В Цхинвале прошёл круглый стол по теме "Динамика развития демократических институтов Республики Южная Осетия в первый год признания независимости", организованный уполномоченным по правам человека Южной Осетии Давидом Санакоевым и Центром мониторинга демократических процессов "Кворум" (Москва). В работе приняли также участие представители парламента, администрации президента, правительства республики, эксперты из Цхинвала и Москвы.

Как передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости, открывая мероприятие, Давид Санакоев сказал, что "до признания Южной Осетии многие смотрели на неё другими глазами". "А сейчас уже многие сотрудники международных организаций относятся с большим вниманием к практике строительства демократических институтов в республике. Демократические институты созданы, теперь необходимо работать над вопросами технической организации", - заявил он.

Заместитель председателя парламента Южной Осетии Тарзан Кокойты, приветствуя участников круглого стола, подчеркнул: "Мы ничего ни от кого не таим, обсуждаем множество проблем в обществе, возникших после войны в августе 2008 года. Жители республики находятся в шоке от последствий войны. Нам не надо вводить в заблуждение мировое сообщество, иначе мы не успокоим народ. Роль парламента в истории Южной Осетии очень велика, вначале он был единственным инструментом выживания народа. Всё, что создано в Южной Осетии, включая институт президенства, было создано парламентом и объявленными им референдумами. Демократические институты, партии - важный элемент демократического развития, но ещё важнее, главнейшая роль политического руководства по формированию политических институтов. Однако, если проанализировать опубликованные списки кандидатов в депутаты парламента, то возникают сомнения, что из них можно сформировать костяк профессионального парламента".

Управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров высказал мнение, что одной из центральных задач развития современных демократических институтов в Южной Осетии является создание практики публичного экспертного обсуждения тактических и стратегических проблем Южной Осетии, в котором должны быть протестированы программы политических партий и профессиональные кадры их партийных списков. Сама практика публичной экспертизы, по его мнению, является самостоятельным демократическим институтом: "Такой опыт станет важнейшим инструментом не только дополнительной внутренней легитимации Южной Осетии, но и её внешней легитимации как современного демократического государства". "Признание независимости - действительно только начало длительного и конфликтного пути её защиты, особенно в контексте государственного банкротства Грузии, естественным "экспертом" в делах которой должны стать специалисты из Южной Осетии", - заявил он.

Советник президента Южной Осетии Константин Кочиев заявил: "Понимание демократии и путей демократизации на территории бывшего СССР оказались весьма различны. "Демократия - это вам не лобио кушать", - говорил, например, один из политических деятелей Грузии. Очень часто, когда в политическом пространстве Южной Осетии говорится о демократии, имеется в виду именно "югоосетинское понимание" демократии, сложившееся в прежние времена, то есть как "власти народа". Из испытаний в своей истории Осетия-Алания вышла в виде "конфедерации демократий" (ныхасов). Эти демократические принципы стали ядром югоосетинского политического мировоззрения на века. И сейчас они были актуализированы как важнейший источник нашей государственности. В советское время грузинская государственность пыталась ликвидировать югоосетинскую автономию как югоосетинскую государственность. Для противодействия этому политический класс Южной Осетии обратился к традиционным принципам народовластия. После распада СССР эти принципы были не очень актуальны для республик бывшего СССР, получивших свою независимую государственность "на блюдечке", а у Южной Осетии просто не было иного выбора, как утвердить свою государственность на принципах народовластия. Сейчас есть необходимость посмотреть на демократию в Южной Осетии с новых позиций. Демократия как "власть народа" была исполнена в Южной Осетии в полной мере. Мировая практика показывает, что она может быть использована для деструкции. После введения выборов в парламент по партийным спискам возникла необходимость создать полноценные партии. Действующая демократия эффективна, теперь стоит задача достроить её институты".

Представитель Европейского центра геополитического анализа (Варшава - Киев) Марина Кочеткова обратила внимание собравшихся, что "НПО Южной Осетии необходимо принимать участие в мероприятиях международных организаций, включая ОБСЕ, в обсуждении демократических стандартов проведения и мониторинга выборов. Это может быть началом формирования международного "клуба друзей Южной Осетии"".

Советник министра иностранных дел Южной Осетии Беса Биазарти отметил, что "из-за односторонней информации из Грузии республика находится в информационной блокаде и качественная экспертиза из самой Южной Осетии вызывает живой интерес и спрос в международных организациях и неангажированных западных НПО". Он полагает, что в определении будущего страны необходимо соединять две главные функции государства - развитие и безопасность, определить национальные её интересы, приоритеты эффективного развития вокруг интересов Южной Осетии, осетинского народа и России. Эксперт предложил создать в Южной Осетии "площадку для выработки модельных решений России для развития всего Кавказа".

