Татарстанский парламент настроен на долгую борьбу с федеральным центром
Москва, 7 мая, 2009, 20:35 — ИА Регнум. "Долгая борьба с федеральным центром за сохранение национально-регионального компонента в образовательном стандарте дала определенные результаты. Мы будем и дальше отстаивать нашу позицию", - заявил 7 мая журналистам председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.
На пресс-конференции с участием, помимо Разиля Валеева, и первого замминистра образования и науки РТ Данила Мустафина, атмосфера была явно наэлектризована. По тону речей и решительности высказываний чувствовалось, что еще немного, и ударит молния - тема регионального компонента для некоторых депутатов стала чем-то вроде своеобразного "нашего ответа Чемберлену".
Собственно, сама тема пресс-конференции - "Национально-региональная составляющая в федеральном государственном образовательном стандарте: проблемы и перспективы" была явной уступкой политкорректности и могла бы звучать несколько иначе, например, "Доколе?" или "Но пасаран!". Выступавшие не скупились на упреки в адрес федерального центра. "Атака идет широким фронтом, - предупредил журналистов Разиль Валеев, имея в виду последние инициативы Минобрнауки России в отношении образования на татарском языке. - Сначала детские сады, затем школы и теперь дошли до высшего образования".
"Дошли" - это, естественно, федералы. Очередной провокацией "с той стороны" было признано предложение замминистра образования РФ
Как сообщил Данил Мустафин, в Татарстане сейчас работают 1138 татарских школ. Кроме того, татарский учат практически во всех образовательных школах республики... и "у каждого ученика должен быть выбор, на каком языке он хочет обучаться". А вот с принятием нового образовательного стандарта возможность выбора исчезнет, поскольку в базовой (инвариантной) части национально-региональный компонент "предусмотрен совершенно недостаточно". Перевод же этого компонента в вариативную часть и упор на преподавание его в качестве факультатива сделает изучение татарского языка "неэффективным".
Короче говоря, смысл всех речей и выступлений татарстанских депутатов можно свести к одному: "не замай". При этом никто из парламентариев не хочет признавать другой истины - преподавание татарского языка в нынешнем объеме "пятьдесят на пятьдесят" мешает усвоению общегосударственного русского языка не только тем же татарам, но и русским, которых в республике чуть меньше половины. Возмущенные письма и целые форумы в интернете, посвященные насильному обучению татарскому языку, вызывают ярость депутатов-националистов. "Эти люди (среди которых, к сожалению, встречаются и татары), не любят свою республику и татарский народ", - заявляют в кулуарах Госсовета поборники татарстанской самости, забывая, что заставить любить (даже очень развитую культуру и весьма выразительный язык) еще никому не удавалось.
Тем не менее, как заявил в итоге встречи Разиль Валеев, "и руководство республики, и Госсовет будут использовать все правовые возможности для разрешения проблемы". Принципиальную позицию Татарстана давно высказал президент