Обзор СМИ Алтайского края за период с 4 по 8 мая 2009 года

Готова ли власть к диалогу? Эксперты оценили, насколько местные чиновники способны к конструктивному диалогу с общественностью. Туркмены не идут на помощь "АлтТраку": единственной надеждой на благополучный для завода исход было заключение договора на поставку тракторов в Турменистан. Перед хозяйствами края стоит задача не уронить показатели: власть сама заговорила о сокращении поголовья скота. Ограничивать, а, может, договариваться? О том, как вытеснить с алтайских прилавков чужую водку.

"Готова ли власть к диалогу?", - пишет 4 мая ИА " ПолитСибРу-Новости". С просьбой оценить, насколько местные чиновники способны к конструктивному диалогу с общественностью, агентство обратилось к экспертам.

"Законодательных последствий диалога нет", - такова общая суть ответа руководителя Центра политического анализа и технологий Алтайского госуниверситета Ярославы Шашковой. "Действующая власть неспособна вести конструктивный диалог с обществом, потому что, во-первых, она не заинтересована, во-вторых, политика последних лет была направлена на минимизирование участия общества в политическом процессе. И действующая власть ориентирована на минимальное привлечение граждан к своей деятельности и на сотрудничество только с лояльными группами. Она отбирает лояльные группы или организации или создает их сама. И возникает псевдосотрудничество с теми, кто не совсем лоялен, но предсказуем. Вот это самый главный момент. Политическая сила может быть не совсем лояльна, как те же коммунисты, но она должна быть предсказуема. Наша власть разучилась работать в условиях конкуренции, разучилась работать в условиях реальной оппозиции. И поэтому естественно, что сейчас она делает все, чтобы оппозиция не появилась. Формально диалог есть, но это диалог с лояльными структурами", - считает эксперт.

"Когда общественники хотят получить информацию, это вызывает раздражение у чиновников администрации", - отмечает исполнительный секретарь Общественной палаты Алтайского края Константин Емешин. "Сегодня и в России, и в Алтайском крае явно стало видно, что пока конструктивного диалога у власти с обществом не получается, и власть довольно закрыта. <...> Мы столкнулись с двумя феноменами. Первый - это некие ограничения для получения информации. Например, тарифы. Сколько мы проводили совещаний и вели переписки - общество до сих пор не знает и не понимает, откуда взялись такие тарифы. На каком-то этапе нам заявляют, что вот здесь коммерческая тайна, и в вопросах тарифов мы наталкиваемся на глухую стену. Дальше губернатор довольно открыто говорит о том, что есть проблема использования земли в Барнауле и он с нами вроде солидарен, но его подчиненные пишут ответы, которые ни о чем не рассказывают.

Когда мы начинаем что-то обсуждать с губернатором, он открыт, но всеми вопросами не владеет. Когда мы идем к его замам и другим подчиненным, мы, оказывается, много информации получить не можем, и отсюда никакого диалога нет. Существует такая особенность, когда общественники хотят активно получить какую-то информацию, это вызывает раздражение у чиновников администрации, говорят - это не ваше дело. Если в Законодательном собрании мы можем любую информацию получать, пусть с некоторым опозданием, но, тем не менее, то со стороны городской Думы существует некая закрытость. Когда нет диалога, возникает непонимание граждан и протест. Власть привыкла действовать по принципу: я начальник, ты дурак", - говорит Емешин.

Политолог Сергей Андреев рассуждает о результатах диалога власти и общества в регионе: "Власть все-таки персонифицирована. То есть, когда мы говорим о власти, надо говорить о том, готов ли Карлин, Колганов, Лоор к диалогу или не готовы. С одной стороны, вроде готовы. Я был на одном из мероприятий, организованном фракцией "Единая Россия", по увеличению до пяти лет полномочий губернатора и депутатов Законодательного собрания. Выслушали все возражения, а потом сказали: все равно мы примем решение так, как считаем нужным. Это формальное общение, формальная попытка диалога, когда они слушают, но не слышат".

"Туркмены не идут на помощь "АлтТраку"", - пишет 7 мая газета "Ваше дело". В информации сообщается, что контракт между компанией "АлтТрак" и Республикой Туркменистан о поставке более одной тыс. тракторов будет подписан в лучшем случае в IV квартале текущего года. Об этом сообщил Виктор Мещеряков, начальник управления края по промышленности и энергетике.

"Ваше дело" напоминает, что предприятие фактически не работает с начала года. Единственной надеждой на благополучный для завода исход было заключение договора на поставку тракторов в Турменистан, который заявлял о таких намерениях в конце 2008 года. Однако, как сообщил г-н Мещеряков, если такой контракт и будет подписан, то не раньше осени. "Сегодня стоит проблема занятости предприятия на период до получения заказа", - отметил он. Сейчас администрация совместно с собственником завода "РАТМ-холдингом" рассматривает варианты выхода из ситуации.

Сейчас дебиторская задолженность предприятия составляет 79,7 млн рублей, кредиторская - 229 млн рублей. Долг по зарплате превышает 50 млн рублей.

"Ограничивать, а, может, договариваться? О том, как вытеснить с алтайских прилавков чужую водку", - пишет 8 мая газета "Алтайская правда". Журналист Евгений Шумилов сообщает о том, что в этом году алкогольный рынок края живет в контексте общеэкономического кризиса. Производство спирта снижается. Оптовики, стараясь угодить рознице, везут в регион дешевую водку, а местные производители ЛВИ, пытаясь подняться выше точки безубыточности, ищут сбыт своего дорогого алкоголя в соседних областях России.

