"Заявления о возможном получении полпредами дополнительных (в том числе хозяйственных) полномочий вызывают некоторое недоумение. Общий курс развития государства, обозначенный в последних выступлениях президента Дмитрия Медведева, имеет совсем иное направление. Это отнюдь не курс на дальнейшую бюрократизацию, увеличение чиновничьего аппарата и создание новых административных барьеров для предпринимателей. Напротив, это курс на борьбу с чиновничьей коррупцией, на развитие каналов "обратной связи" общества и органов государственной власти", - сообщил директор Алтайской школы политических исследований, профессор Юрий Чернышов ИА REGNUM Новости, комментируя слова вице-премьера РФ Дмитрия Козака о возможном получении полпредами дополнительных полномочий.

"13 апреля в резиденции "Горки" президент России Медведев сказал: "Основная проблема сейчас заключается не в отсутствии нормативных актов о контроле, а в их неукоснительном исполнении. Это, конечно, самое сложное. Потому что когда бюрократии предлагается контролировать саму себя - это, конечно, не вызывает удовольствия". Именно "контролировать самую себя" и предлагается через расширение властных полномочий полпредов. Что из этого получается, российскому обществу хорошо известно", - делает вывод эксперт.

Он продолжает: "Следует напомнить, что функции данного института, образованного указом Владимира Путина в мае 2000 года, вообще не прописаны в Конституции. Поэтому возлагать на него "властные полномочия и ответственность не только в политической, но и в социально-экономической сфере" - это значит еще дальше отодвигать политическую практику за рамки конституционного поля. Это может обострить конфликты с региональными элитами и, кроме того, стать стимулом для развития сепаратизма. Вместо "региональных баронов" мы можем получить теперь "окружных"".

В данной связи Юрию Чернышову вспоминается мнение одного депутата Госдумы, высказанное еще несколько лет назад: "Я считаю, что это - опасный институт. В конце концов, мы можем получить семь удельных княжеств, после чего до распада страны - рукой подать. Ведь посмотрите, что происходит: уже сформированы свои силовые структуры, правоохранительные структуры, сейчас там экономические структуры формируются, скоро свои правительства появятся...".

"Полпреды президента не избираются населением и не несут перед ним никакой ответственности. Возможно, этот институт себя как-то оправдывал в условиях всенародных выборов губернаторов (необходимо было координировать политику в регионах, вносить поправки в региональное законодательство). Однако теперь, когда и губернаторы фактически назначаются президентом, это звено "полпредов над полпредами" окончательно превратилось в "пятое колесо" российской власти. Придание этому институту несвойственных ему хозяйственных функций, возможно, отвечает интересам каких-то лоббистских кругов, ищущих для себя новое и прибыльное занятие. Однако, данная мера никак не будет способствовать выходу российской экономики из кризиса. Путь к выходу лежит в совсем другом направлении - через снятие лишних административных барьеров, сокращение расходов на дублирующие бюрократические структуры, через высвобождение хозяйственной и общественной инициативы в регионах России", - резюмировал директор Алтайской школы политических исследований, профессор Юрий Чернышов.