бойцов оккупационной армии Воронин не может - это означало бы полное признание собственной несостоятельности. Воронин вообще не способен организовать хоть сколько-нибудь внятную кампанию по противодействию румынизации - не столько из-за своей непоследовательности, сколько из-за неспособности перед лицом даже самых серьёзных угроз, когда на карту поставлено существование государства, отказаться от собственных "европейских" устремлений. Последние внешнеполитические поползновения официального Кишинёва, стремление к "евроинтеграции в обход Румынии" - это полный абсурд хотя бы по причинам банальной географии. Единственная граница Молдавии с ЕС - это румынская граница, и если власть действительно готова отдать всё за мифическое "ассоциированное членство", то такие, в общем, обязательные элементы европейской интеграции, как регионализм и развитие приграничного сотрудничества, дадут Бухаресту полный карт-бланш на колонизацию Молдавии уже фактически на законных основаниях.

Власть никак не может понять, что Молдавия в её нынешнем виде, провозглашая "европейский" курс, не может избежать поглощения Румынией. При этом надеяться на то, что нынешний режим что-то осознает и попытается привнести в собственную имитацию политики хоть какие-то знаковые перемены, не приходится. Пересмотр нынешней ситуации, в том числе, и в области отношения к румынским оккупантам возможен только при условии свержения правящей верхушки и кардинального переформатирования всей молдавской политики, вплоть до превращения Молдавии в государство качественно иного типа.

Во-первых, Молдавия может стать по-настоящему европейской страной, лишь восстановившись в своих исторических границах. Только в этом случае мы способны набрать достаточный внешнеполитический вес для того, чтобы интеграция осуществлялась на приемлемых для нас условиях. Историческая (Великая) Молдавия, включающая ряд территорий, которыми на сегодняшний день незаконно владеют Украина и Румыния (удерживающая, в том числе, и одну из древних столиц Молдавского княжества Яссы) может и должна претендовать на роль влиятельного регионального государства - на ту роль, которую мы, молдавские граждане, сегодня не способны себе даже представить. И только тогда мы сможем, наравне с внутренней и внешней, вести и чёткую историческую политику.

Во-вторых, сегодня становится очевидным, что основным стратегическим союзником Молдавии может быть только Россия. Лишь эта страна способна проявить реальную заинтересованность к созданию нового молдавского государства, что приведёт, во-первых, к серьёзному ослаблению и территориальным потерям Украины, а, во-вторых, к проблемам для империалистической Румынии. Сама по себе Румыния не является противником России, однако возможность создать лишний (и не самый слабый) рычаг давления на своего "стратегического партнёра" в лице Евросоюза может Москву весьма заинтересовать. В принципе, в России всё больше зреет понимание того, что строить политику на постсоветском пространстве через удержание любой ценой нынешнего статус кво (ярким примером этого стала безоговорочная поддержка Воронина во время кишинёвских событий) - путь к поражению, и для расширения геополитического влияния необходимо наступать. В этом смысле молдавское государство - реальное, а не виртуальное, как сегодня - могло бы стать заинтересованным партнёром России в регионе.

Вот тогда можно было бы более подробно вспомнить и о моментах, связанных с нашим общим прошлым. В Настоящей Молдавии союзные Гитлеру румынские оккупанты будут преданы суду. При этом выражаю уверенность, что к некоторым из них наверняка проявят интерес представители других стран, в частности, Израиль, который на данный момент не намерен отказываться от поиска персоналий, отметившихся массовыми убийствами евреев.

А то, что сегодня они получают денежные пособия и равные права с советскими ветеранами, говорит лишь о том, что нынешнее молдавское государство - не настоящее, и не молдавское. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы исправить такое положение вещей.

Справка ИА REGNUM Новости: Закон Республики Молдова "О ветеранах" был принят парламентом страны 8 мая 2003 года, в период, когда у Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) было конституционное парламентское большинство, а президентом страны был Владимир Воронин. Согласно статье 7 данного закона, в рамках категории "ветераны Второй мировой войны" уравниваются в правах и льготах ветераны Великой Отечественной войны и военнослужащие, участвовавшие во второй мировой войне в составе румынской армии. Впоследствии в данную статью закона парламентом дважды - в 2004 и 2005 гг. - вносились изменения и дополнения, однако положение, уравнивающее в правах ветеранов Великой Отечественной войны и румынской оккупационной армии, так и не было отменено. В марте 2005 года, после того, как данное положение закона о ветеранах стало темой ряда репортажей на российском "Первом канале", пресс-служба президента Молдавии Владимира Воронина распространила заявление, в котором утверждалось, что закон о ветеранах якобы был принят во время президентства Мирчи Снегура. В документе телекомпания обвинялась в "черном пиаре" против Молдавии, "провокационной лжи" и "полном незнании истории Второй мировой войны и советской (собственной) истории". "Комментаторам "Первого канала" следовало бы знать, что румынская армия с августа 1944 года принимала участие в войне с фашизмом на стороне антигитлеровской коалиции, а король Румынии Михай I советским военным и политическим руководством был награжден орденом "Победа", - отмечалось в заявлении пресс-службы молдавского президента.

Стоит отметить, что в 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот (король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску), и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.