В течение последних четырех лет в крае сокращается на прилавках доля местной алкогольной продукции. По информации первого вице-губернатора Сергея Локтева, она упала с 82 % до 49 %. В этом году тенденция сохранилась. Участники алтайского алкогольного рынка считают, что все дело в инорегиональной дешевой водке. Доля такой продукции растет и достигла в настоящий момент 40%.

"Сегодня водку из южных регионов ввозят в Москву за 30-35 рублей, к нам за счет транспортных расходов - подороже, - говорит гендиректор Иткульского спиртзавода Виктор Сурков. - Я не против свободного перемещения продукции, но выступаю за то, чтобы она была соответствующего ценового сегмента". Гендиректор Иткульского спиртзавода приводит расчет, согласно которому легальная поллитровка не может поставляться в торговую сеть дешевле 68 рублей.

Автор отмечает, что заинтересованные стороны по-разному предлагают бороться с товарным демпингом из-за пределов региона. Одни выбирают рыночные механизмы, другие - административные.

Так, гендирекор СТС Александр Зыбин считает отказ алтайской торговли брать дорогую продукцию СТС неизбежным фактором. На предприятии собираются решать проблему, проводя дополнительные маркетинговые акции, предлагая высокооборачиваемые товары, усиливая инорегиональную экспансию. "Для того чтобы не потерять объемы, сохранить предприятие, мы вынуждены идти в соседние регионы, - поясняет Зыбин. - Там нашу алтайскую недешевую водку потребители любят, а дистрибьюторы аккуратно за нее рассчитываются".

Гендиректор СТС, понимая, что в борьбе за потребителя оптовики тоже теряют свою маржу, предлагает договариваться. Он подчеркивает, что неорганизованный рынок сломает цену и производителям, и оптовикам, и рознице.

" Почему бы антимонопольному управлению не разобраться, откуда у продавцов такая дешевая водка?"- спрашивает Виктор Сурков. Он считает, что делу также может помочь закон о торговле, ограничивающий входные бонусы сетям, приводящие к удорожанию не только алкоголя, но и всех продуктов питания. По мнению Суркова, скорейшее принятие этого федерального закона должно лоббировать краевое Законодательное Собрание.

К слову, краевые власти весьма заинтересованы в развитии этого бизнеса, так как сейчас 20 % алкогольных акцизов поступает в региональный бюджет, а со следующего года - 40 %. В условиях кризиса эти суммы актуальны.

"Мы будем пристально отслеживать происходящие в отрасли процессы и разбираться, что на них влияет", - обещает Сергей Локтев. Он считает, что дешевая продукция из Ставропольского края, южных республик и Московской области поступает в край без налогообложения. В качестве примера приводит уголовное дело, возбужденное по факту продажи алкогольной продукции с поддельными специальными федеральными марками крупным оптовиком - ООО "Русский продукт". Первый вице-губернатор пообещал жестко пресекать подобные вещи. Он также заявил, что, невзирая на антимонопольную службу, администрация будет принимать определенные законные меры.

Часть из них уже известна. Так, для лицензирующих органов городов и районов края разработаны дополнительные условия, выполнение которых обязательно для розницы. В них включены положения, способствующие продвижению алкогольной продукции алтайских производителей, в том числе постоянное наличие достаточного объема и ассортимента местной водки ( не менее 51 %). Эти условия уже используются в Барнауле. С 1 мая они применяются всеми муниципалитетами края. Сергей Локтев не исключает, что в случае несоблюдения муниципалитетами этих условий право выдавать лицензии будет передано на краевой уровень.

"Перед хозяйствами края стоит задача не уронить показатели", - пишет 7 мая газета "Ваше дело". Журналиста Елена Гурьева сообщает, что краевые власти пытаются сохранить объем федеральной поддержки сельского хозяйства. Именно поэтому направляют в районы петиции, в которых поручают местным чиновникам проконтролировать выполнение госпрограммы развития аграрного комплекса. На прошлой неделе эта тема в очередной раз была поднята на совещании в Главном управлении сельского хозяйства (ГУСХ). По мнению руководителя ведомства Александра Чеботаева, около 50 хозяйств края не смогут получить компенсации из-за халатности со своей стороны и со стороны кураторов отрасли.

Начальник сельхозуправления Александр Чеботаев считает, что в то время, когда край ждет одобрения программы по молочному скотоводству главой правительства РФ, к сохранению поголовья аграрии должны относиться особенно трепетно.

В своем обращении к начальникам райсельхозуправлений Александр Чеботаев сделал акцент на том, что при сокращении поголовья скота или при невыполнении других обязательств госпрограммы развития АПК региону грозит сокращение федерального финансирования. "Неисполнение соглашения, заключенного между Минсельхозом и краевой администрацией, на 1% лишит нас 10% предусмотренной поддержки", - отметил руководитель ведомства.

Как рассказал замначальника ГУСХ Михаил Чмырев, общее количество коров в крупных и средних хозяйствах за I квартал текущего года не сократилось. Но три сельхозпредприятия снизили количество скота более чем на 100 голов. Еще в 48 агрокомпаниях вырезали от одного до 30 животных. Последняя категория "хозяйственников" у Александра Чеботаева вызвала недоумение: "Это принципиальные вещи - хоть на одну голову, но уменьшить стадо? Или руководители просто не хотят заниматься животноводством?" И назвал более 10 случаев, когда в районах шел штучный убой, испортивший статистику.

Показательными стали примеры в СПК "Кировский" Ельцовского района, где за первые три месяца текущего года стадо КРС сокращено на две головы, и СХА "Рассвет" Косихинского района, где под нож пошло всего одно животное.