Научное исследование по безопасности лоцманской проводки и швартовых операций, проведенное по заданию службы капитана Новороссийского порта, уместилось в 12 томах.

Главным результатом труда ученых стала лоцманская карточка. Собранная в ней в сжатом виде информация очень поможет и капитану пришедшего в порт судна, и лоцману. До сих пор общение между ними проходило, что называется, на пальцах. Лоцман с карандашом в руках на листке бумаги рисовал план действий. Теперь капитану будет представляться схема порта и причала, где будет швартоваться судно, его технические характеристики, возможности маневрирования.

На презентации "Рекомендаций по обеспечению безопасности лоцманской проводки и швартовых операций" директор научно-исследовательского объединения "Плеяда" Олег Зуйков представил труд, над которым специалисты НИО работали в течение года.

По словам Олега Тихоновича, результаты проведенного исследования позволяют на качественно новом уровне организовать процедуру контроля за безопасностью мореплавания в порту со стороны службы капитана порта. Как показывает анализ аварий на море, большинство их происходит именно в пределах портовых акваторий, стесненных для плавания и маневрирования.

А в Новороссийской бухте эти операции усложняются особыми погодными условиями. Так, за последние три года от аварий с судами только ущерб гидротехническим сооружениям порта составил около 23 миллионов рублей. Основные причины морских происшествий: неправильный выбор скорости судна при сближении с причалом и маневрировании, ошибки в управлении судном, несогласованность действий капитана и лоцмана. Увеличение размеров судов, особенно танкеров, привело к дополнительному риску загрязнения окружающей среды при разливах нефтепродуктов при авариях.

Рекомендации по безопасности лоцманской проводки и швартовых операций специалисты "Плеяды" разрабатывали для каждого действующего причала, а их в порту более 70. Сложность таких работ связана не только с большим количеством гидротехнических сооружений.

Безопасность лоцманской проводки зависит также от типа судна, его размеров, разнообразия причалов и оградительных сооружений. Порт, как живой организм, непрерывно реконструируется, расширяется, в силу чего изменяется гидрология целых районов бухты. Все это учитывалось при составлении рекомендаций, которые помогут капитану при плавании в незнакомом районе или в сложных навигационных условиях.

Проведены также комплексные исследования судопотока, проанализирована эксплуатация буксирного флота, систематизированы сведения по техническим характеристикам причального фронта, сформирована базу по синоптическим особенностям расположения бухты. На основе этих данных и разрабатыван план лоцманской проводки, где учтены все внешние факторы, влияющие на безопасность плавания судна в указанном районе, и вместе с тем кратко, ясно и доступно изложена информация для капитана. Ведь трудночитаемые и объемные по содержанию документы требуют повышенной концентрации внимания, определенного запаса времени на ознакомление, на совместную проработку с судоводительским составом и одобрение. Использование плана проводки сэкономит время и существенно повысит уровень обслуживания судов в порту, приближая его к мировым стандартам.

Лоцманы, приглашенные на презентацию, высказали только одно пожелание: поскорее напечатать новые лоцманские карточки, чтобы начать по ним работать. Кстати, при составлении плана проводки судов был учтен практический опыт лоцманов, накопленный за многие годы.

По словам капитана порта Владимира Ерыгина, внедрение в работу такого документа, безусловно, снизит риск, связанный с навалом судов. Информированный капитан будет более адекватно реагировать на нестандартные ситуации. Актуальность этого документа очевидна для Новороссийского порта, лидирующего в России по многим показателям, в том числе и по перевалке опасных грузов.

Презентация "Рекомендаций по обеспечению безопасности лоцманской проводки и швартовых операций в порту Новороссийск" состоится и в службе Росморфлота Министерства транспорта. Как сказал Ерыгин, предложенный план проводки может быть использован и в других портах. А первый положительный отзыв на эту работу был получен полтора года назад еще в стадии разработки рекомендаций, когда в Новороссийский порт заходил корабль шестого американского флота. Командир корабля "Лассаль" отметил оригинальность документа. Подобную схему маневрирования предлагают даже не во всех европейских портах.