"Самарская газета" сегодня, 7 мая опубликовала интервью с депутатом Самарской губернской Думы Александром Колычевым:

- Давайте начнем с кризиса. Сейчас идет секвестирование бюджета, объективно это необходимо. Но у одного министерства отбирают больше, у другого меньше... Если говорить о пропорциональности по разным направлениям, как вы считаете, правильно сокращается бюджет?

А.К.: Исходя из социальной направленности, в целом, секвестирование идет правильно. Практически не сокращаются расходы по здравоохранению и соцзащите, не очень сильно по образованию. Сильно урезается министерство экономического развития, министерство строительства и минтранс. Но здесь просто некуда деваться. Этих денег нет, они не поступают. Никто не гарантирует, что через полгода правительство не соберется и не выдвинет новые предложения по сокращению. Ну нет налоговых поступлений, предприятия стоят, все.

Когда эти деньги будут? Дай бог, чтобы то, что сейчас решено направить в адрес здравоохранения, образования, соцзащиты, нашлось в бюджете. От сокращения никуда не деться, другое дело, что я не согласен с внутренним распределением, например, в той части, что касается дорожных работ.

- Если перейти к другим темам - на прошедшем форуме с участием премьера Путина малому бизнесу было много чего обещано. К примеру, отмена кассовых аппаратов для тех, кто работает по ЕНВД, правительство наконец поняло, что стоимость их обслуживания иногда вообще превышает то, что люди зарабатывают. Еще одна мера - готовить мелкие лоты, чтобы в торгах могли участвовать небольшие компании. Ну у правительства часто появляются различные инициативы, далеко не все из которых воплощаются на местах. Как вы считаете, имея жизненный опыт, данные инициативы вообще будут реализованы или это просто сотрясание воздуха?

А.К.: Имей - не имей жизненный опыт, но чтобы оценивать то, что происходит, надо некоторое время прожить в нашей стране. Где и когда у нас что-то внедрялось быстро? У нас разрабатывается антикоррупционный закон - президенту лично приходится прилагать усилия, чтобы доказать, что он необходим. И то закон еще не заработал. Пока мы видим только сообщения о чиновниках, которые раскрывают декларации о доходах своей семьи. И то лишь самая верхушка, которая не может отказаться. А на уровне губернаторов многие говорят: на нас это не распространяется. Вот и получается: закон един для всех или не един? Или приняли решение в кризисной ситуации дать деньги банкам, чтобы они быстро дошли до реального сектора. Вы видите эти деньги? Они уже ушли и мимо реального сектора. Через два месяца президент проводит совещание по прокачке "тромбов", которые образовались, но они до сих пор не прокачаны.

Когда идет инициатива сверху... Я не должен вообще быть пессимистом, я не должен относиться к этому скептически!.. Но вся фактура, весь опыт говорит, что те или иные указания до места часто не доходят, они уходят в песок. Поэтому сегодня я слабо верю в те положительные моменты, которые были обозначены. Как малый и средний бизнес страдал, как он был изгоем, так на местах и дальше идет развал.

- Инициатива уходит в песок, это понятно. А деньги, которые выделяло правительство на поддержание предприятий, самарских заводов, они дошли?

А.К.: Я не знаю, поступили ли они на ВАЗ. Что касается тех предприятий, которые входят в Рособоронпром, пока я не знаю ни одного, куда поступили бы хоть какие-то деньги. Как были проблемы, так они и остались. Сколько мы уже говорим о СНТК Кузнецова? До кризиса я сам лично занимался этим делом. Теми заказами, которые должны были прийти на завод. Той зарплатой, которую люди не получали месяцами. Теми массовыми сокращениями, которые происходили. Все признавали, что это уникальное предприятие, которому нет равных. И вот из года в год комплекс передавали из одного в другое ведомство, все жили надеждами, что завтра будет лучше. Но нет этого улучшения, оно не наступило. А ведь это градообразующее предприятие, центр всего поселка Управленческий, жители которого работали на этом предприятии.

Что можно сказать о других заводах, дошли ли туда эти средства? Я не знаю. Но думаю, что нет, исходя из того, что "тромбы" пока не прокачаны.

- Вы сами говорите - я должен быть оптимистом. Но то, что вы говорите, - пессимистично. У меня большой вопрос - за последние два года сложилось впечатление, что губернская Дума прекратила свое существование. По сравнению с предыдущим созывом, когда депутаты за что-то бились, что-то отстаивали. Сейчас такое ощущение, что Дума перестала принимать какие-либо решения, все спускается сверху и поддерживается подавляющим большинством...

А.К.: Что сейчас представляет собой Дума? Это очень хорошо видно на следующем примере. Перед тем как пройти пленарному заседанию Думы, проходит заседание фракции "Единая Россия", на котором рассматривается вся повестка предстоящего заседания. Можно даже не ходить на заседания Думы. Да, там можно говорить, можно высказывать предложения, спорить. Но, как показывает практика последних лет, собственная точка зрения здесь не то что не в почете, она просто не принимается во внимание. Есть "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, мы можем высказать и высказываем свою позицию, но принято будет так, как решит фракция "Единой России" - 34 голоса, абсолютное большинство. Там дисциплина, и даже если члены фракции внутренне не согласны, они голосуют так, как посчитало руководство. Сегодня они четко выстроили вертикаль власти, почистили ряды членов партии, президиума и политбюро единоросов. На одном из совещаний, когда представители партии власти в очередной раз убеждали поддержать областное правительство, я не выдержал и сказал: ну что нам мучаться, давайте пойдем на заседание правительства, кивнем там, проголосуем - и вопрос будет закрыт именно так, как нужно.

Какой вывод? Такое ощущение, что законодательный орган стал исполнительным органом правительства Самарской губернии.

- Действительно, последние годы всем руководит "Единая Россия". Сейчас, когда наступил кризис, она обратилась к другим партиям с призывом "дружить", то есть совместно нести ответственность за кризис и так далее. Получается: ответсственность за то, что сделала "Единая Россия", они предлагают разделить на всех?

А.К.: Нет. Одно дело, если бы они хотели именно совместно решать вопросы - давайте. Но они-то призывают подписаться под теми решениями, которые разработала правящая партия. Их они считают единственно правильными, верными и окончательными. Вот под ними и должны стоять подписи всех. Неудивительно, что все партии отказались от этого. Если затеяли совместное дело, давайте и будем делать его совместно, выработаем общее решение, но этого-то нет. Есть посыл: подпишитесь под тем, что мы разработали, и вы все должны выполнять. Я не согласен с этой политикой и с этой позицией. Вы посмотрите по месяцам: прогнозы, которые дает правительство, и то, что происходит на деле. Они говорят: мы выведем страну из кризиса. У меня эти заявления вызывают большие сомнения.