"Долгая борьба с федеральным центром за сохранение национально-регионального компонента в образовательном стандарте дала определенные результаты. Мы будем и дальше отстаивать нашу позицию", - заявил 7 мая журналистам председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.

На пресс-конференции с участием, помимо Разиля Валеева, и первого замминистра образования и науки РТ Данила Мустафина, атмосфера была явно наэлектризована. По тону речей и решительности высказываний чувствовалось, что еще немного, и ударит молния - тема регионального компонента для некоторых депутатов стала чем-то вроде своеобразного "нашего ответа Чемберлену".

Собственно, сама тема пресс-конференции - "Национально-региональная составляющая в федеральном государственном образовательном стандарте: проблемы и перспективы" была явной уступкой политкорректности и могла бы звучать несколько иначе, например, "Доколе?" или "Но пасаран!". Выступавшие не скупились на упреки в адрес федерального центра. "Атака идет широким фронтом, - предупредил журналистов Разиль Валеев, имея в виду последние инициативы Минобрнауки России в отношении образования на татарском языке. - Сначала детские сады, затем школы и теперь дошли до высшего образования".

"Дошли" - это, естественно, федералы. Очередной провокацией "с той стороны" было признано предложение замминистра образования РФ Александра Рождественского разработать проекты уставов вузов, где преподавание на татарском было бы факультативом, а основное обучение велось бы на русском языке. "Как же в этом случае будут готовить специалистов по родному языку?" - задал резонный вопрос первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин, забыв, вероятно, что английский с немецким тоже каким-то образом в вузах преподают на русском. Впрочем, тут же выяснилось, что противник уже оставил занятую высоту - из федерального проекта уставов пункт о преподавании в вузах исключительно на русском исчез сам собой.

Как сообщил Данил Мустафин, в Татарстане сейчас работают 1138 татарских школ. Кроме того, татарский учат практически во всех образовательных школах республики... и "у каждого ученика должен быть выбор, на каком языке он хочет обучаться". А вот с принятием нового образовательного стандарта возможность выбора исчезнет, поскольку в базовой (инвариантной) части национально-региональный компонент "предусмотрен совершенно недостаточно". Перевод же этого компонента в вариативную часть и упор на преподавание его в качестве факультатива сделает изучение татарского языка "неэффективным".

Короче говоря, смысл всех речей и выступлений татарстанских депутатов можно свести к одному: "не замай". При этом никто из парламентариев не хочет признавать другой истины - преподавание татарского языка в нынешнем объеме "пятьдесят на пятьдесят" мешает усвоению общегосударственного русского языка не только тем же татарам, но и русским, которых в республике чуть меньше половины. Возмущенные письма и целые форумы в интернете, посвященные насильному обучению татарскому языку, вызывают ярость депутатов-националистов. "Эти люди (среди которых, к сожалению, встречаются и татары), не любят свою республику и татарский народ", - заявляют в кулуарах Госсовета поборники татарстанской самости, забывая, что заставить любить (даже очень развитую культуру и весьма выразительный язык) еще никому не удавалось.

Тем не менее, как заявил в итоге встречи Разиль Валеев, "и руководство республики, и Госсовет будут использовать все правовые возможности для разрешения проблемы". Принципиальную позицию Татарстана давно высказал президент Минтимер Шаймиев, и сейчас депутаты Госсовета вместе с коллегами из минобраза РТ активно работают в составе группы, созданной при Государственной Думе. "Если же вопрос не решится, мы будем вынуждены обратиться в Конституционный суд России", - пообещал Разиль Валеев. О дальнейших этапах борьбы Татарстана за "национально-региональный компонент" в рамках этой пресс-конференции уже не говорилось.