Экономист, доцент Югоосетинского университета Геннадий Кокоев заявил: "Без своего традиционного демократизма народ Южной Осетии за эти 20 лет просто не выжил бы, однако в экономике и политике республики преобладает этатизм, а политические партии не связаны с экономическими интересами. Нет и экономического класса, который создал бы независимые СМИ. В силу объективных исторических причин - 65% взрослых мужчин являются сотрудниками силовых структур. Теперь, когда республика признана, нет оснований скрывать существующие проблемы развития демократической системы страны, включая разделение властей, местное самоуправление, формирование профессионального парламента, экономического планирования, включая определение ущерба от войны, объём которого до сих пор не определён".

Директор Международного института новейших государств (Москва) Алексей Мартынов обратил внимание на длительность современной демократической традиции в Южной Осетии: пройдут выборы в пятый созыв парламента, три раза прошли выборы президента, дважды прошли референдумы. "Даже в условиях не прекращавшейся 19 лет войны, блокады, фактического отсутствия экономики были заложены основы демократии, теперь главная задача - ответственность граждан Южной Осетии за свою признанную государственность. Нет важнее задачи, чем определение образа будущего югоосетинского народа".

Генеральный директор Центра мониторинга демократических процессов "Кворум" (Москва) Алексей Кочетков ознакомил собравшихся с результатами экспертного анализа законодательства Южной Осетии: "Законодательство республики соответствует общеевропейским стандартам. У аналитиков Центра нет к нему вопросов, но есть вопросы к Конституции страны в части, касающейся прав человека: ареста с санкции прокурора, а не лишь по решению суда, толкования законов парламентом, а не Конституционным (или Верховным) судом, декоративности функций местного самоуправления, а также в избирательном законодательстве - относительно полномочий международных наблюдателей на выборах".

Помощник президента Южной Осетии по отношениям с НПО и политическими партиями Коста Дзугаев констатировал наличие "сложившейся демократической практики" в стране, но высказал обеспокоенность сложившейся предвыборной ситуацией. "Послевоенный шок от массовых убийств, геноцидной агрессии продолжает действовать. Сотни семей в трауре. Массовый поток гуманитарной помощи обнаружил институциональную неподготовленность к её распределению, выявил наиболее полный социальный портрет общества - большинство людей недовольно. До сих пор не началось массовое восстановление жилья, полная выплата компенсаций, - к счастью, этот вопрос сдвигается с мёртвой точки. Предстоящие выборы в парламент будут сложными. Учитывая протестные настроения, не исключено, что коммунисты в парламенте могут получить большинство, что вновь, как некогда прежде, может сделать парламент антипрезидентским. Кроме того, даже по российским меркам огромная сумма в 11,5 млрд рублей на восстановление республики подпитывает желание оппозиции получить "доступ к кормушке", которое пресекает президент Кокойты. Оппозиция ведёт к срыву выборов, предлагая по 3.000 рублей за неявку на выборы (минимальная явка, установленная в Южной Осетии законом - 50% - ИА REGNUM Новости)", - сказал помощник президента. По мнению Дзугаева, действующая власть президента Кокойты "слишком либеральна", но не имеет альтернативы, напротив - власть должна быть консолидирована вокруг президента "на обозримо близкую перспективу", а полномочия президента увеличены: "В перспективе строительства новой конфигурации Южного Кавказа политический процесс в Южной Осетии недостаточно конструируем, особенно в ходе предвыборной кампании. Наша республика и начиналась как НПО, но некоторые НПО увлеклись получением западных грантов и перешли к политическим и параполитическим действиям против государственности Южной Осетии".

Президент Центра социальных и политических исследований "Аспект" (Москва) Георгий Фёдоров поделился с экспертами "опытом работы с молодёжью с целью снижения социальной напряжённости, в том числе - в рамках ассоциации "Гражданский контроль" - по защите избирательных прав граждан (созданию пунктов гражданского контроля, информационного сопровождения, международной деятельности, анализу правовой базы выборов). "Выборы в парламент Южной Осетии 31 мая, несомненно, будут использованы её противниками против Южной Осетии и России", - отметил эксперт.

Заместитель председателя правительства Южной Осетии, министр по делам молодёжи, спорта и туризма Элеонора Бедоева и министр печати и массовых коммуникаций Ирина Гаглоева рассказали собравшимся об опыте выработки стратегии области молодёжной политики, туризма и информационной политики в республике.

Собравшиеся эксперты поддержали высказанную в ходе обсуждения идею создания накануне парламентских выборов независимого международного пресс-центра в Цхинвале, учитывая опыт создания таких пресс-центров в Южной Осетии в 2006-2008 гг.